Прежде всего надо говорить о задачах комбедов, и этот вопрос уже до известной степени предрешен. Будучи созданы как подсобный орган Наркомпрода, комбеды захватили все функции в свои руки. Это процесс неизбежный, поскольку вокруг комбедов сплотились те элементы, на которые мы могли базироваться в деревне, они должны были стать центром местной жизни.
Надо подвести итоги выполнению тех задач, которые стояли раньше перед комбедами, и во что они превратились теперь. Надо решить, нужны комбеды или нет. Или комбеды, или волостные советы. Дальнейшее существование этих двух учреждений нецелесообразно. Комбеды свою организационную роль выполнили, — они расслоили деревню. Теперь вопрос, как в дальнейшем организовать власть в деревне. Как сделать так, чтобы комбеды превратились в волостные советы? По своему составу комбеды стоят выше, чем волостные советы. Но кроме комбедов и волостных советов есть еще одно учреждение не государственное — это партийный комитет. В деревне три органа: волостной совет — орган власти, комитет бедноты в качестве контроля, дающий ему директивы, и над ними стоит партийный комитет. В общем все друг друга контролируют и мало работают. Была проведена анкета по Тамбовской и Нижегородской губерниям о деятельности комбедов; оказалось, что комбеды во многих местах есть орган, контролирующий деятельность совета. Нужно положить этому конец. Нужно, чтобы была единообразная организация, надо собрать все элементы, которые пойдут против засилья кулаков. Является вопрос, как их объединить, чтобы работа пошла лучше? Кому передать комбеды? Необходимо выяснить, действительно ли настал такой момент, когда комбеды стали органом, параллельным волостным советам. Если да, то, естественно, нужно оставить или комбеды, или волостные советы. Если оставить волостные советы, то их надо передать Комиссариату внутренних дел.
ВТОРОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ Я. М. СВЕРДЛОВА
Я напомню историческое происхождение комбедов. Вы все, вероятно, помните, что комбеды возникли в тот момент, когда мы переживали тяжелый продовольственный кризис, когда у нас не было аппарата для выкачивания хлеба. Волостные советы в этот период представляли собой организацию, в лучшем случае нейтральную, в большинстве же случаев враждебную по отношению к нам. Это было 4—5 месяцев тому назад. Теперь комбеды сыграли свою историческую роль.
В центре нет параллелизма. Мы объединили все существовавшие у нас параллельные организации в виде отделов ЦИК и комиссариатов. Комбеды должны входить в состав единой государственной организации, могущей проводить наши задачи непосредственно. Как же ликвидировать комбеды? Как в центре существуют ЦИК и отделы, как в губерниях и уездах — местные советы, исполкомы и отделы, так та же организация должна быть проведена и в волости. Все функции комбедов мы разобьем на несколько частей. Комбеды выполняли функции нескольких комиссариатов: и Комиссариата земледелия, и Комиссариата продовольствия, и Комиссариата внутренних дел. Нужно сейчас комбеды диференцировать. Местные волостные советы, поскольку они стали уже нашими советами, возьмут в свой состав комбеды, разбивая их по соответствующим отделам: отдел управления, отдел земледелия, подотдел коммун, продовольственный отдел. В тех местах, где советы не стоят на надлежащей высоте по своему составу, нужно реорганизовать волостные советы. Это должны сделать местные губернские и уездные советы. Всем известно, что наша партия выросла за последнее время не только численно, но и в смысле своего организационного строительства и своего влияния. После Тамбовского съезда волостных и сельских комбедов в числе 411 человек, из которых было 398 коммунистов и 4 сочувствующих и которые заявили: «Вся власть — нашей партии», — тенденция в этом направлении намечается всюду, и приходится ее сдерживать и обуздывать. Организационное партийное строительство вышло за пределы уезда: во многих местах волостные партийные агенты представляют собой власть в волости, ведут за собой целую волость.
У нас возникает только один вопрос: вопрос о необходимости учесть деятельность комитетов бедноты как продовольственного органа. В тот или иной ссыпной пункт прекращается подвоз хлеба; выясняется, что мешает комбед. Если они не являются продовольственными органами, подсобными Комиссариату продовольствия, то для чего же они нужны? Комбеды — орган классовой борьбы в деревне. Эту задачу они выполняли прекрасно, и поскольку они эту задачу выполнили, их историческая роль сыграна. Наступает пора организационного строительства. Комбеды мешают также той основной организационной работе, которую должен вести Комиссариат внутренних дел. Существуют теперь уездные бюро комбедов, пройдет еще два месяца — будут и губернские бюро. Если мы хотим иметь единую организацию, руководимую единым началом из центра, то комбеды надо уничтожить. Отдельные функции комбедов должны быть вложены в рамки отделов волостных советов. Все же волостные советы, которые продолжают оставаться кулацкими советами, должны быть переизбраны. Те задачи, которые ставились перед комбедами как экстраординарные, осуществлены, поскольку теперь положение изменилось и теперь нужны новые органы власти. Те работники, которые заняты как инструктора комбедов, вливаются в местные советы; деревня не настолько богата силами, чтобы иметь право на роскошь — иметь несколько параллельных организаций. Осуществление моего плана дало бы однотипную организацию по всей России.
Таким образом, частица комбедов отойдет к Комиссариату земледелия, частица к Комиссариату продовольствия и частица к Комиссариату внутренних дел, и к предстоящему съезду вся Россия будет покрыта сетью однотипных организаций...
Протокол заседания Междуведомственной комиссии по вопросу о комитетах бедноты 14 октября 1918 г. (второе заседание), АОР, архив Наркомпрода, ф. 1943, oп. 4, д. 20, л. 89—93.