.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




История древней русской литературы (продолжение)


вернуться в оглавление книги...

Н. В. Водовозов. "История древней русской литературы"
Издательство "Просвещение", Москва, 1972 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семь столетий своего развития русская средневековая литература была постоянно и тесно связана с исторической жизнью русского народа, с важнейшими вопросами общественно-политической и государственной жизни. Мощному и быстрому развитию русской литературы в первые века ее существования способствовало высокое развитие древнерусского языка и древнерусского устного народного творчества. Большое значение имело также освоение русской письменностью богатств, накопленных византийской литературой, представлявшей в то время высшее достижение мировой культуры.
Несмотря на то что во всей средневековой русской письменности, от XI столетия по XVII век включительно, над всем доминировала национально-патриотическая тема, в разные периоды исторической жизни русского народа эта тема разрабатывалась в русской письменности по-разному. В XI—XII веках национально-патриотическая тема имела военно-героический характер в соответствии с международным положением древнерусского государства, «Земли Русской», которая была в то время «ведома и слышима всеми конци земля». В этот период культура древнерусского государства достигла высокого уровня развития, и писатели XI—XII веков знали, что «не к неведущим бо» пишут, но к «преизлиха насыщемся сладости книжныя».
Литература XI века с гордостью называет имена Владимира I и Ярослава Мудрого. Одного за то, что он расширил территорию древнерусского государства, укрепил его положение среди других государств и введением христианства приобщил к высокой византийской культуре; другого — за любовь к книгам, за заботы о просвещении, за грандиозное строительство в Киеве. Но уже с конца XI века торжественный гимн Русской земле сменяется в литературе того времени тревогой за дальнейшие судьбы родины. Рост княжеских междоусобий, от которых не только страдал трудовой русский народ, но и слабела былая военная мощь государства, подрывал творческий труд и культурный рост страны. Лучшие русские писатели-патриоты начинают обращаться со страстными призывами к князьям объединиться, забыть феодальные споры и соединенными силами защищать достояние русского народа от чужеземных захватчиков. В русской литературе все острее ставится вопрос: «Почто губим Русскую землю, сами на ся котору деюще?» Наибольшее звучание эта патриотическая тема получает в конце XII века в гениальном «Слове о полку Игореве».
В XIII—XV веках русская литература отражает борьбу народа против татаро-монгольских захватчиков, призывает на борьбу, с ними, воспитывает в народе лучшие качества: патриотизм, беззаветную преданность родине, самоотверженное служение ей и готовность народа отдать все свои силы и жизнь за освобождение от «кровавой грязи» чужеземного ига. Образы простых воинов и русских выдающихся полководцев получают замечательное отражение в русской литературе рассматриваемого периода. Все ее жанры, от жития до летописи, полны описаний военных эпизодов, героизма русских воинов, их несгибаемого мужества и веры в конечную победу народа над захватчиками. В литературе этого времени, начиная с XIV века, показана организующая роль Москвы как центра, вокруг которого происходит объединение всех русских земель — необходимое условие для дальнейшей успешной борьбы за освобождение русского народа и успешного развития его национальной культуры. Заканчивается XIV век созданием цикла литературных произведений о Куликовской битве, послужившей началом возрождения русской культуры и литературы, приостановленных в своем развитии в результате татаро-монгольского нашествия. В XV веке получает развитие так называемый «украшенный стиль», в котором отразились идеи величия исторической победы русского народа на Куликовом поле.
В XVI—XVII веках русская литература активно участвует в борьбе за централизацию Русского государства, за укрепление его положения на международной арене. В связи с этим на грани между XV и XVI веками создается теория «Москвы — третьего Рима» и такое произведение, как «Сказание о князьях Владимирских», в которых московскими книжниками были осмыслены политические изменения в жизни Русского государства и в его отношениях с другими странами.
Развитие классовых противоречий внутри Русского государства привело в XVI столетии к расцвету публицистических жанров в русской литературе, остро ставивших вопросы о необходимости государственных преобразований и уничтожения пережитков феодальной раздробленности страны в прошлом. Развитие литературы в значительной степени подчиняется государственным задачам и приобретает организованный характер (деятельность кружка Макария, создание Царственного летописца, Домостроя и т. д.).
В начале XVII века крестьянская война и иностранная интервенция чрезвычайно осложнили национально-патриотическую тему средневековой русской литературы. В движение пришли народные массы и вызвали прилив в литературу демократических сил. Появляется такой вид литературы, как политические «подметные письма», неизвестные прежде. В них нашел выражение с неслыханной до того силой социальный протест трудового населения страны против господствующих классов и их пособников-интервентов. В литературе получил отражение патриотизм русского народа, поднявшегося на защиту своей родины от захватчиков и победоносно завершившего эту борьбу. Общая демократизация литературы в XVII веке сказалась в новом подымании задач, стоявших перед нею.
Воссоединение Украины с Россией еще более укрепило международное положение Русского государства, сумевшего быстро ликвидировать последствия польско-шведской интервенции и успешно продолжать борьбу за воссоединение всех территорий-древнерусского государства. Приезд в Москву украинских и белорусских культурных деятелей, ставших выразителями общерусской патриотической идеи, способствовал дальнейшему развитию русского искусства и просвещения. В литературе, зодчестве и живописи появляются элементы реализма, которые в сочетании со стремлением к пышности и украшательству создают в русском искусстве второй половины XVII века стиль так называемого «русского барокко». Обострение классовых противоречий находит отражение в деятельности такого писателя, как Аввакум, в появлении произведений народной сатиры и бытовых повестей конца столетия.
Русская литература XI—XVII веков не утратила своего значения до наших дней. Громадное количество сохранившихся списков ее произведений свидетельствует о живом интересе к ним и у последующих поколений русских читателей. Однако значение русской средневековой литературы не ограничивается только простым интересом к ней. Пламенный патриотизм, ненависть к угнетателям, обличение социального зла, любовь к справедливости, творческому труду народа, к разумному началу в жизни, свойственные всей русской средневековой литературе, были переданы ею новой русской литературе, которая, по справедливым словам А. М. Горького, «представляет феномен изумительный; я не преувеличу правды, — писал великий художник слова,— сказав, что ни одна из литератур Запада не возникала к жизни с такой силой и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта. Никто в Европе не создавал столь крупных, всем миром признанных книг, никто не творил столь дивных красот при таких неописуемо тяжких условиях».
Но в жизни ничего не бывает необъяснимого. Расцвет новой русской литературы, самой идейной, самой передовой литературы мира, был подготовлен долгими веками предшествующего развития, о котором дает яркое представление вся история древней (средневековой) русской литературы.