Сравнительно высокого уровня развития достигла философия в эпоху феодализма в Закавказье и Средней Азии.
В Азербайджане феодальные отношения складываются в III—IV вв. В конце VII в. страна была завоевана арабами. Здесь, как и во всем Закавказье и Средней Азии, философская и общественно-политическая мысль развивалась в этот период в русле
арабоязычной философии. Основные идейные течения арабского мира имели своих сторонников и в этих странах. Значительное распространение в Азербайджане получают маздакизм, манихейство, восточный перипатетизм, суфизм. Видным представителем восточного перипатетизма был А. Г. Бахманяр (ум. 1065). В своих произведениях, написанных на арабском языке, Бахманяр пытается сочетать философию Аристотеля с неоплатонизмом.
Самым крупным представителем прогрессивной общественно-политической и философской мысли Азербайджана в этот период был поэт и мыслитель Низами Гянджеви (1141—1209). По своим философским взглядам Низами был~в основном идеалистом, но в его трудах содержались и значительные элементы стихийного материализма и диалектики. Природа, по его мнению, состоит из четырех материальных элементов — огня, воды, воздуха и земли, которые при известных условиях переходят друг в друга. Материальный мир существует во времени и пространстве и познаваем. Познавательная сила человеческого разума могущественна. Вслед за Гераклитом Низами говорил: «Как не остается постоянной вода ц одном и том же потоке, так нет ничего постоянного в мире».
Низами, выражая чаяния угнетенных народных масс, подверг суровой критике общественные порядки, быт и нравы современного ему общества, смело выступая против социальной несправедливости и жестокого феодального гнета. «Злой тюрьмой» он называет феодальное общество, в котором господствуют «страх и цепи». В поэме «Игбал-намэ» Низами описывает идеальный город-государство, где нет ни правителей, ни подчиненных, ни богатых, ни бедных, где все граждане пользуются полной свободой и одинаковыми правами.
Возникновение и формирование общественной и философской мысли в Армении относится к IV в., когда в стране начали складываться феодальные отношения. Значительное место среди армянских мыслителей этого периода занимал Езник Кохбеци (V в.)— основоположник древнеармянского литературного языка, автор сочинения «Опровержение сект», в котором он выступает против дуалистической философии Мани.
Наиболее известными представителями философской и общественной мысли Армении в эпоху феодализма были Давид Анахт, А. Ширакаци, И. Воротнеци и Г. Татеваци.
Давид (VI в.), идеолог феодальной знати, был идеалистом, представителем армянского неоплатонизма. Он утверждал, что материальный мир есть порождение мирового духа, бога, что божественное провидение правит миром. Однако в воззрениях Давида содержались и элементы материализма. Большой интерес представляют его учение о трех родах бытия (бытие сомнительное, возможное в мышлении и независимое от мышления) и его теория познания. Природа, так же как и бог, согласно Давиду, не зависит от сознания. Мир познаваем; исходный момент и первая ступень познания — ощущение, остальные его ступени — воображение, мнение, размышление и разум.
Крупным представителем научной и философской мысли Армении был известный математик, астроном и географ А. Ширакаци (VII в.). Он выступил с критикой библейского толкования происхождения природных явлений; природу и все предметы окружающей действительности он считал состоящими из сочетания четырех элементов — земли, воды, огня и воздуха, которые переходят друг в друга. В своих произведениях Ширакаци пытался представить мир в движении и изменении.
Важную роль в развитии философской мысли в Армении сыграл Й. Воротнеци (1315 — ок. 1388), написавший комментарии к сочинениям Аристотеля и Порфирия. Основной вопрос философии он решает идеалистически, однако природа, по его мнению, существует не в боге, а вне его. Элементы материализма имеются также в его теории познания: познание рассматривается им как отражение разумом явлений внешнего мира, существующего независимо от познающего субъекта. Истинность мышления подтверждается соответствием мысли внешним предметам.
Дальнейшее развитие философская мысль Армении получила в творчестве Г. Татеваци (1340—1411). Хотя он был идеалистом, но в решении некоторых важнейших вопросов философии отклонялся от церковно-идеалистических канонов, пытаясь дать свое оригинальное их толкование. Татеваци говорил о неуничтожимости материального мира, его вечном движении и изменении; он впервые в Армении исследовал проблему случайности и необходимости. После Татеваци философская мысль в Армении переживает кризис, вызванный общим упадком экономической и культурной жизни страны.
В IV в. в Колхиде (Западная Грузия) существовала школа риторического и философского образования — средоточие античной культуры. В противовес церковной догматике уже в VI в. начинает складываться светская идеология, представители которой (Айэт и Партадзе) считают самым важным решение вопросов земной жизни.
XI—XII века —важная веха в истории Грузии. Это был период завершения освобождения Грузии от арабских завоевателей и ее объединения, создания централизованного Грузинского государства.
Крупным представителем философской и общественной мысли этого периода был Моанэ Петрици (ок. 1055—1130), получивший образование в Византии в философской школе М. Пселла и И. Итала. Петрици был идеалистом-неоплатоником. Центральное место в его философии занимала проблема общего.
Петрици доказывал, что общее (мир идей) составляет абсолютное начало и причину множественности (мира вещей). Но он также говорил о несотворенности материи, высоко ценил человеческий разум и логическое мышление, что противоречило догматам религии. Заслуга Петрици состоит в том, что он распространял идеи античной философии в Грузии, отстаивал самостоятельность философии.
Важную роль в развитии общественной мысли Грузии играл Шота Руставели (XII в.). Его поэма «Витязь в тигровой шкуре» — вершина древнегрузинской феодальной культуры, один из великих памятников мировой литературы. В мировоззрении гениального поэта очень сильна пантеистическая тенденция. Природа, по Руставели, состоит из четырех элементов — огня, воды, воздуха и земли; она вечна и независима рт человеческого сознания. Хотя «бог» и «провидение» и упоминаются в поэме Руставели, но под божеством он понимает «полноту всего сущего». В природе и обществе господствует строгая закономерность, действия человека обусловлены определенными причинами. Большое место в творчестве Руставели занимают проблемы морали, основными принципами которой он считает честность, дружбу и т. п.
Руставели — великий гуманист своего времени. В центре внимания поэта стоял человек, жизнь человека в реальном мире. Руставели был сторонником единого централизованного государства, он требовал ограничения власти монарха, выступал за строгую законность и справедливость, за человечность в обращении с подданными.
Средняя Азия — один из древних очагов цивилизации. Феодальные отношения начали здесь складываться в IV—VI вв. В IX—X вв.
народы Средней Азии освобождаются от власти арабского халифата, складываются местные феодальные государства. Большое развитие получают естественные науки, видным представителем которых был хорезмский математик, астроном и географ Аль-Хорезми (IX в.). Обобщая и развивая индийскую, греческую и арабскую математику, Аль-Хорезми первый создал алгебру как новую отрасль науки. Его сочинения «Астрономические таблицы», «Трактат о солнечных часах», «Изображение земли» и другие, переведенные на латинский язык, сыграли большую роль в истории астрономии и математики как на Востоке, так и на Западе.
Наиболее выдающимися прогрессивными мыслителями народов Средней Азии и Ближнего Востока в эпоху феодализма были Фараби, Бируни, Ибн-Сина.
Аль-Фараби (ок. 870—950)—знаменитый математик, врач и философ, был глубоким знатоком Аристотеля, написал комментарии к его философским и естественнонаучным сочинениям. В философии он был в основном идеалистом; как многие мыслители средневековья, он признавал бога первопричиной бытия, однако считал внешний мир существующим самостоятельно и независимо от сверхъестественных сил. Материальный мир состоит, по мнению Фараби, из шести природных тел или элементов (простые элементы, минералы, растения, животные, человек и небесные тела). Мир познаваем. Источники познания органы чувств, интеллект и умозрение. Первые два дают непосредственное знание, а с помощью умозрения познается сущность вещей.
Видным ученым и мыслителем был Аль-Бируни (ок. 973— 1048). Он написал много трудов по различным отраслям науки, среди них «Хронология древних народов», «Описание Индии» и др. По своим философским взглядам Бируни был идеалистом, но в своих естественнонаучных работах он высказал ряд материалистических идей. Как ученый, он не сомневался в объективном существовании прирдды и ее закономерностей. Природа, говорил Аль-Бируни, находится в постоянном изменении и развитии. Материя сама создает и изменяет форму вещей. Душа (мышление, духовные явления) суть свойства тела.
Наиболее выдающимся ученым и философом Средней Азии, а также Ирана в эпоху феодализма был уроженец Бухары таджик по происхождению Ибн-Сина (Авиценна, ок. 980—1037). Ибн-Сина был одним из величайших ученых-энциклопедистов. Не было ни одной науки в то время, которой бы он ни занимался. Но особенно ярко проявился гений Ибн-Сины в двух областях: в медицине и философии. Основной труд Ибн-Сины по медицине — «Канон врачебной науки» — представляет собой подлинную энциклопедию медицинских знаний. В течение пяти веков он служил настольной книгой для врачей как на Востоке, так и на Западе.
Не менее значительна роль Ибн-Сины в области философии. Недаром его, так же как и Фараби, называли «вторым учителем», вторым после Аристотеля, который в тот период считался непогрешимым авторитетом в вопросах науки и философии. Ибн-Синой было написано более 300 произведений, из них около 50 посвящено философским вопросам. Главное его философское сочинение — «Книга исцеления».
Философия, по определению Ибн-Сины, есть наука о бытии, как таковом. Предмет ее не те или иные частные проявления бытия, а бытие в целом. Философию Ибн-Сина делит на три части: на физику (учение о природе), логику (учение о путях познания природы и человека) и метафизику (учение о познании бытия в целом). Как великий ученый-естествоиспытатель и врач, Ибн-Сина признавал объективное существование природы. В своих естественнонаучных трудах, придерживаясь точки зрения фактов, эксперимента, он часто покидал позиции идеализма и религии, становясь на точку зрения материализма. В учении о логике Ибн-Сина в основном разделяет взгляды Аристотеля. Он многое сделал, чтобы представить логическое учение великого
древнегреческого философа в чистом виде, без тех схоластических дополнений и извращений, которым оно было подвергнуто в средние века. Излагая законы и формы логического мышления, Ибн-Сина старался вывести их из особенностей самого бытия. Логические категории и принципы, говорил Ибн-Сина, должны соответствовать вещам, т. е. закономерностям объективного мира. Это положение имело огромное значение, если учесть, что в эпоху средневековья мусульманские схоласты стремились изобразить логику не как науку, а всего лишь как искусство.
Ибн-Сина пытался решить спор между номинализмом и реализмом-(см. стр. 106), доказывая, что общее (понятие) существует в единичных предметах, составляя их сущность. В мышлении человека общее существует на основе познания реальных единичных вещей. Общее — это абстракция. Вселенная состоит из единичных вещей. Ибн-Сина обращал внимание, на взаимную связь физики, логики и метафизики. Физика дает логике идею причинности, логика вооружает физику методом. «Предметом же высшей науки (метафизики. — Авт.), — писал Ибн-Сина, — не являются отдельные вещи, предмет ее — абсолютное бытие, поскольку оно абсолютно. Содержанием ее вопросов являются те состояния бытия, которые происходят из самого бытия и неотъемлемо присущи ему».
Большое значение в философии Ибн-Сины имело различение им сущности и существования. В вещах конечных сущность не совпадает с существованием, так что из понятия о конечной вещи нельзя с необходимостью вывести ее существование. В боге же как бесконечном существе сущность и существование совпадают, так что из понятия о боге с необходимостью можно вывести его существование. Это различение было усвоено Аль-бертом Великим и от него — другими схоластиками. Влияние этой мысли можно обнаружить и у Спинозы (определение самопричины как того, сущность чего содержит в себе существование).
Центральное место в метафизике Ибн-Сины занимает теория эманации. Согласно этой теории, мир не создан богом, а возник из него естественным образом, путем эманации, т. е. не непосредственно, а через ряд порождаемых им «умов». Бог не в силах создать что-либо без наличия возможности, источник которой — несотворенная и вечная материя. Ибн-Сина учил, что если бог вечен, то вечен также и мир, ибо причина и следствие всегда связаны друг с другом: если есть причина, должно быть и следствие. Несмотря на религиозно-богословскую оболочку, теория эманации Ибн-Сины подрывала основу религиозно-мистической идеологии. Идея о вечности материального мира противоречила догматам религии.
Философские и естественнонаучные взгляды Ибн-Сины оказали огромное влияние на дальнейшее развитие науки и философии как на Востоке, так и на Западе.
Материалистические по существу идеи пропагандировал и выдающийся математик, астроном, поэт и мыслитель Омар Хайям (1040—1123). Он критиковал религиозные догматы и схоластику мусульманских теологов, отрицал бессмертие души и существование потустороннего мира.