А. В. Ефимов. "Очерки истории США. 1492-1870 гг." Учпедгиз, Москва, 1958 г. OCR Biografia.Ru
продолжение книги...
Колонизаторы Америки и индейцы. Первоначальное накопление в Англии и Северной Америке.
Индейцы дружелюбно встретили первых поселенцев. Вождь племени вампаноагов Массасоит научил пилигримов возделывать маис. Индейцы оказали поселенцам помощь продовольствием в то время, когда колония в Джеймстауне из-за внутренних неурядиц, плохой организации и нежелания многих колонистов — искателей легкой наживы заняться тяжелым трудом по возделыванию вручную целинной земли находилась на краю гибели. Без помощи индейцев, как отмечает У. З. Фостер, колонии в Плимуте и Джеймстауне погибли бы в первые же годы своего существования. Но вскоре растущая агрессивность колонистов, вытеснение индейцев с их земель, попытка обращения их в рабство, грабежи и насилия открыли глаза индейцам; они начали борьбу против купцов и колонистов. Почти три века продолжались истребительные войны против индейцев. Только в конце XIX в. было окончательно сломлено вооруженное сопротивление индейских племен, и остатки их, разделенные на мелкие группы, обезоруженные, были окончательно загнаны в резервации — строго ограниченные районы, предназначенные для проживания данных групп индейцев. Индейское население было не в состоянии преградить путь европейцам. В ходе долголетней борьбы все средства, которыми располагали европейцы-колонизаторы — и превосходное вооружение, и экономическое превосходство, и лучшая организация, и вероломная политика, и дипломатия, — были пущены в ход против индейцев. До появления европейцев индейские племена Америки не знали спиртных напитков. Испанцы, французы, англичане не только проповедовали христианство среди индейских «язычников», но еще с большей настойчивостью распространяли среди них виски и ром. Когда англичанин Генри Гудзон, находившийся на службе голландской Вест-Индской компании, высадился в 1609 г. на острове Манхаттен, он первым делом напоил до потери сознания индейских вождей. Позднее остров Манхаттен, на котором теперь расположена центральная часть Нью-Йорка, голландцы «купили» у индейцев за набор ножей, бус и безделушек, которые стоили 60 гульденов (около 24 долларов). Но в большинстве случаев и колонисты, и власти колоний предпочитали не расходовать даже мизерных средств на бусы и металлические безделушки для приобретения индейских земель: они нападали на индейские поселения и изгоняли их жителей. Следует учесть, что в английской и французской колонизации Северной Америки были известные различия. Английская колонизация была массовой, она опиралась на процесс разорения и обезземеливания крестьянства в Англии, где после буржуазной революции XVII в. быстро шло развитие капиталистических отношений. Разорившиеся английские крестьяне и ремесленники составляли наиболее многочисленный слой переселенцев в Америку. Во Франции, где в XVII — XVIII вв. еще господствовал феодально-абсолютистский строй, крестьяне были опутаны сетью феодальных повинностей, фактически прикреплены к земле. Население французских колоний росло медленно. Только в некоторых районах Канады сконцентрировалось значительное французское население. В этих районах французы расправились с индейцами не менее жестоко, чем английские колонисты, «очистив» от индейцев территорию для земледельческих колоний. Но в большей части принадлежавших Франции в Северной Америке земель не было сельскохозяйственных колоний. Французы основывали здесь небольшие поселения—фактории, а для крестьян устанавливали феодальные повинности. Французские купцы и землевладельцы за бесценок скупали у индейцев меха и, заинтересованные в выгодной меховой торговле, не вытесняли индейцев с насиженных мест. Иное положение было в английских колониях. Англичанам нужна была земля. Английские купцы были заинтересованы и в торговле мехами, но этот интерес отходил на второй план: главное для масс колонистов было — занять землю. Отнимая у индейцев земли, англичане взамен предлагали им «благо» иного порядка, а именно: обращение в христианство. Индейцы вскоре убедились, что обращение в христианство не спасает их от грабежей и преследований со стороны белых. Так, например, вскоре после того как остатки племен саскуиханна были обращены в христианство, группа колонистов напала на этих своих «единоверцев» и поголовно вырезала их. Известно, что индейцы снимали скальпы с белых. Но почему-то буржуазные историки забывают упомянуть о том, что и белые снимали скальпы с индейцев и что именно белые сделали это снимание скальпов своего рода промыслом. В 1641 г. губернатор колонии Новая Голландия установил впервые награду за индейские скальпы. Пуритане, колонизовавшие Новую Англию, придали этому делу большой размах и строю деловую организацию. «Пуритане Новой Англии — эти виртуозы трезвого протестантизма, — писал К. Маркс, — в 1703 г. постановили на своей Assembly [законодательном собрании] выдавать премию в 40 ф. ст. за каждый индейский скальп и за каждого краснокожего пленника; в 1720 г. премия за каждый скальп была повышена до 100 ф. ст., в 1744 г., после того как Массачузетс-Бэй объявил одно племя бунтовщическим, были назначены следующие цены: за скальп мужчины 12 лет и выше 100 ф. ст. в новой валюте, за пленника мужского пола 105 ф. ст., за пленную женщину или ребенка 55 ф. ст., за скальп женщины или ребенка 50 ф. ст.!». В своем бессмертном произведении «Капитал» К. Маркс исследовал процесс превращения денег в капитал и показал, как капитал производит прибавочную стоимость и благодаря этому происходит его возрастание. В этом труде Маркс объяснил, как возник капиталистический способ производства. При этом в 24-й главе первого тома «Капитала» Маркс разоблачил антинаучную версию буржуазных историков и экономистов о том, что якобы кучка трудолюбивых, бережливых избранников накопила богатства, а все остальные труженики по своей нерадивости лишились всего и стали бедняками. Со всей силой своего гениального анализа, с подлинной страстью политического борца Маркс разоблачал буржуазных фальсификаторов. Не бережливость отдельных рабочих явилась исходным пунктом капиталистического способа производства и позволила им стать капиталистами, а так называемое первоначальное накопление. «...процесс, создающий капиталистическое отношение, — писал Маркс, — не может быть ничем иным, как процессом отделения рабочего от собственности на условия его труда,— процессом, который превращает, с одной стороны, общественные средства производства и средства жизни в капитал, с другой стороны, — непосредственных производителей в наемных рабочих. Следовательно, так называемое первоначальное накопление есть что иное, как исторический процесс отделения производителя от средств производства». И Маркс поясняет, что история первоначального накопления произведена не идиллическими методами сбережения, а путем насилия, «вписана в летописи человечества пламенеющим языком меча и огня» (1).
В «классической» форме первоначальное накопление, насильственный отрыв огромных масс производителей от их средств производства, имело место в Англии. Процесс первоначального накопления в Англии отдавал землю и людей во власть капитала. Лишенных земли крестьян объявляли бродягами, ставя их вне закона, наказывали плетьми, клеймили раскаленным железом. Так создавалась рабочая сила для городской промышленности. Развитие промышленности, рост городов лишь частично поглощали относительно избыточное население сельских местностей. Многие тысячи и десятки тысяч крестьян, потерявших землю, с невероятными трудностями и лишениями, на тягчайших условиях часто закабалялись на ряд лет, чтобы иметь возможность оплатить переезд через океан, направлялись в поисках земли в колонии и прежде всего в Америку. В последней трети XVI в. в Англии началась аграрная революция, массовый переход сельского хозяйства к товарному производству с применением наемного труда. В Англии, кроме основных элементов первоначального накопления — насильственного лишения крестьян собственности и
-------------------------------------------------
1. К. Маркс, Капитал, т. I, Госполитиздат, М., 1953, стр. 720.
-------------------------------------------------
накопления значительных средств производства в руках капиталистов, — с большой силой дали себя знать следующие моменты первоначального накопления, также связанные с развитием производительных сил и товарно-денежных отношений: колониальная система, система государственных займов, налоговая система и система протекционизма. Все эти моменты с особой остротой сказались в XVIII в.
В других странах Европы — в Испании, во Франции, а также и в Нидерландах — процесс первоначального накопления происходил в несколько других формах, не носил такого бурного характера, был связан с длительным обнищанием крестьянина, привязанного к своему клочку земли. Ни Франция, ни Испания, ни Голландия не дали массовых потоков крестьян-колонистов, которые переселялись бы в колонии. Из этих стран в колонии отправлялись купцы, богатые капиталисты и аристократы-предприниматели. Получив королевскую хартию, они не заселяли колоний крестьянами, а, наоборот, старались не допустить массовой крестьянской колонизации своих американских владений. Во французских и голландских колониях капиталисты-предприниматели основывали фактории, имевшие обычно укрепление и военный гарнизон, и считали главной задачей выгодную торговлю пушниной с индейцами. Непосредственно с историей Северной Америки связаны следующие моменты первоначального накопления: искоренение аборигенного населения, т. е. индейцев, и захват их земель; «превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих»; рост государственного долга Англии и попытка уменьшить его за счет введения налогов в американских колониях
Англии, а затем «торговые войны» европейских государств, ареной которых служил весь земной шар, и в частности Северная Америка.
Что было специфичным для так называемого «первоначального накопления» в Северной Америке? Прежде всего там в процессе колонизации находились во взаимодействии колонизаторы и индейцы, причем шел процесс насильственной экспроприации индейских племен. Их земли захватывались фермерами или компаниями спекулянтов. Но и в том и в другом случае, поскольку движение на Запад продолжалось, шла спекуляция захваченными у индейцев землями, причем в нее в известной мере включались фермеры и даже фермерская беднота - скваттеры. Крупные спекулятивные компании, перепродавая земли по вздутым ценам, накопляли большие капиталы, которые затем могли быть вложены в капиталистическое производство. Что же касается исконных владельцев земли, индейцев, то в отличие от Англии они не попадали на фабрику, а уничтожались, убивались колонистами и ополчениями колоний, переселенцами, двигавшимися на Запад, и войсками Соединенных Штатов Америки. Наконец, индейские племена, раздробленные на десятки мелких, оторванных друг от друга групп, заключались в резервации.
Мощным рычагом накопления, предшествовавшего капиталистическому производству, была неэквивалентная, полуграбительская или же в полной мере грабительская торговля с индейцами, у которых не только купили Манхаттен за несколько связок бус, но с которыми столетиями шла хищническая торговля ценной пушниной — бобровыми шкурами, шкурами бизонов, а также оленей. Некогда зеленые травянистые прерии казались черными от множества бизонов; в первые времена появления колонизаторов в южных колониях Северной Америки оттуда получались сотни тысяч оленьих шкур в год, а бобров в разных районах было великое множество. Торговля ценной пушниной, добытой искуснейшими охотниками-индейцами, у которых не только покупали пушнину, но и отбирали ее, отравив продавцов алкоголем, вела к накоплению крупных капиталов и в самой Америке, и в Англии, куда вывозились и где с большой выгодой сбывались меха. Крупные барыши давали пиратство и торговля людьми. Баснословные прибыли получали торговцы рабами-неграми. Солидную прибыль давали также операции по транспортировке в Америку из Европы белых рабов, т. е. «кабальных слуг», неоплатных должников, преступников, взятых из тюрем. Привозили в колонии иной раз и проституток, продавая их колонистам в качестве «невест». Неэквивалентную торговлю вели американские купцы не только с индейцами, но и со странами Востока, особенно с Китаем, с конца XVIII в. и еще больше с середины XIX в. Трудно отнести безоговорочно в разряд первоначального или капиталистического накопления прибыль от эксплуатации труда негров-рабов, временных рабов, «белых», — «кабальных слуг». Как указывал Маркс, в «...лице плантатора рабовладелец и капиталист представлены в одном лице». Однако несомненно, что квит-ренту там, где ее удавалось взимать с поселенцев, надо отнести к одному из источников так называемого «первоначального накопления».
Что же касается «белого» свободного фермерства в Северной Америке, то в отличие от старой Европы оно не было вовлечено в ужасающий процесс массовой внеэкономической экспроприации земли; напротив, шло бурное заселение «белыми» индейского Запада.
Как уже говорилось выше, Маркс разоблачил лживую выдумку о том, что капитализм якобы возник на основе трудовых накоплений рабочих. Столь же лживой и вредной является выдумка, по которой особенностью первоначального накопления в Северной Америке было то, что мелкие фермеры своим трудом накопили средства производства, на основе которых развился капитализм. Дело в том, что среди фермеров существовало имущественное неравенство с самого начала, существовало ростовщичество, земельная спекуляция, велась мелкая торговля с индейцами, а на юге тайком продавали водку рабам. Все это можно отнести к первоначальному накоплению. Но это отнюдь не трудовое накопление мелких фермеров. Накопление на основе использования фермерами наемного труда относится не к первоначальному, а к капиталистическому накоплению. Превращение же в Америке части рабочих в мелких фермеров-собственников являлось не процессом первоначального накопления, центральным моментом которого является накопление (обычно насильственное) пролетаризированной рабочей силы для капиталистического производства, а возвратом вспять, от капиталистического к первоначально-натуральному хозяйству мелких, главным образом западных, поселенцев. Итак, основными источниками первоначального накопления в Северной Америке были ограбление индейцев и отнятие у них земли, неэквивалентная торговля с ними, пиратство, торговля рабами и их бесчеловечная эксплуатация. «Колонии, — писал Маркс, — обеспечивали рынок сбыта для быстро возникающих мануфактур, а монопольное обладание этим рынком обеспечивало усиленное накопление. Сокровища, добытые за пределами Европы посредством грабежа, порабощения туземцев, убийств, притекали в метрополию и тут превращались в капитал». По Утрехтскому миру 1713 г. Англия вынудила Испанию предоставить ей гнусное право асиенто, т. е. привилегию продавать африканских негров и в испанских колониях Америки (по 4800 негров ежегодно). «С развитием капиталистического производства, — подчеркивал Маркс, — в течение мануфактурного периода общественное мнение Европы освободилось от последних остатков стыда и совести. Нации цинично хвастались всякой гнусностью, раз она являлась средством для накопления капитала».