.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Алексей Григорьевич Дояренко (продолжение книги)


вернуться в оглавление книги...

Н. В. Орловский. "Алексей Григорьевич Дояренко"
Издательство "Наука", Москва, 1980 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Глава 2. Петровская (Тимирязевская) сельскохозяйственная академия (1898—1930 гг.)

Многие из сданных в университете курсов были зачтены, высвободилось время, и А. Г. Дояренко сразу занялся исследовательской работой в лаборатории органической химии у профессора Н. Я. Демьянова, не побоявшись выбрать объектом исследования таинственный гумус почвы. Это было рискованное начало. Не было еще представлений о мире коллоидных явлений, не было учения Гедройца о почвенном поглощающем комплексе, не было известно о циклическом строении гуминовой кислоты, не было еще сформулированного позднее Д. Н. Прянишниковым положения о роли аммиака, как «альфе и омеге азотного обмена растений». Даже В. Р. Вильямс еще не выступил со своей гипотетической тетрадой: гуминовая, ульминовая, креновая и апокреновая кислоты немецких агрикультурхимиков.
И все же молодому Дояренко с помощью двух щелочных вытяжек из почвы удалось показать наличие в гумусе амидной группы (с отщеплением от нее азота без распада самой молекулы гумуса и без его минерализации) . Статья Дояренко на эту тему была опубликована в «Известиях института» (1900 г.). Об этой работе профессор Г. Г. Густавсон — крупнейший специалист в этой сложной области — писал профессору Н. Я. Демьянову — химику-органику: «Я не думал, что с таким плохим материалом можно сделать такую хорошую работу».
Слушая необязательный для него (окончившего юридический факультет) курс профессора Н. А. Карышева по политической экономии, Дояренко провел по заданию Карышева обработку официальных статистических данных по движению русского землевладения в 1877—1887 гг. Эта статья была издана в «Известиях института» (1898 г.). В ней автор доказал распад группы среднего землевладения и усиление крупного и одновременно — дробление на мелкие владения среднего землевладения. Дипломную работу он представил по кафедре сельскохозяйственной экономики и организации хозяйства и был оставлен при ней в 1901 г. для подготовки к профессорской деятельности.
Еженедельное издание журнала Московского общества сельского хозяйства по всем вопросам сельского хозяйства, земской агрономической деятельности и мелкого кредита требовало неустанного систематического внимания и труда. И это уже не было молодой увлеченностью — это было чувством долга перед общественностью страны. Этому долгу он не изменял никогда.
Прав ли был Дояренко, когда при окончании Петровки сменил изучение химии гумуса на изучение экономики и организации хозяйства? Стоит ли упрекать его в непостоянстве, непоследовательности, в «разменивании на мелочи»? Но тогда правомерно упрекнуть Ломоносова в его занятиях геологией, физикой, химией и поэзией, Менделеева — в занятиях сельским хозяйством, а химика Бородина — в создании оперы «Князь Игорь». Видимо, родятся такие натуры, которым дано многое и многое удается.
Но и на этот раз «судьба» сохранила Дояренко для естествознания и агрономии. В конце лета 1901 г. он, по представлению профессора Д. Н. Прянишникова, был назначен ассистентом при кафедре удобрения и частного земледелия. В этом же году Алексей Григорьевич женился на Марии Николаевне, дочери профессора Н. Я. Демьянова. По традиции свадебное путешествие молодожены совершили по Волге, Дону, побывали в Крыму и навестили в Сумах мать Алексея Григорьевича. Очень трогательной была встреча с нею. Когда она увидела только что окончившую гимназию Марию, то со слезами бросилась к ней и стала целовать ее: «Та це ж моя любесенька дочка. А я так боялась, що прийде така важна бариня, що я не знатиму, що з нею робити» (4). И с этой минуты началась крепкая любовь между ними.
А. Г. Дояренко было поручено руководство студенческими вегетационными опытами. Убедившись в доброкачественности результатов, он организовал расширение вегетационного домика до 1500 сосудов, что обеспечило практику почти ста студентам. Так сразу же проявился его талант организатора. Темы этих массовых вегетационных опытов, предварительно намечаемых Прянишниковым, техника их проведения тщательно разрабатывались. Отлично составленное А. Г. Дояренко «Руководство к постановке вегетационных опытов» (1909) долгие годы служило основным методическим пособием, и я — студент Тимирязевской сельскохозяйственной академии, работая в этом же домике в 20-е годы, неуклонно им пользовался.
Выходившие почти ежегодно толстые сборники «Из результатов вегетационных опытов и лабораторных работ» под общей редакцией Д. Н. Прянишникова составили целую энциклопедию новейших для того времени исследований по физиологии растений и агрономии. Это золотой фонд отечественной агрохимии. В этих сборниках напечатаны статьи Дояренко по опытам с калийными удобрениями и цианамидом кальция, с органическими удобрениями, с заражением бобовых клубеньковыми бактериями, по вопросам денитрификации, по методам определения потребности почв в удобрениях, по усвояемости фосфорита на подзолах (1909) и по методике почвенных культур (1912).
На I Менделеевском съезде в 1907 г. Дояренко докладывал о корневых выделениях растений и об определениях усвояемой фосфорной кислоты вегетационным методом. На XII съезде русских естествоиспытателей и врачей в 1910 г. он (совместно с Д. Н. Прянишниковым) сооощил о роли отдельных питательных элементов в жизни растений.
-------------------------------------
4. Дояренко А. Г. Из агрономического прошлого, стр. 49
-------------------------------------
Подбор тем, как видно, самый разнообразный. Многое представляет собой сводки студенческих работ. Чувствуется, что тогда Дояренко еще не нашел своей генеральной темы, в то время как другие его соратйики из учеников Д. Н. Прянишникова (А. В. Казаков, В. П. Кочетков, Ф. В. Чириков, И. С. Шулов. Е. В. Бобко, Ф. Т. Перитурин, Г. Г. Петров и др.) уже проводили исследования в определенных направлениях, занимаясь химической переработкой фосфоритов, растворяющей способностью корней, усвоением азота на свету и в темноте и др.
Но и в этот период ассистентства у Д. Н. Прянишникова неугомонный дух искания проявился у А. Г. Дояренко весьма ярко. Московское общество сельского хозяйства в эти годы организовало широкое изучение действия минеральных удобрений на крестьянских полях. В одном Московском уезде было заложено свыше 300 полевых опытов. А. Г. Дояренко в 1907 г. с помощью студентов провел большую методическую работу по учету урожая на этих опытах методом пробных снопов, взятых различными способами. На широком совещании в феврале 1908 г. с участием Д. Н. Прянишникова была разработана программа, методика и техника постановки таких опытов на крестьянских полях, опубликованная в том же году в виде специальной Инструкции. Но когда результаты этих массовых опытов прошли через строгий контроль А. Г. Дояренко, было установлено отсутствие на крестьянских полях эффективности минеральных удобрений. Этот неутешительный вывод, который шел в разрез с данными опытных учреждений нечерноземной полосы, требовал объяснения.
Дояренко показал, что основная причина низких урожаев в нечерноземной полосе лежит не в бедности почв питательными веществами, а в других факторах, среди которых он назвал воздушный режим почвы. При плохой обработке и распыленности почвы воздух мог оказаться в недостатке для питания корней. Эта мысль была подхвачена агрономами, и дальнейшее развитие опытов на крестьянских полях пошло по новому пути. Дояренко занялся вплотную изучением воздушного режима почвы, и эти его работы заложили основы отечественной агрофизики.
С 1900 г. Дояренко уделял много внимания и сил работе в редакции журнала «Вестник сельского хозяйства». Первые четыре года Московское общество сельского хозяйства избирало редактором Д. Н. Прянишникова, а его ассистент Дояренко согласовывал с ним к каждому очередному (еженедельному) номеру отобранные статьи и давал верстку на подпись. В 1904 г., в связи с отъездом Прянишникова за границу, редактором был избран Дояренко.
Авторский коллектив журнала пополнился виднейшими специалистами, политическими деятелями, аграрниками и крупными общественными деятелями. Журнал получил всероссийскую известность. В бурные годы начал свою редакторскую деятельность А. Г. Дояренко: русско-японская война, позор Цусимы, «кровавое воскресенье», сопровождавшееся повальными обысками, студенческие волнения и забастовки, занятие Петровки драгунами, крестьянские мятежи и т. д.
Революционная буря доходит и до Московского общества сельского хозяйства и сметает его старое правление, состоявшее из представителей родовитой знати. При содействии нового правления созываются два не разрешенных царским правительством крестьянских съезда. В наказание Общество лишается «почетного» права называться «императорским». Новый демократический состав правления Общества и его печатный орган в лице редактора это лишение перенесли без огорчений. Дояренко как представитель «Вестника» посещает бурные собрания различных политических группировок, не примыкая ни к одной из них. Он пишет: «Всеобщий подъем интереса к политическим и аграрным вопросам грозил отодвинуть на второй план узко агрономические вопросы на страницах „Вестника". И мне пришлось следить за тем, чтобы наряду с освещением общеполитических вопросов не ослабить внимания к агрономическим темам» (5).
Сам Дояренко публикует краткие обзоры о деятельности сельскохозяйственных обществ (1902, 1903 гг.), занимается хроникой земской агрономической деятельности, освещает работу агрономических съездов, критикует сметные ассигнования по департаменту земледелия, обсуждает постановку аграрного вопроса в Думе и т. п. о первых номерах журнала ежегодно появляются его передовицы с очередной программой «Вестника». В своих статьях он отвечает на самые злободневные, остро дискуссионные вопросы земледельческой практики: о ранних
--------------------------------------
5. Дояренко А. Г. Из агрономического прошлого, с. 102.
--------------------------------------
и занятых парах, минеральных удобрениях и севооборотах на подзолистых почвах и т. п.
Перелистывая «Вестник», удивляешься объему собственной научной продукции Дояренко: в 1901 г.— 8 статей, 1902 г.— 14, из них одна с обзором деятельности сельскохозяйственных обществ, с продолжениями в семи номерах, в 1903 г.— 31 статья, из них одна на тему «Сахарная свекла в крестьянском хозяйстве», печатавшаяся в пяти номерах; в 1904 г.— 13, в 1906 г.— 5, в 1907 г. - 10, из них одна о ноябрьском съезде агрономов в двух номерах.
В 1908 г. Дояренко установил личный рекорд — 36 статей, из них одна «Постановка опытов с минеральными удобрениями на крестьянских землях», с продолжением в пяти номерах. И все это — не беглые заметки, а полноценная научная продукция крупного научного и общественного деятеля.
Для выяснения причин такой исключительной литературной плодовитости можно привести свидетельство очевидца — известного агрохимика Л. Л. Балашова, бывшего в последние годы существования «Вестника» секретарем редакции. Он пишет: «Стиль работы Дояренко может характеризовать его участие в совещании 1919 г. по сельскохозяйственному районированию страны. Во время докладов крупных деятелей — П. И. Броунова, К. Д. Глинки, А. А. Кауфмана и других — он уселся за отдельный столик, обложился картами и цветными карандашами и работал, выступая одновременно в прениях. В конце же заседания он попросил слова, дал обобщение всего заслушанного и продемонстрировал составленную им тут же карту сельскохозяйственных областей с сетью опытных учреждений, которая в основном и была принята совещанием. Вспоминаю, как во время одного заседания Дояренко, участвуя в прениях, одновременно писал что-то в блокноте. Когда заседание окончилось, он, не перечитывая, отдал мне листков десять из блокнота.— «Это для Вестника». И через неделю его статья появилась в очередном номере журнала» (6). Работоспособность — поразительная, соединенная с четкостью мысли и точной мгновенной реакцией на окружающее!
Используя авторитет годичных собраний членов Общества взаимопомощи русских агрономов, Дояренко орга-
-------------------------------------
6. Труды совещания представителей областных организаций опытного дела в Москве 9—11 ноября 1919 г. М., 1923.
-------------------------------------
низовал в 1909 г. курсы по переподготовке агрономов, которые действовали в течение четырех лет, собирая до 150 слушателей, пока не были закрыты административным распоряжением царского правительства. Впоследствии Дояренко вспоминал о замечательно дружной атмосфере, установившейся среди слушателей и лекторов, а также об общем подъеме, который царил в аудиториях и на практических занятиях. На заключительном заседании благодарные слушатели преподнесли Дояренко скульптуру древнего богатыря. Много сил и внимания в эти же годы Алексей Григорьевич уделял созданию Высших женских (Голицынских) сельскохозяйственных курсов, где для младших курсов он читал «Введение в агрономию», а для старших — «Общее земледелие». Слушательница курсов А. А. Кудрявцева пишет (7): «Первые русские женщины-агрономы — голицынки с глубокой благодарностью всегда вспоминают Алексея Григорьевича наряду с бессменным директором курсов и учителем Д. Н. Прянишниковым. Эти двум горячим поборникам женского сельскохозяйственного образования русская женщина-агроном обязана очень многим».
В своих воспоминаниях о Дояренко Е. М. Цветаева пишет: «Алексей Григорьевич был исключительный профессор, чудный человек, хороший товарищ и друг. Тот, кто сталкивался с ним на жизненном пути, никогда не сможет его забыть». Еще одна голицынка А. М. Воронина-Ивановская вспоминает о нем, «как о человеке, который служит примером высокого гуманизма и просветителя широкого круга людей...» (8).
-------------------------------------
7. Кудрявцева А. А. Алексей Григорьевич Дояренко.— В кн.: Ученые Тимирязевской академии. М., 1956.
8. Из писем, полученных автором к празднованию 100-летия со дня рождения А. Г. Дояренко, личный архив.
-------------------------------------
Зимой 1901—1902 г. во время студенческих забастовок группа ассистентов Петровской сельскохозяйственной академии разработала программы бесед с крестьянами. Дояренко начал совершенствовать свой природный талант лектора-пропагандиста на самой трудной форме — популярных бесед с народом, разъезжая с проекционным фонарем по селам Московской губернии, сталкиваясь часто с самодурством урядников. Только после 1905 г. на эти беседы была получена санкция губернатора, после чего обязательного присутствия на беседах урядника уже не требовалось. И здесь Дояренко проявил изобретательность: он изготовил большую серию великолепных цветных диапозитивов, показом которых оживлял свои беседы с крестьянами.
С первых же лет ассистентства у Прянишникова Дояренко активно участвовал в работе многочисленных агрономических съездов и совещаний: три съезда по культуре сахарной свеклы в имении крупного сахарозаводчика Харитоненко, первый и второй (1901, 1902 гг.) Всероссийские агрономические съезды, первый Съезд по опытному делу (1901 г.), на котором опытное дело впервые стало рассматриваться как государственное мероприятие.
Одновременно начались систематические объезды опытных полей и станций с изучением всех деталей полевого метода, тогда еще слабо разработанного и применяемого на местах в самых различных вариантах. Более сорока опытных учреждений посетил А. Г. Дояренко в разное время. На основе собранных материалов он начал в 1907 г. читать в институте приват-доцентский курс сельскохозяйственного опытного дела, а в 1912 г. с помощью студенческого кружка подготовил первый «Справочник по сельскохозяйственным опытным учреждениям России».
В предисловии к этому справочнику А. Г. Дояренко писал об опытном деле как о самостоятельном методе агрономического исследования и о необходимости количественного учета факторов жизни растений, определяющих эффективность изучаемых агротехнических приемов. Эти новые для того времени мысли были призывом к освобождению опытного дела от грубого эмпиризма; они получили в последующих работах полное развитие и признание. Средства на это солидное издание были заработаны с помощью специально устроенного концерта — неукротимая энергия Дояренко сказалась и здесь.
Итак, за 10 лет ассистентства у Прянишникова в поисках приложения своих сил в области химии гумуса, агрохимии, экономики сельского хозяйства Дояренко нашел наконец, в широком русле опытного дела тот основной путь, идейным руководителем которого он постепенно становился и которому не изменял до конца своей жизни. На волне революции 1905 г. он превращает прежде скромный мало известный журнал «Вестник сельского хозяйства» в рупор прогрессивных агрономических сил России. В годы послереволюционного спада и столыпинской реакции завоеванный журналом авторитет полностью сохранился. В 1911 г. начался новый период деятельности А. Г. Дояренко. В. Р. Вильямс по согласованию с Д. Н. Прянишниковым пригласил Дояренко на должность ассистента на свою кафедру и одновременно на должность помощника заведующего опытным полем, под которое выделялась новая площадь на территории фермы сельскохозяйственной академии. При этом Вильямс гарантировал своему помощнику полную самостоятельность.
Проведенные до того объезды опытных учреждений России помогли Дояренко сразу найти наиболее правильный путь. Работы на Опытном поле были начаты с рекогносцировочных посевов, для учета которых была отрегулирована обычная жнейка так, чтобы сноп срезался с определенной площади. Полученный огромный цифровой материал по учету урожаев был обработан с помощью методов вариационной статистики. В результате на опытном поле были выделены участки равноплодородных полей, где разница в урожаях не превышала 5%, что дало возможность с полной уверенностью спланировать размещение всех намеченных программой опытов. На проведение рекогносцировочных посевов с различными культурами ушло два-три года.
При составлении программы Опытного поля А. Г. Дояренко руководствовался следующими положениями (9): «Так как всякий агроприем воздействует непосредственно на тот или иной фактор жизни растений или на группу их, а урожай является лишь суммарным результатом всех этих воздействий, то для сознательного построения рацио-
------------------------------------
9. Дояренко А. Г. Очередные задачи опытного дела.— Избр. соч. М., 1963, с. 414—416. См. также: А. А. Кудрявцева. Алексей Григорьевич Доярепко.— В кн.: Ученые Тимирязевской академии, с. 7-8
------------------------------------
нальной системы агротехники необходимо знать степень воздействия каждого приема на эти факторы жизни. Единственным мерилом для оценки того или иного приема является не учет урожая, а количественный учет того фактора, на который данный прием рассчитан...» «Только зная это..., мы сможем скомбинировать отдельные приемы в стройную систему, обусловливающую оптимальное взаимоотношение этих факторов, а следовательно, и наивысший урожай».
«Только при такой постановке дела мы сможем избавиться от преобладающего в опытном деле грубого эмпиризма, когда мы пытаемся бесчисленное количество комбинаций обработок, удобрений и посева охарактеризовать высотой урожая, не зная, чему мы, собственно, обязаны в этом урожае».
Эта программа новатора, которая и сейчас еще не потеряла своего боевого звучания, требовала «расчлененной аналитической работы, выявляющей роль отдельных приемов полевой культуры в смысле воздействия на отдельные факторы жизни растений и почвы и последующего синтеза их в цельные системы в соответствии с тем, какие комбинации факторов требуют воздействия в каждом конкретном случае».
Программа была опубликована; указатели же посевов и опытов, заложенных на Опытном поле во исполнение этой программы, ежегодно появлялись отдельными брошюрами, направляя работу мысли по всей сети опытных учреждений России. Одновременно с проведением рекогносцировочных посевов были предприняты срочные работы по возведению построек, в которых все было продумано до мельчайших деталей. Так, были возведены жилой дом с квартирой заведующего и лабораториями для практикантов. В этом доме прошла вся жизнь семьи А. Г. Дояренко в академии. Кроме того, были построены: молотильный сарай, приспособленный для хранения и обмолота урожаев, собираемых с многочисленных малых делянок, сарай для хранения машин и орудий, помещения для хранения корне-клубне-плодов, минеральных удобрений, опытное навозохранилище и т. п. Строительство их заняло три года. Проекты этих построек были использованы впоследствии на многих опытных полях.
Были утверждены штаты: заведующий, его помощник, 4 специалиста (химик, физик, ботаник и микробиолог) и специалист по работе в деревне (экономист), 4 младших научных работника, 12 годовых практикантов, старший рабочий, 3 постоянных рабочих, конюх и 11 сезонных рабочих. При таком штате можно было осуществить всю намеченную программу полевых и лабораторных исследований.
Сообщение об этом организационном периоде в жизни Опытного поля дано с такой исключительной яркостью и любовью в воспоминаниях Алексея Григорьевича, что в моем пересказе оно потеряло бы всю свою непосредственную прелесть, и я отсылаю читателя к подлиннику (10). Здесь лишь отмечу, что для изучения были взяты только основные вопросы полеводства; обработка под озимые (чистые и занятые пары), обработка под яровые (весенняя, осенняя обработки и полупар), обработка дернины, приемы восстановления плодородия почвы, значение трав при культуре льна, бессменные культуры (по предложению Д. Н. Прянишникова). Несколько позднее, в 1927 г., были заложены два опыта для выяснения взаимодействия трех факторов — навоза, трав и обработки — и тем самым было положено начало синтетическому многофакторному методу в полевом опыте в дополнение к аналитически расчлененному изучению, до того господствовавшему в опытном деле. Это было крупным достижением.
В 1914 г. А. Г. Дояренко был представлен В. Р. Вильямсом на заведование кафедрой общего земледелия и к ученому званию профессора. В. Р. Вильямс писал (11): «В лице А. Г. Дояренко мы имеем не начинающего, подающего надежды молодого работника, а уже человека с совершенно ясными, выношенными, продуманными и окрепшими научными взглядами, работника с совершенно определившимся строго научным направлением. И это особенно важно в такой области знания, как общее земледелие, где в силу чрезвычайной близости трактуемого предмета к повседневной жизни начинающий работник с недостаточно установившимися научными взглядами легко может пойти по пути попыток обобщения выводов практики — пути совершенно мертвого и ничего общего с научной разработкой этих вопросов не имеющего. А. Г. Дояренко миновал этот перекресток, и его широкая
--------------------------------
10. Дояренко А. Г. Из агрономического прошлого, с. 111—151.
11. Там же, с. 133—134.
--------------------------------
научная подготовка обеспечивает правильность дальнейшего развития его недюжинных дарований; и если к этому прибавить, что, как показал уже продолжительный опыт, А. Г. Дояренко представляет и выдающегося преподавателя, умеющего захватить слушателей волною своего увлечения, то станет вполне понятным то чувство гордости и удовлетворения, которое испытывает пишущий эти строки при мысли, что он может назвать А. Г. в числе своих учеников и сотрудников».
Перед А. Г. Дояренко встала задача построения курса лекций по общему земледелию, правда, облегченная тем, что «Общее земледелие» он уже читал на Высших женских (Голицынских) курсах, но, конечно, в более скромном объеме. Новые идеи, заложенные в программу Опытного поля, получили развитие в курсе лекций, в проведении семинаров, в практических занятиях со студентами в лаборатории и на опытном поле.
«Почти все печатные руководства по общему земледелию в то время в основном ограничивались изложением способов обработки почвы, посева и ухода за посевами... В основу же своего курса... я положил всевозможные пути воздействия (агротехническими и другими средствами) на все факторы жизни растений, с тем чтобы обеспечить наивысший урожай... Изучение роли всех этих факторов и путей воздействия на них составило основную, теоретическую часть, а изучение отдельных приемов и систем агротехники — практическую часть курса общего земледелия»,— писал Дояренко в своих воспоминаниях (12).
Курсу лекций профессора Дояренко не суждено было быть изданным, но все последующие учебники по общему земледелию уже были построены по такому же типу.
Петровская академия славилась прекрасными лекторами, но лекции А. Г. Дояренко были выдающимся явлением. Многое зависит от искусства лектора. Один как магнит притягивает внимание слушателей, а другой тот же самый предмет излагает перед инертными слушателями. Лекции Дояренко всегда собирали полную аудиторию, хотя обязательного посещения лекций тогда не требовалось. Глубокое знание сельскохозяйственной жизни страны, привлечение внимания слушателей постановкой новых идей в агрономии, живой образный язык, своеобразная доходчивая
------------------------------------
12. Дояренко Л. Г. Из агрономического прошлого, с. 135.
------------------------------------
манера изложения с интонационными акцентами или повторами основных положений, оригинальные художественно выполненные рисунки-плакаты, эффективные опыты-демонстрации по физике почвы, сам лектор с его приковывающим взглядом глубоко посаженных глаз, с его вдохновенным видом и неиссякаемым потоком мысли, с его подчас дерзким желанием вскрыть до того не тронутые научным анализом факторы «жизни поля», плодородия почвы и урожая растений — все это и приковывало внимание студенческой аудитории, держало ее от начала до конца лекции в напряжении.
Сфотографированные на Опытном поле объекты превращались в цветные диапозитивы и показывались с помощью проекционного фонаря. Некоторые наиболее ответственные моменты из работ на Опытном поле были засняты на кинопленку и показывались по ходу лекций. Это были первые опыты применения кино в лекционной работе. По прочтении какого-либо раздела курса устраивались беседы-семинары, на которых слушатели могли высказать свои соображения или сомнения. Это вносило большое оживление в лекционный курс.
Случайно сохранился мой конспект одной лекции Алексея Григорьевича о семенах и зерноочистительных машинах. Что увлекательного можно найти в этой простой и казалось бы тривиальной, чисто технической теме? Но вот, по записям, концовка этой лекции: «Перед нами хозяйство страны. В миниатюре агрономический участок. Бесконечны возможности агронома. Нужен только вдумчивый глаз и анализ. И здесь действует «закон минимума». Нужно отыскать в сложной жизненной ситуации факторов один главный, который лежит в минимуме и коренным образом задерживает развитие хозяйства в целом. Этот фактор в разных местах разный: в одном истощенность почв, в другом — отсутствие раннего пара, в третьем — нет кооперации, в четвертом — плохая школа, плохой скот и т. п. Одна только работа стоит вне правила минимума. Это работа агронома с семенами, с зерноочисткой, с выставками семенного материала и т. п. Она всегда верна по своим результатам. От нее нельзя ожидать чего-либо блестящего, но определенную помощь она всегда приносит, и с самого начала. На ней учится молодой агроном, он проводит ее в первую очередь, когда еще не разобрался в своих задачах, в сложении всех факторов жизни хозяйства. На ней нельзя сделать грубых ошибок, так как она не ведет в глубокие дебри «биологии» хозяйства и является наиболее разработанной областью в агрономии». Так закончил свою рядовую лекцию о зерноочистке Алексей Григорьевич, увязав ее с общими задачами агрономической работы.
С особым вдохновением излагались на лекциях вопросы использования солнечной энергии растениями; они сопровождались широкой демонстрацией экспериментов выполняемых лектором с помощью талантливой ассистентки А. А. Кудрявцевой. С высот теории в конце лекции вопрос переводился на язык практических возможностей регулирования фотосинтеза с помощью улучшения травостоя, подбора культур, возделывания промежуточных культур, введения различных растительных смесей. Нам, студентам 1921 голодного года, такие лекции были зарядом для творческих исканий и смелого экспериментирования.
Лабораторные и полевые практические занятия строились по принципу профессора Петровской академии А. Ф. Фортунатова: «Каждый студент должен что-нибудь открыть!» Для таких маленьких открытий предлагались две большие групповые темы: «Влияние структуры почвы на динамику физико-химических процессов» и «Влияние различной обработки почвы на качество урожая» и около 30 индивидуальных тем; все они прорабатывались на образцах, взятых с опытного поля. По окончании работы на общем собрании всей группы обсуждались и сводились воедино полученные результаты.
Программа полевых практических занятий со студентами включала следующие темы: (13) культурная вспашка, внесение удобрений, культивация, посев; вспашка дернины; посадка картофеля; способы посева зерновых, способы уборки трав, ботанический анализ их, учет урожая, хранение; междурядная обработка пропашных; уборка хлебов, молотьба, очистка и сортировка зерна, построение и закладка севооборотов. Для проведения всех этих девяти занятий каждая группа (по 25—30 студентов) прикреплялась к одному из ассистентов. Одно занятие целиком посвящалось сорнякам и проводилось на коллекционном питомнике, где имелось около 400 видов сорных растений. Здесь же выращивалось около 700 сортов различных культурных растений и 60 видов лекарственных. Все эти
-------------------------------------
13. Дояренко А. Г. Из агрономического прошлого, с. 146.
-------------------------------------
работы проходили при максимальной самодеятельности студентов.
Большое место в работе кафедры занимали еженедельные обходы Опытного поля, в которых разрешалось участвовать всем желающим. Они привлекали до 150—200 участников. После общей беседы, которую проводил сам Алексей Григорьевич, все присутствующие разделялись на 6—7 групп и каждая получала своего руководителя из персонала Опытного поля и кафедры. Группы шли последовательно одна за другой, по заранее намеченному маршруту. Весь научный персонал кафедры и Опытного поля включался в эту работу.
Но А. Г. Дояренко мечтал о большем. После победы Октября, в 1918 г., он писал (14): «Опытные учреждения не могут считать себя удовлетворенными своей работой, пока их результаты не вольются в массовое хозяйство... Высшую награду за свою работу опытник видит в использовании ее результатов на практике, в ассимиляции данных опытных учреждений местным хозяйством... Совершенно необходимо, чтобы опытные учреждения организо-
------------------------------------
14. Дояренко А. Г. Неотложные, внеочередные нужды опытного сельскохозяйственного дела в целях подъема производственных сил страны.- Вестн. сел. хоз-ва, 1918, № 43/44, с. 5-8.
------------------------------------
вали у себя правильно поставленную, а не случайную работу по популяризации своих данных». И он предложил создать при опытных учреждениях «отделы применения» для популяризации имеющихся достижений среди местного населения.
В том же 1918 г. он организовал при Опытном поле для крестьян Московской области «Практический курс полеводства», в основу которого было положено «личное ознакомление крестьян с работами Опытного поля непосредственно в поле».
Этот курс давался в виде десяти бесед на следующие темы: 1) пары и озимые хлеба; 2) травы и их роль в луговодстве и полеводстве; 3) корнеплоды в полевом хозяйстве; 4) удобрения; 5) яровые хлеба; 6) посев; 7) уборка молотьба и сортирование; 8) машины и орудия в полеводстве; 9) обработка дернины и пахота; 10) севообороты. Порядок этих бесед определялся сроками проведения тех или иных полевых работ на Опытном поле. А урожаи на нем достигали примерно 40 ц/га озимой ржи и пшеницы, 32 ц/га овса и 350 ц/га картофеля. Было что показать крестьянам!
Эти беседы проводились «на природе». Слушатели размещались рядом с «конторой» на уложенных прямо на землю дубовых бревнах, а для размещения демонстраций на случай дождя были построены два небольших павильончика. Начиналось с крестьянских неспешных разговоров с Алексеем Григорьевичем «по душам» за чаем из ведерного самовара; беседа начиналась в 12 часов кратким его вступлением, где Дояренко в простой, доходчивой форме излагал весьма сложные вопросы агрономии. Затем слушатели шли в поле, на демонстрируемые по программе опыты, и здесь задерживались до 5—7 вечера.
Стиль беседы был сугубо популярный, но без примитивного упрощенчества понятий. Профессор считал, что «господствовавший еще недавно взгляд на косность, инертность и низкий уровень сельскохозяйственных знаний как основных тормозов хозяйственного прогресса в деревне при ближайшем углублении в деревенскую жизнь должен уступить уверенности, что, по крайней мере для переживаемого момента, это не соответствует действительности. Ярко выраженное стремление к улучшению своего хозяйства, «искание» новых путей, громадный запас практического сельскохозяйственного знания, наконец, громадный опыт в деталях техники — такова картина современной жизни деревни, открывающаяся при сколько-нибудь углубленном ее изучении» (15).
Конспекты крестьянских бесед публиковались в «Вестнике» с приложением к каждой беседе вопросника, содержащего около ста вопросов по теме. Для примера приведу некоторые из них по беседе о травосеянии и луговодстве. Беседа на эту тему обычно начиналась на миниатюрном луговом участке, расположенном в углу Опытного поля, где представлены были три типа луга: заливной, заболоченный и суходольный. На них были заложены опыты с поверхностным улучшением и внесением удобрений. Этим участком управляла в порядке «общественного поручения» дочь Алексея Григорьевича, ставшая впоследствии квалифицированным геоботаником.
Вопросы по теме: «Как узнать, достаточно ли осушено болото? По каким травам узнать, что луг надо перепахать? Годится ли в корм осока? Как уничтожить щучку? Как повлиять на соседнюю деревню для проведения осушки луга? Как возделать пустошь? Не следует ли косить луг позже для его обсеменения? Как бороться на лугу с щавелем? Что за трава лисохвост? Съедобна ли пушица? На всяких ли почвах бывает клевероутомление? При клеверном паре нужно ли примешивать тимофеевку? Почему у нас вымерзает люцерна, а на Юго-Востоке нет? Съедобны ли бурьяны? Как вносить навоз на лугу» и т. д.
Всего — 76 вопросов, а по следующей беседе о картофеле и корнеплодах таких же «замысловатых» вопросов — 102. Дояренко обстоятельно отвечал на все эти жизненные вопросы. Он изучал нужды сельского хозяйства, организовал монографическую серию экономико-статистических описаний, закладку различных опытов с парами, минеральными удобрениями и т. п. На крестьянские беседы он тратил свои выходные дни в продолжение десяти лет (1919-1929 гг.), до последнего года работы в академии. Это был действительно великий трудовой подвиг ученого, яркий в своей самобытности, но полузабытый последующими поколениями агрономов.
Особую роль сыграло Опытное поле в деле подготовки высококвалифицированных научных кадров по опытному делу, в котором Дояренко также применил свой собственный подход. Он добивался разносторонней подготовки
------------------------------------
15. Практический курс полеводства на опытном поле Петровской академии.— Вестн. сел. хоз-ва, 1918, № 23/24; 1924, № 7—12. См. там же отзывы в № 12, 1926.
------------------------------------
практикантов к будущей самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Каждый практикант получал в свое распоряжение один опыт, где он был полным хозяином. Кроме того, были дни, когда он являлся руководителем всех работ на опытном поле — так называемым дежурным, а накануне выполнял роль помощника дежурного. Эти два дня, и особенно день дежурства, были самыми трудными в работе практиканта. Бывали всякие промахи, от заведующего и его помощника требовалось очень внимательное и тактичное наблюдение за работой дежурного. Однако всякого рода отмены и изменения распоряжений делались только самим дежурным — полным хозяином в данный момент.
Годовые отчеты практикантов ставились на общее обсуждение. «Много горячих споров, смелых выводов, обобщений и предложений, граничащих с фантазией, а иногда и разочарований бывало на этих отчетных собраниях, где выковывались будущие опытники»,— писал Алексей Григорьевич в своих воспоминаниях (16). Через такую своеобразную аспирантуру у Дояренко прошло около сотни практикантов. Многие из них в последующем работали в сельскохозяйственной науке с большим успехом и достигли широкой известности. Дух приподнятой творческой активности и товарищества господствовал среди практикантов. Нашлись среди них затейники, поэты и художники, которые начали выпускать рукописный журнал с оригинальным названием «Касьяны».
Опытное поле существовало два десятка лет. Кафедрой земледелия профессор А. Г. Дояренко заведовал 15 лет. За эти годы страна пережила первую мировую войну, свержение царизма, победу Великого Октября, три года гражданской войны и первую пятилетку. На глазах одного поколения произошло крушение старого мира и рождение нового. В эти героические годы, полные борьбы, труда и лишений деятельность А. Г. Дояренко развернулась во всю мощь его богато одаренной натуры.
В годы первой мировой войны внимание «Вестника» направляется на усиление агрономической помощи сельскому хозяйству, разрушаемому беспрерывными мобилизациями. В журнале появляется ряд статей, которые показывают, что А. Г. Дояренко в захватившем страну вихре событий пытается помочь сельскому хозяйству:
--------------------------------
16. Дояренко А. Г. Из агрономического прошлого, с. 132.
--------------------------------
"Агрономическая работа среди текущих событий", "К вопросу об организации земледельческих приютов", "Московский сельскохозяйственный институт и война", "К организации экономического отдела при Всероссийском Земском союзе", "Нужды сельского хозяйства в освещении экономического совещания при Земсоюзе", "Продовольственный вопрос в деревне и агрономическая деятельность" и т. д.
Через неделю после Февральской революции в передовой статье «Вестника» — «Учредительное собрание и аграрный вопрос» А. Г. Дояренко пишет: «...Невероятно, чтобы народ, окутанный темнотой невежества и уже познавший силу света просвещения, не потребовал широко раскрыть двери просвещения; сугубо невероятно, чтобы народ, лелеявший мечту о земле, не заговорил о ней в первую очередь, быть может ставя в связь форму государственного управления с вопросом о земле... Оба эти коренных вопроса русской жизни — государственный строй и аграрный строй — заслуживают быть решенными голосом всего народа...».
А. Г. Дояренко ставит перед «Вестником» задачу создать идеологию решения аграрного вопроса, вылить его в конкретные программы, выразить их в понятных для масс формулах... (17) В журнале организуется аграрный отдел, который должен отражать возможно полно течения политической и научной мысли в области аграрного вопроса. А. Г. Дояренко приветствует создание Главного Земельного Комитета, участвует в создании общественной Лиги аграрных реформ, куда входят наиболее авторитетные экономисты-аграрники. В своих статьях он пишет о трех направлениях: 1) разработка идеологических принципов аграрных отношений в их конкретной форме; 2) выяснение требований, которые предъявляются населением к аграрной реформе; 3) экономические и агрикультурные перспективы при различных формах решения аграрного вопроса.
В номерах «Вестника» печатаются обзорные статьи агрохимика Л. Л. Балашова о работе крестьянских съездов.
Лейтмотив всех резолюций: «Вся земля должна перейти безвозмездно трудовому народу!». И этот голос «Вестника» раздавался среди разноголосого крика газет буржуазного направления (кадетской «Русские ведомо-
---------------------------------
17. Вестник сельского хозяйства, 1917, № 12-13.
---------------------------------
сти» и др.). Трудно переоценить прогрессивную роль «Вестника» в предоктябрьский период.
Великий Октябрь! Аграрный вопрос был разрешен не Учредительным собранием, а Декретом о Земле, подготовленным В. И. Лениным и утвержденным Вторым съездом Советов. В 1918 г. перестраивается программа журнала «Вестник сельского хозяйства». В связи с ликвидацией местного земского самоуправления Дояренко ищет пути связи агрономических учреждений с кооперативными организациями, сельскохозяйственными обществами, общинами и пр. Он обращает внимание на «те здоровые всходы общественности и прогресса, которые, несомненно, всходят на развалинах прошлого и среди обломков происходящих разрушений. И, может, одним из самых серьезных моментов предстоящей творческой работы является задача — подметить эти ростки, отыскать зачатки положительных течений среди бушующей бури современности, которые, отметя весь мусор переживаемых событий, дадут начало новой жизни...» (18).
Три следующие статьи А. Г. Дояренко посвящены «неотложным внеочередным нуждам опытного сельскохозяйственного дела в целях подъема производительных сил страны». Многие опытные станции оказались в районах военных действий, хозяйства некоторых из них были разгромлены. Дояренко ставит вопрос не только о защите самого существования опытных станций, но и о развитии их научной работы. Прежде «главной задачей работы опытных учреждений ставилось изучение и оценка научными объективными методами существующих и применяемых способов... теперь, когда предстоит колоссальная работа по строительству новых форм социально-экономической жизни и среди них новых основ сельского хозяйства, когда не только исчезли всякие подлежащие оценке старые формы, но и рухнули все внешние условия, определявшие устойчивость, продуктивность и рентабельность их, совершенно ясной стала необходимость не контрольной, оценочной работы, а созидательной, творческой, путь для которой один — не считая неуловимого интуитивного творчества — путь логического построения на основании экспериментального изучения элементов расчлененных факторов... тех кирпичей, из которых можно будет для
----------------------------------
18. Дояренко А. Г. К возрождению общественно-агрономической работы.— Вестн. сел. хоз-ва, 1918, № 27—28.
----------------------------------
каждого конкретного случая строить наиболее применимую, продуктивную и рентабельную систему культуры» (19).
Одновременно Дояренко предложил организовать при опытных станциях отделы применения, издание их отчетов и популярных бюллетеней и устроить при Петровской сельскохозяйственной академии постоянные курсы для подготовки деятелей опытного дела. Этими курсами он впоследствии и руководил. Несмотря на транспортные и продовольственные трудности, он в ноябре 1918 г. организует совещание по опытному делу, на котором были созданы Бюро защиты опытных учреждений и Бюро Всероссийских съездов по опытному делу, председателем которого избрали А. Г. Дояренко, а его членами А. П. Левицкого, А. И. Стебута, Н. М. Тулайкова и других известных опытников. Это Бюро разработало положение об опытном деле и просило правительство о принятии всех расходов по опытным учреждениям на счет государства. Такое решение было принято в 1919 г., что имело решающее значение для сохранения опытных учреждений в те трудные годы.
В 1921 г., открывая VII Всероссийский съезд по опытному делу, А. Г. Дояренко говорил: (20) «...опытное дело должно подниматься мыслью в будущее и добывать материалы для будущих построений, которые в настоящее время как практические мероприятия могут быть не всегда ясно представляемы... и когда теперь мы видим, что при неблагоприятных условиях сообщения в нашу голодную Москву со всех сторон съехались сотни опытников, когда мы здесь слушали приветствие Туркестана, Сибири, Юго-Востока и Украины, невольно зреет мысль, что нет таких условий, при которых научная творческая мысль не только могла бы замереть, могла бы остановиться в своем развитии».
Это была страстная речь убежденного борца за сельскохозяйственную науку. Речь имела большой резонанс, так как «Вестник сельского хозяйства» остался к этому времени единственным популярным агрономическим журналом в России. «...Энергии и стойкости своего редактора "Вестник" всецело обязан своим длительным существо-
-----------------------------------
19. Дояренко А. Г. О развитии научной работы опытных учреждений. Вестн. сел. хоз-ва, 1918, № 45—48.
20. Дояренко А. Г. Роль опытного дела в системе государственного строительства.- Вестн. сел. хоз-ва, 1921, № 5—6.
-----------------------------------
ванием и всей своей сущностью, со всеми крупными достоинствами и мелкими недостатками, ... благодаря главным образом обаянию личности редактора „Вестника"» — так писал по поводу 20-летия журнала в 1920 г. директор Московской областной сельскохозяйственной опытной станции А. П. Левицкий (21).
X съезд РКП (б) (1—8 марта 1921 г.) принял решение о замене продразверстки продналогом. А. Г. Дояренко в «Вестнике» выступил со статьей, где писал: (22) «...мы... в агрономической пропаганде приходим к неизбежности совместной работы с населением при отыскании путей повышения хозяйственного уровня. Иначе говоря, не путем настойчивой пропаганды, а путем совместного с населением искания новых путей могут легко проникнуть в хозяйство действительно нужные для хозяйства улучшения».
Эти глубокие мысли, родившиеся у А. Г. Дояренко в его многолетнем опыте работы с крестьянами Подмосковья, и сейчас звучат убедительно. Они свидетельствуют о широком подходе автора к вопросам коренной реконструкции сельского хозяйства.
Весь тяжелый для страны 1921 г. был у А. Г. Дояренко занят упорной борьбой за созыв III Всероссийского агрономического съезда (первые два — в 1901 и 1911 гг.). Съезд состоялся лишь в марте 1922 г. Внимание съезда было сосредоточено на двух основных вопросах: 1) сельскохозяйственная политика; 2) организация агрономической помощи. Первый вопрос обсуждался с учетом новой экономической политики, принятой в 1921 г. на X съезде РКП (б). Перспективы и сложные пути новой экономической политики после острых дискуссий на съезде вылились в единодушно принятую резолюцию (23).
А. Г. Дояренко принимал делегатов съезда на кафедре общего земледелия и Опытном поле академии, где он демонстрировал результаты последних работ в области агрофизики почвы, основы которой и закладывались в те годы.
Следующие за Всероссийским агрономическим съездом
----------------------------------
21. Левицкий А. П.— Вестн. сел. хоз-ва, 1920, № 12.
22. Дояренко А. Г. Характерные черты современного крестьянского хозяйства, определяющие направление агрономической помощи.— Вестн. сел. хоз-ва, 1921, № 4
23. Вестник сельского хозяйства, 1922, № 6—7.
----------------------------------
годы были кульминацией научно-общественной деятельности Алексея Григорьевича. В 1924 г. ему удается организовать издание «Научно-агрономического журнала», который заменил «Журнал опытной агрономии», прекративший существование в 1922 г. Огромный материал, накопленный на Опытном поле академии, появляется в виде отдельных статей А. Г. Дояренко и его сотрудников на страницах нового журнала.
Журнал открылся портретом В. И. Ленина в траурной рамке и обращением к его памяти редактора А. Г. Дояренко. Он писал: «Нет той области советского строительства, в которой В. И. Ульянов (Ленин) не проявил себя актуальнейшим образом. Естественно, что вопросы научно-агрономического порядка встречали с его стороны содействие и даже инициативу. Например, в области организации научно-агрономических исследований В. И. Ленину принадлежит инициатива создания планомерной сети и областного построения опытного дела, которое по его заданию выполнило Бюро всероссийских съездов по опытному делу. Работами Бюро В. И. Ленин живо интересовался, предусматривая громадное значение их для постановки нашего сельского хозяйства на прочные научные основы...
Наша задача состоит в том, чтобы выполнить заветы В. И. Ленина, сделав всенародным достоянием сокровища научно-агрономического знания и опыта путем их своевременного опубликования и создать этим неисчерпаемый источник для их популяризации.
Положить в основу прогресса производства научное знание, приблизить его и привести в тесную связь с интересами человеческих масс — такова основная идея экономической политики В. И. Ленина.
Осуществить эту идею поставил своей задачей наш «Научно-агрономический журнал» в области нашего основного производства — сельского хозяйства. Успех в этом деле будет служить памятником В. И. Ленину, гению человечества, наметившему пути к его действительному освобождению».
И далее в кратком редакционном вступлении Дояренко писал: «Возобновившиеся связи с зарубежными учеными дали приток свежих идей в области экспериментальной работы, а кроме того — обнаружили необоснованность опасений в нашей отсталости перед Западом в области научных достижений. При тяжелых условиях наши ученые свершали подвиг научной работы, приведший к выдающимся в мировом масштабе результатам» (24).
В общем, за семь лет своего существования «Научно-агрономический журнал» превратился в авторитетный орган, полноценно освещавший основные достижения советской агрономии и получивший широкую известность за рубежом.
В 1924 г. в серии сводных работ, называвшейся «Итоги работ русских опытных учреждений», под редакцией А. Г. Дояренко были опубликованы монографии его сотрудников: В. В. Квасникова — по обработке паров, Н. В. Лобанова — по засухе и борьбе с нею, Д. А. Конева — по обработке почв под яровые, П. А. Некрасова — о водном режиме почв, А. А. Кудрявцевой — о селитре в почве. Эти сводки до сего времени широко используются в опытно-исследовательской практике. 19 декабря 1926 г. в старом актовом зале МГУ с большой теплотой и торжественностью агрономической общественностью был отпразднован юбилей А. Г. Дояренко. Земельный отдел Московского Совета депутатов трудя-
-----------------------------------
24. Дояренко А. Г. Использование солнечной энергии культурами.— Науч.-агроном. журн., 1924, № 1.
-----------------------------------
щихся к 25-летию научной, педагогической и общественной деятельности издал избранные работы и статьи Алексея Григорьевича (в двух томах). Во введении к изданию говорилось, что А. Г. Дояренко «русский агрофизик ...педагог-опытник, который создал целую школу опытников и особое направление опытной работы, чрезвычайно широко раздвинув рамки опытной работы и углубив ее содержание благодаря талантливому применению ряда методов лабораторных исследований». Особо отмечалась его деятельность как агронома-общественника, который «неустанно проявлял внимание и живой интерес ко всем важнейшим современным вопросам агропомощи и непосредственно участвовал в работе по проведению достижений опытного дела в среде сельскохозяйственного населения...» (25). В этом двухтомнике появился впервые и полный список его работ.
«Вестник сельского хозяйства» посвятил юбилею специальный номер (под редакцией А. П. Левицкого) с анализом многогранной деятельности юбиляра (26). В статье В А. Михельсона «А. Г. Дояренко - первый русский агрофизик» отмечалось, что «если мы за последние два десятилетия в агрофизике завоевали себе почетное место среди других стран, не отстали от них, а в некоторых отдельных вопросах, может быть, даже идем впереди других, то этим мы обязаны почти исключительно А. Г. Дояренко»... «Конструированные им приборы считаются десятками. Разработанные им методы большей частью признаны и постепенно распространяются... за сравнительно короткий 12-летний период А. Г. Дояренко удалось уже получить ряд практических результатов по применению найденных им функциональных зависимостей к выбору культурно-технических приемов земледелия" (27).
В статье А. П. Левицкого «Кто он?» говорилось: «Если бы судьбе могло быть дано определенное задание создать для современной эпохи идеальный тип руководителя агрономической мысли, то она не смогла бы лучше и полнее разрешить эту задачу, как путем создания Дояренко таким, какой он есть, в том обаятельном гармо-
----------------------------------
25. Дояренко А.Г. Избранные работы и статьи. М., 1926 т. I, с. 6
26. Вестник сельского хозяйства, 1926, № 12.
27. Михельсон В. А.- Вестн. сел. хоз-вa, 1926 № 12
----------------------------------
ничном сочетании его многосторонних талантов, которые делают его положительно незаменимым на своем посту. Крупный исследовательский талант с весьма удачным сочетанием основных элементов такового, а именно богатства творческой инициативы, широкой эрудиции и тонкого остроумия при разработке методики исследования, чрезвычайная отзывчивость на запросы окружающей жизни, исключительная простота, терпимость и любовность в отношениях с людьми, мягкость характера при стойкости своих взглядов и убеждений, тонкая музыкальность при общем чутком понимании красоты в природе, жизни и искусстве — таковы схематические контуры этой исключительной личности...» (28).
«Академическое Опытное поле... в короткое время завоевало себе общепризнанное положение Центрального института опытного полеводства, дающего тон и направление всему опытному делу в стране. Работы этого опытного учреждения, скромного по своей конструкции и академического по своему положению... не только разрешили большой ряд теоретических научных положений, но непосредственно увязали их с наиболее жгучим и реальным житейским вопросом о хлебе насущном, о повышении урожаев на крестьянских полях...» (29)
Д. Н. Прянишников в своей речи на юбилее детально, как всегда, разобрав все работы А. Г. Дояренко, в заключение сказал: «Мы видим как бы смену трех фаз развития — период агрохимии (тезис), период агрофизики (антитезис) и, наконец, современная третья фаза — синтез методов того и другого направления... Он является источником света, волны которого доходят до деревни не только через печать, не только через его учеников, но который умеет породить в себе и волны такой длины, которые непосредственно воспринимает «крестьянство». Но «светить можно только сгорая»; позвольте же пожелать, чтобы этому источнику света хватало горючего материала на долгие годы!» (30).
В ряде статей были освещены яркий педагогический талант Алексея Григорьевича, его работа с крестьянами, а в небольшом стихотворении «25 лет живого слова» Л. Л. Балашов подчеркнул основные черты характера Алексея Григорьевича:
----------------------------
28. Левицкий А. П.— Вестн. сел. хоз-ва, 1926, № 12
29. Левицкий А. Я.— Там же.
30. Речь Д. Н. Прянишникова была издана отдельной брошюрой.
----------------------------

«Приняв живое за основу,
Терпимый к мысли, чуткий к слову,
Всегда исполнен новых сил,
И независимо, и смело
И выступал, и говорил.
Вершитель опытного дела,
Профессор весь теперь седой,
Но все такой же молодой».


На празднование юбилея А. Г. Дояренко приехали и крестьяне из подмосковных деревень, слушатели его «Крестьянских бесед» на Опытном поле. Они поднесли ему как доброму сеятелю расписное посевное лукошко, валенки, «чтоб чаще ходил по агрономическим дорогам», и вышитую рубаху («будь к нам так близок, как рубаха к телу»), рабочие Опытного поля под дружную овацию всего зала подарили Дояренко одежду пахаря, лапти и ременной кнут в память того, что он при частых поездках в Москву без кучера всегда напоминал конюху положить в санки кнут. С подъемом были исполнены студенческие песни Дояренко. В общем юбилей прошел в удивительно теплой обстановке, согретой мягкими душевными качествами самого юбиляра.
Отгремели юбилейные речи... В 1928 г. Алексей Григорьевич пережил тяжелую потерю: после продолжительной тяжелой болезни умерла жена — Дояренко Мария Николаевна. Но его научная деятельность не ослабевала. В «Научно-агрономическом журнале» за 1928 г. он публикует новаторское предложение о синтетическом методе в полевом опыте. Это дало начало постановке многофакторных полевых опытов у нас и за границей. На Опытном поле Дояренко организует оригинальные опыты с обычным дренажем гончарными дренами, с кротовым дренажем и вертикальным микродренажем в целях борьбы с переувлажнением почв нечерноземной полосы. Методы полевого дренажа были впервые испытаны в агрономических опытах.
При энергичном содействии Дояренко в Ленинграде профессором А. Ф. Иоффе был основан Агрофизический институт; развивались давние связи Дояренко с Институтом табаководства (Краснодар), с Институтом чая (Грузия). Осенью 1929 г. он выехал во Владивосток для организационной помощи опытным станциям Дальнего Востока (Никольско-Уссурийск, Благовещенск, Чита), ознакомился с Университетом, Ботаническим садом основанным акад. В. Л. Комаровым; проводил своего молодого друга Н. И. Вавилова в Японию (Дояренко был старше Вавилова на 13 лет).
В декабре 1929 г. Дояренко выехал в Тбилиси читать курс опытного дела чаеводам. Для проведения практических занятий были вызваны в Тбилиси доценты ТСХА А. А. Кудрявцева и А. В. Трофимов. Курс сопровождался посещениями различных научных учреждений, экскурсиями по окрестностям и имел огромный успех.

продолжение книги...