Г. Н. Поспелов. "История русской литературы ХIХ века" Издательство "Высшая школа", Москва, 1972 г. OCR Biografia.Ru
ПРЕДИСЛОВИЕ
История русской художественной литературы второй половины XIX в. включает творчество многих очень разных писателей и немало больших по объему и сложных по содержанию произведений. Она тесно связана с историей литературной критики, публицистики, журналистики, где в этот период также было особенно много разнообразного, сложного и противоречивого.
Задача историко-литературного курса, по мнению автора, заключается не только в том, чтобы показать общие особенности развития художественной литературы, но и в том, чтобы эти особенности объяснить. Поэтому курс должен дать характеристику основных тенденций идейного развития общества, возникновения и борьбы различных литературных и общеэстетических взглядов, столкновения различных литературных объединений (литературных групп, обществ, кружков, редакций, журналов и т. п.) и, наконец, охарактеризовать те глубокие процессы, происходившие в общественной жизни, которые обусловливали явления идейного и литературного развития.
Выполнению этих задач служат в основном обзорные главы учебника. Они дают общую картину литературной жизни того или другого периода. В них творчество отдельных писателей рассматривается в отношении к определенным литературным течениям. Под «литературным течением» разумеется художественное творчество ряда писателей, различных по жизненному опыту, уровню и размаху таланта, но связанных относительным единством взглядов, миропонимания, а следовательно, и проблематики. Затем прослеживается, как писатели разных течений группируются в процессе идейной и эстетической борьбы, выступая в роли критиков и публицистов, объединяются на основе определенных творческих программ или, иначе говоря, входят в то или иное литературное направление. Развитие писателей всегда происходит в идейной атмосфере, создаваемой определенными идейно-политическими противоречиями жизни общества в тот или иной исторический период. Поэтому в обзорных главах много места уделяется важнейшим течениям общественной мысли, которые всегда оказывают прямое или косвенное влияние на художественное творчество. Крупные писатели, чье творчество более полно рассматривается затем в отдельных главах учебника, получают в обзорных главах лишь общую характеристику. Второстепенные писатели, о которых говорится только в обзорах, характеризуются подробнее. Литературная критика и публицистика, даже в лице крупнейших представителей, рассматривается только в обзорных главах. В главах, посвященных отдельным крупным писателям, рассматривается их идейно-творческое развитие. Биографические данные, которые легко найти в учебных пособиях и монографиях, в них не включаются. Одна из основных задач монографических глав состоит в установлении конкретных социально-исторических закономерностей возникновения и развития творчества писателя. Закономерности эти характеризуются наличием определенных идеологических предпосылок, обусловивших особенности замыслов писателя (выбора, понимания и оценки изображаемых характеров) и направления, в котором он мог углублять и изменять их в процессе реалистического отражения жизни. С другой стороны, большое внимание в этих главах уделяется возможности противоречия в содержании того или иного произведения — противоречия между пониманием характеров, вытекающим из общественных идеалов писателя, часто романтических, и объективным смыслом произведения, вытекающим из его реализма и определяющим его общенационально-прогрессивное, народное значение. Под романтикой имеется в виду такое идейное утверждение жизни, которое заключает приподнятое эмоциональное стремление личности к возвышенному идеалу. Романтика была характерной стороной содержания многих произведений романтического направления («романтизма»), но она проявлялась и в произведениях других направлений. Под реализмом разумеется верность воспроизведения характеров в их внутренних закономерностях, созданных общественными отношениями эпохи. Писатель может, следовательно, выражать в образах своих героев романтическое понимание и оценку их характеров и в то же время отражать эти характеры реалистически. Наконец, соответствующие главы пособия содержат характеристику стиля писателя — особенностей всех основных сторон художественной формы его произведений, выражающих особенности их содержания.
В конце каждой главы пособия даны ссылки на источники и пособия, к которым студенты могут обратиться при самостоятельном изучении соответствующих разделов курса.