.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Начало эпохи развитого феодализма в Китае


вернуться в оглавление учебника...

Р.Ф.Итс, Г.Я.Смолин. "Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века"
Учпедгиз, Л., 1961 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение книги...

Глава VI
НАЧАЛО ЭПОХИ РАЗВИТОГО ФЕОДАЛИЗМА В КИТАЕ
(VIII-IX вв.)


К середине VIII в. появились симптомы кризиса того экономического и общественно-политического порядка, на основе которого выросли и поднялись Суйская и Танская централизованные феодальные империи. Сущность этого процесса состояла в отмирании одной формы феодальной собственности на землю и укреплении другой. Государственная надельная система разлагалась, на смену ей пришла и развивалась система феодальных поместий. Китай вступил в период развитого феодализма.
Феодальные отношения достигли в Китае зрелости раньше, чем где бы то ни было в других странах.
В свое время надельная система землепользования была прогрессивной. Она способствовала развитию производительных сил деревни. В известной мере она ограничивала эксплуатацию крестьян со стороны отдельных феодалов. Позднее же, когда фонд свободных земель, которыми располагало государство для наделения крестьян участками полей общепринятого тогда размера, был исчерпан, правительство стало переходить к новой системе. Наделы дифференцировались в зависимости от имевшегося у крестьянина инвентаря, скота и т. п. Этот новый порядок наделения землей начал стеснять инициативу и возможности расширения хозяйства, надельная система в ее новом виде постепенно становится тормозом экономического развития. Часть крестьянства начинает все более тяготиться надельной системой и переходит на земли феодалов. Уменьшение слоя надельных крестьян вызвало сокращение доходов казны. Правительство прибегало к увеличению налогов обложения как к средству восполнить эти потери. С середины VIII в. с крестьян стали дополнительно взимать особые подворные и поземельные подати. Крестьяне, спасаясь от бремени государственных налогов, от поборов и вымогательств местных властей, принудительных работ и воинской службы, искали покровительства у феодалов и, в конечном счете, попадали в зависимость к ним. Так, в частности, происходило «поглощение» государственных земель феодалами.
Танская династия стремилась приостановить эти явления. Неоднократно издавались императорские указы, запрещавшие незаконную куплю-продажу и залог надельных земель, сокрытие государственных тяглых и т. п. Беглым крестьянам правительство обещало всевозможные льготы при их возвращении на прежние надельные участки. Устанавливалась большая награда за поимку беглых. Была применена даже такая мера, как роспуск двух третей армии и испомещение ее на государственных землях. В 721 г. путем предоставления крестьянам земли и семян удалось привлечь на земли 800 тысяч крестьянских семей. Однако реального эффекта эти действия государства не давали, они уже не были в состоянии сохранить прежний строй аграрных отношений.
Так в условиях надельного строя происходил процесс образования и постепенного развития системы феодальных поместий. В танском Китае развивались товарное производство и торговля. Процесс этот не мог не затронуть и деревню. В общине усилилось имущественное расслоение, крестьянская беднота все чаще разорялась и оказывалась не в состоянии вести самостоятельное хозяйство, за ее счет богатели отдельные зажиточные общинники.
Все это подрывало надельную систему, для которой было характерно безраздельное господство натурального хозяйства и соединение земледелия с ремеслом.
Государственная собственность на землю являлась экономической основой централизованного управления. Упадок ее, переход к новым формам феодальной земельной собственности неминуемо привели к ослаблению централизации, к усилению политической раздробленности страны.
В танский период существовала должность областных начальников, облеченных весьма широкими полномочиями. По замыслу танских властителей областные начальники должны были всемерно помогать государству в удержании крестьян на надельных участках, поимке беглых и водворении их на государственные земли, в сборах податей. Однако в действительности эта мера привела к усилению местных феодальных владетелей.
Феодалам в окраинных районах разрешено было создавать особые войска с самостоятельным управлением и командованием. Мера эта диктовалась необходимостью отбивать участившиеся набеги кочевых племен на китайские границы. Командиры такого рода пограничных войск пользовались в пределах своих округов полнотой не только военной, но и гражданской административной власти.
Даже в условиях государственной собственности на землю имела место неравномерность экономического развития различных районов Танской империи. В пограничных районах прежние формы наследственного землевладения оказались устойчивее. Так, на окраинах создавались обширные наместничества, где часть господствующего класса, опиравшаяся уже на поместное землевладение, превратилась в могущественную силу, которая противостояла центральной власти. Вскоре подобные наместничества появились и в центральных районах. Именно со стороны наместников и последовал удар по Танской монархии.
Слабело внешнее могущество Танской империи. Часть подвластных ей территорий с VIII в. начинает отпадать. Огромная битва у р. Талас с объединенным войском арабов и среднеазиатских народов (751), закончившаяся поражением китайской армии, положила конец господству Китая на западе от Тянь-Шаня. Великий шелковый путь был потерян для Китая. Из-под вассальной зависимости от Танской династии освободилась Корея. Юг (территория провинции Юньнань), где проходил торговый путь в Бирму, империя также утратила. Участились набеги на пограничные земли со стороны киданей, тибетских племен и королевства Нань-чжао. Территория Танской империи резко сократилась.
Одним из наиболее крупных танских наместников был Ань Лу-шань. Во время войны с киданями ему удалось выдвинуться и добиться благорасположения императора. Вскоре он был назначен на пост правителя трех пограничных наместничеств (территория провинций Шаньси, Хэбэй и значительной части Внутренней Монголии).
Поводом для выступления мятежников послужила неудачная война Китая с королевством Наньчжао (754). В конце 755 г. войско Ань Лу-шаня, насчитывавшее около 200 тысяч человек, двинулось на запад в направлении Кайфына и вскоре овладело им. Примерно через месяц после начала мятежа пал Лоян. В Чанъани, куда двинулись затем мятежники, столичный гарнизон находился в состоянии деморализации и не был способен к обороне. Императорский двор охватила паника. Император вместе со своей семьей и свитой бежал в гор. Чэнду (Сьтчуань) и скоро отказался от престола в пользу сына. В конце лета 756 г. Ань Лу-шань овладел Чанъанью и провозгласил себя императором новой династии. Мятеж кровавой волной прокатился по территории Северного Китая. Мятежники разграбили Кайфын, в Чанъани была разорена огромная дворцовая библиотека — замечательное собрание древних рукописей.
Предводители мятежа (Ань Лу-шань, Ши Сы-мин и их сыновья) преследовали личные цели, и мятеж отнюдь не был массовым движением, хотя известное число северокитайских крестьян и участвовало в нем. Ядро мятежного войска составляли отряды киданей, тюрков, си, корейцев, тибетцев и других племен, которым были чужды национальные интересы Китая. Недаром китайский народ рассматривал продвижение армии Ань Лу-шаня как нашествие варваров-чужеземцев.
Танские власти забили тревогу. Правительство обратилось за помощью к вождям 13 различных племен, была создана объединенная армия из китайцев и иноплеменников общей численностью 218 тысяч человек. Ей удалось отбить Чанъань и Лоян.
В лагере мятежников вскоре вспыхнула ожесточенная борьба. Против Ань Лу-шаня выступили другие наместники, которые не пожелали подчиниться новоявленному правителю. В начале 757 г. Ань Лу-шань был убит своим сыном, который вступил в соглашение с верхушкой уйгуров, и четыре тысячи уйгурских всадников прибыли в Лоян. Неудачи, которые потерпел сын Ань Лу-шаня в сражениях с танским войском, вынудили его взывать о помощи к Ши Сы-мину, другому предводителю мятежников. Ши Сы-мину удалось в 759 г. добиться военных успехов, вновь захватить Лоян, однако распри в стане мятежников привели к тому, что в этом же году сын Ань Лу-шаня и четверо его братьев погибли от руки Ши Сы-мина. А через два года и Ши Сы-мин пал жертвой заговора, который возглавил его сын.
Почти одновременно в разных местах против Танской династии выступили другие феодалы. И лишь в начале 763 г. были разгромлены последние отряды мятежников.
Немногим более семи лет минуло с того времени, и в танской армии вспыхнул новый мятеж, поднятый одним из генералов. В 780 г. вновь восстали несколько наместников. В течение пяти лет мятежники отказывались подчиниться центральным властям, и только с помощью тибетцев удалось усмирить их.
Мятежи были подавлены. Танская монархия уцелела, но прежним порядкам в империи был нанесен серьезный удар. С этого времени Танская империя неотвратимо шла к своей гибели. Мятежи показали слабость центральной императорской власти. Ряд наместничеств с этого времени полностью вышел из-под контроля династии, и все усилия Танов обуздать их могущество оказались тщетными. Многие окраинные районы превратились в вотчины наместников. Должности наместников в ряде случаев сделались наследственными; иногда тот или иной феодальный дом правил в наместничестве 50—60 и даже 80 лет.
События 50—80-х гг. VIII в. явились началом заката Танской империи. Близился ее конец.
Еще в 755 г. число надельных хозяйств, облагавшихся государственными податями и повинностями, если даже не принимать во внимание сведения о беглых и укрывавшихся от налогового гнета крестьян, едва достигало 60% от общего числа хозяйств в стране. После феодальных мятежей этот процент упал до 4—5%.
Реальная власть в государстве стала переходить к владельцам феодальных поместий. А вскоре ликвидация надельной системы была узаконена.
В 60-70-х гг. постепенно осуществлялась реформа налогового обложения. Согласно закону 763 г. прежние подушный земельный налог, подворная промысловая подать и повинности были заменены единым налогом с имущества (в первую очередь с земли) независимо от возраста и трудоспособности облагавшихся им лиц. Население было поделено на 9 разрядов соответственно размерам земельных владений.
Закон 763 г. и последовавшие за ним правительственные постановления, вызванные, прежде всего, фискальными соображениями, подготовили реформу Ян Яня (780). По предложению первого министра Ян Яня налог с имущества стал взиматься два раза в год. Отсюда и происходит наименование «закона о двухразовом сборе», под которым налогово-финансовая реформа Ян Яня фигурирует в источниках. Законом допускалась замена натурального налога денежным. В этом нашел свое отражение более высокий уровень феодальной экономики Китая, более развитые производительные силы.
Налогообложению подлежали все те, кто имел землю, в том числе и помещики, а также купцы и ремесленники. Государство больше не ограничивало размеров землевладения. Это означало, что земля стала частной собственностью.
После краха надельной системы в структуре китайской деревни произошли серьезные изменения. Стал иным облик китайского села. В центре, среди полей и крестьянских лачуг, стояла усадьба землевладельца, в которой жил он либо его уполномоченный — специальный чиновник, в обязанности которого входили наблюдение за жизнью в поместье и охрана господского имущества; сами господа хозяйством не занимались. Помещичьи усадьбы представляли собой своеобразные замки, обнесенные глинобитными стенами и охранявшиеся стражей. Значительная часть поместья была занята хозяйственными постройками (конюшнями и другими помещениями для скота, крупорушками и т. д.) К усадьбе прилегали поля, сады и огороды; здесь же могли размещаться чайные плантации, участки добычи соли, поля для лекарственных растений, горные и лесные угодья. Часто на территории поместья находились одна или несколько лавок, харчевня и пр. Крестьяне жили обособленно. Часто феодальные поместья получали наименование по фамилии владельца.
Крупным землевладельцем была буддийская церковь. Земельные богатства одного из монастырей достигали 5366 му, они составляли 7 крупных и мелких поместных владений. Другой монастырь (в Шаньдуне) располагал 15 поместьями. Когда в 846 г. была произведена частичная секуляризация земельной собственности буддийской церкви, в руки государства перешло в общей сложности более 60 млн. га земли.
Рост общественного разделения труда, приток богатств из завоеванных земель, открытие новых рынков для изделий феодальной промышленности, появление сравнительно широкого слоя потребителей городских товаров в лице владельцев феодальных поместий, а также в лице крестьян (в результате всё усиливавшегося разложения общины) дали толчок дальнейшему развитию городов, ремесла и торговли. Добыча железа в танский период увеличилась почти вдвое, меди — в 2,5 раза, серебра — в 2 раза. Добыча и обработка золота велась в 30 с лишним областях, серебра — в 50 областях. Добывались также киноварь, квасцы, олово, свинец, слюда, глауберова соль, каменный уголь, глинозем. И доныне в Шаньдуне сохранились каменноугольные карьеры, разработка которых производилась в ту отдаленную от нас эпоху.
Горный промысел и литейное дело находились в руках государства. В городах производились предметы роскоши, товары первой необходимости, а также товары, которые Китай экспортировал в заморские страны, в Среднюю Азию, в Сибирь: бумага (она шла на вывоз, если даже была исписана с одной стороны), шелка, вышитые изделия, изделия из металлов, фарфор, оружие, тушь, кисти, конопля, клей, изделия из лакового дерева, бамбука, слоновой кости, благовония, воск и пр. В танский период в Китае стали вырабатывать тростниковый сахар.
Торгово-ростовщические объединения начали выпускать особые векселя — «летающие деньги». «Летающие деньги» обменивались на металлические деньги; это предшественники бумажных денег, появившихся в Китае в конце X в.
Государство ввело монополию на производство и сбыт соли, чая и вина. Особенно большие выгоды государству давала соляная монополия. В начале VIII в. доходы, получаемые от сбыта соли, составляли половину всех поступлений в казну.
Китайские города находились на государственных землях и поэтому в отличие от европейских городов не зависели от отдельных феодалов. Лишь впоследствии феодалы стали претендовать на самостоятельное владение городами.
Самым крупным из многочисленных танских городов была Западная столица (Чанъань). Население города достигало 2 млн. человек. Сюда протянулись нити с рынков Восточной, Юго-Восточной и Средней Азии. Целые кварталы столицы были заселены иностранцами. В VI—VIII вв. в Китай проникают и начинают распространяться восточные религии — зороастризм, Несторианство, манихейство и ислам.
Чанъань был крупнейшим культурным центром Танской империи. Здесь имелись школы, государственная и частные библиотеки. Сюда съезжались лица, рассчитывавшие сдать государственные экзамены и получить право на должности в государственном аппарате. В этом и других крупных городах танского Китая было немало интеллигенции: ученые, писатели, художники. В Западной столице была основана Палата ученых (VII в.) В ее обязанность входили составление истории царствующих династий и проектов государственных указов, а также ведение больших научных работ (составление словарей и пр.) В первой половине VIII в. в Чанъани была учреждена придворная музыкально-драматическая школа «Грушевый сад», в которой обучалось несколько сот человек. Помимо «Грушевого сада» существовала музыкально-актерская школа «Сад вечной весны». Эти школы положили начало театру в Китае. Труппы музыкантов, актеров и певцов создавались и при домах крупных танских сановников.
Восточная столица империи (Лоян) тоже была крупным торгово-ремесленным и культурным центром. В южном порту Гуанчжоу (Кантон), в Цюаньчжоу и Янчжоу имелись колонии иностранных купцов. Сюда съезжались арабы, персы, японцы, корейцы, торговцы из Индии, Вьетнама, с островов Борнео, Суматра и даже византийцы. Они строили свои храмы, дома, занимались, помимо торговли, ремеслами и ростовщическими операциями. Иностранные колонии имели свое самоуправление.
Во второй половине VIII и в IX вв. китайская наука добилась новых успехов. В этот период были написаны трактаты о металлургии и производстве фарфора, созданы труды по земледелию, ирригационной технике и т. д. В одном из источников сообщается об изготовлении пороха из серы, селитры и древесного угля — замечательном открытии китайских алхимиков. С IX в. порох стал применяться в военных целях.
Большим достижением китайской историографии явился «Политический свод» — историческая энциклопедия, составленная крупным государственным деятелем и ученым Ду Ю. Над этим сочинением, состоящим из 200 томов, Ду Ю работал 35 лет. «Политический свод» включает ценные сведения об экономике Китая, политико-административной системе, военной организации, уголовном законодательстве с древнейших времен до середины VIII в.
Острые социальные конфликты VIII—IX вв. нашли отражение в общественной мысли и литературе. В танских столицах Чанъани и Лояне и в других крупных городах творили многие поэты и прозаики, ученые и публицисты. Среди них часто разгорались жаркие споры о судьбах родины, путях ее дальнейшего развития, злободневных событиях. Не случайно именно на это время приходится расцвет публицистики. Наиболее замечательным ее представителем был Хань Юй (768—824). Его перу принадлежит философский трактат «О человеке». Хань Юй признавал, что природа развивается по своим законам независимо от человека, но в то же время человек принципиально не отделим от природы. Эти суждения представляли собой идеологию наивного материализма того времени. Философ смело выступал против религии вообще, считая ее суеверием. Примером подобной критики является его страстный памфлет, обращенный непосредственно к императору. За это нашумевшее в свое время выступление Хань Юй поплатился ссылкой в отдаленную область Китая.
Хань Юй является родоначальником важного течения в истории общественной мысли и литературы VIII—XII вв., сущность которого заключалась в требовании возврата к древности, древней литературе. Под древностью понимались идеализированные эпохи Чжоу и Хань. Обращение к древности было у Хань Юя своеобразным приемом критики существовавших порядков. Он ратовал за литературу большого общественного содержания, за простой и ясный литературный язык.
С движением за возврат к древности связано появление нового жанра художественной повествовательной литературы — короткого рассказа, или так называемой танской новеллы. В новеллах воспеваются чувства любви и дружбы, мужество, человеческое достоинство и счастье. В отдельных танских новеллах встречается критика современных авторам общественных порядков, делается попытка одернуть зарвавшихся чиновников или несправедливых судей и т. п.
Танский период называют «золотым веком» поэзии. В этот период творили около 2500 поэтов и в их числе такие классики поэзии, как Ли Бо, Ду Фу (712—770), Бо Цзюй-и (772—846), Юань Чжэнь (779—831), Лю Цзун-юань (773—819) и др. Много позднее была составлена далеко не полная «Антология танской поэзии», которая насчитывала 900 томов с почти 50 тысячами поэтических произведений.
С упадком империи в творчестве крупнейших мастеров стихосложения острее начинают звучать ноты протеста против социальной несправедливости.
Первым во весь голос заговорил о нищете и страданиях народа, роскоши императорского двора, ужасах войны Ду Фу (сохранилось более 1400 поэтических произведений Ду Фу). Поэт рисует картины обезлюдевших дворов и целых деревень, показывает судьбу женщин и детей, обреченных на голодную смерть. Народ бедствует, а знать в это время утопает в роскоши. Во дворцах, — писал Ду Фу, —
Вина и мяса
Слышен запах сытый,
А на дороге —
Кости мертвецов
(1).
«Не будь богатых, бедные жили бы в достатке...»,— эти несколько слов во многом раскрывают мировоззрение Ду Фу. Поэт мужественно защищал крестьян, боровшихся с помещиками. Весьма показательно, что одно из стихотворений Ду Фу, в котором по-
------------------------------------------------------------------------------
1. Здесь и далее переводы из произведений китайских поэтов даются по «Антологии китайской поэзии» (в 4-х томах) под редакцией Го Мо-жо и Н. Т. Федоренко (Москва, Гослитиздат, 1957).
------------------------------------------------------------------------------
вествуется о старухе матери, потерявшей на войне двух сыновей, было запрещено гоминьдановскими властями.
Ду Фу был первым поэтом, в чьем творчестве с такой полнотой воплотилась многосторонняя жизнь страны. Его поэзию по праву называют «историей в стихах».
Еще дальше пошел Бо Цзюй-и. Он писал стихи, полные гнева и слез, стихи, вызывавшие, по свидетельству самого автора, «скрежет зубовный» у танских властителей. Ему были дороги, близки и понятны простые люди, и он ненавидел власть имущих, «шакалов и злых волков», пожиравших народ.
Бо Цзюй-и был самым популярным поэтом танской эпохи. Его друг Юань Чжэнь писал: «В течение 20 лет стихи Бо Цзюй-и писались на стенах правительственных зданий, даосских и буддийских храмов, почтовых станций; они не сходили с уст князей, жен, пастухов, конюхов». Бо Цзюй-и утверждал, что поэзия должна стать носительницей общественного мнения, и призывал создавать такие произведения, в которых «строка за строкой идут без пустого знака, и каждая песня поет о страданиях народа». Социальный характер многих стихов Бо Цзюй-и виден уже из их названий: «Против лихоимцев и чиновников», «Страдания крестьянина» и др.
Творчество Бо Цзюй-и, Юань Чжэня и других поэтов вызвало недовольство правящих кругов. Двое друзей — Бо Цзюй-и и Юань Чжэнь — были сосланы на юг.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВА ЮЖНОГО КИТАЯ (VII—XIII вв .)

В эпоху междоусобиц (III—VI вв.) южные племена и народы переживали крупные социальные потрясения, которые привели к дальнейшей этнической дифференциации и консолидации. В эпохи Тан и Сун на историческую арену выходят народы чжуан, мяо и ицзу — непосредственные предки современного населения юга страны. В эту эпоху возникли Небесное государство юга (Наньтяньго) и Южное государство Чжао (Наньчжао).
В начале VII в. в горных районах современных провинций Юньнань и Сычуань обитало шесть больших племен. Вожди племен были независимыми и назывались чжао.
Уже давно вожди каждого племени предводительствовали в войнах, а после военных удач лучшую добычу и пленных оставляли себе. Власть вождя еще не была наследственной.
Много богатств накопил род Мэн, главенствовавший в самом южном из шести племен. Старейшины родов и все племя Мэншэ, как его называют источники, избрали храброго воина Синуло из этого рода чжао. Синуло в 649 г. стал именовать себя правителем государства Дамэн (Великий Мэн).
Первое время Синуло жил в дружбе со своими северными сородичами — пятью чжао. Они вместе выступали и против тибетских племен (туфаней) на северо-западе и против китайских войск на востоке, однако у них не было общего командования. Синуло мечтал создать царство наподобие Танской империи и помериться с ней силой. Но даже такое сильное племя, как Мэншэ, оказалось бессильно в войне против Танской империи. Танские войска не смогли пробиться через горы и покорить Дамэн, а Дамэн не могло осуществить больших завоеваний в одиночку.
Прошло восемьдесят лет, и в 728 г. на престол в Дамэн вступил правнук Синуло — Пилогэ. Он принял титул вана — правителя Наньчжао (Южного чжао). Так появилось название государства Наньчжао. Столицей царства был город Дахэ в районе современного уезда Дали.
Пилогэ объединил шесть чжао в одно государство, став владетелем почти всей современной провинции Юньнань и части северных районов Вьетнама. Могущество Наньчжао крепло. Войска Наньчжао одержали победу над туфаньскими вождями.
Ваны из рода Мэн правили Наньчжао с 649 по 902 гг. В 903 г. крупный сановник из рода Чжэн захватил престол и дал новое имя государству — Великий бесконечный мир — Дачанхэ. Новая династия просуществовала всего 26 лет, в 928 г. кратковременно — только десять месяцев — правил император из рода Чжао, тоже силой захвативший престол, а с 929 по 937 гг. у власти находился император из рода Ян.
Эта борьба за власть в государстве Наньчжао привела к его ослаблению. Туфани, прежние вассалы Наньчжао, стали независимыми. Восстанием крупного военачальника Дуаньсыпина кончился первый период государства Наньчжао.
В 937 г. Дуаньсыпин, ведущий свой род от служилой знати при династии Мэн, захватил престол и принял титул «Святого и мудрейшего, просвещенного императора-воина». Дуаньсыпин переименовал государство в Дали. Его род с кратковременным перерывом правил более трехсот лет. Это второй период Наньчжао, известный как период государства Дали.
В первый период истории Наньчжао территория государства охватывала всю современную провинцию Юньнань, южные и юго-западные районы провинций Сычуань и Гуйчжоу, северо-западные и северо-восточные области Вьетнама и Бирмы. Объединившись с туфанями, Наньчжао представляло серьезную угрозу Танской империи. Не раз танские императоры пытались покорить Наньчжао, китайские войска теряли в трудных походах много солдат от тропических болезней и терпели неудачи. Только в конце первого периода, благодаря внутренним противоречиям в Южном чжао и отпадению туфаньских областей, танским императорам удалось несколько сократить владения Наньчжао.
Основателю новой династии Дуаньсыпину и его преемникам пришлось встретить сильное сопротивление южных и восточных вассалов Наньчжао, которых с 960 г. стала поддерживать империя Сун. От Наньчжао постепенно отпали вьетнамские области на юге и гуичжоусские районы на востоке. Тем не менее императоры Наньчжао оставались полновластными хозяевами в Юньнани. Монгольские орды в середине XIII в. уничтожили это государство. Провинция Юньнань стала китайской провинцией, где в горных районах веками сохраняли свою независимость предки многих южных народов Китая.
Большинство авторов считает, что в Наньчжао господствовали патриархально-рабовладельческие отношения. Рабами становились пленные, но не соплеменники правителей. Рабы строили города, дворцы. До сих пор вызывают восхищение огромные высеченные в скалах Юньнани статуи чиновника, воина, пастуха, кузнеца и других представителей различных слоев государства. Наньчжао имело свою иероглифическую письменность, созданную под влиянием китайской.
Центром современного автономного уезда Дали народности бай является город Сягуань. В танское время этот город называли Лун-вэйгуань — Проход Драконового хвоста. Он имел в ту пору большое значение. Через город проходили торговые пути из Китая во Вьетнам и в Наньчжао, Лунвэйгуань был центром культурно-исторических связей средневекового Китая и Наньчжао. Он явился свидетелем многих событий героической борьбы малых народов юга за независимость и остается памятником высокой культуры Наньчжао. Государство Наньчжао, существовавшее почти полтысячи лет, оказало большое влияние на историческое развитие всех южных народов Китая.

к следующему параграфу учебника...