Роль народных масс в развитии материального производства и политической жизни общества ныне прямо, открыто отрицают лишь самые реакционные идеологи буржуазии. Многие буржуазные социолога и историки вынуждены признать даже возрастание роли народных масс в политической жизни. Однако они всячески пытаются умалить значение материального производства и классовой революционной борьбы в развитии общества. Больше того, они пытаются представить классовую борьбу, революции, освободительные движения масс как явления незакономерные, ненормальные, отрицательные в истории.
Что касается роли народных масс в развитии духовной культуры, то идеологи буржуазии открыто отрицают эту роль. Они считают развитие духовной культуры делом только отдельных «творческих» личностей из имущих классов, делом гениев, «элиты» — «избранного» меньшинства, «аристократии духа». Идеологи реакционной буржуазии считают трудящиеся массы косной, неподвижной «материей», варварами, подрывающими цивилизацию. Шопенгауэр и Ницше, Шпенглер и Бергсон, Макс Шеллер и Отмар Шпан и их последователи в лице современных расистов и персоналистов, прагматистов и экзистенциалистов считают, что распространение культуры среди масс есть вульгаризация, снижение её уровня, отрицание культуры, которую они считают созданием и достоянием «высшей расы», «расы господ». Эти реакционные, антинародные идеи и теории в капиталистических странах внедряются в головы людей через печать, радио, телевидение, кино, художественную литературу, театр и т. п.
Подлинно великие, выдающиеся деятели культуры всегда выступали против подобных реакционных теорий и признавали большое значение народного творчества в развитии духовной культуры человечества.