.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Биография Вероники Франко


ФРАНКО (FRANCO), Вероника (1546-1591) - итальянская куртизанка и поэтесса.
Родилась в Венеции и была единственной дочерью из четырех детей куртизанки Паолы Фракасса (Paola Fracassa). Как уроженка (cittadini originari) Венеции, города и республики, она с рождения была наделена некоторыми правами, гарантированными городом своим гражданам.
Ее интеллектуальная жизнь началась с того, что она присутствовала на уроках, даваемых ее братьям частными учителями. Рано, в начале 60-х годов, вышла замуж за Паоло Паниццу (Paolo Panizza), венецианского врача, однако очень скоро супруги расстались, и Франко даже потребовала вернуть ей ее приданое. Так же как и мать, она стала профессиональной куртизанкой (cortigiana onesta).
Венецианские куртизанки благодаря своим знаниям, способностям, вкусу, умению вести светскую беседу и быть занимательными были особой кастой в городе и стояли в общественной иерархии Венеции гораздо более высоко, чем просто продажные женщины. Франко родила шестерых детей от разных мужчин (трое из ее детей умерли в детстве) и благодаря своей профессии содержала себя и детей, большой дом, хозяйство, прислугу и имела возможность нанимать своим детям частных учителей. В 70-х годах она познакомилась с Доменико Вениером (Domenico Venier), который ввел ее в известный в Венеции литературный салон, в котором собирались поэты, художники, музыканты, политики и т. д. Сам Доменико был "литературным советником" не только литераторов-мужчин, но и женщин, чей каприз состоял в увлечении литературой. Он был достаточно хорошо известен и в Венеции, и во всем регионе. Гостями этого элитарного салона были известные и знатные венецианцы (например, военный герой Эсторе Мартиненго, Estore Martinengo) и гости города, они читали друг другу свои стихи, наслаждались игрой музыкантов и играли сами, пели, развлекались, вели светские разговоры, сплетничали, любезничали, заводили любовные интрижки и т. д.
Читала здесь свои стихи и Франко (к тому же она неплохо играла на лютне и спинете), а потом опубликовала их в сборнике "Terze rime" (или "Capitoli", 1575; из 25 стихотворений, capitoli, этого сборника 17 принадлежали Франко, остальные - Доменико Вениеро и другим авторам). Свои стихи Франко адресует тем мужчинам, от которых ожидает ответного чувства, они откровенны и эротичны: Франко воспевает свое любовное искусство, признается, что ставит свое служение Венере выше служения Аполлону, и обещает удовлетворить любые желания своего адресата, воображаемого собеседника. Ее стихи разрушают традиционное представление о влюбленной женщине: молчаливой скромнице с потупленным взором, холодной, рассудительной и недоступной. С другой стороны, в других своих стихах, написанных в эпистолярной форме, напоминающих "Героиды" Овидия и его же "Письма с Понта", она вступается за женщин, слишком часто подверженных оскорблениям и нападкам, как в словах, так и действием, со стороны недостойных мужчин.
Дошли до нас также 50 писем Франко - "Lettere di cortegiane" (1580, 1884), впервые опубликованные в Венеции. Одно из писем адресовано французскому королю Генриху III, 21 письмо - знаменитому венецианскому живописцу Тинторетто (Джакопо Робусти, ок. 1518 - 1594) по разным поводам, в том числе она обращается к нему со словами благодарности за выполненный им ее портрет. Остальные письма - это рассказ о повседневной жизни: игра на музыкальных инструментах, хлопоты, связанные с подготовкой к встрече друзей, запрос о ссуде на покупку инвалидной каляски, обсуждение литературных проектов, комментарии к некоторым событиям, причем в некоторых письмах Франко предстает как моралист, дает советы своим друзьям, поучает, высказывает свои мысли, мнения и суждения по разным поводам, в том числе о придворных нравах, женских добродетелях и т. д.
Несмотря на то, что Франко принадлежала к кругу придворной элиты, это не оградило ее от преследования инквизиции: в 1580 г. она предстала перед инквизиционным трибуналом, оговоренная наставником своего сына Ридольфо Ваннителли (Ridolfo Vannitelli), обвинившим ее в колдовстве. Благодаря своей умелой защите, помощи Доменико Вениера и предрасположенности к ней некоторых членов трибунала, она не была осуждена. Однако сам процесс нанес ее репутации непоправимый ущерб. Она лишилась нажитых ею владений, личных средств и многих друзей (чуть раньше, во время эпидемии чумы 1575-1577 гг.; верный друг ее и покровитель Доминик Вениер умер в 1582 г.). Доведенная до нищеты, она вынуждена была переселиться в тот район города, где доживали свои дни обнищавшие и потерявшие своих клиентов проститутки. Она закончила свою жизнь в возрасте сорока пяти лет, познав счастливые годы богатства и благополучия, но также трудности и опасности, ощутила горечь предательста, унижения и потерь.

Владимир Дзама, "Словарь литераторов, или Кто есть кто в мире авторов"