1) Для того, чтобы человеку хорошо прожить свою жизнь, ему надо знать,
что он должен и чего не должен делать. Для того, чтобы знать это, ему надо
понимать, что такое он сам и тот мир, среди которого он живет. Об этом учили
во все времена самые мудрые и добрые люди всех народов. Учения эти все в
самом главном сходятся между собою, сходятся и с тем, что говорят каждому
человеку его разум и совесть. Учение это такое:
2) Кроме того, что мы видим, слышим, ощупываем и про что знаем от
людей, есть и такое, чего мы не видим, не слышим, не ощупываем и про что
никто ничего не говорил нам, но что мы знаем лучше всего на свете. Это то,
что дает нам жизнь и про что мы говорим "я".
3) Это же невидимое начало, дающее нам жизнь, мы признаем и во всех
живых существах, и особенно живо в подобных нам существах - людях.
4) Всемирное, невидимое начало это, дающее жизнь всему живому,
сознаваемое нами в самих себе и признаваемое в подобных нам существах -
людях, мы называем душою, само же в себе всемирное невидимое начало это,
дающее жизнь всему живому, мы называем Богом.
5) Души человеческие, отделенные телами друг от друга и от Бога,
стремятся к соединению с тем, от чего они отделены, и достигают этого
соединения с душами других людей любовью, с Богом - сознанием своей
божественности. В этом все большем и большем соединении с душами других
людей - любовью и с Богом - сознанием своей божественности заключается и
смысл и благо человеческой жизни.
6) Большее и большее соединение души человеческой с другими существами
и Богом, и потому и большее и большее благо человека, достигается
освобождением души от того, что препятствует любви к людям и сознанию своей
божественности: грехи, т.е. потворство похотям тела, соблазны, т.е. ложные
представления о благе, и суеверия, т.е. ложные учения, оправдывающие грехи и
соблазны.
7) Препятствующие соединению человека с другими существами и Богом
грехи суть: грехи чревоугодия, т.е. объедения, пьянства;
8) Грехи блуда, т.е. полового распутства;
9) Грехи праздности, т.е. освобождения себя от труда, нужного для
удовлетворения своих потребностей;
10) Грехи корыстолюбия, т.е. приобретения и хранения имущества для
пользования трудами других людей;
11) И худшие из всех грехов, грехи разъединения с людьми: зависти,
страха, осуждения, враждебности, гнева, вообще - недоброжелательства к
людям. Таковы грехи, препятствующие соединению любовью души человеческой с
Богом и другими существами.
12) Привлекающие же людей к грехам соблазны, т.е. ложные представления
об отношении людей к людям, суть: соблазны гордости, т.е. ложного
представления о своем превосходстве над другими людьми;
13) Соблазны неравенства, т.е. ложного представления о возможности
деления людей на высших и низших;
14) Соблазны устроительства, т.е. ложного представления о возможности и
праве одних людей насилием устраивать жизнь других людей;
15) Соблазны наказания, т.е. ложного представления о праве одних людей
ради справедливости или исправления делать зло людям;
16) И соблазны тщеславия, т.е. ложного представления о том, что
руководством поступков человека могут и должны быть не разум и совесть, а
людские мнения и людские законы.
17) Таковы соблазны, привлекающие людей к грехам. Суеверия же,
оправдывающие грехи и соблазны, суть: суеверие государства, суеверие церкви
и суеверие науки.
18) Суеверие государства состоит в вере в то, что необходимо и
благотворно, чтобы меньшинство праздных людей властвовало над большинством
рабочего народа. Суеверие церкви состоит в вере в то, что непрестанно уясняющаяся людям
религиозная истина была раз навсегда открыта и что известные люди,
присвоившие себе право учить людей истинной вере, находятся в обладании
единой, раз навсегда выраженной религиозной этой истины.
19) Суеверие науки состоит в вере в то, что единое, истинное и
необходимое для жизни всех людей знание заключается только в тех случайно
избранных из всей безграничной области знаний отрывках разных, большей
частью ненужных знаний, которые в известное время обратили на себя внимание
небольшого числа освободивших себя от необходимого для жизни труда людей и
потому живущих безнравственной и неразумной жизнью.
20) Грехи, соблазны и суеверия, препятствуя соединению души с другими
существами и Богом, лишают человека свойственного ему блага, и потому для
того, чтобы человек мог пользоваться этим благом, он должен бороться с
грехами, соблазнами и суевериями. Для борьбы этой человек должен делать
усилия.
21) И усилия эти всегда во власти человека, во-первых, потому, что
совершаются они только в настоящее мгновение, т.е. в той безвременной точке,
в которой прошедшее соприкасается с будущим и в которой человек всегда
свободен;
22) Во-вторых, усилия эти во власти человека еще и потому, что они
заключаются не в совершении каких-либо могущих быть неисполнимыми поступков,
а только в воздержании, всегда возможном для человека: усилия воздержания от
поступков, противных любви к ближнему и сознанию человеком в себе
божественного начала.
23) Усилия воздержания от слов, противных любви к ближнему и сознанию
человеком в себе божественного начала;
24) И усилия воздержания от мыслей, противных любви к ближнему и
сознанию человеком в себе божественного начала.
25) Ко всем грехам приводит человека потворство похотям тела, и потому
для борьбы с грехами человеку нужны усилия воздержания от поступков, слов и
мыслей, потворствующих похотям тела, т.е. усилия отречения от тела.
26) Ко всем соблазнам приводит человека ложное представление о
превосходстве одних людей над другими, и потому для борьбы с соблазнами
человеку нужны усилия воздержания от возвышающих себя над другими людьми
поступков, слов и мыслей, т.е. усилия смирения.
27) Ко всем суевериям приводит человека допущение лжи, и потому для
борьбы с суевериями человеку нужны усилия воздержания себя от противных
истине поступков, слов и мыслей, т.е. усилия правдивости.
28) Усилия самоотречения, смирения и правдивости, уничтожая в человеке
препятствия к соединению любовью его души с другими существами и Богом, дают
ему всегда доступное ему благо, и потому то, что представляется человеку
злом, есть только указание того, что человек ложно понимает свою жизнь и не
делает того, что дает ему свойственное ему благо. Зла нет.
29) Точно так же и то, что представляется человеку смертью, есть только
для тех людей, которые полагают свою жизнь во времени. Для людей же,
понимающих жизнь в том, в чем она действительно заключается, в усилии,
совершаемом человеком в настоящем для освобождения себя от всего того, что
препятствует его соединению с Богом и другими существами, нет и не может
быть смерти.
30) Для человека, понимающего свою жизнь так, как она только и может
быть понимаема, все большим и большим соединением своей души со всем живым
любовью и сознанием своей божественности - с Богом, достигаемым только
усилием в настоящем, не может быть вопроса о том, что будет с его душою
после смерти тела. Душа не была и не будет, а всегда есть в настоящем. О том
же, как будет сознавать себя душа после смерти тела, не дано знать человеку,
да и не нужно ему.
31) Не дано знать этого человеку для того, чтобы он душевные силы свои
напрягал не на заботу о положении своей отдельной души в воображаемом
другом, будущем мире, а только на достижение в этом мире, сейчас, вполне
определенного и ничем не нарушаемого блага соединения со всеми живыми
существами и с Богом. Не нужно же знать человеку того, что будет с его
душою, потому, что если он понимает жизнь свою, как она и должна быть
понимаема, как непрестанное все большее и большее соединение своей души с
душами других существ и Богом, то жизнь его не может быть ничем иным, как
только тем самым, к чему он стремится, т.е. ничем не нарушимым благом.