.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Государство и право в период февральской буржуазно-демократической революции


вернуться в оглавление книги...

"История государства и права СССР", под ред. С.А.Покровского, часть I, Москва, 1959 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Глава двенадцатая
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ПЕРИОД ФЕВРАЛЬСКОЙ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ (ФЕВРАЛЬ-ОКТЯБРЬ 1917 ГОДА)

§ I. ФЕВРАЛЬСКАЯ БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И ВОЗНИКНОВЕНИЕ БУРЖУАЗНОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ


Полное банкротство самодержавия поставило вопрос о путях выхода России из экономического и политического кризиса. Буржуазия искала их в дворцовом перевороте. Она предполагала удалить царя Николая II и некоторых особенно скомпрометировавших себя царских министров, поставить угодного ей царя — Михаила Романова и ограничить его власть конституцией и парламентом. Таким образом буржуазия рассчитывала захватить политическую власть в стране и обеспечить дальнейшее ведение захватнической войны, то есть совершить «маленькую революцию во имя большой войны», предотвратить небольшим дворцовым переворотом наступление большой, народной революции.
Этот план поддерживали правительства Англии и Франции, организовавшие через свои посольства заговор против Николая II. В заговоре участвовали вожди партии кадетов и октябристов — Милюков, Гучков и К°, крупный помещик и монархист — председатель IV Государственной думы Родзянко, часть генералитета и офицерского состава армии.
Революционные рабочие, крестьяне, солдаты и матросы, руководимые большевистской партией, разрешили кризис царизма по-своему — посредством народной, буржуазно-демократической по своему характеру революции.
Лидеры буржуазии и помещиков не ожидали такого исхода кризиса и растерялись. Они не знали, что делать в сложившейся обстановке, как поступить с царем и чем заменить царизм, какую установить форму государственного правления. Только тогда, когда вооруженные рабочие и солдаты ворвались в Таврический дворец, где находилась Государственная дума, ее либеральные депутаты по сговору с эсеро-меньшевистскимя лидерами образовали 27 февраля (12 марта) Временный Комитет Государственной думы во главе с Родзянко. Уже 1 (14) марта представители эсеро-меньшевистского большинства Петроградского Совета Чхеидзе, Соколов, Суханов, Стеклов, Филлипповский были приглашены в этот Комитет для обсуждения вопросов, связанных с властью. Зная о чем будет идти речь, они пришли с готовым решением. Они считали, что поскольку февральская революция является по своему характеру буржуазно-демократической, постольку к власти должна прийти буржуазия, а рабочие должны поддерживать буржуазию, добиваясь осуществления политической свободы и удовлетворения экономических требований. Поэтому исполком Петроградского Совета 2 марта постановил предоставить Временному Комитету право сформировать правительство и передать ему власть на соответствующих условиях (1), решив не входить в состав правительства и не принимать на себя ответственность за его деятельность в целом.
2(15) марта было создано Временное правительство. Оно полностью представляло новый класс, поднявшийся к политической власти в России, класс буржуазии и обуржуазившихся помещиков, давно правящих страной экономически. За время революции 1905—1907 гг., контрреволюции 1907—1914 гг. и особенно за время войны
----------------------------
1. Условия сводились к следующему: 1) объявление полной амнистии по политическим и религиозным делам; 2) свобода слова, союзов, собраний и стачек; 3) отмена всех сословных, национальных и религиозных ограничений; 4) замена полиции милицией; 5) демократические выборы в органы местного самоуправления; 6) отказ правительства от всяких шагов, предрешающих форму правления, до созыва Учредительного собрания; 7) невывод и неразоружение революционных полков; 8) признание гражданских прав солдат (см. «Известия Петроградского Совета Р. и С. Д.» 3 марта 1917 г.).
----------------------------
1914—1917 гг. он быстро организовался политически, забрав в свои руки местное самоуправление, Думу, съезды разного рода, военно-промышленные комитеты и т. д.
В результате февральской буржуазно-демократической революции Россия в течение нескольких дней сбросила царское самодержавие. Застрельщиком революции и ее руководителем был рабочий класс.
Однако, несмотря на то, что революцию совершили рабочие, крестьяне, солдаты и матросы, что ее руководителем был рабочий класс, власть все же оказалась в руках буржуазии и помещиков. Это случилось потому, что буржуазия в силу богатства, организации и знаний была несравненно более подготовленной для захвата власти, чем рабочие и крестьяне, часть руководителей которых была в эмиграции, в ссылке, погибла на войне. Кроме того, изменился состав пролетариата: за время войны около 40 процентов кадровых рабочих было мобилизовано в армию, а на их место пришли люди с чуждой пролетариату психологией (мелкие собственники, кустари, лавочники, укрывающиеся от мобилизации).
Революция всколыхнула и вовлекла в политическую жизнь миллионы мелкобуржуазных слоев населения. В результате гигантская мелкобуржуазная волна захлестнула все, подавила сознательный пролетариат не только своей численностью, но и идейно, то есть заразила, захватила очень широкие круги рабочих мелкобуржуазными взглядами на политику. Предательство эсеро-меньшевистских вождей также в сильной степени помогло буржуазии вырвать власть из рук рабочих и крестьян.
Одной из характерных особенностей русской февральской буржуазно-демократической революции было то, что буржуазия, придя к власти, разделила евою власть с помещиками, так как классовые интересы буржуазии и помещиков тесно переплелись. Крупные помещики типа Родзянко — председателя IV Государственной думы — согласились из экономических и политических побуждений на сотрудничество с вождями финансовой и промышленной буржуазии. Это привело в феврале 1917 года к компромиссу между развивающейся экономически и политически буржуазией и обуржуазившимися крупными помещиками.
Основным вопросов Февральской буржуазно-демократической революции, как и всякой революции, был вопрос о государственной власти. Буржуазия, захватив власть в свои руки, сразу же приступила к ее организации в центре и на местах для закрепления и упрочения своего политического господства.
22 марта 1917 г. при Временном правительстве было создано Юридическое совещание. В компетенцию Совещания входили вопросы публичного права, возникающие в связи с установлением нового государственного порядка. К полномочиям этого органа относилась также дача предварительных юридических заключений по законодательным мероприятиям Временного правительства.
Правительство сохранило в неприкосновенности царский чиновничье-бюрократический аппарат, ограничившись лишь некоторой перекраской фасада. Так, формально был ликвидирован Департамент полиции. Но практически он продолжал существовать под названием «Временного управления по делам общественной полиции». Чтобы удержаться у власти и упрочить ее, эксплуататорский класс, буржуазия должна была сохранить наиболее существенные учреждения царского государственного строя, старые орудия угнетения: полицию, чиновничество, постоянную армию. То, что Временное правительство приступило к организации «народной милиции» и было фактически попыткой сберечь старую полицию под новым названием.
Об этом говорят как порядок организации и функционирования «народной милиции», так и Положение о ней. По «Временному Положению о милиции», изданному Временным Правительством 17 апреля 1917 г., милиция на местах передавалась в ведение земского и городского самоуправления, которое было выбрано еще при царизме и по царским законам.
Уездные земские и городские Думы определяли состав, число и оклады чинов уездной и городской милиции. Устанавливая порядок возведения на должность и смещения начальников милиции, Положение гласило, что начальники милиции избирались и увольнялись городскими и земскими управами, «...это звучит ужасно благовидно! Ужасно демократически, революционно и красиво!, говорил В. И. Ленин, — но... но, во-I-x ставит ее под контроль, под начало земских и городских самоуправлений, т. е. под начало помещиков и капиталистов, выбранных по законам Николая Кровавого и Столыпина-Вешателя!!» (1).
Называя милицию «народной», Временное правительство пускало массам пыль в глаза, ибо оно на деле не только не привлекло народ к участию в милиции, но фактически закрыло доступ в нее трудящимся массам, установив образовательный ценз для лиц, могущих служить в милиции.
С целью приукрашивания фасада царского государственного здания Временное правительство упразднило такие органы старого государственного аппарата, как генерал-губернатор и губернатор. Но вместо них Временное правительство назначило на места своих комиссаров, наделив их темя же полномочиями, «за исключением отпавших вследствие происшедших в государственном строе изменений».
Созданное на основании постановления Временного правительства от 23 марта 1917 г. Особое совещание по местным реформам при Министерстве внутренних дел выработало проект Положения о комиссарах. 19 сентября Временное правительство утвердило этот проект. Комиссары получили право надзора за местными органами управления и самоуправления. Губернские комиссары, состоя в ведомстве Министерства внутренних дел, назначались на должность и увольнялись Временным правительством по представлению Министерства внутренних дел.
Если же в отдельных губерниях органы местного самоуправления еще не были созданы, то Комиссары Временного правительства пользовались правом издавать обязательные постановления «по предметам обеспечения общественного благополучия, порядка и безопасности».
Борясь против демократизации органов местного самоуправления, Временное правительство опиралось на старые органы самоуправления, земства и городские думы.
--------------------------
1. В. И. Ленин, Соч., т. 23, стр. 318.
--------------------------
Несмотря на неоднократные требования революционных масс и их организаций, Временное правительство упорно отказывалось издать закон о роспуске IV Государственной думы и Государственного совета, ссылаясь на то, что «они уже умерли», что они «не представляют никакой реальной власти, на которую могла бы опереться контрреволюция». Фактически же избранная на основании антинародного закона от 3 июля 1917 г. Государственная дума, а также Государственный совет были центрами сплочения контрреволюционных сил. Так, председатель IV Государственной думы Родзянко опубликовал 3 июня в газетах письмо, в котором он считал Думу «важным фактором государственной власти». В его призыве к членам Думы «держаться наготове, ибо скоро придет время для их вмешательства в жизнь страны», явно звучала надежда на контрреволюцию и угроза ею.
Государственный совет, хотя Временное правительство и упразднило с 1 мая 1917 г. должности членов Совета по назначению, оставался оплотом монархии. Члены его, в большинстве злейшие враги революции, продолжали получать огромное жалованье из государственной казны. Более того, Временное правительство признало за судебно-административным департаментом Государственного совета важные судебные функции, вплоть до права кассировать в последней инстанции некоторые решения обновленного Сената.
Питая надежды на восстановление прежних порядков, депутаты всех четырех дум собрались на совещание 27 апреля 1917 г. в день 11 годовщины созыва I Государственной думы. Большинство депутатов высказалось за сохранение организации членов Думы для воздействия на Временное правительство «в сторону направления, выразителем которого всегда были Думы». Это совещание было названо «Совещанием четырех покойниц».
Только 6 октября под давлением революционных масс Временное правительство решило распустить IV Государственную думу.
Таким образом, Временное правительство отказалось от коренного преобразования царской государственной машины. Временное правительство долгое время не решалось конституционно оформить республиканский строй. Но под напором революционного движения оно вынуждено было делать вид, что стремится к установлению республики. 12 сентября 1917 г. было созвано Всероссийское демократическое совещание из представителей социалистических партий (эсеров, меньшевиков, трудовиков и др.), соглашательских Советов, профсоюзов, земств, торгово-промышленных кругов и воинских частей. Оно создало Временный Совет республики (Предпарламент). Посредством Предпарламента лидеры соглашательских партий и их сторонники рассчитывали приостановить революцию, сбить революционное движение на буржуазно-конституционный путь развития, на путь буржуазного парламентаризма. Большевистски настроенные рабочие не верили в парламентские упражнения предателей революции. Большевики бойкотировали предпарламент, назвав его в насмешку «предбанником».
Временное правительство пыталось отвлечь массы от революционной борьбы разработкой проектов конституции. Напуганное нарастанием революционного движения и большевизацией Советов, Временное правительство приступило в октябре к разработке проекта конституции с тем, чтобы утвердить его впоследствии на Учредительном собрании.
Комиссия, подготавливающая проект конституции, исходила из интересов стоявшей у власти буржуазии. Она стремилась создать такую форму государства и такие юридические условия развития общественно-политической жизни России, посредством которых наиболее твердым и решительным образом можно было бы ликвидировать революцию и накинуть узду на революционные массы трудящихся.
Проект предусматривал, что осуществление исполнительной власти должно быть возложено впредь до установления основных законов Российской республики на временного президента, избираемого Учредительным собранием на один год и действующего под его надзором и при содействии Совета Министров.
Исходя из интересов буржуазии и помещиков, мечтавших о сильной президентской власти, о сильном диктаторе, проект щедро наделил временного президента полномочиями. Президенту предоставлялось право законодательной инициативы, наблюдения за исполнением законов, издания указов об устройстве, составе и порядке действий правительственных учреждений (за исключением судебного ведомства), разрешения всех дел управления. Проект далее возлагал на президента руководство сношениями Российской республики с иностранными державами, верховное руководство всеми вооруженными силами Российской республики, назначение и увольнение Председателя Совета министров и министров, а также тех должностных лиц гражданского и военного ведомства, которые на основании действовавших узаконений назначались и увольнялись верховной властью. Президент председательствовал в заседаниях Совета министров, а председатель Совета Министров мог выполнять свои функции лишь в отсутствии президента.
Что же касается ответственности президента перед Учредительным собранием, то она изложена в проекте довольно расплывчато и неопределенно. Президент давал письменные и устные объяснения Учредительному собранию. Непосредственная же ответственность перед Учредительным собранием за общий ход государственного управления ложилась согласно проекту не на президента, а на председателя Совета Министров и отдельных министров. Даже запросы членов Учредительного собрания могли быть сделаны не к Президенту, а к председателю Совета Министров или к министру.
Вопрос о государственном устройстве нерусских национальностей, населяющих Россию, проект основных законов разрешал с позиции великодержавного шовинизма. Основным, исходным для проекта был принцип «единой и неделимой» России.
Довольно своеобразно комиссия решила вопрос о правах граждан Российской республики. Она заявила, что перечисление в декларации позитивных прав граждан не имеет практического значения. Но зато перечень основных обязанностей гражданина «Демократической Российской республики» («воинская повинность», «налоговые платежи» и т. п.) был довольно конкретным и подробно разработанным.
Таковы были желания Временного правительства в области государственного строя. Но революционный народ, рабочие и крестьяне, руководимые Коммунистической партией, решили проблему власти, государственного строя и его формы по-иному, в собственных интересах.

2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВЛАСТИ СОВЕТОВ РАБОЧИХ И СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ. ДВОЕВЛАСТИЕ

Февральская буржуазно-демократическая революция вновь возродила к жизни Советы рабочих и солдатских депутатов, а в ряде мест и крестьянских депутатов.
Появление Советов рабочих и солдатских депутатов в Петрограде, а затем в других городах, промышленных центрах, в армии, на флоте и в деревне не представляло собой случайного явления. Идея Советов, их боевые революционные традиции жили в сознании рабочих, солдат и крестьян. Стоило только вспыхнуть революции, как она сразу же была претворена в жизнь.
Уже вечером 27 февраля стал действовать Петроградский Совет рабочих депутатов. Он признал необходимым создать районные комитеты Советов и сформировать рабочую милицию, назначил в районы города своих комиссаров. Совет опубликовал воззвание, в котором изложил свою основную задачу: организация народных сил и борьба за окончательное упрочение политической свободы и народного правления в России.
1 марта Совет солдатских депутатов объединился с Советом рабочих депутатов. Объединенный орган стал называться Петроградским Советом рабочих и солдатских депутатов.
В то время, как рабочие и солдаты, организовавшись в свою боевую политическую организацию — Совет, вели борьбу за развертывание революции вширь и вглубь, Временный комитет Государственной думы пытался разоружить и расформировать революционные войска. В ответ Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов 1 марта 1917 г. издал по гарнизону Петроградского округа приказ № 1.
В приказе указывалось на необходимость немедленно избрать во всех подразделениях армии и флота Петроградского гарнизона комитеты из выборных представителей от солдат и матросов. Б нем отмечалось, что во всех своих политических выступлениях воинские части подчиняются Совету рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам. Совет разрешал исполнять только те приказы военной комиссии Государственной думы, которые не противоречили приказам и постановлениям Совета рабочих и солдатских депутатов.
Петроградский совет устанавливал порядок, при котором оружие всех видов должно было находиться в распоряжении и под контролем районных и батальонных комитетов и ни в коем случае не выдаваться офицерам. Приказом солдаты были уравнены в общегражданской политической и личной жизни со всеми гражданами: «В строю и при отправлении служебных обязанностей солдаты должны соблюдать строжайшую воинскую дисциплину, но вне службы и строя, в своей политической, общегражданской и частной жизни солдаты ни в чем не могут быть умалены в тех правах, коими пользуются все граждане».
Отменялось титулование офицеров («ваше превосходительство», «ваше благородие» и т. п.), воспрещалось грубое обращение с солдатами, обращение к солдату на «ты». Приказ сыграл огромную роль в развитии революции. Однако, испугавшись революционного почина и творческой самодеятельности солдатских масс, Исполком Петроградского Совета своими двумя последующими разъяснениями пытался свести приказ № 1 на нет.
После возникновения Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов рабочие, солдаты и крестьяне стали создавать Советы во многих других городах, селах, деревнях и воинских частях.
Там, где Советами руководили большевики, эти органы представляли собой серьезную силу, противостоящую буржуазно-помещичьей власти, могучее орудие в руках революционных рабочих, солдат и крестьян в деле перехода от буржуазно-демократической революции к социалистической. Например, Иваново-Вознесенский Совет рабочих и солдатских депутатов, который с самого возникновения возглавлялся большевиками, был полновластным хозяином политической, хозяйственной и культурной жизни города. 7(20) апреля он издал постановления о введении 8-часового рабочего дня на фабриках и заводах города. Совет постановил, что без его разрешения ни одна фабрика не должна останавливаться, что без его ведома никто из рабочих не мог брать окончательного расчета на фабриках. Совет предложил рабочим направить все усилия на проявление большей самодеятельности по пути организации своих сил.
Кроме Иваново-Вознесенска, огромной властью пользовались Советы Красноярска, Казани, Пензы, Орехово-Зуева и ряда других городов. Первой попыткой объединения всех Советов страны явилось Всероссийское совещание Советов рабочих и солдатских депутатов 29 марта — 3 апреля 1917 г., созванное по инициативе Петроградского Совета.
Подавляющее большинство на совещании принадлежало партиям меньшевиков и эсеров, что сказывалось на всей работе совещания и на принятых им решениях. Основными на совещании были вопросы о войне и об отношении к Временному правительству.
По вопросу о войне подавляющим большинством была принята резолюция, предложенная меньшевиком Церетели. Резолюция выступала за проведение демократической внешней политики и борьбы за мир путем организации давления всех народов на свои правительства для отказа от завоевательских программ. Однако, провозгласив такую цель, совещание в качестве текущей задачи выдвинуло «мобилизацию всех живых сил страны во всех отраслях народной жизни для укрепления фронта и тыла».
В резолюции об отношении к Временному правительству совещание высказалось за его поддержку, «не принимая на себя ответственности за всю деятельность Временного правительства в целом».
Совещание сочло необходимым возможно скорейший созыв Всероссийского съезда Советов. Вся необходимая для этого подготовительная работа была возложена на Исполком Петроградского Совета, который впредь до съезда был объявлен «политическим представителем всей революционной демократии». Большое значение в деле сплочения крестьянства и их Советов имело Совещание представителей крестьянских организаций и Советов крестьянских депутатов 12—17 (25—30) апреля 1917 г., посвященное подготовке к созыву Всероссийского съезда крестьянских депутатов и созданию Советов крестьянских депутатов на местах. Совещание приняло резолюцию о необходимости скорейшей организации крестьянства снизу доверху. Наилучшей формой для этого были признаны Советы крестьянских депутатов различных районов действия.
Дальнейшим шагом по пути объединения крестьянских Советов послужил первый Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов, проходивший в Петрограде с 3 (16) по 24 июня (7 июля) 1917 г. Подавляющее большинство делегатов съезда принадлежало к партии эсеров. Делегатов большевиков было около 2 процентов состава съезда. Засилье эсеров определило политический характер съезда и его решений.
Большевики, хотя и находились в меньшинстве, принимали активное участие в работе съезда, разоблачали империалистическую политику буржуазного Временного правительства и соглашательство меньшевиков и эсеров. На съезде по земельному вопросу выступил В. И. Ленин, призвав крестьян к немедленному организованному захвату помещичьих земель.
Всероссийский съезд Советов крестьянских депутатов принял ряд резолюций эсеро-меньшевистского толка: он одобрил политику буржуазного Временного правительства и вступление «социалистов» во Временное правительство; высказался за продолжение войны «до победного конца», а также за наступление на фронте. Решение вопроса о земле съезд отложил до Учредительного собрания.
В жизни Советов известную роль сыграл Первый Всероссийский съезд рабочих и солдатских депутатов.
Наиболее важными и центральными вопросами, рассмотренными съездом, были: о революционной демократии и правительственной власти (то есть по существу об отношении к Временному правительству), об отношении к войне, о земле и др.
В. И. Ленин, дважды выступив на съезде, разоблачил империалистический характер Временного правительства, его политики и действий. Он требовал перехода всей власти в руки Советов. По всем основным вопросам большевики отстаивали интересы революции. Но эсеро-меньшевистское большинство съезда сумело провести свои решения. Было выражено полное доверие Временному правительству, а направление его политики признано отвечающим интересам революции. Съезд даже одобрил подготовлявшееся Временным правительством наступление русских войск на фронте.
Решение вопроса о земле съезд откладывал до Учредительного собрания. В противовес эсерам и меньшевикам большевики предлагали объявить помещичью собственность уничтоженной и немедленно передать всю землю крестьянам, требовали национализации всех земель. Резолюцию с такими требованиями эсеро-меньшевистское большинство съезда отклонило.
Съезд признал необходимым создать единый центр, объединяющий Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. В резолюции было указано, что съезд Советов должен стать высшим органом Советов, направляющим всю их общественно-политическую и организационную работу; что съезд созывается не реже одного раза в три месяца; Всероссийский Центральный Исполнительный комитет (ВЦИК), избираемый на съезде, ответствен перед ним во всех своих действиях.
Съезд постановил, что в состав ВЦИК входят, кроме представителей Советов, по два представителя центральных органов крупных партий (большевиков, меньшевиков, эсеров), по одному — от мелких партий, два — от Всероссийского органа профсоюзов, два — от Всероссийского железнодорожного союза и один — от почтово-телеграфного союза.
На съезде был избран ВЦИК в составе 256 членов и 64 кандидатов в члены. Состав членов и кандидатов ВЦИК был по преимуществу меньшевистско-эсеровским: меньшевиков — 104 члена и 16 кандидатов; эсеров — 99 членов и 18 кандидатов; большевиков — 35 членов и 23 кандидата; остальные места распределялись между представителями других партий.
Эсеры и меньшевики, будучи выразителями интересов мелкобуржуазных слоев населения России, шаг за шагом скатывались в болото контрреволюции и предательства интересов трудящихся масс. Всероссийский съезд Советов в тех исторических условиях мог взять всю полноту власти в свои руки и обеспечить мирный переход от буржуазно-демократической революции к социалистической. Однако меньшевики и эсеры помешали этому.
Вследствие предательства мелкобуржуазных партий значение большинства Советов рабочих и солдатских, а также крестьянских депутатов стало ослабевать. Советы же, где у руководства стояли большевики (Иваново-Вознесенский, Красноярский и др.), крепли и развивались.
Наряду с Советами рабочих, а также крестьянских депутатов возникли Советы солдатских депутатов, ротные, полковые и т. п. комитеты. Они существовали в условиях ожесточенного сопротивления генералитета и офицерства, в жестокой борьбе с ними и прошли в основном три этапа: 1) период, когда командование армии и флота было явно против организации солдатских и матросских комитетов; 2) время, когда командование пытается возглавить эти организации, подчинить их своему влиянию; 3) когда движение перерастает все преграды, поставленные командованием, и развивается помимо и вопреки воле контрреволюционного генералитета и офицерства.
В первые дни революции, всколыхнувшей глубокие солдатские и матросские массы, Комитет Государственной думы дал указание офицерству Петроградского гарнизона обезоружить революционные войска, помешать организации их в политическую силу. Но Петроградский Совет, в состав которого уже входили депутаты от солдат, ответил на такие действия приказом № I, провозгласившим основные принципы политической организации солдат.
Военный и морской министр Гучков, боясь идти против революционного движения солдатских и матросских масс, учредил 4 марта 1917 г. комиссию под председательством генерала Поливанова для разработки военных реформ. На другой же день, 5 марта, Гучков подписал подготовленный ею приказ № 114, отменивший обращение офицеров к солдатам на «ты».
Декларацией о правах солдата от 9 марта Петроградский Совет провозгласил политическую и личную свободу солдат, закрепил выборные солдатские организации — комитеты, ограничил власть офицерства.
21 марта 1917 г. Петроградский гарнизон признал Петроградский Совет своим «высшим и единственным руководителем». Солдатская секция Совета стала законодательным органом по вопросам солдатской жизни.
Ставка была напугана влиянием революционного движения в тылу на солдатские массы на фронте. Поэтому она еще в первых числах марта оказывала энергичное сопротивление проникновению солдатских депутатов и агитаторов на фронт. В своей телеграмме от 3 марта Главковерх Алексеев приказал расстреливать всех агитаторов, выступающих без разрешения командования. Однако военный и морской министр Гучков, который лучше знал обстановку в Петрограде и в стране, понимал, что такими мерами нельзя остановить революционизирование армии. После письма Гучкова, считавшего, что надо тоньше проводить контрреволюционную политику, генерал Алексеев 11 марта послал новую телеграмму командующим фронтами. В ней он счел необходимым создать особые комитеты из «числа умеренных элементов» и допустить минимальный демократизм с целью «взять ход событий в свои руки, руководить ими, а не сталкиваться беспомощно с явлениями, получившими жизнь явочным порядком».
16 апреля Гучков вынужден был легализовать ротные, полковые и армейские комитеты, а также дисциплинарные суды. Роль этих выборных организаций сводилась к тому, чтобы обеспечить «каждому воину осуществление его гражданских и политических прав».
В апреле и мае 1917 года прошли фронтовые и армейские съезды. Фронт покрылся густой сетью ротных и полковых комитетов. В апреле состоялось всеобщее совещание депутатов фронта и тыла.
Первые комитеты по своему составу и политической физиономии были довольно неопределенными. В них, как правило, преобладало и «делало погоду» разночинное офицерство, чиновничество, младший командный состав. Наряду с комитетами возник институт военных комиссаров. Первый комиссар был назначен 6 марта 1917 г. к командующему Петроградским военным округом генералу Корнилову. 16 марта исполком Петроградского Совета признал необходимым назначить комиссаров в ставку, в Военное и Морское министерства и к командующим фронтами.
Таким образом, наряду с Временным правительством, властью буржуазии и обуржуазившихся помещиков существовало другое правительство, другая власть — Советы рабочих и солдатских депутатов, а также Советы крестьянских депутатов.
В отличие от буржуазного Временного правительства Советы по их классовому составу и политическому характеру представляли собой революционно-демократическую диктатуру пролетариата и крестьянства. Это была власть, опиравшаяся не на закон, изданный существовавшей тогда государственной властью, а прямо на революционный захват, на непосредственный почин народных масс снизу (1). Советы были органами союза рабочих и крестьян, органами их власти.
---------------------------
1. См. Ленин, Соч., т. 24, стр. 19.
---------------------------
Классовый источник и классовое значение двоевластия состояло в том, как указывал В. И. Ленин, что февральская буржуазно-демократическая революция «...не только смела всю царскую монархию, не только передала всю власть буржуазии, но и дошла вплотную до революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства. Именно такой диктатурой (т. е. властью, опирающейся не на закон, а на непосредственную силу вооруженных масс населения) и именно указанных классов являются Петроградский и другие, местные, Советы рабочих и солдатских депутатов» (1).
Другая важная особенность февральской революции состоит в том, что Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов, пользовавшийся доверием большинства местных Советов, добровольно передал государственную власть буржуазии в лице ее Временного правительства, сам уступил первенство, заключив с ним соглашение о поддержке, ограничив себя только ролью наблюдателя и контролера.
Такого своеобразного обстоятельства, создавшего переплетение двух властей, двух диктатур — диктатуры буржуазии и обуржуазившихся помещиков, с одной стороны, и диктатуры пролетариата и крестьянства — с другой история государства не знала.
Подобное ненормальное положение существовать долго не могла. «Двух властей, — говорит В. И. Ленин, — в государстве быть не может» (2). Одна из них должна быть уничтожена, сведена на нет.
Воспользовавшись плодами политики меньшевиков и эсеров, отказавшихся от перехода всей власти в руки Советов, буржуазия подготавливала условия для ликвидации двоевластия в свою пользу. Это произошло после стихийно возникшей 3—5 июля 1917 г. мирной демонстрации рабочих и солдат против Временного правительства за переход всей власти к Советам. Временное правительство, опираясь на реакционные юнкерские и офицерские отряды, жестоко подавило демонстрацию. ВЦИК и Петроградский Совет не противодействовали его преступным действиям. С этого момента эсеро-меньшевистский ВЦИК и Петроградский Совет превратились
----------------------------
1. В. И. Ленин, Соч., т. 24, стр. 40.
2. Ленин, Соч., т. 24, стр. 40—41.
----------------------------
в придаток буржуазного Временного правительства, в орудие его.
Однако некоторые Советы (Иваново-Вознесенский, Красноярский и др.), возглавляемые большевиками, последовательно и решительно осуществляли свою власть и парализовали все стремления Временного правительства превратить их в свой придаток. Для организации общественного порядка и защиты завоеваний революции Советы создавали свою, действительно народную милицию, принципиально отличающуюся от милиции, организованной временным правительством.
Пролетарская милиция была результатом революционного творчества рабочих. Она возникла вместе с появлением Советов (1). Так, вечером, 27 февраля 1917 г., то есть в день своего возникновения, исполком Петроградского Совета рабочих депутатов признал необходимым организовать рабочую милицию. 28 февраля Совет решил сформировать рабочую милицию на фабриках и заводах из расчета 100 человек на 1000 рабочих. Такие отряды были созданы в Петрограде на заводах Лесснера, Барановского, Эриксона, на Балтийском и Трубочном, на «Севкабеле» и на других.

продолжение главы...