.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Введение


вернуться в оглавление книги...

А. В. Ефимов. "Очерки истории США. 1492-1870 гг."
Учпедгиз, Москва, 1958 г.
OCR Biografia.Ru

ВВЕДЕНИЕ

Книга содержит систематическое, с использованием самостоятельных исследований источников и литературы, изложение истории США до окончания гражданской войны 1861—1865 гг. и восстановления Союза.
Особое внимание уделено экономической истории, проблемам развития капитализма, плантационного рабства, народным движениям — фермеров, ремесленников, рабочих, негров-рабов, а также индейцев, истории русско-американских отношений.
Книга предназначена для учителей, студентов и для широкого крута советской интеллигенции.

* * * * *
Ознакомление с историей Соединенных Штатов необходимо для самых широких кругов советских читателей. Американская республика в наши дни — это главная страна капитализма, классическая страна современной буржуазной демократии, страна господства монополий, очаг империалистической реакции и агрессии.
Как известно, слово «демократия» означает народовластие. Однако в истории человечества это слово служило и служит для обозначения весьма различных видов общественно-государственного устройства. Так, античная рабовладельческая демократия отнюдь не была демократией в подлинном значении этого слова — народовластием. Власть в античной демократии фактически была монополизирована крупными рабовладельцами. Не только рабы, но и широкие массы свободного городского и сельского населения, хотя и боролись за власть и формально имели право издавать законы, как в афинском буле, но фактически не обладали политической властью.
В США до 60-х годов XIX в. существовала буржуазно-рабовладельческая демократия. К противоречию между буржуазией и народными массами в США в этот период присоединялось противоречие между рабовладельцами и всем населением США, включая буржуазию. Однако в то время как часть буржуазии, фермерство, рабочие боролись против рабовладельцев, основные круги буржуазии обычно шли на компромисс с рабовладельцами. Так обстояло дело вплоть до начала гражданской войны, а в известной мере и в ходе ее. После окончания гражданской войны и уничтожения рабства революционным путем в США установилась уже не буржуазно-рабовладельческая, а буржуазная демократия. Подлинная демократия, настоящее народовластие существуют там, где средства производства стали общенародной собственностью: в странах диктатуры пролетариата — в СССР и в государствах народной демократии.
В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Энгельс, говоря о прогрессивных движениях прошлого, отметили, что все происходившие до того времени движения «были движениями меньшинства или совершались в интересах меньшинства» и что в противоположность им «пролетарское движение есть самостоятельное движение огромного большинства в интересах огромного большинства» (К. Маркс, Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Госполитиздат, 1952, стр. 45).
Это положение важно и для понимания исторической прогрессивности демократий периода до социалистической революции, и для понимания неизмеримого превосходства демократии пролетарской, социалистической в отношении демократий обществ с антагонистическими классами.
Вопрос о характере американской буржуазно-рабовладельческой, а в дальнейшем буржуазной демократии в буржуазной литературе не получает объективного освещения. То же относится и к характеристике классовых отношений и капитализма в США. Буржуазные историки то объявляют американское общество в колониальный период или в XIX в. не имеющим классов и классовых противоречий, то, признавая наличие классов, отрицают антагонистический характер противоречий между ними, пишут о «гармонии классов» при капитализме и вопреки фактам стараются внедрить в головы читателей идею об «исключительном» характере американского капитализма, затушевывая его непримиримые противоречия. В данной связи мы напомним другое положение «Манифеста Коммунистической партии», опровергающее самую основу тех извращений в вопросе о сущности классовых отношений в США, которые систематически проводятся в работах реакционных буржуазных историков. Как указывали Маркс и Энгельс, «история всех доныне существовавших обществ двигалась в классовых противоположностях, которые в разные эпохи складывались различно. Но какие бы формы они ни принимали, эксплуатация одной части общества другою является фактом, общим всем минувшим столетиям» (К. Маркс, Ф. Энгельс, Манифест Коммунистической партии, Госполитиздат, 1952, стр. 54—55).
Это положение поможет прийти к пониманию общественных отношений и закономерностей их развития и в Соединенных Штатах Америки.
Говоря об американской демократии, всегда необходимо различать ее прогрессивные черты — результат самоотверженной революционной борьбы народных масс, — и ее ограниченность, присущую ей как политической форме эксплуататорского капиталистического строя.
В буржуазной демократии заложено глубочайшее непримиримое противоречие, это — противоречие между народными массами и буржуазией и особенно между пролетариатом и эксплуатирующими его капиталистами, а в США до 60-х годов XIX в. — и между рабами и рабовладельцами. Эти противоречия не примиряются, а разрешаются путем развития классовой борьбы, революции, путем уничтожения старого и победы нового.

продолжение книги...