.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Социальная революция — скачок в развитии общества. Роль трудящихся масс в революции


вернуться в оглавление учебника...

"Исторический материализм", под ред. А.П.Шептулина и В.И.Разина
Москва, "Высшая школа", 1974 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Глава VIII
СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

§ 1. Социальная революция — скачок в развитии общества. Роль трудящихся масс в революции


Социальная революция — это скачок, знаменующий переход от одной общественно-экономической формации к другой, более высокой, переход общества из одного качественного состояния в новое качественное состояние, движение общества к качественно новому, более высокому этапу развития. Маркс поэтому называл социальные революции «локомотивами истории».
Революция, как скачок в качественном изменении сущности, структуры общества, не является мгновенным, кратковременным актом. Революции охватывают относительно длительный период. В. И. Ленин писал, что «скачком» учителя социализма называли перелом под углом зрения поворотов всемирной истории и что скачки такого рода обнимают периоды лет по 10, а то и больше» (1).
В процессе перехода от старой общественно-экономической формации к новой, более высокой, происходит ликвидация отживающего способа производства и утверждение нового, более прогрессивного, упразднение старой надстройки и утверждение новой, свержение политического господства старых реакционных сил и утверждение политического господства новых, прогрессивных общественных классов. Социальная революция является необходимой формой перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Отдельные исследователи, однако, считают, что социальные революции имели место лишь при переходе от феодализма к капитализму и от капитализма к социализму. Революция с этой точки зрения возможна лишь при достаточно высокой степени сознательности и организованности тех общественных сил, которые творят революции. А так как при переходе от первобытнообщинного строя к рабовладельческому и далее к феодальному этих признаков революции (т. е. организованности и сознательности) почти не было, значит этот переход, занявший к тому же очень длительное время, нельзя рассматривать как социальную революцию. «Как закономерно обусловленное звено исторического прогресса, как наиболее эффективный способ разрешения самых острых конфликтов в определяющих сферах жизни общества, социальная революция, по-видимому, созревает лишь тогда, когда общество достигает сравнительно высокого уровня своей организации, а именно — в эпоху становления капитализма. Социальная революция достигает своего апогея в эпоху перехода от капитализма к социализму и изживает себя с победой социалистического строя во всем
-----------------------------------------------------------------------------
1. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 205.
----------------------------------------------------------------------------
мире» (1). Сторонники этой точки зрения, видимо, не хотят понять, что социальная революция прежде всего знаменует изменение сущности формации, переход к качественно новой общественной формации. Но именно такой переход имел место в прогрессивном движении общества от первобытнообщинного строя к рабовладельческому и от последнего к феодальному. Этот переход и был социальной революцией. Авторы этой точки зрения связывают революцию лишь с субъективным фактором (сознательностью и организованностью) и не принимают в расчет объективных условий, играющих главную, определяющую роль в революции и обусловливающих характер и особенности действия субъективного фактора. Конечно, сознательность сознательности рознь. Сознательность и организованность рабов принципиально отличается от сознательности и организованности пролетариата. Рабы, а также свободные, поднимавшие восстания против рабовладельческого строя, те общественные силы, которые вели борьбу против изжившего себя первобытнообщинного строя, действовали сознательно. Другое дело, что они не знали законов общественного развития, не предвидели и не могли предвидеть того, к чему приведет их борьба, какой общественный строй придет на смену строю, против которого они борются. Впервые в истории только лишь у рабочего класса, руководимого коммунистическими партиями, имеет место совпадение целей с результатами своей деятельности.
В социальной революции, как скачке в развитии общества, проявляются всеобщие законы развития объективного мира, изучаемые марксистско-ленинской философией,— закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.
Применительно к классовым, антагонистическим формациям закон единства и борьбы противоположностей находит свое выражение в прогрессирующем обострении противоречий между производительными силами и производственными отношениями. Процесс нарастания, развертывания и обострения противоречий между производительными силами и производственными отношениями неизбежно приводит к конфликту между ними. Преодоление этого конфликта означает уничтожение старой общественно-экономической формации и создание новой, более передовой формации. Эту задачу выполняет социальная революция. Закон единства и борьбы противоположностей находит свое выражение в непримиримой борьбе общественных классов. В процессе развертывания и обострения этой борьбы один общественный класс, являющийся носителем более передового способа производства, свергает политическое и экономическое господство реакционного класса и устанавливает свое политическое и экономическое господство.
Закон перехода количественных изменений в качественные также дает научное обоснование неизбежности революции. Этот закон
-----------------------------------------------------------------------------
1. «Историческая наука и некоторые проблемы современности». М., «Наука», 1969, стр. 215.
-----------------------------------------------------------------------------
обосновывает соотношение эволюции и революции, представляющих две формы развития общества. В процессе эволюции происходят медленные постепенные изменения, которые на определенном этапе превращаются в коренные качественные изменения, меняющие сущность предмета. Эволюционная форма развития сменяется революционной формой развития. В результате ликвидируется отжившая общественно-экономическая формация и создается новая. Таким образом, эволюция и революция находятся между собой в диалектическом единстве. Они невозможны друг без друга. Эволюция, постепенные изменения подготавливают революцию, создают для нее необходимые условия и предпосылки, а революция завершает эволюцию. Эволюцию, постепенные изменения нельзя сводить лишь к одним количественным изменениям. Так, в «Философской энциклопедии» эволюция определяется как «представление о медленных количественных изменениях в отличие от революции» (1).
В последнее время большинство исследователей считает, что в период эволюции в старом общественном строе происходят не только количественные, но и качественные изменения, которые, однако, не меняют сущности данного строя. Эта точка зрения нашла свое отражение в ряде работ М. А. Селезнева. В книге «Социальная революция» он пишет: «Социалистическая революция как коренное качественное изменение возможна не при любом накоплении количественных изменений капитализма, а лишь при таком накоплении, которому сопутствуют глубокие изменения в составе производительных сил... Социалистическая революция становится практической неизбежностью лишь после того, как промышленный капитализм претерпел серьезные структурные изменения — переход от господства свободной конкуренции к господству монополий. И в том и в другом случае — и при переходе от мануфактурного капитализма к промышленному, и при переходе от капитализма свободной конкуренции к монополистическому капитализму — мы имеем дело прежде всего с системными изменениями, которые по отношению к социалистической революции как скачку являются не только количественными, но и постепенными качественными изменениями» (2).
В работе Э. Н. Багирова «В. И. Ленин и диалектическое понимание отрицания» говорится: «Эволюционное развитие состоит не только в том, что в предметах или явлениях происходят постепенные, незаметные количественные изменения, но означает и наличие определенных качественных превращений» (3).
Следует, однако, заметить, что и раньше количественные изменения не рассматривались советскими учеными в буквальном смысле слова, как увеличение или уменьшение качественно неизменных элементов, а понимались так, что они не меняют сущности предме-
------------------------------------------------------------------------------
1. «Философская энциклопедия», т. 5- М., 1970. стр. 532.
2. М. А. Селезнев. Социальная революция. М, 1971, стр. 76.
3. Э. Н. Багиров. В. И. Ленин и диалектическое понимание отрицании. Баку, 1969, стр. 117.
------------------------------------------------------------------------------
та, но качественно преобразуют в пределах этой сущности отдельные его стороны.
Огромное значение для научного обоснования революции имеет закон отрицания отрицания. Этот закон показывает, что революция, отрицая старый общественный строй, сохраняет и развивает на новой основе положительные элементы старого строя. Сохраняются и развиваются производительные силы, передовая наука, прогрессивная культура. Социалистическая революция наследует и развивает на новой основе все положительное, что содержалось в отрицаемом ею строе и что может служить целям прогрессивного развития общества и расцвета личности.
Причины социальных революций коренятся в тех глубоких антагонистических противоречиях, которые пронизывают отживающий общественный строй. Разрешение этих противоречий не сводится к ликвидации одной противоположности и сохранению другой. Действительное разрешение противоречий, осуществляемое в ходе революции, заключается в уничтожении той первоосновы, которая порождает антагонизмы отживающего строя. Этой первоосновой является старый, отживающий способ производства.
Экономической основой или причиной социальных революций является конфликт между новыми производительными силами и отжившими производственными отношениями. Характеризуя причины социальной революции, К. Маркс писал: «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции» (1).
Социальная революция возникает не просто из антагонистического противоречия между производительными силами и производственными отношениями, а из конфликта между ними. Антагонистические противоречия и конфликт между производительными силами и производственными отношениями — это не одно и то же. Антагонистические противоречия существуют на всем протяжении развития эксплуататорских способов производства, начиная с момента их возникновения и кончая их гибелью. Конфликт же между ними возникает тогда, когда производственные отношения из форм развития производительных сил превращаются в их оковы.
Конфликт между производительными силами и отжившими производственными отношениями можно рассматривать с точки зрения соотношения между новым содержанием и старой формой. Производительные силы — это содержание, а производственные отношения — форма их развития. Во взаимодействии формы и содержания определяющая и решающая роль принадлежит содержанию, которое порождает и требует адекватной себе формы. В зависимос-
---------------------------------------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 13, стр. 7.
------------------------------------------------------------------------------
ти от изменения содержания изменяется и перестраивается форма. На определенном этапе развития между формой и содержанием имеется соответствие. На этом этапе форма дает простор для развития содержания. Но содержание, являясь более подвижным и изменчивым, чем форма, начинает изменяться раньше формы, а форма, как более устойчивая и стабильная, отстает от развития содержания. Это приводит к нарушению соответствия между ними, а в дальнейшем несоответствие превращается в конфликт между старой формой и новым содержанием. Форма теперь является тормозом в развитии нового содержания. Конфликт между старой формой и новым содержанием не может длиться бесконечно. Новое содержание неизбежно взрывает старую форму и создает соответствующую себе форму.
Производительные силы, как содержание, в своем развитии идут вперед, а производственные отношения, будучи формой их развития, отстают. Это приводит к нарушению соответствия, образованию конфликта между ними. В. И. Ленин в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» писал, что буржуазные производственные отношения составляют оболочку, которая уже не соответствует новому содержанию производительных сил и которая в силу этого неизбежно будет устранена (1). Преодоление конфликта между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями невозможно в рамках старой формации. Это осуществляется лишь социальной революцией, упраздняющей отживший способ производства.
Конфликт между новыми производительными силами и отжившими производственными отношениями, являясь экономической основой революции, находит свое выражение (в политической области) в непримиримой борьбе антагонистических классов. Старый, реакционный общественный класс стремится сохранить отжившие производственные отношения. Новый общественный класс, сложившийся и развившийся в недрах старой формации, стремится к ликвидации старой системы производственных отношений. Между этими классами развертывается ожесточенная борьба. В ходе этой борьбы новый класс, опираясь на растущую мощь новых производительных сил, выражая материальные потребности развития общества, объединяет вокруг себя большинство народа, свергает политическое и экономическое господство отжившего реакционного класса и устанавливает свое господство. Следовательно, конфликт между новыми производительными силами и отжившими производственными отношениями преодолевается не автоматически, а на основе активной деятельности людей.
Главный вопрос социальной революции — вопрос о власти. Государство реакционного класса является той крепостью, которая стоит на страже отживших производственных отношений, всего общественного строя.
Социальная революция непосредственно ломает старую политическую надстройку, ликвидирует государственную власть реакцион
-------------------------------------------------------------------------------
1. См.: В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 27, стр. 425.
-------------------------------------------------------------------------------
ного класса, создает новую политическую надстройку, устанавливает государственную власть нового, прогрессивного класса. В. И. Ленин указывал, что «революция есть... ломка старых надстроек и самостоятельное выступление различных классов, стремящихся... создать новую надстройку» (1). При помощи своей государственной власти новый революционный класс окончательно ликвидирует старый экономический базис, создает и укрепляет новый экономический базис.
Движущими силами социальной революции являются те классы и социальные группы, которые осуществляют переход от одной формации к другой, ликвидируют отживший общественный строй. Гегемоном, вождем революции является класс, который возглавляет борьбу против старого строя.
Для того чтобы быть гегемоном социальной революции, каждый общественный класс должен иметь соответствующие предпосылки. Он должен являться носителем нового, более передового способа производства. Рабы и крестьяне не могли быть носителями нового способа производства. Поэтому они и не могли осуществлять гегемонию в революциях, не могли стать вождями революции. Из трудящихся классов только рабочий класс является носителем социалистического способа производства, и потому он является гегемоном революции. Создавая передовой способ производства, новый общественный класс тем самым выражает интересы большинства общества. В силу этого он способен повести за собой широкие слои народа — недовольных отжившим социальным строем. Поэтому новый общественный класс становится гегемоном революции.
Против старого эксплуататорского строя всегда выступали трудящиеся массы, ибо они больше всего страдали от этого строя. Участвуя в свержении, в борьбе против старого строя, народные массы тем самым выступали в качестве важнейшей движущей силы революции. Почти во всех социальных революциях трудящиеся массы выдвигали свби особые требования, выходившие за рамки данных революций. По этой причине в социальных революциях возникали самостоятельные революционные движения трудящихся масс, требовавших самого радикального уничтожения старого строя и создания таких общественных порядков, которые в максимальной степени могли бы удовлетворить их насущные требования.
Каждый новый эксплуататорский класс, идущий к завоеванию государственной власти, обладает относительно меньшей силой, чем старый оеакционный класс, владеющий государственной властью. Поэтому он не в состоянии в одиночку одолеть реакционный класс. Он это может сделать, только опираясь на народ, используя его в качестве ударной силы против старого строя. Народные массы, таким образом, являются творцами и главной силой истории не только в качестве основного элемента производительных сил, но и в качестве важнейшей движущей силы социальных революций.
-----------------------------------------------------------------------------
1. В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 9, стр. 304.
------------------------------------------------------------------------------
Все социальные революции, исторически предшествовавшие пролетарской революции, содержали внутреннее неразрешимое противоречие. Во всех этих революциях главной движущей силой были народные трудящиеся массы, но гегемоном этих революций были эксплуататорские классы, которым и доставались все плоды победы. Принимая активное участие в революциях, являясь их основной движущей силой, трудящиеся массы надеялись на осуществление своих основных требований, на избавление от угнетения и эксплуатации. Однако после победы революции на трудящиеся массы обрушивалась не менее жестокая форма эксплуатации и гнета. Социалистическая революция свободна от этого противоречия. Ее движущими силами являются эксплуатируемые трудящиеся массы во главе с рабочим классом и его коммунистическим авангардом.