.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




К IX годовщине советской власти


КАЛИНИН М.И. О воспитании и обучении. Избранные статьи и речи. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва, 1957г. OCR Biografia.Ru

Вернуться в оглавление раздела

К IX ГОДОВЩИНЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

Из речи на открытии 3-й сессии ВЦИК XII созыва 5 ноября 1926 года

Привлечение широких народных масс к советскому строительству несомненно связано с поднятием культурного уровня этих масс в самом широком смысле слова. Несомненно, что в Советском Союзе рабочие и крестьяне за эти девять лет выросли в культурном и политическом отношении в огромную силу. Можно смело сказать, что ни в одном государстве культурно-политическое воспитание масс не шло таким темпом, как в Советском Союзе. Это до известной степени парадоксально, потому что наши школы сравнительно плохи, мы не пришли еще к периоду обязательного обучения, по крайней мере в области низшего образования, и, несмотря на это, мы вce-таки наблюдаем огромный культурный рост наших рабоче-крестьянских масс. Конечно, этот рост был связан с общим повышением политической жизни масс, с участием их в государственном строительстве, с участием их в борьбе за Советский Союз. Это непосредственное практическое участие подняло их политический и культурный уровень, подняло их сознание по сравнению с дореволюционным временем. Но когда эти массы в связи со своей политической работой поднялись до известного уровня, они потребовали для себя большего образования. Громадный напор масс в народные школы и в высшие учебные заведения, напор, небывалый в истории, говорит о колоссальной потребности в образовании, возросшей среди народных масс.
В повестке дня, которая подлежит обсуждению на настояшей сессии, первым пунктом значится вопрос о народном образовании. И это не зря: вопрос народного образования стал у нас самым актуальным вопросом, во-первых, потому, что сильно повысилась массовая потребность в народном образовании, и, во-вторых, потому, что для участия широких масс в социалистическом строительстве необходимо более повышенное образование.
Вопрос народного образования у нас в Союзе стоит не так, как в капиталистических странах, В капиталистических стра- нах образование является личной привилегией, — если человек получил образование, то этим самым он до известной степени обеспечил себя; в капиталистических странах из образованного человека общество может извлекать определенную пользу только косвенно, через его личные интересы.
В нашем социалистическом государстве народное образование дается не только для того, чтобы человек обучился тем знаниям, какие дает академическое образование. Нам нужно, чтобы вместе с народным образованием улучшились и бытовые условия, чтобы вместе с образованием росли потребности человека и чтобы вместе с тем повышались и его культурность и его способности как в общественной работе, так и в той, которую он выполняет. Мы ведь великолепно понимаем, что для строительства социализма требуются первоклассные работники, целиком и полностью отдающие свои силы работе.
Если таковы практические цели народного образования, каковы же цели теоретические? Мы стремимся внедрить в сознание каждого рабочего и крестьянина, что, какую бы полезную работу он ни выполнял в Советском Союзе, она является частицей общей социалистической работы. Народное образование должно расширить сознание человека, понимание того, что та частная работа, которую он выполняет, является частицей общей социалистической работы, что он сам является винтиком, может быть незначительным, в той огромной социалистической коллективной работе, которую проводят в Советском Союзе, но винтиком необходимым.
Если народное образование внедрит это в сознание каждого работника, тогда у него будет совершенно другое отношение к исполнению своих обязанностей, тогда простая физическая работа одухотворится своим целевым назначением. Когда в буржуазно-капиталистической стране сапожник подбивает подметку к сапогу, его единственное целевое назначение—получить оплату за эту подметку и жить на это. Сапожник, прошедший советскую школу, должен понимать, что каждый новый сделанный сапог есть вклад в общее социалистическое имущество, и это сознание, что часть его работы вкладывается в общее социалистическое хозяйство, одухотворит самую простую механическую работу. Оно даст то воодушевление, какого никогда ни в одной стране ни в прошлом, ни в настоящем не имел ни один работник. Вот почему так ценно, так необходимо в данный момент народное образование как с теоретической стороны, так и в своей практической части...