С первых дней своего существования Советское правительство развернуло борьбу за прекращение мировой империалистической войны. 8 ноября (26 октября) 1917 года II Всероссийский съезд Советов принял декрет о мире, явившийся программой борьбы за всеобщий мир без аннексий и контрибуций. Выполняя решение II съезда Советов, руководимое В. И. Лениным Советское правительство неоднократно делало предложения о мире как державам германского блока, так и бывшим союзникам России. Однако правительства стран Антанты и США игнорировали предложения Советского правительства. Ввиду того что Англия, Франция, США, Италия и другие союзные государства не присоединились к переговорам о всеобщем мире, Советское правительство было вынуждено без их участия приступить к переговорам с Германией и ее союзниками. Переговоры были начаты в декабре 1917 года в Брест-Литовске.
Красин внимательно следил за ходом переговоров. В один из перерывов, когда советская делегация приехала в Петроград, Красин явился в Смольный и предложил свои услуги. Он был вовлечен в работу финансовой и экономической комиссий и оказался очень полезен. Знание экономической жизни и России и Германии определило реализм его предложений.
Переговоры окончились 3 марта 1918 года подписанием мирного договора.
Несмотря на грабительские условия Брест-Литовского мира — отторжение значительных территорий, наложение тяжелых экономических обязательств,— Советская страна получила передышку, необходимую для укрепления Советской власти, создания Красной Армии и ликвидации хозяйственной разрухи.
Вместе с тем Брест-Литовский мирный договор оставлял неурегулированным ряд вопросов, касающихся границ Советской республики. Этим воспользовалось германское правительство для продолжения агрессивных действий против Советской России. Немецкие войска оккупировали Украину и вторглись в Крым. Они повели наступление на Орел, Курск и Воронеж. Германские подводные лодки топили мирные советские суда у мурманского побережья и в Черном море, блокировали Новороссийск.
Чтобы положить конец такому положению, Советское правительство в апреле 1918 года предложило правительству Германии новые переговоры. Они начались в июне 1918 года в Берлине и происходили в исключительно сложной обстановке. Меньшая, но более влиятельная часть правящих кругов Германии, возглавляемая генеральным штабом и поддерживаемая рядом крупнейших монополистических объединений, стояла за неприкрытую военную агрессию против Советской России. Другая часть правящих и торгово-промышленных кругов вынашивала планы закабаления и ограбления России путем экономической экспансии; с этой целью она была готова идти на урегулирование отношений с Советской Россией на мирной основе. Причем те и другие хотели за счет Советской страны получить средства, необходимые для продолжения империалистической войны.
Перед советскими дипломатами, участвовавшими в берлинских переговорах, стояла выдвинутая В. И. Лениным задача — ограничить хищнические аппетиты империалистической Германии, отстоять права и интересы Советской республики, укрепить мир. Вместе с другими советскими дипломатами в переговорах с Германией принимал участие Л. Б. Красин. Он был включен в состав финансовой комиссии. Характеризуя Красина как делового человека, В. И. Ленин одобрительно отнесся к его участию в переговорах и выразил надежду, что это будет способствовать их успеху.
Л. Б. Красин был хорошо знаком с политической обстановкой в Германии, имел широкие личные связи среди различных общественных слоев этой страны и использовал их для воздействия на деловые круги и общественное мнение Германии в пользу укрепления мирных политических и экономических отношений с Советской Россией. Со стороны Германии в переговорах принимали участие представители ведомства иностранных дел, рейхсканцелярии и верховного командования. В июне Красин имел встречу с генерал-квартирмейстером генерального штаба немецкой армии Людендорфом. Отстаивая ленинскую политику, направленную на достижение действительного мира, Красин стремился доказать, что интересам Германии гораздо более соответствует не война, а мир с Россией и установление с нею широких деловых связей на основе учета взаимных интересов.
К началу июля переговоры в финансовой комиссии были в основном закончены, но по решению Народного комиссариата иностранных дел (НКИД) Красин был оставлен в Берлине для участия в работе политической комиссии. 7 июля Л. Б. Красин и советский полпред в Берлине имели встречу с Штреземаном, лидером национал-либеральной партии, принимавшим личное участие в переговорах. В беседе, длившейся пять с половиной часов, были затронуты различные стороны советско-германских отношений. Во время встречи Л. Б. Красин обрисовал хозяйственное положение Советской России, подчеркнув перспективы ее развития по социалистическому пути. Он выразил сожаление по поводу отсутствия нормальных экономических связей между Германией и Советской Россией и в качестве первого шага к налаживанию торговых отношений предложил конкретную торговую операцию: немецкая сторона поставляет в Петроград пароход угля и получает взамен медь, марганец, лен и вывозит их тем же пароходом. Переговоры в Берлине были чрезвычайно затруднены провокационным убийством германского посла в Москве Мирбаха, совершенным левыми эсерами. Только благодаря действительному стремлению Советского правительства к миру переговоры были доведены до конца.
В результате переговоров 27 августа 1918 года были подписаны три Добавочных договора к Брест-Литовскому мирному договору, согласно которым предусматривалось установление демаркационных линий для всех занятых германскими войсками территорий. Были урегулированы также финансовые обязательства. Условия Добавочных договоров были тяжелыми для Советской России, однако их заключение было определенным выигрышем советской дипломатии, так как обеспечивало продление мирной передышки, ограничивало возможности дальнейшей германской агрессии и вмешательства Германии во внутренние дела Советской республики, а в некоторых пунктах, как, например, в вопросе об очищении ряда советских территорий от оккупационных войск, договоры представляли
прямое улучшение положения Советской России.
Переговоры в Берлине были использованы советскими дипломатами для возобновления торговых сношений с Германией. В июле 1918 года Л. Б. Красин начал переговоры с фирмой «Гуго Стиннес», закончившиеся подписанием соглашения на поставку угля Советской России в обмен на железный лом, медную стружку, лен и другие товары. Во исполнение этого соглашения в первых числах августа из Германии в Петроград вышел пароход «Анни Гуго Стиннес», гружениый углем. Это был первый германский пароход, отправлявшийся в русский порт после четырехлетнего перерыва в торговле. В сентябре в Петроград прибыл второй немецкий пароход «Эдмунд Гуго Стиннес». На этих пароходах было доставлено в Советскую Россию 5750 тонн угля.
Почти одновременно с переговорами с фирмой «Гуго Стиннес» были начаты переговоры с германским министерством торговли и промышленности, закончившиеся подписанием договора 7 октября 1918 года на доставку в Советскую Россию 100 тысяч тонн угля и кокса в обмен на лен, пеньку и другие товары. Решением Совета Народных Комиссаров реализация этого соглашения была возложена на Л. Б. Красина с предоставлением ему чрезвычайных полномочий.
В середине августа 1918 года Красин вернулся из Берлина в Москву. Решением правительства он был введен в состав Президиума Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ), где ему поручили организацию внешней торговли. В ноябре 1918 года он был назначен народным комиссаром торговли и промышленности. Красин оставался руководителем внешней торговли все последующие годы до конца жизни. На этом посту он приложил немало усилий для ликвидации экономической и политической изоляции Советской страны.
Сразу после заключения Брест-Литовского мира Советское правительство приступило к выработке планов развития торгово-экономических отношений со всеми странами. Мероприятия, намеченные в области развертывания внешней торговли, являлись составной частью ленинского плана приступа к социалистическому строительству. Однако намеченные Советским правительством планы развития экономических связей были осуществлены лишь в незначительной степени, ввиду того что державы Антанты и США стали на путь вооруженной интервенции и блокады Советской России. Торговые связи с Германией ограничились упомянутыми выше соглашениями о поставке угля.
Немного более оживленными были торговые сношения с нейтральными скандинавскими странами, особенно со Швецией. Они велись под руководством и при непосредственном участии полномочного представителя Советской России в Швеции В. В. Воровского.
Первые попытки завязывания торговых сношений со шведскими фирмами относятся к апрелю 1918 года. В обмен на лен и пеньку шведы продавали нам пилы, косы, ножовки. В мае 1918 года шведским правительством была назначена особая делегация под председательством генерального консула в Петрограде Видестрема для переговоров о торговле с Советской Россией. В ходе переговоров был заключен ряд соглашений на поставку Советской России из Швеции кос, пил, сельскохозяйственных машин и других товаров первой необходимости в обмен на лен и пеньку. Переговоры закончились в октябре 1918 года подписанием договора о товарообмене, основанного на принципе компенсационной торговли. Подписание договора привело к оживлению торговых сношений со Швецией. За 1918 год из Советской России было вывезено в Швецию товаров на 7 508 980 шведских крон, из Швеции в Советскую Россию — на 6 159 759 шведских крон, кроме того, транзитом через Швецию прошло товаров для Советской России на сумму 4 732 454 шведских крон. Ряд торговых сделок был заключен в Дании. В октябре 1918 года при участии Л. Б. Красина начались переговоры о товарообмене с финляндским «Временным экономическим комитетом» в Петрограде. Это привело к заключению ряда соглашений на покупку бумаги в Финляндии.
В конце 1918 года, однако, исчезла всякая возможность ведения нормальных торговых операций. В ноябре 1918 года Германия разорвала дипломатические отношения с РСФСР. В декабре ее примеру последовали Швеция и Дания. Кольцо блокады плотно сомкнулось. Советская республика вступила в наиболее тяжелый период гражданской войны и военной иностранной интервенции.
Осенью 1918 года почти одновременно с назначением на пост народного комиссара торговли и промышленности Л. Б. Красин возглавил работу Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной Армии. Комиссия выполняла ответственные задания правительства по снабжению армии боеприпасами, обмундированием, продовольствием. В ее задачи входило в условиях гражданской войны, иностранной военной интервенции, крайней разрухи, голода и острейшего топливного кризиса поставить производство на службу армии. Немалую роль в решении этой задачи сыграли меры по учету и мобилизации технической интеллигенции страны, ученых, инженеров, студентов старших курсов технических вузов. В декабре 1918 года по инициативе В. И. Ленина и Л. Б. Красина Советом Народных Комиссаров был принят соответствующий декрет о мобилизации технической интеллигенции, о создании для нее благоприятных условий работы.
Преодолевая неимоверные трудности, Чрезвычайная комиссия не ограничивалась удовлетворением ближайших нужд, как бы остры
они ни были, и стремилась решать широкие, перспективные задачи развития народного хозяйства. Так, по инициативе Комиссии летом 1918 года были начаты работы по исследованию Курской магнитной аномалии. До этого Курская магнитная аномалия была в какой-то степени исследована немецким профессором Лейстом. Однако весной 1918 года он уехал в Германию, захватив с собой все результаты исследований, и вскоре умер. Карты, планы, вычисления — все попало в руки германского правительства. Вскоре в Советскую Россию прибыли его представители и предложили Красину купить у них результаты работ Лейста, назначив высокую цену. Немцам было отказано, и Л. Б. Красин обратился к академику П. П. Лазареву с предложением заново произвести исследования силами советских ученых. Предложение было принято. Летом 1919 года экспедиция под руководством Лазарева и с участием академика А. Н. Крылова и профессора А. Д. Архангельского в исключительно трудных условиях прифронтовой полосы приступила к работе. Кабинетом, лабораторией, жильем для экспедиции был вагон-теплушка, специально выделенный для этой цели по распоряжению Красина. Осенью экспедиция вернулась в Москву из-за невозможности продолжать исследования ввиду наступления деникинских войск, но и то, что было сделано за лето, представляло большую ценность. На совещании научно-технического отдела ВСНХ работа экспедиции получила высокую оценку и было признано необходимым продолжать ее.
В марте 1919 года Л. Б. Красину была поручена еще одна ответственнейшая и труднейшая по тем временам работа: он был назначен наркомом путей сообщения и оставался на этом посту до марта 1920 года. Одновременно он оставался также и наркомом внешней торговли. В то время разруха на транспорте достигла крайних пределов: подвижной состав, пути были разрушены в результате гражданской войны и интервенции; транспорт испытывал невиданный топливный кризис.
Однако благодаря лучшей организации эксплуатации железных дорог, централизации управления, привлечению лучших технических кадров в 1919 году удалось перевезти грузов больше, чем за соответствующий период 1918 года. Тем самым были обеспечены воинские перевозки и в какой-то мере снабжение промышленности топливом и сырьем, а населения — продовольствием.
1919 год был годом коренного перелома в ходе гражданской войны, закончившимся разгромом основных сил внутренней контрреволюции и иностранной интервенции. К осени этого года некоторые более дальновидные политические деятели западных держав стали постепенно склоняться к миру с Советской Россией. Первыми на путь переговоров с Советской республикой стали правительства прибалтийских государств, в частности эстонское правительство. Переговоры с ним были начаты в Пскове в сентябре 1919 года. Л. Б. Красин был включен в состав советской делегации.
С самого начала переговоров стало ясно, что эстонская делегация действовала в высшей степени не самостоятельно, а с оглядкой на Запад. Уже после приветственной речи Л. Б. Красина на первом заседании 17 сентября эстонская делегация попросила сделать перерыв. К концу дня, заявив о необходимости пригласить представителей Латвии, Литвы, Финляндии, эстонская делегация прекратила переговоры, хотя член коллегии Народного комиссариата иностранных дел М. М. Литвинов сообщил, что со стороны Советского правительства этим государствам уже сделаны предложения вступить в мирные переговоры. Переговоры возобновились лишь в декабре 1919 года в Юрьеве (ныне Тарту). Эстонские делегаты вновь следовали курсу нескончаемых затяжек и проволочек. Л. Б. Красин, возглавлявший советскую делегацию, проявил терпеливость и приложил много сил, чтобы обеспечить успех переговоров. Но время шло, обстановка начала изменяться, появилась возможность начать более важные переговоры с Антантой, и для их подготовки Советское правительство отозвало Л. Б. Красина из Юрьева. Переговоры с Эстонией были продолжены без него и закончились подписанием мирного договора 2 февраля 1920 года.