.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Новые черты быта в США. Церковь


вернуться в оглавление книги...

А. В. Ефимов. "Очерки истории США. 1492-1870 гг."
Учпедгиз, Москва, 1958 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Новые черты быта в США. Церковь

К середине XIX в. одновременно с заселением огромных западных территорий и ростом сельского населения быстро развивались города. Если в 1790 г .в Филадельфии, в то время самом большом городе США, было 33 тысячи жителей, то в 1850 г.— 340 тысяч, в 1860 г. — 500 тысяч, в Нью-Йорке в те же годы — 33 тысячи и 516 тысяч, а в 1860 г. — 1 миллион. Но на Юге города росли медленно: в Чарлстоне, столице Южной Каролины, в 1790 г. было 16 тысяч, а в 1850 г. 43 тысячи, а в Новом Орлеане, самом большом городе Юга, было 116 тысяч. Зато особенно стремительным был рост населения западных городов. Так, например, Сен-Луи в 1840 г. насчитывал 16 тысяч жителей, в 1850 г. — 75 тысяч, в 1860 г.— 160 тысяч.
Филадельфия явилась первым городом, где было организовано снабжение водой из реки Шюйлкил. План этого водопровода возник в 1791 г., но вода начала поступать в город только в 1822 г. Для этого проложили 40 тысяч футов железных труб, большую часть которых сделали в Америке, а часть привезли из Европы.
До первых десятилетий XIX в. лампы с салом или китовым жиром и свечи, сделанные из того же материала, освещали и жилища и улицы. В 1816 г. в Филадельфии один владелец музея объявил, что его заведение будет освещаться лампами без жира и фитилей, посредством газа. Вскоре в разных городах таким способом стали освещать улицы, театры и другие помещения. К середине XIX в. в американских городах начали мостить улицы и освещать их газом. Стали строить многоэтажные дома, до семи этажей. На улицах больших городов появились конные омнибусы. В 1860 г. в одном нью-йорском отеле построили первый пассажирский лифт.
Стали продавать готовую одежду, строить специально для продажи дома и продавать их, как продают готовое платье или обувь.
Улучшились средства городской связи. В конце 20-х годов XIX в. открылась омнибусная линия от Уолл-стрита (Нью-Йорк) до района тюрьмы штата в деревне Грэнедж.
В Филадельфии первые омнибусы появились в 1831 г. Почту начали подвозить верховые-почтальоны; в 40-х годах проводились линии электрического телеграфа.
В области социальных отношений в США наблюдались резкие контрасты. В стране не было и привилегий, полученных по рождению; для белого населения (но только для мужчин) формально существовало равенство в политических правах, перед законом, в судах. Однако существовало неравенство богатых и бедных, белых и цветного населения, контрасты роскоши богачей, нищеты и голода рабочих, особенно в годы кризисов.
В Вашингтоне в Капитолии висел в золотой раме текст Декларации независимости, где говорилось, что люди рождаются свободными и равными, тогда как миллионы негров рождались в неволе и подвергаются жесточайшим истязаниям, а огромное количество индейцев было уже истреблено, их осталось несколько сот тысяч, в то время — обреченных на вымирание в резервациях.
Путешественник, который переезжал из северных штатов в южные, мог наблюдать террористическую диктатуру рабовладельцев во всех южных штатах. Плантаторы поддерживали террором не только свою власть на плантациях, но и господство над всем белым неимущим населением. Фермеры на Юге могли себя чувствовать в относительной безопасности только во внутренних горных районах, где не было плантаций. Белые бедняки в районах рабовладения были пауперами и целиком зависели от соседних плантаторов.
В XIX в. в Соединенных Штатах секли не только негров-рабов, но и свободных граждан. В некоторых штатах имелись специальные пункты для сечения белых. Эта мера наказания применялась при многих мелких нарушениях законов. Были штаты, где муж на законном основании мог подвергнуть телесному наказанию свою жену.
Социальное неравенство женщин и мужчин в США выражалось не только в отсутствии у первых политических прав и не только в том, что за одинаковую работу женщины получали меньше, чем мужчины, но и в том, что доступ ко многим профессиям был для женщин закрыт.
Одна европейская путешественница, побывавшая в Соединенных Штатах в 1840 г., убедилась в том, что во всей стране нет ни одной женщины-врача и ни одной женщины-юриста и что женский труд находил применение в немногих областях. Выступление женщины на публичном собрании считалось чудовищным нарушением установившихся обычаев.
В жизни Соединенных Штатов роль церкви была весьма велика в колониальный период, но она осталась очень большой и в последующем. Формально церковь была отделена от государства в силу первой поправки к конституции, принятой в 1791 г. Однако в конституциях отдельных штатов признание той или другой церкви господствующей и имеющей поддержку государства сохранялось очень долго. Так, по конституции Массачузетса до 1822 г. избирательными правами пользовались только те, которые принадлежали к пуританской церкви. В Нью-Джерси занимать должность могли только протестанты. В Пенсильвании для занятия должностей требовалась вера в старый и новый завет, но с 1790 г. достаточной считалась вера в бога. Еще важнее, чем те ограничения, которые устанавливались законами штатов для католиков, для евреев, а в некоторых штатах — для атеистов, было то влияние, которое церковь имела в повседневной жизни. Тот, кто не принадлежал к какой-либо церковной общине, оказывался отверженным: с ним не заводили знакомства, его и его семью игнорировали. Представители духовенства были первыми советниками и в домашней жизни, и в делах. Издавалось огромное количество литературы церковными организациями. Темы для проповедей тщательно приспособлялись к аудитории; и рабочим, и рабам внушалась мысль об обязанности подчиняться своим хозяевам. По цензу 1850 г., в США из 23 миллионов населения в различных церквах было зарегистрировано 14 миллионов Из этого общего числа 11 800 тысяч принадлежали к различного рода протестантским толкам, около 700 тысяч — к католической церкви и 15 тысяч — к иудейской.
Из протестантов больше всего было баптистов, пресвитериан и методистов. Эти три церковные организации преобладали на американском Западе. Имелось весьма большое количество сект. Профессор Чаннинг отметил, что в среде методистов имелось свыше десяти организаций (1). Методистская организация разделялась на сторонников и противников рабства — была «церковь» и «церковь Юга». Ярким примером того, как церковные организации эксплуатировали невежество бедноты и ее стремление к лучшей жизни, является эпизод с общиной мормонов.
Организатором этой общины был Джозеф Смит, известный мошенническими проделками. Родители его занимались мелкими земельными спекуляциями. Оказавшись в Пальмире (Нью-Йорк) , Джозеф Смит заявил, что во сне ему явилось видение, из которого он узнал, что в одной пещере в штате Нью-Йорк хранится древняя священная летопись, написанная неким Мормоном (на самом деле это был фантастический роман одного умершего американского писателя, похищенный Смитом у его наследников). Затем Смит отправился в пещеру и «выкопал» эту «летопись», написанную будто бы на неведомом языке, и кстати — волшебные очки, с помощью которых, по словам Смита, ему удалось расшифровать рукопись. Опубликовав ее в 1830 г., Смит организовал церковь мормонов, пророком и повелителем которой он сделался, создав сложный аппарат для поддержания своей власти.
Прибыв в Науву (Иллинойс), Смит провозгласил догмат о дозволенности многоженства, которое уже ранее практиковалось в среде руководителей мормонов. В связи с этим в общине произошел раскол. Значительная часть общины, состоявшая из фермеров, стала протестовать. Смит расправился с протестантами и уничтожил газету, которую те начали издавать. Местные
-----------------------------------------------------
1. Африканская методистская епископальная церковь, африканская союзная методистская протестантская церковь, союзная африканская методистская епископальная церковь, африканская методистская епископальная сионская церковь и реформированная сионская союзная апостолическая церковь и многие другие той же епископальной церкви; методистская протестантская церковь, конгрегационистская методистская церковь, новая конгрегационистская методистская церковь и независимая методистская церковь.
------------------------------------------------------
власти заключили Смита в тюрьму. Толпа ворвалась в тюрьму и убила его.
Преемником Смита стал Брайам Юнг (Янг), который взял себе в жены пять вдов из семидесяти пяти оставшихся после Смита (по другой версии, Смит оставил двадцать одну вдову). Юнг установил в общине террористический режим, который поддерживал при помощи «ангелов-мстителей». Началась вербовка в общину мормонов как в Новой Англии, так и в Европе. Тысячи обманутых демагогической проповедью равенства и обещаниями лучшей жизни бедняков, завербованных Юнгом, который раздавал денежные авансы желающим примкнуть к общине, направились в Америку из Англии. В 1846 г. 12 тысяч мормонов начали тяжелый и длительный переход на Запад. Они перешли тогдашнюю границу Соединенных Штатов и поселились в окрестностях пустынного Соленого озера, находившегося тогда еще на территории Мексики. Однако в 1848 г. эта территория была захвачена Соединенными Штатами, и мормонам опять пришлось приспосабливаться к американским законам.
Юнг сурово управлял подчиненным населением, жестоко подавляя попытки сопротивления или организации новых сект, и скопил себе огромное состояние. Многоженство официально было запрещено, но фактически продолжало существовать. В 1850 г. президент США Филлмор назначил Юнга губернатором территории Юта.

продолжение книги...