А. В. Ефимов. "Очерки истории США. 1492-1870 гг." Учпедгиз, Москва, 1958 г. OCR Biografia.Ru
продолжение книги...
Гражданская война в США и Россия
В 1863 году две русские эскадры были посланы в Америку, одна — через Атлантику, другая — через Тихий океам в Сан-Франциско.
Некоторые американские историки полагают, что русские военные корабли были посланы в США для участия в гражданской войне на стороне северян. Так, в специальной монографии Каллагэна, появившейся в 1908 г., утверждалось, что посылка русского флота явилась для Союза значительной военной и моральной поддержкой. «В тягчайший час американской истории, — пишет Каллагэн, — когда целость Союза, а следовательно, вопрос мира во всем мире был в опасности и державы Западной Европы, казалось, взирали на эту опасность с холодным безразличием, если не с живейшим одобрением, когда наш британский родственник называл нас «разъединенные штаты», когда наш старый союзник — Франция — стал нашим злейшим врагом, только одна рука в Европе протянулась к нам с горячей симпатией и доброй волей — из русских степей. Русский посол в Вашингтоне приложил все усилия к тому, чтобы предотвратить сецейсию. Когда французский император предложил конфедератам помощь и когда Великобритания не захотела предупредить постройку в ее водах кораблей, предназначенных для разрушения американской торговли, Россия горячо аплодировала американским усилиям сохранить Союз. Россия отказалась присоединиться к европейскому предложению об участии в посредничестве или интервенции и послала свои флоты в американские воды как доказательство всему миру ее симпатии к делу Союза». Каллагэн называет эти отношения сердечным согласием и считает реальным предположение о существовании союза между Россией и Америкой. Документы советских архивов проливают свет на сложную обстановку, в которой произошла посылка двух русских эскадр в Америку. Основные факты следующие. В середине 1862 г. Россия отказалась принять участие в посредничестве между Союзом и Конфедерацией, которое предлагалось Англией и Францией. Имеется ряд свидетельств о том, что именно отказ России заставил Англию и Францию отклонить план интервенции. В начале 1863 г., 5 (17) апреля, Франция, Великобритания и Австрия предъявили царскому правительству протест против его репрессий в Польше. В апреле же был начат перевод русской армии на военное положение и проведены работы по дальнейшему укреплению Кронштадта. 5 (17) июня был предъявлен второй протест с требованием созыва на основе постановлений Венского конгресса европейской конференции для разрешения вопроса о Польше. 25 июня (7 июля) 1863 г. план отправки эскадр в океан был утвержден Александром II. 14 (26) июля управляющий морским министерством вручил контр-адмиралу Лесовскому секретную инструкцию.
Инструкция командирам судов эскадры, отправляющейся в Атлантический океан, уточняла задачи эскадры: «С выходом нашим из Бельта мы можем встретить английскую или французскую эскадру, сильнейшую себя, которая с нашим появлением переменит курс и будет следовать за нами. Явно, что намерение ее будет атаковать нас при первом известии о разрыве. Тогда я сделаю сигнал рассеяться при первых же благоприятных к тому обстоятельствах, как например наступление тумана; рассеявшись, судам должно иметь рандеву Нью-Йорк. Буде обстоятельства позволят, то фрегату «Александр Невский», корвету «Варяг» взять вправо от курса, а остальным трем влево; при рассеянии вступать под пары». «...Следуя по назначению, нашим судам вступать в бой не иначе как по моему сигналу, который воспоследует по первой пушке новых наших неприятелей. 4. Если на пути к Нью-Йорку получится мной известие о разрыве, то вместо следования в Нью-Йорк эскадра по моему сигналу разойдется по предначертанным каждому из судов станциям, а именно, фрегат «Александр Невский» по пути английских судов, направляющихся из Ливерпуля в Нассау с разными военными припасами для Южных американских штатов; фрегат «Пересвет» на пути судов, идущих из Англии в Ост-Индию, между параллелями 15°30' широты и 15°30' долготы. Корвет «Варяг» на пути судов, идущих из Англии в Южную Америку, начиная крейсерство на [неразборчиво] от экватора; корвет «Витязь» на пути ост-индских судов, идущих с Мыса Доброй Надежды к острову св. Елены. Клипер «Алмаз» в полосу пересечения экватором и 5° широты 20°30' долготы. Распространение вашего крейсерства предоставляется вашему обсуждению на месте ваших наблюдений над движением торговли. (Примечание: к сведению объявляется, что фрегату «Ослябя» назначено место крейсерства параллели 30° и в соседстве меридиана Азорских островов.) 5. Буде на походе к Нью-Йорку вы отделитесь от эскадры вследствие каких-либо случайностей погоды, то вы должны руководствоваться предыдущим наставлением, т. е. продолжать следовать в Нью-Йорк, если не узнаете о разрыве, или идти на место крейсерства, если узнаете об объявлении войны». Общий замысел посылки эскадр в Америку изложен в докладной записке управляющего морским министерством генерал-адьютанта Н. А. Краббе на имя Александра II. «Примеры истории морских войн прежнего времени и нынешние подвиги наскоро снаряженных каперов южных штатов служат ручательством в том, что вред, который подобные крейсера в состоянии нанести неприятельской торговле, может быть весьма значителен. Не подлежит сомнению, что в числе причин, заставляющих Англию столь постоянно уклоняться от войны с Американскими Штатами, — опасения, возбуждаемые воспоминаниями об убытках, понесенных английской морской торговлей в прошедшие войны с Америкой, занимают одно из первых мест, и потому я позволю себе думать, что появление нашей эскадры в Атлантическом океане в настоящее время может иметь на мирное окончание происходящих ныне переговоров более влияния, нежели сухопутные вооружения, имеющие, в особенности в отношении к Англии, чисто оборонительный характер который не угрожает жизненным интересам этой морской и коммерческой страны».
После того, как русские эскадры пришли в Америку без враждебных действий со стороны английских или же французских военно-морских сил, что было связано с тем, что правительства Пальмерстона и Наполеона III отнюдь не собирались вступаться за поляков, управляющий морским министерством Краббе 16 октября 1863 г. написал флагману атлантической эскадры контр-адмиралу Лесовскому: «От всей души поздравляю вас, достойнейший и многоуважаемый Степан Степанович, с благополучным прибытием в Новый Свет. Блистательный торжественный прием, сделанный вам в Нью-Йорке, невыразимо радует меня и всех друзей флота. Искусно сохраненный в тайне выход ваш из Балтийского моря, благополучный переход через океан и, наконец, внезапное появление в Нью-Йорке и восторженный прием американцев нашему флагу, к великой и нескрываемой досаде наших западных недоброжелателей, — произвели на русское общество самое увлекательное впечатление, и столбцы наших газет заполнены повествованиями о вашем пребывании в Нью-Йорке и заслуженными похвалами искусству и отваге, выказанными при отплытии эскадры в столь трудное в политическом отношении время. Ваше имя — во всех устах, и вы, почтеннейший Степан Степанович, теперь у нас настоящий лев сезона». Посылка эскадр в Атлантический и Тихий океаны была произведена на основе смело задуманного плана наступательных операций в неминуемо ожидавшейся войне с Англией и Францией из-за польского вопроса. Вся тихоокеанская эскадра состояла из быстроходных корветов и клиперов (хотя и устарелой конструкции) и была по своему составу особенно пригодна для каперской войны.
Многопушечные фрегаты с командой в 700—800 человек, которые составляли большую часть судов атлантической эскадры, были новейшей конструкции, имели винтовые устройства и во время перехода из Кронштадта в Нью-Йорк оказались более быстроходными, чем корветы и клиперы той же эскадры (1). Как показал опыт конфедератского крейсера «Алабама», крейсера-каперы могли нанести огромный вред торговле и военному флоту неприятеля. Поход атлантической и тихоокеанской эскадр в порты Союза был лишь одним из моментов всего задуманного плана и притом даже не обязательным. В первоначальном проекте управляющего морским министерством адмирала Краббе Америка даже не фигурировала. Корсаков, изложивший, по предложению Краббе, свои соображения по поводу посылки атлантической эскадры, которая должна была «разойтись по закоулкам» и исчезнуть из вида Европы, предложил первым местом встречи эскадры избрать порты Бразилии или Северной Америки (2). Поссьет предложил идти в один из североамериканских портов (3). Главной задачей посылки эскадр было создать угрозу на путях английской мировой торговли, чтобы повлиять этим на ее позицию в польском вопросе. В докладной записке Краббе на имя Александра II уже определилось решение избрать американские порты как первый этап для странствований эскадр. При этом Краббе не случайно упоминает о том, что каперский флот Союза представляет собой огромную силу. Очевидно Краббе имел в виду возможность совместных действий русских эскадр и флота Союза. В противовес планам морского ведомства в министерстве иностранных дел явно опасались политического эффекта посылки эскадр в Америку. Вице-канцлер, министр иностранных дел князь Горчаков и посланник в США барон Стекль лишь задним числом выразили большое удовольствие по поводу блестящего эффекта, достигнутого выходом флота на мировые торговые пути и его пребыванием в Америке. Царский посол в Лондоне, «Нестор российской дипломатии», престарелый барон Бруннов, был даже в отчаянии от этого шага (4). Между тем посылка эскадр, предпринятая по инициативе морского ведомства, привела к фактическому вступлению России и Северных штатов в военно-политический союз. Интересен такой факт, относящийся к пребыванию в Америке русской тихоокеанской эскадры. К Сан-Франциско подошли два капера рабовладельцев-южан — «Сэмтер» и «Алабама». Город
-----------------------------------------------
1. Вследствие плохой конструкции эти новейшие суда терпели ряд аварий, что весьма озабочивало морское ведомство. Однако эти дефекты вскрылись лишь во время похода.
2. ЦГВИАЛ, Морской исторический архив, д. 109, ч. 1, лл. 12—17. Предложение Корсакова датировано 26 июня (2 июля) 1863 г.
3. Там же.
4. Мы не останавливаемся специально на вопросе о том, насколько реальной была угроза войны со стороны Англии и Франции. Имеются все основания полагать, что ни английское, ни французское правительство не предполагали начинать войну из-за польского вопроса.
-----------------------------------------------
был совершенно беззащитен, — хотя далекая Калифорния примкнула к северянам, но в ней не было ни войск Союза, ни военных кораблей. Тогда флагман русской эскадры контр-адмирал Попов опубликовал в газетах Сан-Франциско письмо, в котором говорилось, что русские войска прибыли не для участия в междоусобной войне американцев. Однако, учитывая, что мирное население города не защищено военными силами, на случай нападения каперов Конфедерации, русская эскадра «единственно из человеколюбия» защитит мирных жителей города. Можно полагать, что это письмо было сообщено командирам каперов южан, так как они ушли из Сан-Франциско. Охарактеризуем словами одного американского историка то впечатление, которое произвело появление русских судов в Америке: «В последних числах октября 1863 г. неожиданно и без предупреждения два русских военных корабля бросили якорь в Нью-Йоркской гавани. Через две недели прибыли три других корабля. В следующем месяце эскадра адмирала Попова из четырех корветов и двух клиперов стала на якоре в Сан-Франциско. Весь Север был потрясен этим и громко аплодировал. Поистине явились избавители. Теперь-то никакая иностранная держава не осмелится вмешаться (в гражданскую войну. — А. Е.). Самые дикие слухи воспринимались всего охотнее. Некоторые говорили, что в случае войны между Соединенными Штатами и Англией и Францией командование (русским. — А. Е.) флотом будет вручено президенту. Другие заявляли, что царь будет считать поводом к войне признание Конфедерации каким-либо иностранным государством. Почти всеобщим было убеждение в том, что между обоими государствами существует какое-либо секретное соглашение. Вся страна в единодушном движении поднялась на ноги в честь русских. Города соперничали друг с другом в устройстве приемов. Пребывание русских превратилось в длинный ряд банкетов, балов и приемов. Повсюду гостей встречали тостами за дружбу России и Америки, за дружбу, «которая началась с первого дня существования нашего государства» (т. е. США. — А. Е.). Эта дружба выдержала испытание в тягчайший час нашей истории. Все страны откликнулись эхом на тост Гидеона Уэллса — «бог да благословит русских». В самой России были потрясены проявлением дружеских чувств, — писал посол Союза в Петербурге Г. Ф. Клей. В армии северян сражались некоторые русские, например И. В. Турчанинов (1822—1901), который принял в Америке сокращенную фамилию «Турчин». Артиллерийский офицер, он окончил академию генерального штаба. В 1856 г., в чине гвардейского полковника, он эмигрировал из России в США и по дороге был в Лондоне у Герцена. В США имел ферму, затем был чертежником и рисовальщиком. Во время гражданской войны Турчанинов командовал 19-м полком иллинойсских добровольцев, а потом, за удачный план взятия Хантсвилля, был произведен в бригадные генералы.
Жена Турчанинова, передовая русская женщина, писательница и деятельница женского движения, тоже участвовала в войне, была сестрой милосердия. Турчанинов, занимавшийся после войны инженерным делом и писавший по военным вопросам, умер в бедности. В архивах сохранилось одно его письмо Герцену из США (от 1859 г.). В своем письме Турчанинов, человек прогрессивных взглядов, резко критиковал порядки американской демократии, где «господствуют толстосумы». Борьба против рабства в США вызывала горячие симпатии в революционных и прогрессивных кругах русского общества. Чернышевский обличал нерешительность северян, но в то же время он был убежден в победе Севера. Большое значение Чернышевский придавал восстаниям рабов, причем его не смущало то, что эти восстания сопровождались насилиями и разгромом усадеб плантаторов. Так, говоря об одном восстании негров в 1861 г. в городе Бюфорде, Чернышевский отмечал большую силу этого восстания и вообще значение восстаний негров для победы северян в гражданской войне. Он доказывал, что уничтожение невольничества вызовет мощный подъем производительности труда и приведет к такому значительному повышению стоимости земель на Юге, что бывшие землевладельцы останутся в выигрыше, даже если негры будут освобождены без выкупа. В 60-х годах в «Современнике» и «Русском слове» помещалось много статей с протестом против рабовладения, в частности там печатались статьи Жака Лефреня. Под этим псевдонимом выступил Эли Реклю, брат знаменитого географа Элизе Реклю. Эли Реклю выступал против рабства негров и против крепостничества и с радостью приветствовал гражданскую войну в Соединенных Штатах, считая, что она приведет к освобождению негров.