.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Революционная освободительная борьба народных масс и развитие науки, искусства, культуры


М. Д. Каммари, Г. Е. Глезерман и др.
Роль народных масс и личности в истории
Государственное издательство политической литературы.
Москва, 1957 г.
OCR Biografia.Ru


Роль народных масс в развитии искусства ее ограничивается его художественной самодеятельностью, произведениями искусства, созданными коллективным творчеством масс и руками мастеров, вышедших из недр народа. Народ оказывает могучее влияние на развитие всего искусства, включая и профессиональное, своей революционной освободительной борьбой, участием в великих исторических событиях.
История культуры показывает, что все великие подъёмы в развитии искусства вызваны великими историческими событиями в жизни и борьбе народных масс.
Чем был вызван подъём древнегреческого искусства, науки, философии, культуры в V веке до нашей эры? Только ли развитием ремесла и торговли? Конечно, не только этим. Этот подъём был вызван прежде всего острыми социальными противоречиями и борьбой внутри страны. Греция пережила перед этим глубокий социальный переворот, переход от первобытно-общинного к классовому, рабовладельческому строю. Общественный подъём, в том числе и подъём искусства, был обусловлен также длительной борьбой древних греков за свою свободу и независимость, против персидских завоевателей (500—449 гг. до н. э.). Победы над внешним врагом, поражение рабовладельческой аристократии и успехи рабовладельческой демократии в городах-республиках вызвали подъём искусства, науки, философии. В этом развитии духовной культуры отражался общий подъём патриотического духа народа, героически защищавшего свою свободу у Фермопил, одержавшего большие победы в сражениях с персами у Марафона (490 г. до н. э.), у острова Саламин (480 г. до я. э.) и города Саламин (449 г. до н. э.). Победа народных масс в борьбе за независимость создала предпосылки для развития внутренней и внешней торговли, расширила кругозор греков, они познакомились с материальной и духовной культурой народов Малой Азии и Египта, стоявших тогда на сравнительно высокой ступени античной культуры.
Чем вызван подъём науки, искусства, литературы в эпоху так называемого Ренессанса (Возрождения) в XIV—XVII веках в странах Европы? Буржуазная историография объясняет его идеалистически, случайными причинами, в частности стремлением «возродить» античную культуру и искусство. Почему же вдруг народы Европы вздумали возрождать античную культуру? Никакого вразумительного ответа на этот вопрос идеалисты не дают и дать не могут.
В действительности же происходило зарождение и развитие новой, тогда прогрессивной буржуазной литературы, искусства, культуры на основе роста капитализма в недрах феодального общества. Развитие капитализма обусловило складывание буржуазных наций, породило буржуазные национальные связи, буржуазное национальное сознание, рост интеллигенции, настроенной враждебно к отжившей феодальной культуре с господством религиозной идеологии, церковных догм, инквизиции, схоластики, подавлявших всякую свободную мысль. В возрождении интереса к античной культуре отразилось стремление буржуазной интеллигенции найти в этой культуре идеи, традиции, средства для борьбы с феодальной культурой, с католической церковью и её засильем.
Но кто расчищал путь развитию капитализма внутри феодального общества? Кто наносил удары тогда ещё могучему феодальному государству? Никто иной, как крепостные крестьяне и ремесленники. Их восстания потрясали феодальный строй в Европе на протяжении XIV— XVIII веков, подорвали его и привели в конце концов к буржуазным и буржуазно-демократическим революциям, победа которых означала утверждение капитализма. Восстание крестьян Англии под руководством Уота Тайлера, Жакерия во Франции, движение гуситов и таборитов в Чехии, крестьянская война в Германии, нидерландская революция и свержение испанского господства в Голландии, «дубинная война» крестьян Финляндии в конце XVI века против шведских феодалов, восстания крестьян в России под руководством Ивана Болотникова, Степана Разина, Емельяна Пугачёва, многочисленные крестьянские войны в Китае и других странах Востока — таковы те действительные силы, которые подрывали господство феодализма во всём мире, вызывая подъём новой идеологии и культуры, вдохновлявшей народ на борьбу с господствовавшей феодальной идеологией и культурой.
Развитие нового, буржуазного искусства, философии и науки в Голландии XVII века несомненно вызвано победой нового класса — буржуазии, свергнувшей господство испанской феодальной монархии при помощи народных масс, героически сражавшихся за свободу своей родины.
Мощный подъём в развитии русской национальной литературы, искусства, музыки, революционно-демократической идеологии и материалистической философии с конца XVIII века вплоть до революции 1905 г. вызван прежде всего ростом борьбы крестьянства против крепостничества и самодержавия. Эта борьба обусловила развитие революционных идей Радищева, декабристов, революционных демократов, идейно вдохновила творчество Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Гоголя, Некрасова, Тургенева, Л. Толстого, Салтыкова-Щедрина, творчество художников-демократов, в частности передвижников, Репина, музыкальное творчество Глинки, Даргомыжского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Балакирева, Бородина.
Радищев был дворянским революционером, но под влиянием крестьянских восстаний в России и буржуазной революции во Франции он развивал идеи революционной демократии, призывал крепостных крестьян к революции против крепостничества. О чём говорит этот факт? О том, что борьба угнетённых народных масс за свободу оказывает сильнейшее влияние на наиболее честных, искренних, мыслящих представителей господствующих классов. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс писали, что в те исторические периоды, когда классовая борьба приближается к своей революционной развязке, разложение господствующего класса старого общества принимает такой бурный характер, что отдельные представители этого класса отрекаются от него и примыкают к революционному классу, которому принадлежит будущее. В эпоху буржуазных революций лучшие люди из дворянства, дворянской интеллигенции переходили на сторону революции. Теперь лучшие люди из буржуазии, особенно передовые люди из буржуазной интеллигенции, возвысившиеся до теоретического понимания хода исторического движения, переходят на сторону рабочего класса и активно участвуют в борьбе за мир, демократию и социализм.
Революционная борьба народных масс оказывает большое влияние на развитие всей общественной мысли — по философии, истории, политической экономии, теории государства и права и т. д. Всё выдающееся в развитии общественной мысли является отражением борьбы народных масс. Идеи просветителей XVIII века, утопических социалистов, революционных демократов являются прямым отражением борьбы народных масс против феодализма и капитализма. Открытие классовой борьбы французскими историками Минье, Тьерри и Гизо было отражением борьбы классов во Франции в период французской буржуазной революции и после революции. Появление марксизма, означавшее величайший переворот в философии, политической экономии, теории социализма и во всей, науке об обществе, было обусловлено появлением на исторической арене революционного рабочего класса, развитием его классовой борьбы.
Теория научного коммунизма не есть лишь достояние отдельных гениальных учёных, основателей этого учения, оно стало достоянием миллионов трудящихся. Оно движется вперёд коллективной мыслью и опытом революционного пролетариата, его передовых представителей, коллективной мыслью коммунистических партий, их теоретических и практических руководящих центров. Выдающиеся умы, деятели культуры всегда так или иначе связаны со своим народом, сознают они это сами или не сознают. Через них народ оказывает решающее влияние на всё развитие духовной культуры. В своих статьях о творчестве Л. Н. Толстого В. И. Ленин показал, что учение и творчество Толстого — это зеркало русской крестьянской революции, её сильных и слабых сторон, хотя сам Толстой и не понял существа и задач этой революции.
«Великое народное море, взволновавшееся до самых глубин, со всеми своими слабостями и всеми сильными своими сторонами отразилось в учении Толстого», — писал Ленин, отмечая, что устами Толстого «говорила вся та многомиллионная масса русского народа, которая уже ненавидит хозяев современной жизни, но которая еще не дошла до сознательной, последовательной, идущей до конца, непримиримой борьбы с ними». Рисуя целую полосу в исторической жизни России, Толстой «сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе. Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в художественном развитии всего человечества».
Толстой достиг этого именно потому, что он сумел с замечательной силой передать настроения широких народных масс, угнетённых крепостническим строем и самодержавием, обрисовать их положение и ярко, верно передать их стихийное чувство протеста и негодования.
Ленинский анализ творчества Толстого есть образец исследования роли народных масс в развитии духовной жизни общества, в развитии литературы и искусства. Следуя этому методу, советская историческая наука всё глубже раскрывает роль народных масс в развитии духовной культуры. В частности, много ценного в этом отношении даёт коллективный труд советских и китайских историков, посвященный истории Китая, выпущенный издательством Большой Советской Энциклопедии.
Ярко выступает роль народных масс в развитии изобразительного искусства и архитектуры Китая, занимающих почётное место в истории художественной культуры человечества. Многочисленные памятники этой культуры — художественная керамика, украшенная многокрасочной росписью, остатки архитектурных сооружений, каменная скульптура, бронзовые сосуды, замечательная резьба, изделия из кожи, камня, художественные шёлковые, лаковые, фарфоровые изделия и т. д., созданные на протяжении пяти тысячелетий, — свидетельствуют о высокой одарённости китайского народа.
Китайская музыка — одна из древнейших в мире — имеет своим первоначальным источником и основой народные песни и танцы, достигшие высокого развития уже во втором тысячелетии до нашей эры. Наиболее значительные успехи в развитии музыки связаны с периодами, когда она обращается к народным песням, мелодиям и танцам.
То же мы видим и в истории китайского театрального искусства, родившегося из народных песен, танцев и песенно-танцевальных представлений. Это искусство росло и развивалось, отражая протест народных масс против их угнетателей. Так, например, успех театра куньцюй, широко распространённого в XVI веке, объясняется прежде всего тем, что он впитал в себя опыт ряда других народных театров и отражал события народной жизни. С конца XVII века этот театр пришёл в упадок, потому что потерял свой народный характер: господствовавший класс — феодалы и маньчжурская династия — приспособили его к своим вкусам.
Подъём революционного антифеодального движения и национально-освободительного движения китайского народа против империализма породил новую, революционную, подлинно демократическую и социалистическую литературу и искусство.
Упадок, безыдейность, опустошённость и загнивание современного реакционного буржуазного искусства объясняются прежде всего отрывом его от народа, его антинародным характером. Буржуазия и все эксплуататорские классы стремятся оторвать писателей, художников от народа, от его жизни и борьбы, и именно этим они опустошают искусство идейно, приводят его к упадку.
Революционный рабочий класс, его Коммунистическая партия, его социалистическое государство, напротив, всемерно содействуют укреплению связи искусства, деятелей культуры с народом.
Советская историческая наука, руководствуясь теорией и методом марксизма-ленинизма, внесла значительный вклад в изучение роли народных масс в истории, их роли в развитии материального производства, в политической и культурной жизни общества. Советская историческая наука пересмотрела и переоценила заново, с подлинно научных, марксистских, диалектико-материалистических позиций многие исторические события, факты и движения в истории народов нашей страны и других стран. Марксизм-ленинизм позволяет глубже, яснее и полнее раскрыть экономические, политические и культурные взаимосвязи в истории народов. Все эти успехи достигнуты советской исторической наукой в процессе критики и преодоления ложных, антинаучных, идеалистических концепций дворянской и буржуазной историографии, отрицающей или умаляющей роль народных масс в истории. Советская историческая наука с позиций исторического материализма подвергла сокрушительной критике идеалистические теории «насилия», «завоевания», культа личности разных царей, правителей, завоевателей. Вместе с тем она отвергла извращения исторического материализма в духе «экономизма», буржуазного объективизма и субъективизма исторической теории М. Н. Покровского.
Советская историческая наука разбила так называемую норманистскую теорию происхождения русского государства, представляющую собой один из многочисленных вариантов идеалистической теории завоевания, отрицающую роль народных масс, их классовой борьбы против зарождавшейся в недрах общества восточных славян эксплуататорской верхушки (родовой знати и класса крупных землевладельцев-феодалов) в возникновении древнерусского государства.
Советская историческая наука обращает особое внимание на изучение жизни, быта, культуры и освободительной борьбы народных масс. Она показывает несостоятельность разных космополитических теорий, отрицающих самобытность материальной и духовной культуры народов. Советская историческая наука преодолела нигилистическое отношение к славному героическому прошлому народов нашей страны, которое культивировалось школой М. Н. Покровского и разными космополитствующими историками. Она вместе с тем дала отпор буржуазно-националистическому затушёвыванию классовых противоречий в истории народов и их культур (лженаучная «теория единого потока»), националистическому противопоставлению культуры одних народов в целом культуре других народов, идеализации реакционных движений прошлого.
Советская историческая наука изучает историю народов угнетённых, колониальных стран. Советские историки сделали первые шаги на пущ создания обобщающих научных трудов по истории народов СССР и подвели некоторые итоги исследованиям по истории отдельных народов, в том числе и тех, история которых почти вовсе не изучалась.
Советская историческая наука ведёт непримиримую борьбу с реакционным, антинаучным, расистским противопоставлением народов Запада народам Востока, якобы, не имеющим своей самобытной, оригинальной культуры и якобы неспособным создать свою национальную государственность.
Руководствуясь великими идеями марксизма-ленинизма, прогрессивные историки во всех странах пересматривают и переоценивают историю развития всех стран в свете исторического материализма, обращая особое внимание на изучение решающей роли народных масс, их труда и освободительной борьбы. Они ведут непримиримую борьбу с реакционными теориями «героев и толпы», «элиты», культа личности, принижающими и отрицающими роль народных масс в истории. Исходя из того, какое великое значение в истории общества имеют революционные периоды, марксисты, естественно, уделяют большое внимание изучению роли народных масс в истории крупнейших революций, таких, как французская буржуазная революция конца XVIII века, революции 1848 г. в Европе, революция 1905 г. в России, Великая Октябрьская социалистическая революция, открывшая новую эру в истории человечества, антиимпериалистические народные революции в Китае и других странах, сливающиеся с социалистическими революциями пролетариата.
В признании решающей роли народных масс в истории — сила и преимущество передовой науки об обществе, руководствующейся марксистско-ленинским учением.

продолжение книги ...