И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах
.
Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей
Вступительное слово на втором Всесоюзном партийном совещании по народному образованию
КАЛИНИН М.И. О воспитании и обучении. Избранные статьи и речи. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, Москва, 1957г. OCR Biografia.Ru
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА ВТОРОМ ВСЕСОЮЗНОМ
ПАРТИЙНОМ СОВЕЩАНИИ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
26 апреля 1930 года
Товарищи, излишне говорить о гигантски возросшей потребности в культурных силах, в знании, в людях высокой квалификации для нашего бурно развивающегося народного хозяйства и всего социалистического строительства. Мне только хочется остановиться на одном вопросе— это на вопросе об образовании и на вопросе о марксистском подходе к образованию, к формированию нового человека. Ибо ведь если мы переделываем всю нашу экономику, если мы тратим огромные средства для быстрого социалистического развития народного хозяйства, то все это развитие есть средство для борьбы за новое, коммунистическое общество, за переделку самих людей и улучшение их жизни. И, разумеется, народное образование имеет исключительное значение в этой переделке людей и формировании нового человека. Конечно, мы — марксисты — понимаем, что вся обстановка, вся человеческая жизнь, вся деятельность человека накладывают известный отпечаток и, если так можно выразиться, формируют людей... Но все же наиболее восприимчивые годы —это, конечно, годы детства и молодости. Это наиболее полезные, наиболее, я бы выразился, «рентабельные» годы по восприятию и накоплению знаний. Что в настоящий момент особенно требуется как для нашего хозяйства, так и для всех остальных отраслей нашей деятельности? На этот вопрос, конечно, можно смело ответить: нам требуется, чтобы люди умели в своем быту и в своей общественной деятельности подходить марксистски ко всем тем вопросам, которые практически им приходится решать. Но, товарищи, сказать так —это еще только половину сказать, а дело именно в том, как подойти к вопросу по-марксистски. Недавно был такой случай. Я этот случай привожу только для того, чтобы показать вам, как марксистски подойти к частному вопросу, чтобы показать вам, что еще много людей у нас не умеют подходить к делу по-марксистски. Так вот, недавно в одном вузе, ввиду того что завод не может переварить полного комплекта практикантов и ввиду того что у этих студентов есть значительные теоретические хвосты, внесено было практическое предложение — уменьшить практику на два часа, так как у студентов там все равно два часа пропадают, а эти два часа употребить на подготовку теоретическую. Деканат такое решение и вынес; пошло дело в ячейку, в ячейке обсудили, говорят, что этого сделать нельзя, от этого, видите ли, получится правый уклон на практике. Вот вам подход: решали этот вопрос тоже марксисты, решали с полной уверенностью, что они проводят марксистскую линию. А есть ли основания к этому? Нет. Почему? Потому что все равно уменьшается практика на два часа. Но так как был циркуляр о производственной практике, так как у нас партийная пресса изо дня в день твердит об этом и напоминает необходимость этой практики, люди думали, что они поступают, правильно.
Правильно ли поступает пресса? Совершенно правильно. Почему она так нажимает на практическую работу? Разве нам теория не нужна? Теория нам нужна чрезвычайно; если уж рассуждать, так она нужна не менее практики. Но почему на практику сейчас нажимают? Да потому, что она отстала у нас, потому что к ней еще не привыкли, потому что ее еще недооценивают; поэтому пресса вполне правильно делает нажим на то, чтобы усилить практику, твердо памятуя, что она только вводится, но практический работник, который проводит ее в жизнь, должен понимать и учитывать всю совокупность конкретных условий.
Почему люди боялись дать два часа на подготовку теоретических хвостов? Почему они это решение вынесли? Да потому, что это спокойнее, на всякий случай. Если они берут два часа, конечно, студенты могут подучиться, но, с другой стороны, может быть неприятность, — а вдруг какой-нибудь человек корреспонденцию в газету пошлет, в этой корреспонденции их вздует. И вот люди выносят неправильное решение, с одной стороны, для спокойствия, а с другой стороны, потому что они не вполне проводят именно диалектический подход к действительности. Здесь не был только чиновный подход, здесь было искреннее убеждение, что уменьшить практику — значит проводить правый уклон. А по существу говоря, если подойти с революционно-марксистской точки зрения, то выходит, что, спасаясь от правого уклона, они сами попали, только с левой стороны, в тот лее самый правый уклон. Вот она насколько сложная вещь — диалектика, и конечно, когда я говорю о том, что надо уметь марксистски мыслить, это и значит уметь применять марксистскую диалектику ко всей многообразной конкретной действительности С этим, товарищи
необходимо связать еще и следующее. Представьте, что вы уже опытные марксисты и превосходно знаете диалектику. Но спрашивается: может ли человек обойтись с одним знанием диалектики, управляя, руководя и работая в той или иной области? Ответ, мне кажется, ясен: наряду со знанием диалектики необходимо, чтобы человек еще знал свою специальность. Представьте, я изучил хорошо Маркса, Энгельса, Плеханова, Ленина, изучил историю диалектического материализма полностью. Достаточно ли этого изучения, чтобы я так же, как теоретических и исторических вопросах, с таким же знанием разбирался в машиностроении, сельском хозяйстве и в целом ряде других отраслей? Мне кажется, товарищи, что наша школа должна проводить специализацию самым решительным образом. Ведь у нас иногда так получается: человек умеет говорить, и если он еще немножко опытен в умении анализировать конкретную действительность, так это все. Надо показать, что это далеко не все. Марксизм даст необходимый метод, а там, где ты управляешь, где ты хозяйствуешь, руководишь или преподаешь педагогику, ты должен еще полностью изучить тот предмет, которым ты ведаешь. И только тогда, когда ты изучишь тот или другой предмет и изучишь его собственной работой в этой области, тогда ты полностью и с успехом будешь владеть диалектическим методом.
Вот, мне кажется, товарищи, в настоящий момент эту мысль о необходимости специализации и специальной подготовки, так же, как и о задаче общей теории, нужно широко пропагандировать среди нашей молодежи, обучающейся в низших, средних и высших звеньях нашей школы. Только при этих условиях может быть полностью использован марксистский метод и применен на практическом деле революционно-диалектически. Мне бы хотелось, чтобы настоящее совещание, вырабатывая и намечая партийные директивы в области народного образования, имело в виду высокое значение теории и
необходимость внедрения в широкие массы обучающихся высокой оценки знания дела в любой конкретной отрасли и
специальности, ибо только знание этого дела даст ему возможность полностью применить диалектический метод марксизма-ленинизма. Эту мысль нужно красной нитью провести во всей нашей педагогической деятельности.
По поручению Центрального Комитета разрешите наше Всесоюзное партийное совещание по народному образованию объявить открытым.