Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

Заключение


Краткий очерк истории философии
Под ред. М. Т. Иовчука, Т. И. Ойзермана, И. Я. Щипанова.
М., изд-во «Мысль», 1971 г.
OCR Biografia.Ru


Рассмотренные выше важнейшие вехи истории философской мысли человечества от древности до наших дней показывают, что со времени своего зарождения философия прошла большой и сложный путь. В процессе формирования, распространения и смены различных философских течений, борьбы материализма и идеализма, диалектики и метафизики решался основной вопрос философии — об отношении мышления к бытию, возникали и получали решение другие философские проблемы, шло приращение и развитие знаний об общих законах бытия и познания, преодолевались ошибки, заблуждения и искажения истины. Таким образом, происходило поступательное движение философского познания мира от низшего к высшему, от незнания к знанию. В основе этого исторического процесса развития философской мысли лежала активная практическая деятельность человека, в конечном счете развитие материального производства и в классово антагонистических обществах борьба классов; одной из важнейших движущих сил этого процесса был прогресс науки, особенно естествознания.
Борьба материализма с идеализмом, выражавшая в конечном счете противоречия интересов различных классов и социальных групп, всегда была в классовых обществах и остается ныне в центре развития философской мысли; с ней была связана и во многом от нее зависела борьба между диалектическим и метафизическим методами мышления.
Развитие философии в процессе борьбы материализма с идеализмом, диалектики с метафизикой послужило теоретической предпосылкой для возникновения в 40-х годах XIX в. подлинно научной философии современности — диалектического материализма. Уже в многообразных формах древнегреческой философии имелись в зародыше все позднейшие типы мировоззрения. В дальнейшем историческом процессе развития философской мысли первоначальные, во многом еще наивные материалистические представления древних восточных и греческих мыслителей о мире как едином и связном целом, состоящем из «первоматерии», сменились научными понятиями о материальности мира и различных формах его бытия и движения, основанными на достижениях естествознания. На их почве выросла высшая форма научно-материалистической философии — диалектический материализм, раскрывший общие законы развития объективного мира и познания, давший научную диалектическую картину многообразного, противоречивого и сложного процесса развития материального мира и человеческого мышления.
В ходе истории философии на смену первоначальным наивно-материалистическим представлениям о том, что идеи и понятия непосредственно порождаются материальными явлениями, пришли научные понятия материалистов нового времени о первичности материи как объективной реальности, воздействующей на наши чувства, и о вторичности сознания; в середине XIX в. возникло и было развито в дальнейшем диалектико-материалистическое учение о единстве объекта и субъекта, общественного бытия и общественного сознания в процессе практики и на ее основе.
Процесс развития философской мысли шел таким образом, что возникшие у древних философов донаучные представления о способности человека познать мир переросли в результате развития общественной практики и прогресса науки в материалистическую теорию познания, доказавшую, что понятия людей, верно отражающие действительность, представляют собой объективные истины. Высшей ступенью развития материалистических взглядов на мир и его познание стал диалектический материализм, выступающий как научная теория познания марксизма и рассматривающий познание мира как обусловленный развитием общественной практики диалектический процесс, в котором из относительных истин складываются абсолютные истины, а истинность познания проверяется практикой.
Если у древних мыслителей существовало во многом еще стихийное диалектическое представление о том, что мир есть единое целое, все части которого находятся во взаимной связи и взаимодействии, в движении и развитии, то последующий прогресс философской мысли привел к тому, что в большинстве философских учений, особенно в XVI—XVIII вв., укоренился неизбежный для того времени метафизический метод мышления, сводившийся главным образом к анализу и систематизации различных явлений действительности. Элементы диалектики, содержавшиеся в философских учениях XVII—XVIII вв.г и развитый в классической немецкой философии на идеалистической основе диалектический метод при всей плодотворности применения диалектики к сфере человеческой мысли не могли еще стать подлинно научным методом познания действительности. Только на новой ступени развития философской мысли (с середины XIX в.)—в философии марксизма — диалектика, ставшая материалистической, была применена к познанию всех явлений природы, общества и мышления, превратилась во всеобщий метод научного познания и революционного преобразования мира.
Философская мысль на всем протяжении своей истории, как правило, занималась социологическими проблемами, вопросами о законах развития общества, о месте человека в обществе, о смысле его жизни и т. п. От первоначальных, донаучных представлений об общественном устройстве, характерных для мыслителей древности (Платон, Аристотель и др.), и утопических теорий эпохи Возрождения (Кампанелла, Т. Мор) философская и социологическая мысль пришла к революционным идеалам общественного переустройства (просветители XVIII в., революционеры-демократы XIX в.), развивавшимся в борьбе с реакционными и консервативными взглядами на общественную жизнь. Но даже самые прогрессивные общественные идеалы не были научно обоснованы и не могли проложить путь к коренным преобразованиям общественной жизни до появления революционного движения рабочего класса и возникновения марксизма, который выработал цельное диалектико-материалисти-ческое учение, распространив его теорию и метод на познание общества. Созданный Марксом и Энгельсом исторический материализм раскрыл общие законы развития общества, стал теоретическим фундаментом борьбы за революционное преобразование капиталистического общества в коммунистическое.
Диалектический и исторический материализм послужил также теоретической основой научной этики и эстетики, а также научного атеизма.
Поступательное развитие философии происходило в различных странах мира, совершалось мыслителями многих стран в процессе постоянного идейного общения и растущих связей между народами, их культурами, их научной и общественной мыслью. С возникновением марксизма человечество получило подлинно всемирную научную философию, ставшую знаменем международного пролетариата и трудящихся масс всего мира. Если все предшествующие марксизму философские учения, в том числе и прогрессивные, связанные с освободительными движениями своей эпохи, так или иначе объясняли мир, но не могли научить, как его изменить, то диалектический и исторический материализм стал первой в истории философией революционного действия народных масс. «Социализм, превратившийся в XIX веке из мечты в науку, в XX столетии с победой Великой Октябрьской социалистической революции стал социально-политической практикой миллионных масс трудящихся».
Изложенный выше краткий очерк истории философии опровергает неправильные взгляды современных буржуазных идеологов на философскую мысль человечества. Многие современные реакционные философы принижают и третируют историю философии как «плоский оптимизм прогресса»; другие же изображают давно изжившие себя философские учения прошлого «золотым веком» человечества, утверждают, что все философские учения прошлого «нетленны» и сохраняются по сей день. Факты истории философии свидетельствуют о несостоятельности утверждений современных реакционных философов, отрицающих самостоятельность философской науки и ее исторические традиции, превращающих философию либо в придаток теологии, либо в средство истолкования «языка науки».
Яркий и содержательный процесс истории философского познания мира свидетельствует о том, что возникавшие философские проблемы и их решения оказали плодотворное влияние на науку, разбивает точку зрения буржуазных философов (неопозитивистов, прагматистов и др.), которые утверждают, что у философии не было и нет своих собственных проблем, а все ее назначение сводится к тому или иному истолкованию положений частных наук. Действительная история философской мысли опровергает нигилистический взгляд идеологов современной, реакции на историю философии как «бесплодную борьбу противоречивых мнений», далекую от истины и не имеющую якобы положительного значения для современной науки. Реакционные буржуазные философы, объявляя единственно правильной только ту философию прошлого, которой они следуют (платонизм, томизм, позитивизм и др.), вопреки исторической правде твердят, что история философской мысли, особенно от Бэкона и Декарта до наших дней, свидетельствует о ее регрессе и упадке. История философии показывает, что при всех отступлениях от научной истины в сторону идеализма и метафизики, при всей односторонности и заблуждениях, в которые нередко впадала философская мысль, все же она в целом шла вперед по пути прогрессивного развития, расширяя и совершенствуя философское познание мира и обогащая культуру человечества, способствуя решению задач, стоявших перед обществом и наукой.
При всем многообразии и богатстве материалистических философских учений от древности до наших дней они на различных этапах общественного развития характеризовались общими существенными признаками, позволяющими отнести эти учения к тому или иному историческому виду материализма.
Главными отличительными чертами философских учений, определяющими принадлежность их к тому или иному виду материализма в истории философии, являются: а) характер понимания мира, решения основного вопроса философии; б) общий способ подхода к познанию явлений мира (стихийно-диалектический, метафизический, диалектический) и соответственно этому определенный метод мышления; в) форма связи с естествознанием, характер и уровень развития которого оказывают большое влияние на содержание философии и в известной мере определяют его; г) отношение данного философского учения к общественному строю соответствующей исторической эпохи, выражающее мировоззрение определенного класса или общественной группы.
К домарксистскому материализму относятся следующие исторически сложившиеся виды его: 1) первоначальный материализм древних мыслителей, который включал в себя стихийно-диалектический подход к явлениям мира. Этот материализм был составной частью первоначально нерасчлененного знания; он, как правило, выражал мировоззрение передовых сил античного общества; 2) метафизический материализм мыслителей XVI—XVIII вв. и первой половины XIX в., включавший в себя метафизический метод мышления. Этот материализм опирался в основном на механическое естествознание; он выражал мировоззрение поднимавшейся буржуазии и других сил общества, выступавших за капиталистический путь развития; 3) материализм идеологов революционной демократии XIX в. в России и других странах, переходивших от феодализма к капитализму; он в большинстве случаев был связан с диалектическим способом подхода к явлениям мира, который его последователи рассматривали как теоретическое обоснование революционных изменений, но еще не разработали в цельный диалектический метод. Этот вид материализма опирался на стихийно-диалектическое по своему характеру естествознание и в ряде случаев — на великие естественнонаучные открытия XIX в. Как правило, этот вид материализма выражал мировоззрение крестьянства и других революционных сил, выступавших против феодального строя и его остатков. Кроме этих основных исторически сложившихся видов материализма были в истории философии и некоторые другие разновидности материализма, например пантеистический материализм Д. Бруно в XVI в., материализм китайских просветителей XV—XVIII вв., естественноисторический материализм, антропологический материализм и др. Высшим историческим видом материализма и вместе с тем принципиально новой его формой, качественно отличающейся от всех предшествовавших видов материализма, является диалектический материализм.
В истории диалектического материализма выделяются отдельные этапы и ступени, тесно связанные с изменениями в жизни общества и развитием революционного, коммунистического движения. Первым этапом в истории марксистской философии было формирование, развитие и распространение диалектического и исторического материализма Марксом, Энгельсом и их последователями в эпоху домонополистического капитализма (примерно до середины 90-х годов XIX в.). Новым, высшим этапом в истории марксистской философии является дальнейшее ее развитие В. И. Лениным, его соратниками и учениками в эпоху империализма и в начинающуюся после Октябрьской революции 1917 г. эпоху перехода к социализму, борьбы двух общественных систем и построения коммунизма. Ленинский этап в философии марксизма, начавшийся в середине 90-х годов XIX в., продолжается и в наши дни.
Диалектика, возникшая первоначально в философии мыслителей Древнего Востока и ярко выраженная в учениях Гераклита и других древнегреческих философов, прошла длительный путь исторического развития. Главными историческими формами диалектики были стихийная диалектика древних мыслителей, диалектика классической немецкой философии конца XVIII — начала XIX в., материалистическая диалектика марксизма-ленинизма.
Стихийная диалектика древних мыслителей, которая в ряде философских направлений того времени была материалистической, исходила из того, что мир не создан «никем из богов и никем из людей» (Гераклит), все части его находятся в развитии и взаимной связи. Однако эти части мира были еще не познаны наукой, не исследованы в деталях. Диалектика классической немецкой философии конца XVIII — начала XIX в. (особенно Гегеля) — в основе своей идеалистическая — была систематически разработанным методом, рассматривающим мир понятий как взаимосвязанный и развивающийся процесс, источником которого является борьба внутренних противоречий; в диалектике понятий представители классической немецкой философии, особенно Гегель, угадали диалектику вещей, материального мира. Важную роль в истории философии сыграла такая переходная от идеалистической к материалистической диалектике форма диалектики, как диалектика революционных демократов-материалистов XIX в., прежде всего русских материалистов Герцена, Белинского, Чернышевского, Добролюбова, которые понимали ее как «алгебру революции», т. е. как теоретическое обоснование революционных преобразований; в этой форме диалектики содержался «жизнеспособный элемент материалистической диалектики» (Плеханов).
Кроме указанных форм диалектики в истории философии были и другие виды диалектического мышления, которые представляли собой либо зародышевые, неразвившиеся формы диалектики, либо промежуточные ступени перехода диалектики от одной ее формы к другой. Сильные диалектические тенденции содержались в учениях некоторых восточных мыслителей (в Индии, Китае, арабских и других странах) как в древности, так и в эпоху феодализма. В материалистических учениях XVII—XVIII вв., которые по методу своего мышления были преимущественно метафизическими, особенно в системах Бэкона, Спинозы, Толанда, Дидро, Ломоносова, Радищева и других выдающихся философов, содержались ценные элементы диалектики.
Высшая историческая форма диалектики — материалистическая диалектика, представляющая «живую душу» марксизма,— наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Марксова диалектика развивается, обогащается, конкретизируя свои законы и категории путем обобщения новых процессов общественного развития и завоеваний науки. Разработка материалистической диалектики и ее творческое применение в трудах Ленина, его соратников и учеников, в документах марксистско-ленинских партий, в трудах современных ученых-марксистов представляет собой новую ступень в развитии научного диалектического познания мира.
История основных этапов развития философской мысли, различных видов материализма и форм диалектики свидетельствует о поступательном движении философского познания мира, которое никогда не останавливается на достигнутом уровне и изменяет свои формы.
Рассмотренное выше историческое развитие важнейших течений философской мысли показывает, что история философии — не простая сумма различных философских систем и школ, сменяющих друг друга, а закономерный исторический процесс, все ступени которого взаимно связаны между собой. Процесс развития философской мысли не есть филиация идей, сводящаяся к усвоению понятий и взглядов философов предшествующей эпохи мыслителями последующих эпох и к порождению старыми идеями новых философских идей независимо от общественно-исторических условий. В действительности история философии представляет собой сложный и противоречивый процесс отражения природного и общественного бытия в сознании идеологов различных классов и социальных групп. Закономерный процесс преемственности в развитии философских идей, сохранение и использование мыслительного материала предшествующих эпох в последующие периоды истории в значительной мере зависят от направления развития общества в новых исторических условиях, от интересов различных классов. Идеологи новых классов воспринимают и критически перерабатывают философское наследие прошлого, ведут борьбу с теми идеями, которые чужды и враждебны мировоззрению этих классов. Таким образом, история философии выступает как философское обобщение истории умственного развития человечества, выражение истории борьбы классов, истории культуры человечества. В содержании философской мысли нашли свое отражение великие события истории, социальные битвы, революции и переходы от одних общественных формаций к другим, эпохальные открытия науки. В передовых философских учениях воплощен богатейший жизненный опыт народов, их общественные идеалы и творческие дерзания в науке и искусстве. Нельзя поэтому понять историю человечества, его прошлое, настоящее и будущее, не зная истории философии, не изучая ее.
Как показывает история философии, развитие философской мысли никогда не было плавным и «безмятежным», свободным от противоречий и борьбы; в действительности философия всегда была партийной, выражала интересы борющихся классов общества. Факты истории философии опровергают измышления буржуазных реакционеров о том, что деление философских учений на материалистические и идеалистические «устарело», что ради «объективности» необходимо стать «выше» борьбы партий в философии. Марксистско-ленинская философия, требующая строго объективного научного познания и последовательно проводящая принцип партийности философии, выступает против буржуазного объективизма, проповедующего прекращение борьбы материализма против идеализма; марксизм учит непоколебимо стоять на позициях материализма в философии, науке, общественной жизни, непримиримо бороться против идеалистической философии, религиозных воззрений и всех других видов реакционной идеологии, ревизионизма и догматизма.
Вместе с тем марксистская история философии учит хранить, ценить и разрабатывать великое наследие философской мысли человечества, продолжать его лучшие традиции. Если философия в каждую эпоху является идеологической надстройкой над экономическим базисом, то это не означает, что она полностью уничтожается вместе с экономическим базисом, отражением которого она была. Ценные результаты философского познания, добытые на каждой ступени исторического развития, «понятийный аппарат» философии, ее логические категории сохраняются, и их глубокое изучение — лучшая школа теоретического мышления. История философской мысли показывает, что многие народы вносили свой специфический вклад в общую сокровищницу мировой культуры, в том числе и в философию. Она опровергает «европоцентристские» взгляды некоторых буржуазных историков философии, утверждающих, что в истории были «народы философские» и «народы нефилософские», что лишь «западный мир» был очагом философии, а философская мысль многих других народов не имеет-де значения для мировой философии. История всемирной, философии опровергает также и «азиацентристские» концепции, возрождаемые ныне буржуазно-националистическими и сектантскими элементами в странах Востока, концепции, согласно которым только Восток всегда был и остается «колыбелью» истинно философской мысли, тогда как Запад всегда-де был и остался равнодушным к духовному и нравственному миру людей, погряз в рационализме, практицизме и т. п. Факты истории философии Запада и Востока говорят о том, что сходные исторические условия общественной жизни порождали в различных странах близкие по своему характеру философские учения и идеи, оказывавшие влияние на развитие науки, культуры, общественной мысли народов данной страны и других стран мира.
Если некоторые философские учения, например в ряде стран Востока, не оказали прямого влияния на философию и культуру Западной Европы нового времени, то это не означает, что они стояли в стороне от мировой культуры и не имеют самостоятельного философского значения. Философское значение вклада каждого народа определяется не тем, имел ли он непосредственное влияние на философскую мысль Запада, а тем, сколь глубокими, научными и действенными были выдвинутые и развитые мыслителями этого народа философские идеи, в какой мере они оплодотворили развитие науки, искусства, культуры, освободительного движения в данной стране и в ряде других стран. Несмотря на неблагоприятные исторические условия, затруднявшие идейные связи между различными народами, общность философских идей и взглядов в учениях мыслителей различных народов, их взаимные влияния все время возрастали, о чем говорит, например, влияние арабской философии на западные страны или влияние философских идей французской революции и других западноевропейских прогрессивных учений XVIII в. на многие страны мира, в том числе и на Востоке, влияние мировоззрения русских революционных демократов XIX в. на передовых мыслителей восточноевропейских народов и т. п.
Если до марксизма философские учения, как те, которые были известны только в своих странах, так и те, которые оказывали влияние на соседние страны, в большинстве своем все же не сыграли решающей, всемирно-исторической роли в развитии философской мысли человечества, не стали мировой философией, то диалектический и исторический материализм, созданный на Западе Марксом и Энгельсом и поднятый на высшую ступень в России Лениным, представляет собой подлинно интернациональное учение, в одинаковой мере относящееся к странам Запада и Востока. Торжество марксистско-ленинских идей в социалистических странах Европы и Азии, их широкое распространение во всех странах мира опровергают измышления фальсификаторов марксизма-ленинизма о том, что марксизм связан лишь с «западным» мышлением, а ленинизм — с «восточным», что марксизм-ленинизм в целом будто бы не представляет собой интернационального учения.
«Марксизм-ленинизм стал властителем дум сотен миллионов людей на земле».
Изложенная в настоящей книге история философских учений убеждает в том, что философия развивается в тесной связи с прогрессом естествознания, подтверждает положение Энгельса о том, что с каждым составляющим эпоху открытием в науке материализм неизбежно должен менять свою форму.
История философии, особенно в XVIII—XX вв., свидетельствует, что почти все течения, относящиеся к противоположным направлениям философии, обращаются к естественным наукам и стремятся дать им свое философское объяснение; открытия естественных наук служат предметом острой философской борьбы.
История философской мысли учит, что без прочного союза с естествознанием, без серьезного естественнонаучного фундамента невозможна научная философия. В свою очередь естествознание без солидного философского обоснования не может одержать победу в борьбе против религии и реакции. Из истории философии вытекает необходимость постоянного и глубокого овладения достижениями естествознания и их философского осмысления с точки зрения диалектического материализма; без этого в современную эпоху нельзя выработать подлинно научное мировоззрение.
Изучение истории философии показывает, далее, что философия была связана не только с наукой, но и с другими сторонами духовной жизни людей, с различными формами общественного сознания (религия, политическая идеология, право, мораль, искусство). В определенные исторические эпохи в многообразных связях между философией и другими формами общественного сознания на первый план выступала какая-то одна форма общественного сознания, преобладавшая в условиях данной эпохи, оказывавшая сильное влияние на всю духовную жизнь общества. В античной Греции преобладающей формой общественного сознания была философия, вернее, то нерасчлененное мировоззрение, в котором главную роль играли философские идеи и от которого еще не отпочковались неразвитые тогда конкретные науки. В феодальном обществе преобладающей формой общественного сознания была религия, наложившая свой отпечаток и на философию, и на мораль, искусство и другие формы общественного сознания того времени.
В период XVI—XVIII вв., когда на смену феодальному строю приходило капиталистическое общество, основанное на развитии промышленности, все большее значение в сознании людей, а следовательно, и влияние на их философские взгляды приобретала наука, особенно естествознание. С конца XVIII — начала XIX в. в условиях острых социальных битв и революционных преобразований особенно большую роль в развитии общественного сознания стала играть политическая идеология, наиболее полно и определенно выражающая коренные интересы борющихся классов. Политическая идеология наряду с наукой оказывает и ныне большое и непосредственное влияние на философию.
В современный период истории диалектический и историчен ский материализм, тесно связанный с научным коммунизмом и находящий свое конкретное воплощение в политике и практической деятельности Коммунистической партии Советского Союза и других коммунистических и рабочих партий, все в большей мере опирается на науку, становящуюся непосредственной производительной силой. Марксистско-ленинское учение опирается на всю совокупность естественных и общественных наук, философски обобщает их достижения. В то же время реакционная политическая идеология империалистической буржуазии, а также религиозная идеология и другие формы буржуазного сознания оказывают тлетворное влияние на современную идеалистическую философию, толкая многих ее представителей на сознательную фальсификацию истории и современности.
До возникновения философии марксизма существовало противоречие между развитием материалистической философии и метафизическим методом мышления, который уже в XVIII — XIX вв. в известной мере ограничивал развитие науки и философии. Диалектический метод, разработанный классиками немецкой философии конца XVIII — начала XIX в. на идеалистической основе, находился в глубоком противоречии с их консервативными идеалистическими системами, которые давали превратное, а порой и ложное толкование процесса развития в природе, обществе и мышлении. Плодотворная попытка преодоления противоречия между материалистической теорией и метафизическим методом мышления была сделана русскими революционными демократами XIX в., которые стремились заменить метафизический метод диалектикой, хотя им еще и не удалось материалистически переработать гегелевскую диалектику и превратить диалектику в настоящую науку.
Разрешение противоречия между теорией и методом было достигнуто лишь в марксизме-ленинизме, ставшем первым в истории философским учением, в котором теория и метод находятся в неразрывном единстве. Международное коммунистическое движение исходит из этого неразрывного единства теории и метода марксизма, решительно отвергая попытки критиков марксизма «очистить» теорию марксизма от диалектики, лишить марксизм его «живой души», с одной стороны, и с другой — «освободить» диалектику от ее материалистических основ, свести ее лишь к диалектике понятий и тем самым превратить ее в современную схоластику. Из истории философии следует вывод о необходимости глубоко овладеть методом материалистической диалектики, научиться применять его к научному познанию и к практической деятельности, постоянно обращаться к изучению явлений и процессов природы и общества, активно участвовать в революционном преобразовании мира.
История философии показывает, что философские учения до марксизма, занимаясь различными сторонами философского знания, пытались решить так называемые онтологические проблемы, касающиеся основ и законов бытия, проблемы гносеологии — вопросы об отношении мышления к бытию и о познаваемости мира, проблемы логики, изучающей формы и законы мышления. В истории философии до марксизма не было таких философских систем, которые дали бы цельное научное решение вопросов онтологии, гносеологии и логики в их единстве. Такое решение и нельзя было дать на почве метафизического материализма, который не мог понять, что история природы и общества, а также их познание есть диалектически развивающиеся процессы. Грандиозная попытка слить в единой философской системе онтологию, гносеологию и логику была предпринята на идеалистической основе Гегелем, но подлинно научного решения этой проблемы идеализм дать не мог, поскольку он исходил из извращенного представления о действительности как саморазвитии абсолютной идеи.
Только диалектический и исторический материализм Маркса, Энгельса, Ленина решил стоявшую перед философией задачу соединить в едином и цельном учении так называемую онтологию, гносеологию и логику, доказав, что материалистическая диалектика есть и наука об общих законах объективного мира, и логика, и теория познания. Законы и категории диалектического материализма, в которых выражены всеобщие диалектические связи объективного мира, вместе с тем являются законами познания, современного научно-логического мышления.
История философской мысли показывает, что прогрессивные философские учения исходили из интересов восходящих сил общества и выдвигали передовые, а порой и революционные, общественные идеалы: о переустройстве, общества на справедливых началах, об уничтожении социального неравенства, противоположности между умственным и физическим трудом, городом и деревней, о достижении мира и сотрудничества между народами и т. п. Но до появления на исторической арене пролетариата в обществе не было силы, способной последовательно и сознательно провести великие социальные преобразования, осуществить передовые общественные идеалы трудящегося человечества.
История философии показывает, что только диалектический и исторический материализм, философски обосновывающий всемирно-историческую роль пролетариата в уничтожении капитализма и созидании коммунизма, смог впервые поставить передовые общественные идеалы на почву точной науки о законах развития общества, соединить революционную практику с научным предвидением победы социализма и коммунизма, которое подтверждается всем развитием современной жизни.
Научно-теоретической основой, философским фундаментом коммунизма является диалектический и исторический материализм — творчески развивающееся учение, превосходящее по своему идейному и теоретическому богатству и силе влияния все философские воззрения и общественно-политические идеалы прошлого и современности.
История философии не заканчивается на достигнутом уровне развития, ибо марксистско-ленинская философия никогда не остановится в своем поступательном движении. Научной философии современности, марксизму-ленинизму глубоко чужды как ревизионизм, отбрасывающий проверенные жизнью, практикой философские принципы марксизма, так и догматизм, игнорирующий изменения в развитии общества и науки, не понимающий необходимости творческого развития теории марксизма, его философии. Диалектический и исторический материализм развивается и всегда будет творчески развиваться, обогащая сокровищницу мировой философской мысли новыми выводами и положениями, раскрывать новые закономерности в развитии природы, общества и мышления, философски обобщать опыт общественного развития, достижения науки и культуры человечества.
Глубокое изучение истории философии вооружает трудящихся непоколебимой уверенйостью в торжестве учения марксизма-ленинизма, в неизбежности победы коммунизма. «Силы коммунизма неисчислимы, на его стороне — правда жизни... — говорится в Тезисах ЦК КПСС к 50-летию Октябрьской революции. — Идеи Октября, идеи коммунизма — ведущие идеи нашего времени, великая творческая сила современной истории.
Грядущие годы принесут новые победы учению Маркса, Энгельса, Ленина, делу коммунизма».





Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.