.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Роль народных масс в развитии материального производства досоциалистических общественных формаций


М. Д. Каммари, Г. Е. Глезерман и др.
Роль народных масс и личности в истории
Государственное издательство политической литературы.
Москва, 1957 г.
OCR Biografia.Ru


Исторический материализм доказал, что основой и определяющей силой всего общественного развития является способ производства материальных благ, что без материального производства человеческое общество не может существовать. Главной производительной силой, главной силой материального производства являются трудящиеся массы, их труд, их производственный опыт, навыки, умение. Своим трудом люди приводят в движение весь процесс производства, непрерывно совершенствуют его, улучшают орудия труда, изменяют самих себя. Своим трудом народные массы кормят и одевают все слои общества. На базе их материального труда развиваются наука, техника, искусство, вся культура человечества.
В развитии общества наблюдается такая закономерность: сначала совершенствуются орудия труда, а вслед за ними и вместе с ними развивается и сам человек, совершенствующий и приводящий их в движение, растёт его производственный опыт, культурно-технический уровень.
Труд человека не только движет вперёд развитие общества. Труд, как доказал Энгельс, в известном смысле создал самого человека, вывел его из животного состояния. Только благодаря труду, подчёркивает Энгельс, «человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини». Чем более сложным становился труд, тем больше становилась потребность в общении. Этим вызвано развитие речи, языка. В процессе труда совершенствовались не только естественные органы и способности человека — его руки, органы чувств, мозг, его речь и мышление, но развивались и его искусственные «органы» — орудия труда, развивались техника и наука. В процессе труда люди в течение веков и тысячелетий довели развитие своих производительных сил до современного уровня, создали материальную и духовную культуру. Из этого неопровержимо следует, что история общества есть прежде всего история труда и трудящихся масс.
Идеологи буржуазии не в состоянии отрицать того, что материальное производство всегда осуществлялось и осуществляется трудящимися массами. Однако они пытаются умалить значение и роль этого факта в истории общества. Социологи и историки-идеалисты до сих пор пытаются «опровергнуть» положение исторического материализма об изменении способов производства как определяющей силе общественного развития. Исходя из идеалистического понимания истории, они твердят, что развитие общества и развитие самого производства определяются развитием идей, что историю двигают вперёд не трудящиеся, не творцы материальных благ, а творцы идей, интеллигенция, люди умственного труда, учёные, инженеры, изобретатели, политики, законодатели, государственные деятели.
Но весь ход истории опровергает эти идеалистические измышления и подтверждает марксизм. Исторический материализм вовсе не отрицает роли идей, науки, техники, роли изобретателей, учёных и государственных деятелей в развитии общества, но он утверждает, что не они составляют решающую и определяющую силу этого развития.
Во-первых, само появление людей умственного труда стало возможным только на определённой и сравнительно высокой ступени развития материального производства, когда труд людей стал настолько производительным, что появился прибавочный продукт, который мог быть отчуждён от его непосредственного производителя и употреблён для развития науки и искусства людьми, освобождёнными от материального производства. Во-вторых, само существование людей умственного труда было бы невозможно без материального производства, без трудящихся масс. В-третьих, как будет показано в дальнейшем, всё развитие науки, искусства, духовной культуры, политической жизни, государства определяется в конечном счёте также развитием материального производства и, следовательно, зависит от трудящихся масс. В-четвёртых, разрыв между физическим и умственным трудом не является вечным: переход общества от капитализма к социализму означает ликвидацию противоположности между людьми физического и умственного труда. При коммунизме все трудящиеся будут сочетать в своей деятельности физический труд с умственным, что в огромной степени ускорит движение общества вперёд.
Совершенствование техники осуществляется в процессе производства, и прежде всего самими трудящимися. Все орудия производства: первые орудия из камня, дерева, железа, бронзы, орудия для добывания огня, лук, стрелы, топоры, молоты, пилы, мотыга, серпы, сохи, плуги, ткацкие станки, прялки, мельницы (ручные, ветряные, водяные), гончарное производство, приручение животных, земледелие, садоводство, виноделие, кузнечное ремесло, рудное дело, первые средства сообщения (телеги, колесницы, сани, лодки, вёсельные и парусные суда и т. д.) — всё это отнюдь не изобретения отдельных людей, а продукт длительной работы многих поколений людей, которые в процессе труда создавали, изобретали, усовершенствовали эти орудия.
Развитие производительных сил приводит к изменению производственных отношений, экономического строя общества, а вслед за этим изменяется вся общественная надстройка. Когда в недрах первобытно-общинного строя люди постепенно развивали орудия производства и начали переходить к металлическим орудиям, облегчавшим их труд по сравнению с каменными орудиями, то это привело к перевороту не только в технике производства, но и в самом способе производства, в экономическом строе общества: на место первобытно-общинного строя пришёл рабовладельческий способ производства.
Рабовладельческий способ производства был исторически более прогрессивным, чем первобытно-общинный. Он обеспечивал более высокую производительность труда и создал условия для дальнейшего развития производительных сил. Концентрация средств производства и рабочей силы рабов в руках крупных рабовладельцев и их государства давала возможность осуществлять сооружения, которые были не под силу первобытным общинам и мелким свободным производителям.
Подневольный труд огромных масс рабов был основой развития материальной и духовной культуры на протяжении многих столетий и тысячелетий истории общества. Трудом рабов созданы города древнего мира, египетские пирамиды, римские водопроводы, оросительные системы стран древнего Востока, храмы, дворцы и чудесные сады — для класса рабовладельцев. На основе труда рабов впервые стало возможным освобождение части общества от физического труда для занятия наукой, искусством, политикой и, следовательно, то развитие науки и искусства, которое было обусловлено отделением умственного труда от физического. Всё это развитие осуществлялось на основе беспощадной, зверской эксплуатации и угнетения рабов.
Прогресс культуры классовых антагонистических обществ нельзя представлять как некую идиллию, как процветание всех классов общества. Благами прогресса пользовались прежде всего господствующие, имущие классы, а трудящиеся были бесправны. Так, рабы были собственностью рабовладельцев и не имели никаких прав. Раб не считался даже человеком: рабовладелец мог его продать, как свою вещь, и даже убить безнаказанно.
Рабы по своему общественному положению не могли стать создателями нового, более прогрессивного способа производства, но их революционная борьба против рабовладельцев расчистила путь для возникновения нового, феодального способа производства. Без развития производительных сил в условиях рабовладельческого способа производства, без труда и борьбы рабов невозможен был бы переход человечества к более высокому способу производства — феодальному.
Дальнейшее развитие земледелия, огородничества, виноделия, садоводства, скотоводства, ремесла настоятельно требовало, чтобы создан был такой способ производства, который породил бы у работника хотя бы некоторую заинтересованность в повышении производительности труда. Сами эксплуататоры, сконцентрировавшие в своих руках рабов, а также землю и другие средства производства, всё больше убеждались в том, что рабы не заинтересованы в повышении производительности своего труда, и предпочитали иметь дело с феодально зависимыми крестьянами, у которых есть своё хозяйство, свои орудия производства и, следовательно, некоторая заинтересованность в труде. Так на место эксплуатации труда рабов появляется феодальная эксплуатация труда крестьян, всё более порабощаемых землевладельцами, феодалами. Эксплуатация здесь почти такая же жестокая, как при рабовладельческом способе производства, но феодальный способ производства является более прогрессивным, чем рабовладельческий, ибо он создаёт некоторую заинтересованность у производителя в своём труде и открывает больше простора для развития производительных сил и самого производителя.
Труд зависимых крестьян и ремесленников был основой существования и развития всего феодального общества, его культуры. Это их трудом воздвигались замки, княжеские дворцы, великолепные храмы, готические соборы. Трудом крепостных крестьян и ремесленников создавались средневековые города, богатства купцов, мануфактуры, возникавшие в недрах феодального строя. В ходе развития феодальный строй, всё более закрепощавший производителей, пришёл в противоречие, в конфликт с выросшими внутри него производительными силами, стал тормозить развитие общества. Этот строй был подорван и сметён восстаниями крепостных крестьян и буржуазными революциями. Эти революции привели к замене феодализма капиталистическим способом производства, основанным на эксплуатации наёмных рабочих. На смену ремесленным мастерским и средневековым мануфактурам пришли громадные фабрики и заводы, вооружённые машинами.
Капиталистический способ производства требует, чтобы производители были более культурными, чем забитые и неграмотные крепостные крестьяне, они должны уметь обращаться с машинами, с новой, более высокой техникой. Капиталистический способ производства создаёт более могучие стимулы и больше простора для развития производительных сил, чем все прежние способы производства. Этот способ производства показал, какие до тех пор неизведанные огромные силы таятся в труде народных масс, оснащённом машинной техникой. Буржуазия, указывали Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии», показала миру чудеса совсем иного рода, чем египетские пирамиды, римские водопроводы и готические соборы, она совершила иные походы, чем переселение народов и крестовые походы. За сто лет господства буржуазии обществом были созданы более могущественные и более грандиозные производительные силы, чехм за все предшествующие эпохи: появились пароходы, железные дороги, электричество, в промышленности и земледелии стала применяться химия. Руками народных масс — рабочих и крестьян, несущих на себе ярмо капиталистической эксплуатации, — созданы огромные промышленные города, построены каналы, соединяющие реки, весь земной шар опоясан железными дорогами, огромные массы товаров перевозятся на пароходах из одной части света в другие.
Капиталистический способ производства подготовил материальные предпосылки для перехода к неизмеримо более высокому и прогрессивному способу производства — социалистическому. Капитализм породил и класс, который является его могильщиком и творцом нового, коммунистического общества. В этом — исторически прогрессивная и революционная роль буржуазии как носителя капиталистических производственных отношений. Наёмный рабочий отличается от раба и крепостного тем, что он лично свободен от господина: от одного капиталиста он может уйти к другому, но он — раб всего класса капиталистов. От мелкого крестьянина и ремесленника он отличается тем, что лишён частной собственности на средства производства и поэтому он легче освобождается от приверженности к строю частной собственности.
Экономическое развитие любой страны в эпоху капитализма определяется развитием её промышленности, и прежде всего тяжёлой индустрии. А рабочий класс является главной производительной силой в промышленности. Достаточно ему объявить всеобщую забастовку, как будет парализована вся хозяйственная жизнь страны, остановятся все фабрики, шахты, электростанции, транспорт, все средства связи, и против этого бессильны все средства насилия, сосредоточенные в руках буржуазного государства.
Тщетно буржуазия и её идеологи мечтают о том, чтобы вытеснить непокорных рабочих и заменить их покорными машинами-автоматами, роботами. Ни одна машина не может быть создана и пущена в ход без рабочих. И даже создание атомной и водородной бомбы, которой так усердно размахивают поджигатели новой мировой войны, угрожая истреблением народов, требует труда целой армии рабочих, добывающих сырьё, транспортирующих его, строящих атомные установки, предприятия и т. д. Современная война требует массовых армий на фронте, бесперебойной работы тыла, особенно промышленности, транспорта, связи, и от воли рабочего класса прежде всего зависит, могут ли капиталисты пустить в ход машину войны. Машина войны может быть остановлена могучей рукой рабочего класса.
Положение пролетариев с необходимостью диктует им стремление к объединению и к организации для отстаивания своих классовых интересов. На каждом шагу пролетариат убеждается в том, что организованный он — всё, а неорганизованный — ничто перед противостоящей ему силой буржуазии и буржуазного государства.
Капиталисты и их лакеи кричат о вреде классовой борьбы рабочих для общества. Но без этой борьбы явления паразитизма, загнивания и застоя в капиталистическом обществе ещё более усилились бы. Только борьба трудящихся вынуждает капиталистов и их государство делать шаги по частичному улучшению положения рабочих—сокращать рабочий день, устанавливать законы об охране труда рабочих и т. п.
Народные массы — творцы всех материальных и духовных ценностей. Это они своим трудом двигают вперёд производство, технику, науку, культуру. Они должны быть законными владельцами всех богатств, созданных их трудом, но присвоенных эксплуататорскими классами. Трудящиеся составляют подавляющее большинство населения в каждой стране, они представляют решающую силу современной истории, способную обуздать поджигателей новой войны, свергнуть эксплуататорские классы и построить новое, социалистическое общество в своей стране.
С появлением пролетариата впервые возник класс, который по своему общественному положению и по своей роли в развитии производства способен не только уничтожить капиталистическую форму эксплуатации, но и создать новый, социалистический способ производства, построить новое общество, исключающее всякую эксплуатацию человека человеком. Уже народы 13 стран — более трети человечества, — руководимые рабочим классом и его партиями, встали на путь строительства социализма и коммунизма. Их успехи объясняются тем, что во главе народных масс стоит рабочий класс — самый революционный класс в истории общества.

продолжение книги ...