.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Положение рабочих и рабочее движение в начале XIX в. Утопический социализм в США


вернуться в оглавление книги...

А. В. Ефимов. "Очерки истории США. 1492-1870 гг."
Учпедгиз, Москва, 1958 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Положение рабочих и рабочее движение в начале XIX в. Утопический социализм в США

Положение рабочего класса в Америке было несколько лучше, чем в Европе. В противоположность Европе, где деревня выбрасывала в города огромные массы пролетаризированного крестьянства, в США происходил отлив рабочей силы из городов на сельскохозяйственный Запад, причем из сельских местностей в города возникал встречный поток пролетаризированных фермеров. При этом в рабочем классе США существовало различие между положением коренных белых рабочих и вновь прибывших иммигрантов, между положением белых рабочих и рабочих из числа негров (лично свободных или оброчников), между положением квалифицированных и неквалифицированных рабочих, в заработной плате мужчин, с одной стороны, и женщин и детей, с другой. В целом же в Америке положение рабочих оставалось тяжелым, в особенности в местах, удаленных от западных «свободных» земель, а также в рабовладельческих районах Юга.
Особенно тяжелым было положение рабочих в период кризисов. Страшным несчастьем для бедняка было, если он имел долги. Тогда его заковывали в цепи и сажали в долговую тюрьму. К 1829 г. ежегодно заключалось в тюрьму за долги 75 тысяч человек, из них половина — за долги меньше чем 20 долларов. В 30—40-х годах в большинстве штатов в результате требований рабочих эта практика была ослаблена или вовсе отменена путем издания соответствующих законов.
В 1820 г. половину всех рабочих в текстильной промышленности составляли мальчики и девочки. Девяти-, десятилетние дети работали по 12—13 часов в день, получая за это заработную плату от 33 до 67 центов в неделю. Детский труд, в связи с переселением части рабочих на западные земли и нехваткой рабочей силы, применялся в США в больших размерах, чем в какой-либо из европейских стран. Так, в 1831 г. в Род-Айленде из 8500 фабричных рабочих 3500 были дети в возрасте до 12 лет.
В 1831 г. в шести штатах Новой Англии: в Нью-Йорке, Нью-Джерси, Пенсильвании, Делавэре, Мэриленде и Виргинии 58,1 процента всех рабочих, включая ручных ткачей на хлопчатобумажных фабриках, были женщины.
В Петтерсоне (Нью-Джерси) в 1830 г. имелось 2 тысячи рабочих-мужчин и 3 тысячи женщин.
В 1832 г. «Комитет новоанглийской ассоциации фермеров, ремесленников и других рабочих людей» высчитал, что дети до 16 лет составляют 2/5 всего числа рабочих, занятых на фабриках. В том же отчете сообщалось, что там, как и в Англии, берут на фабрики учеников из домов для бедных.
Дети на фабрики вербовались на соседних фермах. В 20—30-х годах объявления в «Массачузетском разведчике» и в «Промышленном фермере» приглашали на работу на фабриках целые семьи, в которых было не менее пяти или шести детей.
Однако из этого не следует, что на фабриках преобладал детский труд. Еще в отчете Гамильтона в 90-х годах XVIII в. говорится о том, что женщины составляют 4/7 рабочих промышленных предприятий, причем рядом с крупными фабриками аркрайтовского типа существовала масса немеханизированных предприятий (мануфактур) и светелок.
В № 14 «Предвестника» в описании фабрик города Лоуэля говорится об изнурительном труде молодых работниц на фабриках, о тяжелых жилищных условиях. «В одном Лоуэле живут 7 или 8 тысяч молодых женщин, обычно дочерей фермеров различных штатов Новой Англии. Работницы работают 13 часов в день летом и от рассвета до наступления темноты зимой». «После того как Капитал заставлял их работать по 13 часов в день, они ничего больше не могут сделать», — добавляет автор корреспонденции. Несмотря на долгий рабочий день, детям на завтрак не дается даже времени, «так как хозяева полагают, что завтракать надо до начала работы». Насколько плохо обстоит дело с образованием, видно из того, что «большинство детей не умеет подписать свое имя». Как видно из отчета о применении детского труда в Массачузетсе, где было обследовано 928 детей и подростков, «оказывается, что дети обычно работают 12—13 часов ежедневно, кроме воскресенья, что оставляет мало возможности для систематического образования». Так заключила комиссия, обследовав детский труд в 1825 г. Кроме эксплуатации детей путем найма их как рабочих, широко была распространена замаскированная эксплуатация детей в форме ученичества.
Жестокой эксплуатации подвергались рабочие-иммигранты. Предприниматели умело пользовались тем обстоятельством, что многие рабочие, недавно приехавшие из Европы, не знали английского языка и не были организованы.
Можно привести еше факты, относящиеся к различным годам. Они ярко свидетельствуют о жесточайшей эксплуатации рабочих в Америке.
Один буржуазный публицист писал: «Во время суровой зимы условия существования в тюрьмах лучше, чем условия существования многих наших бедняков, что и побуждает их стать преступниками, чтобы таким путем попасть в тюрьму и, следовательно, улучшить свое положение».
Американский писатель Генри Торо оценивал положение рабочих в Америке в первой половине XIX в. следующим образом: «Положение фабричных рабочих все более и более походило на положение английских рабочих; и этому не приходится удивляться, ибо, как я наблюдал, главная цель заключается вовсе не в том, чтобы как следует заботиться о людях, а в том, чтобы обогатить фирмы».
Газета «Свободная печать ремесленников» 21 ноября 1829 г. сообщила, что мальчики в возрасте от 7 лет работают в пригородах Филадельфии от восхода солнца и до 8 часов вечера, а в следующем году та же газета отметила, что 14-часовый рабочий день в Филадельфии является обычным.
В отчете комитета национального конгресса профессиональных союзов по вопросам женского труда за 1836 г. говорится: «Как оказалось, количество женщин Соединенных Штатов, занятых совместно с рабочими-мужчинами, превышает 140 тысяч человек. Они работают в среднем от 12 до 15 часов в день без чистого воздуха, столь необходимого для здоровья. Непосильный труд тормозит развитие их организма и умственных способностей и нередко уродует их тело».
Процесс формирования резервной армии труда в США показан Марксом в первом томе «Капитала»: «...колоссальный и непрерывный поток людей, из года в год направляющийся в Америку, оставляет на востоке Соединенных Штатов застойные осадки, так как волна эмиграции из Европы быстрее выбрасывает людей на рынок труда востока Соединенных Штатов, чем другая волна успевает унести их на запад» (1).
Таким образом, Маркс вскрыл особенности формирования резервной армии труда в промышленных центрах северо-востока Америки.
Кризисы начали сказываться в экономике Соединенных Штатов одновременно с Европой. Так, в Питтсбурге и окрестностях в 1815 г. было занято 1960 рабочих. В период торгового кризиса 1819 г. — 672, а стоимость их продукции упала с 2617 тысяч долларов до 332 тысяч. По сведениям одной из газет, в 1819 г. в Филадельфии искали работу 20 тысяч человек и столько же в Нью-Йорке.
Одна из газет в таких словах описывала в январе 1829 г. положение в Нью-Йорке: «Сердце обливается кровью при виде сотен и тысяч голодных, дрожащих от холода людей, обращающихся за помощью к благотворительности; сегодня утром они наводняли старый дом благотворительных учреждений и парки,
-----------------------------------
К. М а р к с, Капитал, т. I, М., 1955, стр. 776—777.
-----------------------------------
отстаивая свою просьбу в скорбных и умоляющих выражениях. Сейчас страдания больше, чем когда бы то ни было раньше».
Ремесленники Нью-Йорка заявляли в декларации, относящейся к периоду кризиса 1847 г., что в одном только Нью-Йорке имеется 60 тысяч нищенствующих и что в штате Нью-Йорк 1/6 часть населения живет милостыней. Авторы декларации подчеркивали, что заработная плата рабочих постепенно снижается, что тысячи рабочих находятся на границе голодной смерти, что «свободные» рабочие северных штатов живут в худших условиях, чем негры-рабы на Юге.
Современный немецкий экономист Ю. Кучинский, исследовавший вопрос об общей тенденции, характеризующей положение рабочих в США в первой половине XIX в., пришел к такому выводу:
«...с 1791 по 1840 г. условия труда в общем имели тенденцию к ухудшению. Реальная заработная плата в целом снизилась... рабочий день стал еще более продолжителен, женщины и дети были вынуждены работать на фабриках, где условия труда становились все тяжелее и тяжелее».
Это же ухудшение положения рабочих продолжалось и в следующие десятилетия. Во вступительной части к программе американского рабочего союза, принятой 11 октября 1853 г. и составленной в основном Вейдемейером, говорилось: «...должны ли мы спокойно смотреть, как нашим детям предстоит прожить безрадостную жизнь, полную нужды и лишений, что им грозит судьба, подобная нашей собственной».
До 20-х годов XIX в. в юнионах (профессиональных объединениях) и стачках участвовали главным образом ремесленные рабочие, а в 20-х годах в рабочее движение вступают массы фабричного пролетариата, в частности рабочие хлопчатобумажной промышленности.
Как известно, первая стачка наемных рабочих в Соединенных Штатах произошла в Филадельфии не позже чем в 1786 г. Рабочие-печатники боролись в этой стачке за повышение заработной платы. Первая всеобщая стачка, охватившая целый город, тоже произошла в Филадельфии в 1827 г. Если первая стачка наемных рабочих в 1786 г. произошла в мануфактурах, то первая стачка рабочих в фабричной (текстильной) промышленности падает в США на 1828 г.
Хотя профессиональные союзы не были запрещены законом, но американские суды преследовали борьбу рабочих за улучшение своего положения.
В 20—30-х годах буржуазия широко использовала судебные органы для борьбы против рабочего движения. Так, например, в 1829 г. в суде филадельфийского графства слушалось дело о бойкоте, который был объявлен безработными прядильщиками фабрикантам.
7 ноября 1828 г. пикет из пяти безработных останавливал на некотором расстоянии от фабрики всех, пытавшихся наняться на фабрику, с призывом: «Нехорошо отнимать хлеб от чужого рта». После этого призыва к товарищеской солидарности пришедшие предупреждались, что в случае, если они все же наймутся на работу к фабриканту, они будут убиты. По другому делу 1829 г. о ткачах Балтиморы видно, что 227 рабочих и поденщиков-ткачей намеревались «притеснить и разорить» своего хозяина. «Преступление» ткачей заключалось в том, что они объединились и сговорились, что никто не будет работать у их хозяина, и на митинге дали в этом клятву.
В 1834—1835 гг. происходили волнения на постройке Балтимор-вашингтонской железной дороги. Имеются сведения о чрезвычайно ожесточенной стачечной борьбе, о наличии у забастовщиков тесно спаянной организации и о жестоких классовых репрессиях, вплоть до применения смертной казни по отношению к участникам волнений.
Как же сочетать, с одной стороны, несколько лучшее в среднем положение рабочего класса в США по сравнению с Европой, с другой — наличие весьма тяжелого положения рабочих, пауперизма, ожесточенной классовой борьбы? Ответ надо искать в различии положения труда, с одной стороны, в старых городах, на американском востоке, где «скоплялись застойные осадки эмиграции», а с другой — в западных районах, где до последних десятилетий XIX в. у рабочего был еще шанс сделаться самостоятельным собственником. На Западе заработная плата была раза в полтора выше, чем в промышленных центрах Востока, в которых на рынок труда оказывала непосредственное давление резервная армия европейского пролетариата, извергнутая на берега Атлантического океана европейским капитализмом.
До тех пор пока не иссяк запас свободных земель, пока было возможно распространение капитализма «вширь», те острые конфликты, которые возникали между трудом и капиталом, не приобретали стойкого характера, с тем, однако, чтобы впоследствии обнаружиться в еще более острой форме, на еще более широкой основе.
Французский буржуазный экономист Мишель Шевалье, посетивший Америку в 40-х годах, писал о положении рабочего класса в этой стране: «В Европе коалиция рабочих может означать только одно из двух: повысьте нашу заработную плату, или мы должны будем умереть с голоду вместе с нашими женами и детьми. Повысьте нашу заработную плату, а если вы этого не сделаете, мы возьмемся за оружие, что означает гражданскую войну. В Европе не может быть никакой другой постановки вопроса. В Америке же, напротив, такая коалиция означает: повысьте нашу заработную плату, или мы уйдем на Запад».
Легко было сказать «мы уйдем на Запад», но не так легко было это сделать, в особенности имея семью. Откуда взять деньги на дорогу, на покупку земли у спекулянтов («спекулятивная лихорадка и самая возможность ее,— писал Энгельс Зорге в 1892 г., — есть главный рычаг для удержания туземных рабочих во власти буржуазии»). Кроме спекуляции, были еще и другие «рычаги», которые тормозили переселение рабочего на Запад. Как обзавестись скотом и инвентарем, как прокормить себя и семью до первого урожая? Пользуясь трудностями, стоявшими перед рабочим, который хотел эмигрировать на Запад, буржуазия имела возможность туже завинчивать пресс эксплуатации, а во время кризисов, потрясавших США с огромной силой, положение рабочих становилось еще более тяжелым. Наличие «свободных земель» сказывалось не только в том, что какая-то часть рабочих городов северо-востока США переселялась на Запад, на западные земли и в быстро росшие на Западе города, но и в том, что Запад все больше потреблял продукцию промышленности старых северо-восточных промышленных центров. Производство расширялось, безработица рассасывалась не только путем ухода рабочих на Запад, но и путем повышения индекса занятости рабочих в промышленности в результате расширения рынка за счет заселявшегося Запада. К тому же уход на Запад, на западные земли был сравнительно более доступен для живших в западных населенных городах, чем объясняется тот факт, что на Западе заработная плата была выше, чем на Востоке.
Влияние «свободных» земель до поры до времени рассасывало остроту противоречий капитализма в те периоды, когда эти противоречия настолько усиливались, что ставился вопрос о решительном столкновении труда и капитала. Это влияние мелкобуржуазного окружения сказывалось и на идеологии, и на организационных формах рабочего движения в США. Покажем это на фактах раннего самостоятельного политического движения рабочего класса в Америке.
Господство буржуазных классов при американской демократии с неизбежностью ставило перед рабочим классом США задачу создания самостоятельной не только экономической (1), но и политической организации. Остановимся подробнее на рабочем движении 20—30-х годов XIX в. в США.
К 1827 г. тред-юнионы в Нью-Йорке добились 10-часового рабочего дня. Строительные союзы Филадельфии в том же году организовали всеобщую стачку с теми же требованиями.
-------------------------------------
1. Общегородские объединения тред-юнионов возникли в 1833 г. одновременно в Нью-Йорке, Филадельфии и Балтиморе. В августе 1834 г. началось создание национального союза тред-юнионов В США. Наивысшего подъема это движение достигло в 1836 г., когда в нем приняло участие до 300 тысяч рабочих.
-------------------------------------
На основе борьбы за 10-часовый рабочий день была создана первая рабочая партия союзом ремесленников и другими профессиональными организациями Филадельфии. В 1829 г., после опроса своих членов путем референдума, тред-юнионы Филадельфии основали первую рабочую партию в США. Движение распространилось на другие города в Пенсильвании, Нью-Йорке и в большинстве штатов Новой Англии, а также в Делавэре, Нью-Джерси и Огайо.
«Для бедных законы не писаны. Законы пишутся богатыми и, конечно, для богатых». Об этом говорилось в обращении «Общества рабочего люда» графства Ньюкасл, штат Делавэр, в 1829 г. Но эта же идея встречалась и в документах других рабочих партий, возникших в конце 20-х и начале 30-х годов в Соединенных Штатах Америки, а таких партий было более шестидесяти. Больше всего их имелось в самом крупном промышленном центре США того времени — Филадельфии, затем в Нью-Йорке и в штатах Новой Англии.
В Филадельфии и Нью-Йорке это были по преимуществу организации ремесленников, и только в Новой Англии в рабочие партии вошли и промышленные рабочие, в том числе женщины, которых, как общее правило, не было в рабочих партиях Нью-Йорка и Филадельфии.
Нельзя сказать, чтобы в средних колониях не было фабричной промышленности. Так, в 1835 г. там было 5 текстильных фабрик, 11 железоделательных предприятий, 9 дубильных и 19 пивоваренных и водочных заводов. Однако в числе 11,5 тысячи членов тред-юнионов города Нью-Йорка подавляющее большинство составляли ремесленники.
Характерной чертой движения рабочих и ремесленников в Америке в XIX в. было то, что они выступали под лозунгами 1776 г., под лозунгами буржуазной демократии. Однако в Америке в эти лозунги рабочие вкладывали новое содержание. Известно, что аналогичные явления наблюдались и в Европе. Так, в 30-х годах лионские рабочие выступали под знаменем республики, но в 1834 г., называя себя солдатами республики, они в то же время были уже «солдатами социализма» (Энгельс) и вкладывали свое содержание в понимание республики.
Американские рабочие требовали 10-часового рабочего дня, в то время как приходилось работать от 12 до 13 часов в сутки, требовали уничтожения тюремного заключения за долги, доступного для рабочих (мальчиков) образования — «такого же, какое получают дети богатых». Рабочие утверждали, что богатые эксплуатируют бедных, что они заставляют рабочих трудиться на себя, не полностью оплачивая их труд. В то же время рабочие Филадельфии — старейшего центра движения ремесленников и рабочих в США — заявляли, что собственность — это великое благо и что они горячо ее поддерживают. Теоретическая невооруженность рабочих мешала им понять, что является основой противоречия между трудом и капиталом. Интересно, однако, что наиболее горячий сторонник превращения рабочих в земельных собственников, машинист Томас Скидмор, не пользовался широким признанием в среде рабочих. Но это происходило не потому, что Скидмор был сторонником мелкой собственности, а ремесленники-рабочие в Америке уже переросли эту стадию и пришли к социалистическим идеям; напротив того, идеи Скидмора пугали ремесленников своим радикализмом.
Скидмор считал, что нищета основной массы населения вызывается неравномерным распределением земельной собственности. Он предлагал созвать новый конституционный конвент в штате Нью-Йорк и объявить уничтоженными существующую земельную собственность и долги, конфисковать у богатых машины, фабрики, дома, сделать общественной собственностью церковные здания. Он утверждал, что должна произойти революция, что каждый человек должен иметь равную долю собственности, прежде всего одинаковую пищу, одежду и обучение за общественный счет. Скидмор доказывал, что если атаковать отношения собственности, то предприниматели быстро уступят в вопросе о рабочем времени, лишь бы только предупредить дальнейшую дискуссию на более опасные темы. Под влиянием Скидмора в рабочей среде укреплялась идея о независимости (от старых партий) в политических действиях.
Одной из прогрессивных черт планов Скидмора, требовавшего раздачи земли трудящимся мелкими участками, была, при перенесении его требования в южные штаты, борьба против собственности рабовладельцев, но реализация его аграрного плана способствовала бы быстрейшему развитию капитализма, а не уничтожению противоположности между богатством и бедностью.
Рабочие Новой Англии на первый план выдвигали требование 10-часового рабочего дня и стремились вовлечь в движение массы рабочих, в частности женщин, хотя и не требовали для них избирательного права. Только в одном штате Делавэр, и то лишь в течение недолгого времени, это являлось одним из требований рабочих.
Рабочие пытались выступать как самостоятельная сила в политике и в некоторых случаях добились избрания своих кандидатов в местные органы управления.
Видный деятель рабочей партии, друг Роберта Оуэна, Иванс был известен среди рабочих тем, что издавал в 20-х годах газету, в которой выдвигал следующие программные требования:
«1) Естественное право на землю. Каждому — ферма; 2) уничтожение всяких монополий, в особенности банка Соединенных Штатов; 3) бесплатное наделение общественными землями; 4) отчуждаемость земельных наделов; 5) отмена закона о взыскании долгов; 6) общий (федеральный) закон о банкротстве; 7) право получения «полного продукта труда»; 8) отмена ареста за долги; 9) равноправие женщин и мужчин во всех областях; 10) уничтожение личного наемного рабства; 11) ограничение размеров землевладения 160 акрами; 12) производство почтовых работ в субботу, т. е. в праздничный день».
Как видно из этой программы, влиятельный деятель рабочего движения — он был редактором газеты «Уоркингменз адвокейт», ведущего рабочего печатного органа в США — Иванс стоял на утопических мелкобуржуазных позициях.
В той же рабочей партии, основанной в 1829 г., видную роль играла Фрэнсис Райт, которая выступала совместно с Ивансом и Робертом Дейл Оуэном (сыном Роберта Оуэна). План организации образования за счет штатов, выдвинутый Ф. Райт, ее антирелигиозные взгляды тревожили политическую организацию, в которой она заняла выдающееся положение. Взгляды Райт находились, можно полагать, в какой-то мере, под влиянием идей Бабефа и Оуэна, так как одной из задач она выдвигала создание «нации равных» путем соответствующего воспитания и обучения молодежи.
Несмотря на то что Райт возлагала надежды на утопический план образования коммунистических общин (между прочим, показательно, что Райт предлагала вовлечь в эти общины наряду с белыми также негров), она не отвергала значения классовой борьбы. В 30-х годах Райт писала: «Что отличает настоящую борьбу от всякой другой, в которую человечество было вовлечено? Именно то, что настоящая борьба есть открытая, признанная борьба класса и что эта борьба является всемирной». Политиканы старых партий господствующих классов особенно обрушивались на Ф. Райт и поносили рабочие партии Нью-Йорка, Филадельфии и других местностей как «питомцев неверия», как «разрушителей собственности и семьи». В то же время в среде самих ремесленников и некоторых тред-юнионов, у многих участников и даже руководителей этих организаций еще отсутствовало понимание подлинных интересов и задач рабочего класса.
Характерно, что уже в 30-х годах совет тред-юнионов официально заявил: «Эта фабричная система в корне противоположна духу наших учреждений, так как по своей природе она должна собирать большие группы людей вместе и постепенно ставить их в полную зависимость от немногих хозяев и так навсегда сокрушать дух независимости, который является единственной гарантией свободы».
Неоднородность рабочего класса Америки вследствие наличия крупных фабричных предприятий и мелкой промышленности и ремесла и яростное противодействие буржуазных партий ослабили движение внутри и привели к распаду рабочих партий в 1836 г.
Наиболее стойкими оказались рабочие организации Новой Англии. Здесь в 1833—1834 гг. пытались проводить самостоятельную политику «Ассоциации фермеров, ремесленников и других рабочих». Однако буржуазия активно боролась против рабочего движения и добилась применения против профессиональных организаций старого закона 1797 г. о борьбе с заговорами. В 1835 г. буржуазии удалось провести через верховный суд решение, которым союз портных Нью-Йорка был квалифицирован как заговор, причем 20 портных подверглись судебному осуждению. В связи с усилившимися преследованиями остатки рабочей партии объединились с буржуазной партией «Равных прав», ставившей основной задачей борьбу с банковскими монополиями.
Против рабочих партий буржуазия вела борьбу самыми бесчестными средствами. Так, в Филадельфии, когда в 1829 г. собрался массовый митинг рабочих, буржуазия послала банду из 150 наемников для того, чтобы сорвать это политическое собрание. Однако рабочие проявили большую организованность и продолжали митинг, перейдя в другое помещение.
В Олбэни в качестве кандидатов от рабочих в губернаторы были выдвинуты два генерала, принадлежавшие к демократической партии и заявившие о своем полном сочувствии делу рабочих. Но накануне выборов они оба сняли свои кандидатуры и такими махинациями сорвали избрание рабочими своих кандидатов.
На выборах же в федеральные органы и в президенты рабочие своих кандидатов не выставляли. К 1836 г. рабочие партии прекратили самостоятельное существование.
Возникновение первых рабочих партий сыграло свою прогрессивную роль, несмотря на слабость и неорганизованность рабочего движения, отсутствие теоретически обоснованной программы, открытый характер рабочих партий и большое доверие к деятелям буржуазных партий — демократов и федералистов (которые в 20-х и 30-х годах еще были сильны в Нью-Йорке). Возникновение рабочих партий связано с началом подрыва в сознании масс рабочих веры в буржуазную демократию как в панацею ото всех зол.
Рабочие добились того, что к 1840 г. средняя продолжительность рабочего дня уменьшилась до 11,4 часа в день.
Роберт Оуэн в 20-х годах, Альберт Брисбейн и Чарльз Дана в 40-х годах пользовались известным влиянием среди рабочих, но рабочих отталкивало от утопического социализма отрицание его лидерами классовой борьбы, в частности борьбы за 10-часовой рабочий день.
Зато так называемый «аграрный коммунизм» или, точнее, требования гомстеда (бесплатного земельного надела) для каждого желающего пользовались популярностью в рабочем движении. Мы уже отмечали выше, что неправильно считать, что вопрос о влиянии «свободных земель» на рабочее движение сводится только к вопросу возможности для рабочих переселиться на Запад, что суть дела только в следующем: открывается «клапан», выселяется часть рабочих на Запад — революционное движение ослабевает. На самом деле «механизм» этого влияния гораздо сложнее.
Периодические выселения промышленных рабочих в сельские районы вели к быстрому расширению рынка для промышленности, влияли на уровень заработной платы и в то же время снижали величину резервной армии труда. Но начиналось и обратное движение разорявшихся фермеров из сельских местностей в промышленные центры. В 30-х годах в Северной Америке полностью прекратились жалобы предпринимателей на недостаток рабочих рук, а доверять этим жалобам и в предшествующий период не всегда приходится. Следовательно, переселение на Запад в Северной Америке уже на ранних этапах промышленного переворота отнюдь не рассасывало резервную армию труда полностью, а лишь несколько регулировало процесс ее создания, влияя на этот процесс в сторону снижения численности армии безработных.
В США пропаганда социализма, уничтожения частной собственности на средства производства затруднялась в условиях, когда каждый рабочий имел если не реальную, то хотя бы мнимую возможность стать собственником.
Эта обстановка облегчала проникновение в среду рабочих различных утопических, буржуазных идей. В общем мелкобуржуазное влияние в рабочих организациях было сильным. Фурьеристы и мелкобуржуазные демократы играли первую роль в основанном в 1845 г. в Мэкстоне «Обществе рабочих Новой Англии». Они же играли значительную роль в «Ассоциации национальных реформ» (1845—1850 гг.), имевшей резко выраженный аболиционистский характер.
Пока существовало рабство, рабочий класс Соединенных Штатов должен был свои главные усилия направлять не против прямых и непосредственных врагов — промышленной буржуазии, а против врагов своих врагов — южных рабовладельцев.
Трудность положения рабочего класса Северной Америки усугублялась тем, что промышленная буржуазия долгое время весьма непоследовательно и недостаточно боролась против рабовладельцев.
Американское рабочее движение к середине XIX в. еще не создало боевых, сплоченных, дисциплинированных партийных организаций. Между тем уже с 30-х годов началось создание объединений предпринимателей для борьбы против рабочего движения.
В 1832 г. американский писатель Стефен Симпсон опубликовал в Филадельфии книгу, в которой говорилось: «Когда рабочие объединяются, чтобы потребовать более высокой заработной платы, закон карает их... но когда капиталисты объединяются, чтобы лишить рабочих причитающегося им заработка, то закон считает это действие справедливым и уместным».
Еще до гражданской войны в Америке возникло много предпринимательских корпораций в текстильной, угольной и железоделательной промышленности, но особенно в железнодорожном строительстве. Все железные дороги строились корпорациями.
В 1832 г. в небольшом фабричном поселке Лоуэлле образовалось пять «корпораций», которые построили хлопчатобумажные фабрики.
Образование названных выше экономических объединений предпринимателей подготовляло создание в будущем специальных организаций предпринимателей для борьбы против рабочих. Весной 1837 г. в обстановке кризиса в Нью-йорке произошли голодные восстания, подавленные военной силой. Во время кризиса 1837 г. один рабочий спрашивал: «Как это случилось, что такая богатая страна, как наша, испытывает нужду в предметах первой необходимости,— сильный, здоровый и умный народ охвачен унижением и отчаянием... перед ним разруха и голод». Треть рабочих осталась без заработка. Предприниматели брали только тех рабочих, которые не были членами профессиональных союзов.
Усиление бедствий капитализма ставило перед рабочими и передовыми представителями интеллигенции вопрос об уничтожении зол, порождаемых имущественным неравенством, монополией буржуазии на средства производства. Страстное и острое обличение язв капитализма социалистами-утопистами имело прогрессивное значение.
Сторонники утопического социализма в Европе, учитывая, что в США легче приобрести землю, планировали создание коммунистических сельскохозяйственных общин в Америке.
В утопическом социализме имелись два направления, две струи. Одни утописты были против классовой борьбы, против революции; к этому направлению принадлежали Роберт Оуэн, Шарль Фурье, Анри де Сен-Симон, Этьен Кабе. Другие сторонники общности имуществ были революционерами, как Гракх, Бабеф и его последователи, Теодор Дезами, члены «Союза справедливых». Они еще не понимали законов общественного развития и не видели исторической роли рабочего класса, подумали, что к социализму и коммунизму можно прийти лишь путем революции (иногда понимаемой ими как заговор).
Попытки создания коммунистических поселений, попытки прийти к социализму мирным путем делали в США сторонники Оуэна, Фурье, Кабе и других социалистов-утопистов, отрицательно относившихся к революции. Оуэн даже сам приезжал в Америку (в 1825 г.), выступал перед конгрессом США, читал много публичных лекций. Он и его сторонники купили 30 тысяч акров земли в Индиане, построили там дома и фабрики. Однако в условиях капиталистического общества эта колония, названная «Новая Гармония», потерпела крушение. Авантюристы и бездельники, нахлынувшие в коммуну наряду с честными энтузиастами, отказывались работать, завели интриги, дрязги, как и в других восемнадцати оуэнистских коммунах, возникших в средних штатах в 1826—1827 гг.
Неудачей кончились многочисленные попытки учеников Фурье — Альберта Брисбейна, Горация Грили и других, основать в США фурьеристские колонии в начале 40-х годов. Сорок фурьеристских колоний распались, как и общины, основанные учениками Оуэна. На 30—40-е годы падают многочисленные попытки ремесленников и рабочих организовать производительные, а затем и потребительские кооперативные товарищества. Основывались кооперативные домны, портняжные, бочарные, шапочные и другие мастерские. Большое впечатление в Америке произвели национальные мастерские во Франции 1848 г., в 1848—1849 гг. в США возникло особенно много кооперативов. Однако в условиях буржуазных порядков эти объединения или распадались или приобретали характер капиталистических предприятий.
В 40-х годах активно выступали сторонники бесплатной раздачи западных земель мелкими участками всем желающим. В 1846 г. в конгресс был внесен первый билль о гомстедах, о бесплатной раздаче наделов желающим обрабатывать землю. Авторы проектов земельной реформы в этом духе — Иванс, Криге — стремились внушить рабочим, что переселение на западные земли — главное средство уничтожить бедствия, нищету рабочих. Но передовые рабочие боролись против этих иллюзий.

продолжение книги...