Учебное пособие, написанное академиком Я. К. Гротом, «Русское правописание», изданное в 1894 г.


Книга Г. Роледера «Онанизм», вышедшая из печати в 1927 г. и рассказывающая о лечении пагубной привычки.


Развлекательная и познавательная книга Г. Вагнера и К. Фрейера «Детские игры и развлечения», изданная в 1902 г.


Книга Н. Тяпугина «Народные заблуждения и научная правда об алкоголе», вышедшая из печати в 1926 г.

В. И. Ленин о дружбе народов


Н. Матюшкин. "В. И. Ленин о дружбе народов"
Издательство "Знание", Москва, 1954 г.
OCR Biografia.Ru

Великий основатель и вождь Коммунистической партии Советского Союза В. И. Ленин является создателем ее теории по национальному вопросу. Впервые в истории марксизма Ленин всесторонне разработал коренные проблемы внутринациональных и межнациональных отношений.
Исходная принципиальная оценка национального вопроса была дана еще Марксом и Энгельсом. Они определили характер и социально-экономическую основу этого вопроса, связали возможность его разрешения с успехом классовой борьбы трудящихся против эксплуататоров, выдвинули принципы пролетарского интернационализма. Ленин собрал воедино эти идеи основоположников научного коммунизма, развил их применительно к эпохе империализма и пролетарских революций, превратил в стройную систему взглядов о национально-колониальных революциях, всесторонне разработал идеологию пролетарского интернационализма и дружбы народов.
С первых же дней деятельности революционной пролетарской партии в России национальный вопрос предстал перед ней как одна из животрепещущих проблем современности, требовавших неотложного теоретического и практического разрешения.
Россия являлась не только страной помещичье-капиталистической эксплуатации, но и страной национального гнета, тюрьмой народов. Все нерусские национальности подвергались в ней дискриминации, находились в условиях угнетения, бесправия и нищеты. Национальные окраины почти не имели никакой промышленности. Культура народов подвергалась всяческим гонениям и притеснениям. Условия жизни народных масс были крайне тяжелыми.
Царское правительство умышленно проводило политику вражды и розни между народами, политику шовинизма. В осуществлении этой политики заодно с русскими помещиками и капиталистами участвовали баи, манапы, беки и другие реакционные силы угнетенных национальностей. Одни из них — русские помещики и капиталисты — стремились сохранить свои привилегии по выколачиванию прибылей за счет эксплуатации трудовых масс русской и нерусских национальностей. Другие — эксплуататорские классы порабощенных наций — стремились обеспечить за собой привилегированное положение по эксплуатации трудящихся «своих» и «чужих» наций.
Поднимая трудящихся на борьбу против царизма и капитализма, большевики решительно отстаивали интересы угнетенных народов. «Нам, представителям великодержавной нации крайнего востока Европы и доброй доли Азии,— указывал в 1914 году Ленин,— неприлично было бы забывать о громадном значении национального вопроса; — особенно в такой стране, которую справедливо называют «тюрьмой народов...» (1).
Подлинная выразительница интересов трудовых масс русской и нерусских национальностей, Коммунистическая партия смело и решительно повела борьбу за раскрепощение страны от социального и национального гнета, за уничтожение эксплуататорской тюрьмы народов. Национальный вопрос получил правильное отражение и в теории, и в программе, и в тактике, и в организационном строительстве партии, и во всей ее революционной деятельности.
Буржуазно-помещичья тюрьма народов была ненавистна и нерусским национальностям и основным массам русского народа. Национальное угнетение, по образному выражению В. И. Ленина, представляло собой палку о двух концах: одним она била порабощенные народы, другим — русский народ.
Национальный вопрос в России приобретал особенно актуальное значение в связи с надвигавшейся народной революцией. От правильного подхода партии к его разрешению во многом зависел ход и исход этой революции. Без привлечения революционных масс угнетенных народов России на сторону русского пролетариата победа над царизмом и капитализмом была бы невозможна. Невозможно было и освобождение угнетенных народов без решающей поддержки русского народа и прежде всего русского пролетариата. Поэтому разработка национального вопроса большевистской партией осуществлялась в неразрывной связи с коренными проблемами демократической и социалистической революций.
Роль и место национального вопроса в классовой борьбе трудящихся Ленин определял исходя из анализа характера и движущих сил демократической и социалистической революций. Раскрывая великую роль пролетариата, как гегемона, вождя демократической и социалистической революций, Ленин в то же время указывал, кто может быть союзником рабочего класса, кого пролетариат должен объединять, организовывать и направлять к общей цели, кто должен дополнять и подкреплять его революционные усилия. Среди союзников рабочего класса важное место принадлежало трудовым массам угнетенных национальностей.
------------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 21, стр. 84—85. Изд. 4-е.
------------------------------------
Коммунистическая партия всегда подчеркивала производный характер национального вопроса, его зависимость от классовой борьбы трудящихся против эксплуататоров. Ленин научно доказал, что национальный вопрос, есть составная и подчиненная часть основного вопроса о диктатуре пролетариата как главном орудии освобождения трудящихся от гнета капитала, построения социализма и коммунизма.
Возглавляя революционное движение трудящихся всей России, Коммунистическая партия вела решительную борьбу против буржуазного национализма, против каких бы то ни было отклонений от ленинской постановки национального вопроса. Партия неустанно разоблачала тех врагов трудящихся, кто обособлял национальный вопрос, преувеличивал его значение, отрицал его подчиненную роль, противопоставлял классовой борьбе пролетариата. Марксистско-ленинская постановка национального вопроса коренным образом отличалась от постановки этого вопроса оппортунистами II Интернационала, меньшевиками и другими врагами рабочего класса. На единственно правильной, марксистско-ленинской основе Коммунистическая партия разработала и осуществила сложную проблему межнациональных взаимоотношений, определила политику равноправия и дружбы народов.
Оппортунисты II Интернационала и их последователи в России пытались замкнуть национальный вопрос в узкие внутригосударственные рамки европейских капиталистических стран, совершенно игнорировали положение народов в колониях, не предпринимали никаких мер для ликвидации национального гнета. Разоблачая прислужников империалистической буржуазии, стремившейся использовать национально-освободительное движение угнетенных народов в своих классовых интересах, Ленин превратил национальный вопрос из частного и внутригосударственного в общий и международный, в вопрос об освобождении угнетенных народов колоний и зависимых стран от ига империализма.
Ленинизм высоко поднял знамя пролетарского интернационализма. Коммунистическая идеология равноправия и дружбы народов сыграла важную роль в борьбе за свержение буржуазно-помещичьего строя в нашей стране, за установление и укрепление диктатуры пролетариата, явилась идейной основой несокрушимого многонационального социалистического государства. Под руководством Коммунистической партии народы СССР сплотились в единую и нерушимую братскую семью, построили социализм и победоносно идут вперед, к полному торжеству коммунизма.
Ленинско-сталинская национальная политика играет огромную роль и во внешнеполитической деятельности Советского государства. Советский Союз представляет собой образец многонационального государства, где национальный вопрос и проблема сотрудничества народов разрешены в подлинно демократическом духе, в интересах трудящихся. Успехи коммунистического строительства в СССР, торжество идеологии дружбы народов вдохновляют трудящихся земного шара на борьбу за освобождение от капиталистического рабства и за установление дружественных, миролюбивых отношений между всеми народами.

Разработка В. И. Лениным идеологии дружбы народов

Национальному вопросу Ленин уделял большое внимание с первых же дней своей революционной деятельности. Еще до II съезда РСДРП, создавшего революционную марксистскую партию в России, им был написан ряд работ, посвященных этому вопросу: «Национальный вопрос в нашей программе», «Китайская война», «О манифесте армянских социал-демократов», «По поводу заявления Бунда» и другие. Уже в этих работах Ленин выступал как воинствующий пролетарский интернационалист, непримиримый борец против национального гнета и национальной розни, против буржуазного шовинизма и человеконенавистничества. Он неоднократно подчеркивал, что на сознательных рабочих лежит долг — всеми силами бороться против тех, кто разжигает национальную ненависть и отвлекает внимание трудящихся от их подлинных врагов. «...В вопросах борьбы с самодержавием, борьбы с буржуазией всей России,— указывал Ленин,— мы должны выступать как единая, централизованная, боевая организация, мы должны опираться на весь пролетариат, без различия языка и национальности...» (1).
Во время подготовки и проведения II съезда РСДРП и в послесъездовский период Ленин вел решительную борьбу против национализма Бунда, против сепаратистских и националистических элементов в рабочем движении. Ленин и ленинцы сорвали попытки оппортунистов создать в России вместо единой централизованной марксистской партии несколько партий, организованных по национальному признаку, отстояли принцип интернационализма в построении партии рабочего класса.
Особое значение национальный вопрос приобрел накануне и в период первой мировой войны. В этот период вследствие разгула великодержавного шовинизма и местного буржуазного национализма усилилась опасность раздробления пролетариата и руководимых им масс по национальностям, опасность отравления масс ядом буржуазной идеологии. Ядовитый националистический туман грозил проникнуть в ряды борющегося революционного пролетариата. Одним из проявлений имевшихся тогда националистических шатаний явилось, как указывал Ленин, «нашествие двунадесяти языков» оппортунизма на мар-
----------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 6, стр. 299—300.
----------------------------------
ксистскую программу Коммунистической партии по национальному вопросу.
Ленин и ленинцы отстояли интернационалистические принципы марксистской программы и политики от оппортунистического нашествия, разоблачили и сорвали действия буржуазных националистов, добились усиления международной солидарности трудящихся. К этому периоду относятся крупнейшие по своему историческому значению работы В. И. Ленина по национальному вопросу: «Критические заметки по национальному вопросу», «О праве наций на самоопределение», «Социалистическая революция и право наций на самоопределение», «О национальной гордости великороссов», «Итоги дискуссии о самоопределении».
К этому времени относится также появление труда И. В. Сталина «Марксизм и национальный вопрос», который сыграл важную роль в обосновании и защите большевистской программы по национальному вопросу. Говоря об освещении основ этой программы в теоретической марксистской литературе, Ленин указывал, что «в первую голову здесь выдвигается статья Сталина» (1). Уже в ту пору И. В. Сталин выступает ближайшим помощником Ленина в разработке национального вопроса, в защите и обосновании большевистской национальной программы.
Борьба Ленина и ленинцев против врагов рабочего класса за марксистское решение национального вопроса имела всемирно-историческое значение. Всесторонне разработанная Лениным идеология равноправия и дружбы народов нанесла удар не только по российскому, но и по всему международному оппортунизму. Она разоблачила расистскую политику русских колонизаторов и колонизаторов других империалистических держав. Она дала боевое революционное оружие в руки трудящихся и эксплуатируемых всего мира.
В период империализма, когда пролетарская революция стала практически неизбежной, разрешение национального вопроса, разработка коммунистической идеологии равноправия и дружбы между народами приобрели огромное значение. Это объяснялось прежде всего расширением империалистической экспансии, усилением колониального гнета и мощным подъемом национально-освободительного движения угнетенных народов. Необходимость научной разработки национального вопроса усиливалась также тем, что оппортунисты II Интернационала извратили взгляды Маркса и Энгельса в этой области и пытались столкнуть пролетариат с пути интернационализма на путь буржуазного национализма.
Коммунистическая партия рассматривала национальный вопрос в тесной органической связи со стратегией и тактикой ре-
------------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 19, стр. 488.
------------------------------------
волюционной борьбы. Твердо держа курс на победу пролетариата и всех трудящихся масс, большевики во главе с Лениным уделяли огромное внимание национально-освободительному движению, как резерву пролетарской революции. Линии большевиков противостояла предательская линия меньшевиков и других оппортунистов. Враги пролетариата выступали против революции, они стремились натравить один народ на другой, чтобы тем самым отвлечь их от революционного движения. Национальный вопрос становился, таким образом, одним из боевых вопросов классовой борьбы трудящихся против эксплуататоров.
Враги трудящихся и теперь стремятся использовать национальный вопрос в своих корыстных целях, пытаясь отравить сознание масс ядом буржуазного национализма и космополитизма, подменить борьбу против реакционных сил борьбой между нациями. Укрепляя солидарность трудящихся земного шара, разоблачая и срывая козни врагов, международный пролетариат и его революционные партии руководствуются великими идеями ленинизма, марксистско-ленинской политикой интернационализма и дружбы народов.
В. И. Ленин творчески развил идеи основоположников научного коммунизма по национальному вопросу применительно к новым историческим задачам, вставшим перед рабочим классом в условиях империализма и пролетарских революций. Он всесторонне разработал важнейшие положения о происхождении и развитии наций, о классовой борьбе внутри буржуазных наций и необходимости между народной солидарности трудящихся, об интернациональном принципе построения марксистской партии пролетариата, о неизбежности гибели колониальной системы империализма, о сотрудничестве наций при диктатуре пролетариата» об основах строительства многонационального социалистического государства, о расцвете наций и национальных культур при социализме и другие.
В произведениях Ленина и Сталина, в решениях КПСС революционная программа Коммунистической партии по национальному вопросу противопоставлена оппортунистической линии II Интернационала. В противоположность оппортунистам, пытавшимся доказать «независимость» национального вопроса от классовой борьбы трудящихся, Ленин опирался на коренные социально-экономические факторы при рассмотрении национального вопроса и при оценке национальных движений. Марксизм-ленинизм поставил национальный вопрос на конкретно-историческую почву как в смысле объяснения его прошлого, так и в смысле практического разрешения этого вопроса н определения путей его дальнейшего развития.
Противоположность взглядов ленинизма по национальному вопросу взглядам буржуазии и ее агентов в рабочем движения проявилась прежде всего в толковании самого понятия нации.
В то время как буржуазно-националистические «теоретики» рассматривают нацию в отрыве от исторических условий, в которых она возникает и развивается, марксизм-ленинизм устанавливает прямую связь между формированием наций и социально-экономическими условиями развития общества.
Ленинизм дал единственно научную теорию происхождения и развития наций, которая, в свою очередь, послужила основой для разработки других проблем межнациональных отношений. Кще в работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» В. И. Ленин нанес сокрушительный удар по антимарксистским представлениям о нации. Разоблачая народнические утверждения о национальных связях как продолжении и обобщении связей родовых, он показал действительные, социально-экономические факторы, обусловившие возникновение наций. Наций не было и не могло быть ни при рабовладельческом строе, ни при феодализме, так как в ту пору не было необходимых условий для их возникновения и развития. Нации начали формироваться в эпоху становления капитализма, ибо только тогда сложились соответствующие условия для их возникновения и развития. «Нации,— писал Ленин,— неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития» (1).
Непреложным требованием марксистско-ленинской теории является постановка исследуемого вопроса в определенные исторические рамки, выяснение обусловивших его объективных факторов. Такая постановка, как указывает Ленин, необходима и для национального вопроса. Именно принципиальная разница в постановке этого вопроса, в подходе к нему, коренным образом отличает марксистско-ленинскую теорию происхождения и развития наций от идеалистической, расистской, мистической теории буржуазии и ее агентов в рабочем движении. Чтобы разобраться в вопросе о происхождении и развитии наций, Ленин учит искать ответ не в словесных определениях, выведенных из всяческих «общих понятий», а в историко-экономическом изучении этого вопроса.
Правильное понимание условий возникновения и развития наций имеет большое значение для революционного движения трудящихся. Враги пролетариата, изображая нации в качестве расовой категории, отрывая их от социально-экономических условий, пытались и пытаются теперь представить национальный вопрос «обособленным» и «независимым» от общественной жизни, от характера власти в стране, от борьбы классов и т. д. Это делалось и делается ныне в капиталистических странах для того, чтобы прикрывать националистической фразеологией корыстные интересы эксплуататоров.
Интересы рабочего класса требуют установления межна-
---------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 23, стр. 56.
---------------------------------
ционального единства в борьбе против эксплуататоров «своих» и «чужих» наций. А враги трудящихся заинтересованы в ослаблении интернационального единства и объединенных усилий пролетариата, в подрыве его классовой борьбы, в разжигании расовой ненависти и межнациональных распрей.
Всякого рода расистские «теории» использовались и используются империалистами для оправдания человеконенавистничества и колониального гнета, для того, чтобы натравливать народы друг на друга, вносить раскол в их ряды и тем подрывать их силы. Когда помещики и капиталисты говорили русскому рабочему, что трудящиеся других национальностей являются его врагами, то они тем самым мешали ему познавать действительных врагов. Когда французские буржуа пытаются привить рабочим и крестьянам Франции ненависть к народам Алжира, Туниса и Марокко, то они вредят не только угнетенным национальностям, но и трудящимся метрополии. Когда английские колонизаторы использовали свои войска для кровавых расправ с населением Египта, Малайи, Бирмы, то они действовали не только как враги этих стран, но и как враги Англии.
Расизм — знамя самых реакционных сил капиталистического мира. Под этим черным знаменем орудовали германские фашисты. Гитлер начал развязывать войну с провозглашения расовой теории. Он объявил, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Под знаменем расизма действуют монополисты Уолл-стрита. Империалистические агрессоры США, подготовляя новую мировую войну, пытаются «доказать», что только нации, говорящие на английском языке,— полноценные нации, призванные будто бы вершить судьбы всего мира. «Раса, говорящая на английском языке,— заявляет реакционный социолог Е. Карр,— является избранным богом агентом для улучшения судьбы человечества».
Утверждения эксплуататоров и их прислужников о «независимости» национального вопроса от социально-экономических условий именно потому и появились, что в действительности национальный вопрос тесно связан с классовыми взаимоотношениями и враги трудящихся пытаются скрыть эту связь.
Марксистско-ленинская теория, разоблачающая расистские утверждения о характере наций и национального вопроса, нанесла удар по идеологии капитализма. Определив действительную природу наций и национального вопроса, разоблачив несостоятельность и антинародный характер буржуазных расистских утверждений, она дала в руки рабочего класса мощное идейное оружие.
Коммунистическая идеология равноправия и дружбы народов выражает собой пролетарскую, интернационалистическую точку зрения в национальном вопросе. Она возникла в ожесточенной борьбе против буржуазной, националистической идеологии. Исходным моментом при создании пролетарской идеологии были интересы рабочего класса различных национальностей. По самой своей сущности — это идеология освобождения народов, ликвидации национального гнета и установления равноправия наций, идеология устранения межнациональной вражды и установления новых, дружественных отношений между народами. Другая идеология — буржуазно-националистическая — обслуживала и обслуживает теперь в капиталистических странах интересы эксплуататоров, тунеядцев, врагов трудящихся. Она являлась и является теперь идеологией угнетения народов, идеологией национальной вражды и розни, идеологией расизма и человеконенавистничества.
Коренная противоположность марксистско-ленинских взглядов об условиях возникновения наций и характере их развития взглядам идеологов капитализма определяет противоположность политики пролетариата и буржуазии в национальном вопросе.
В. И. Ленин указал единственно верный путь решения проблемы межнациональных взаимоотношений в стране: это путь революции, путь свержения царизма и капитализма, установления власти трудящихся. Восприняв и продолжив прогрессивные национальные традиции народов России, Коммунистическая партия, ее великий вождь В. И. Ленин направили развитие национально-освободительного движения в русло классовой борьбы, выдвинув задачу свержения эксплуататорского строя как основную и главную, от которой зависело все дальнейшее развитие страны по пути прогресса, в том числе и разрешение национального вопроса.
Если буржуазия оказалась полным банкротом в разрешении национального вопроса и использует национальные чувства народов лишь в целях обмана масс и ослабления революционных сил трудящихся, то пролетариат представляет собой подлинного освободителя угнетенных наций. Могильщик капиталистического общества — рабочий класс является в то же время могильщиком колонизаторской политики и колониальной системы империализма.
В период буржуазно-демократической революции в России национальный вопрос выступал как подчиненная часть этой революции, как часть общего и более важного вопроса раскрепощения страны. В полном соответствии с этим находилась тогда и политика Коммунистической партии. Она исходила из того, что свержение царизма, ликвидация остатков феодализма и полная демократизация страны являлись лучшим способом решения национального вопроса в тех условиях.
В период первой мировой войны, когда в России назревала пролетарская революция, национальный вопрос стал частью общего вопроса социалистической революции и диктатуры пролетариата. В полном соответствии с историческими условиями этого периода находилась и политика Коммунистической партии в национальном вопросе. Партия считала, что свержение власти капитала и установление диктатуры пролетариата, изгнание империалистических войск из пределов колониальных и зависимых стран и обеспечение для этих стран права на отделение и организацию своих национальных государств, ликвидация национальной вражды и национализма и укрепление интернациональных связей между народами, организация единого социалистического народного хозяйства и налаживание на этой почве братского сотрудничества народов представляют собой лучшее решение национального вопроса в этих условиях.
Разоблачая расистские утверждения империалистов о характере наций и национального вопроса, Ленин нанес сокрушительный удар буржуазной идеологии. Он неопровержимо доказал, что не биологическая природа человека, а природа эксплуататорского общества является основой национально-колониального гнета. Долг пролетариата и руководимых им трудящихся масс — уничтожить, ликвидировать эксплуататорские порядки; тогда справедливо может быть разрешен и национальный вопрос.
Учение ленинизма по национальному вопросу неразрывно связано с учением о диктатуре пролетариата. Развивая марксистскую теорию диктатуры пролетариата, Ленин показал, что диктатура рабочего класса есть особая форма его классового союза с эксплуатируемыми массами непролетарских классов и прежде всего с крестьянством, при руководящей роли пролетариата в этом союзе. Без союза рабочего класса с крестьянством нельзя было обеспечить победы трудящихся в революционной борьбе. Без этого союза нельзя было ликвидировать созданную эксплуататорами тюрьму народов и разрешить национальный вопрос.
История классовой борьбы российского пролетариата и пролетариата других стран неопровержимо доказала, что интересы освобождения трудящихся от капиталистического рабства совпадают с интересами освобождения угнетенных народов от национального гнета. Раскрывая связь классовой борьбы трудящихся с национально-освободительным движением порабощенных наций, Ленин подчеркивал неизбежность слияния революционного движения трудящихся капиталистических стран против эксплуататоров с национальной войной угнетенных народов против международного империализма.
Ленин и ленинцы отстояли интернационалистский принцип построения пролетарской партии против попыток оппортунистов создать вместо единой централизованной партии несколько партий, организованных по национальному признаку. Стремясь разобщить пролетариев по «национальным куриям», враги пытались ослабить и подорвать силы рабочего класса. Борьба за единую марксистскую партию рабочего класса против буржуазного национализма являлась борьбой за коренные интересы трудящихся, за раскрепощение страны от социального и национального гнета. В основу организационного строения Коммунистической партии был положен ленинский принцип централизма и интернационализма в противоположность федеративному принципу, организационному национализму, который выдвигали бундовцы, меньшевики и другие враги рабочего класса.
Вышедшая из недр революционного русского пролетариата, Коммунистическая партия сплотила под своим знаменем не только русских рабочих, но и трудящихся всех национальностей России. Разработанные В. И. Лениным интернациональные принципы построения марксистской партии имели и имеют всемирно-историческое значение. Эти принципы — боевое руководство для братских коммунистических и рабочих партий всего мира. На незыблемой марксистско-ленинской основе эти партии, исходя из конкретных условий своих стран, определяют программу разрешения национального вопроса, обеспечивают интернациональное единство трудящихся.
Уничтожение национального гнета, полное равноправие народов В. И. Ленин выдвигал в качестве главного условия успешного разрешения проблемы межнациональных взаимоотношений. Это — важнейшее требование выработанной партией программы по национальному вопросу. «Тот не марксист, тот даже не демократ,— указывал Ленин,— кто не признает и не отстаивает равноправия наций и языков, не борется со всяким национальным гнетом или неравноправием» (1).
Ярким выражением мудрой политики Коммунистической партии, направленной на ликвидацию национального гнета и установление равноправия наций, служит выдвинутое ленинизмом требование о праве наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Это требование находилось в точном соответствии с принципами пролетарского интернационализма и обусловлено заботой Коммунистической партии о международной солидарности трудящихся, ибо без свободы отделения, как учил Ленин, не может быть свободы соединения, не может быть подлинно межнационального единства.
Борясь против большевистского требования о праве наций на самоопределение, враги рабочего класса демагогически утверждали, что будто бы это требование ведет к обособлению и отчуждению наций. Однако эти утверждения были насквозь лживыми. Враги потому и пускали в ход эти утверждения, что требование о самоопределении наций подрывало позиции буржуазного национализма и вело к сплочению наций.
-------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч. т. 20, стр. 12.
-------------------------------
Как указывал Ленин, партия отстаивала это требование не потому, что она мечтала о хозяйственном раздроблении территорий или об идеале мелких государств, а потому, что хотела обеспечить единение народов, но на истинно демократической, истинно интернационалистической основе, немыслимой без свободы отделения. Весьма характерно, что требование права наций на самоопределение Ленин выражал иногда формулой: «разъединение — для объединения». Эта, на первый взгляд, парадоксальная, противоречивая формула отражает в действительности великую жизненную правду марксистско-ленинской диалектики.
Коммунистическая партия проводила четкую грань между правом наций на государственное отделение и целесообразностью отделения в тот или иной исторический момент. Право на отделение вовсе не означает, что нация должна обязательно воспользоваться им, указывал Ленин. Массы населения превосходно знают по своему повседневному опыту значение географических и экономических связей, преимущества крупного рынка и крупных государств, и на отделение они пойдут лишь тогда, когда национальный гнет и национальные трения делают совместную жизнь совершенно невыносимой, тормозят хозяйственное и культурное развитие. При этом Ленин отмечал, что чем выше демократизм в стране, чем больше свобода национальностей, тем меньше опасность распада государства.
Будучи самыми ревностными, самыми убежденными сторонниками дружбы народов, большевики столь же ревностно отстаивали право на самоопределение для всех народов, ибо только таким путем можно проложить путь к братскому единству наций, к осуществлению на деле идей пролетарского интернационализма.
В. И. Ленин решительно разоблачал буржуазно-националистический лозунг оппортунистов о «культурно-национальной» автономии и другие вражеские «теории», рассчитанные на противопоставление национальных и интернациональных задач пролетариата. Он определил единство и нераздельность национальных и интернациональных интересов трудящихся, необходимость сочетания этих интересов в революционной борьбе и социалистическом строительстве.
Если эксплуататоры проповедовали несовместимость патриотизма и национальной гордости народов с уважением и дружественными отношениями к другим народам, маскируя патриотической фразеологией свои действительные шовинистические и националистические цели и намерения, то Коммунистическая партия доказала полную возможность сочетать патриотизм и национальную гордость одного народа с такими же чувствами других народов и тем самым удовлетворить национальные интересы народов под знаменем интернационализма.
Ленинизм показал, что подлинный патриотизм не только не противоречит интересам других народов, но, наоборот, является непременным условием успешной борьбы за освобождение всех национальностей. Патриотизм в корне противоположен национализму и шовинизму, под каким бы обличием они ни скрывались. Патриотизм исходит из принципа равенства рас и наций; национализм — из принципа неравенства. Патриотизм чужд национальному гнету и привилегиям; национализм предполагает господство одних наций и угнетение других. Патриотизм ведет к сплочению наций и дружбе народов; национализм — к разделению наций и национальной вражде.
С особой силой Ленин подчеркивал значение интернационального, классового единства пролетариата всех национальностей в противоположность буржуазно-националистическому стремлению разъединить нации, столкнуть трудящихся одних наций с трудящимися других наций. Пролетарский интернационализм — главное, основное содержание, душа ленинской национальной политики Коммунистической партии. «Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм,— писал Ленин в статье «Критические заметки по национальному вопросу»,— вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического мира и выражающие две политики (более того: два миросозерцания) в национальном вопросе» (1).
Ленин разоблачил буржуазный миф о «гармонии» классовых интересов внутри капиталистических наций, о «внутринациональном единстве» в эксплуататорском обществе. Он показал, что в условиях капитализма нации раздираются острейшими противоречиями, что в каждой такой нации есть на деле «две нации» — буржуазия и пролетариат, эксплуататоры и трудящиеся — и соответственно «две национальные культуры» — культура реакционная, эксплуататорская и культура прогрессивная.
Заслугой Ленина является открытие двух противоположных тенденций в национальном вопросе при капитализме. Первая тенденция состоит в стремлении угнетенных народов сбросить ярмо эксплуататоров, обособиться, получить государственную самостоятельность. Эта тенденция — следствие природы буржуазного строя, колонизаторской политики эксплуататорских классов господствующих наций, империалистических способов «объединения» наций и национальных территорий. Вторая тенденция — тенденция к хозяйственному сближению наций, к расширению и упрочению межнациональных связей, к ломке национальных перегородок. Она есть результат развития капиталистического общества, появления мирового рынка, превра-
-----------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 20, стр 10.
-----------------------------------
щения отдельных национальных хозяйств и национальных территорий в звенья единой цепи мирового хозяйства.
Открытие Лениным этих противоречивых тенденций в национальном вопросе имеет огромное значение для практической деятельности братских коммунистических и рабочих партий всех стран. Оно не только опрокинуло расистские утверждения о «вечности» и «неустранимости» национального гнета и международной вражды, не только вскрыло в лице эксплуататоров а эксплуататорского строя виновников порабощения одних наций другими, но и указало верный путь к установлению дружественных отношений между народами. Это ленинское открытие сыграло великую роль в революционной борьбе угнетенных в прошлом народов России, оно вооружает коммунистические и рабочие партии, все трудящиеся массы метрополий и подчиненных им колоний и зависимых стран в их борьбе за национальную независимость, за мир и дружбу между народами. Ленин указал единственно верные пути слияния воедино борьбы народов колоний и трудящихся метрополий для совместного штурма позиций империализма и с фронта — со стороны трудящихся масс буржуазных государств, и с тыла — со стороны угнетенных национальностей.
Как показывает исторический опыт, разработанная Лениным программа Коммунистической партии по национальному вопросу учитывала обе тенденции в развитии межнациональных отношений. Она исходила из того, что уничтожение национального гнета и установление равноправия народов ликвидируют тенденцию к сепаратизму, к обособлению и приведут к сплочению народов в единый лагерь.
Исторические условия буржуазно-помещичьей России, как указывал Ленин, выдвигали перед нашей партией двустороннюю, двуединую задачу. Партийная программа по национальному вопросу предусматривала борьбу со всяким национализмом, признание не только полного равноправия наций вообще, но и равноправия в отношении государственного строительства, то есть права наций на самоопределение, на государственное отделение. В неразрывной органической связи с этой стороной программы находилась вторая ее сторона — интернационализм, сплочение пролетариата и всех трудящихся, независимо от национальности, для свержения царизма и капитализма, для борьбы за свободную и счастливую жизнь.
Используя богатейший опыт КПСС, овладевая этим опытом, братские коммунистические и рабочие партии решительно поднимают знамя освобождения и содружества народов, знамя интернационализма. Интернациональное воспитание трудящихся Ленин учил проводить с учетом конкретных особенностей развития народов. Внимание русских коммунистов он считал необходимым сосредоточить на пропаганде свободы наций, на требовании права их самоопределения вплоть до государственного отделения и образования самостоятельных государств. Коммунисты нерусских наций должны были, по мысли Ленина, настаивать на «свободе соединения» наций, без чего нельзя было воспитывать трудящихся в духе пролетарского интернационализма и дружбы между народами. Ленин учил коммунистов национальных окраин решительно бороться против национальной узости, замкнутости и обособленности, против попыток национальной буржуазии подчинить трудящихся своему влиянию, изолировать их от инонациональных братьев по классу.
Говоря, например, о необходимости братского союза между трудовыми массами русского и украинского народов, Ленин еще до победы Октябрьской социалистической революции указывал, что при наличии этого союза свободная Украина возможна, а при отсутствии его об этом не может быть и речи. Ленин учил украинских рабочих, украинских коммунистов обязательно использовать всякую возможность общения с великорусским сознательным рабочим, с его литературой, с его кругом идей, ибо этого требовали коренные интересы и украинского и русского рабочего движения.
«Люди, не вдумавшиеся в вопрос,— писал Ленин,— находят «противоречивым», чтобы социал-демократы угнетающих наций настаивали на «свободе отделения», а социал-демократы угнетенных наций на «свободе соединения». Но небольшое размышление показывает, что иного пути к интернационализму и слиянию наций, иного пути к этой цели от данного положения нет и быть не может» (1).
Таким образом, созданная и выпестованная В. И. Лениным Коммунистическая партия нашей страны еще до Октябрьской социалистической революции располагала подлинно революционной, подлинно демократической программой по национальному вопросу. Научно обосновывая эту программу, Ленин доказал возможность дружественных отноЩений между различными нациями страны, всесторонне обосновал принцип пролетарского интернационализма, заложил прочные основы политики и идеологии дружбы народов.
Разработанные Лениным теория, программа и политика партии по национальному вопросу, как и идеи ленинизма в целом, прошли всестороннюю проверку в ходе революционной борьбы рабочих и крестьян против царизма и капитализма. Эта проверка показала великую мудрость и силу ленинизма, его огромное вдохновляющее, организующее и мобилизующее воздействие на широчайшие народные массы.
Осуществление ленинской теории и программы по национальному вопросу явилось одним из важных условий победы пролетарской революции. Национально-освободительное дви-
--------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч. т. 22, стр. 332.
--------------------------------
жение угнетенных народов было умело направлено партией коммунистов в общее русло революции, соединено с общедемократическим движением за мир, с крестьянско-демократическим движением за захват помещичьих земель и социалистическим движением рабочего класса за свержение буржуазии, за установление пролетарской диктатуры. Мудрая политика Коммунистической партии, опиравшаяся на союз рабочего класса и беднейшего крестьянства, обеспечила соединение этих различных революционных движений в один общий мощный революционный поток и привела к всемирно-исторической победе пролетариата в октябре 1917 года.
Упорные и настойчивые попытки буржуазии привлечь трудящихся на свою сторону, отразить их ядом буржуазного национализма, шовинизма и космополитизма окончились провалом. Рабочие и крестьяне различных национальностей России сплотились вокруг Коммунистической партии, встали под знамя ленинизма, слили свои усилия с усилиями русского пролетариата. Тем самым русская буржуазия была изолирована, оставлена без политической армии, а русский Пролетариат, возглавивший революционную борьбу трудящихся масс, стал вершителем судеб страны. Участь русской буржуазии разделила и буржуазия прежде угнетенных национальностей, пришедшая во враждебное столкновение со «своими» народными массами.

В. И. Ленин о дружбе народов в период диктатуры пролетариата

Великая Октябрьская социалистическая революция открыла новую эру в истории человечества — эру коммунизма, эру дружественных взаимоотношений между народами. В процессе осуществления общих, классовых задач трудящихся всех наций, Октябрьская революция разрешила и задачу освобождения народов нашей страны от национального гнета. Пролетарский интернационализм одержал победу над буржуазным национализмом. Подтвердилось на практике теоретическое положение ленинизма о том, что освобождение своего народа, борьба за интересы своей нации отнюдь не предполагают угнетения других наций, а могут быть вполне совмещены с интересами освобождения и свободного развития других народов. Победа великого Октября была бы невозможна, если бы Коммунистическая партия не сумела найти ключ к решению национального вопроса. С другой стороны, только после победы социалистической революции открылась подлинная возможность для развития дружбы народов России.
Возглавив первое в мире пролетарское государство, В. И. Ленин направил деятельность партии и правительства на практическое разрешение национального вопроса. Под руководством и при непосредственном участии Ленина были разработаны важнейшие декреты и декларации Советской власти, в которых национальная политика Коммунистической партии обрела силу государственных законов. В «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в «Декларации прав народов России», в обращении Совета Народных Комиссаров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» и в других документах рабоче-крестьянского правительства была воплощена созданная Лениным еще до Октябрьской революции партийная программа разрешения национального вопроса, рассчитанная на фактическую ликвидацию национального гнета и национального неравенства, на установление подлинной свободы, равноправия и дружественного сотрудничества народов.
Были закреплены в законодательном порядке равенство и суверенность народов России; право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; отмена всех и всяких национальных и национально-религиозных привилегий и ограничений; свободное развитие национальных меньшинств и этнографических групп.
Свобода и равноправие национальностей, учил Ленин, неразрывно связаны с природой Советской власти, как государственной формы диктатуры пролетариата. Где действует Советская власть, там нет места национальному угнетению. Важнейшую особенность Советской власти Ленин видел в том, что она является подлинно интернациональной властью. «Мы властвуем, не разделяя, по жестокому закону древнего Рима,— говорил он на III Всероссийском съезде Советов (1918 г.),— а соединяя всех трудящихся неразрывными цепями живых интересов, классового сознания. И наш союз, наше новое государство прочнее, чем насильническая власть, объединяющая ложью и железом в нужные для империалистов искусственные государственные образования» (1).
Свобода и равноправие народов были закреплены в законодательном порядке в Конституции Советского государства и являются великим завоеванием социалистического строя. В статье 123 Конституции СССР говорится, что равноправие граждан СССР, независимо от их национальности и расы, во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни является непреложным законом.
Советское государство строилось по плану и под руководством Коммунистической партии. С первых же дней существования Советской власти В. И. Ленин выдвинул задачу тесного сплочения народов России, превращения революционного союза рабочих и крестьян, созданного в борьбе против эксплуататоров, в государственное объединение советских национальностей, поставил вопрос о необходимости образования и укрепления
---------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 26, стр. 435.
---------------------------------
многонационального социалистического государства. Он предупреждал партию о серьезных трудностях при решении этой задачи, ибо последствия колонизаторской политики царизма и капитализма еще давали себя знать, ибо недоверие и отчужденность между народами не могли быть изжиты сразу. Обязанность победившего пролетариата состоит в том, учит Ленин, чтобы относиться с особым вниманием к нуждам и потребностям прежде угнетенных народов, своевременно оказывать им необходимую помощь.
Строительству многонационального Советского государства Ленин придавал первостепенное значение. Не путем администрирования, а путем осуществления полнейшей добровольности и проведения систематической воспитательной работы в массах русской и нерусских национальностей призывал он строить это новое государство. Он проявлял неустанную заботу о национальных интересах и нуждах народов, о развитии сотрудничества, взаимоподдержки и взаимопомощи трудящихся всех национальностей, пресекал любые проявления шовинизма и национализма. Мы хотим добровольного союза наций, говорил Ленин, такого союза, который не допускал бы никакого насилия одной нации над другой, такого союза, который был бы основан на полнейшем доверии, на ясном сознании необходимости братского единства, на вполне добровольном согласии народов.
Ленину и Сталину принадлежит заслуга в разработке государственных форм устройства народов — советской федерации и советской автономии. Если федерация — форма строительства советского многонационального государства в целом, то автономия была призвана удовлетворить интересы отдельно взятых национальностей в рамках единого союзного государства и в то же самое время явилась государственной формой связи национальных окраин с центром. Федерация и автономия дали возможность удовлетворить национальные интересы народов и общие жизненные интересы всех трудящихся страны. Путем строительства национальной государственности, основанной на принципе федерации и автономии, было до конца ликвидировано политическое неравенство между народами, созданное царизмом и капитализмом.
Советское многонациональное государство строилось на гранитной основе диктатуры пролетариата, высшим принципом которой, как учит Ленин, является союз рабочего класса и крестьянства. Правильная политика русского рабочего класса по отношению к прежде угнетенным национальностям, его решающая роль в разрушении эксплуататорской тюрьмы народов обеспечили ему доверие и активную поддержку крестьянства национальных районов, а это, в свою очередь, решило судьбу контрреволюции в России. Таким образом, развитие и укрепление союза рабочих и крестьян послужили решающим фактором в деле создания СССР.
Иностранный империализм и его агентура внутри страны — всякого рода контрреволюционные элементы — добивались подрыва строившегося Советского многонационального государства. Эти подрывные действия не прекратились и после образования Советского Союза. Разоблачая империалистические планы разобщения наций, Ленин призывал партию и руководимые ею массы к упорной и непримиримой борьбе с врагами народа, со всякими националистическими извращениями и предрассудками. Он указывал, что сила трудящихся различных наций — в единении, что лишь сплоченным фронтом возможно отстоять завоевания социалистической революции от происков внутренней и внешней контрреволюции, что в одиночку, обособленно они были бы бессильны в борьбе против международного капитала.
Эти указания В. И. Ленина сохраняют свое значение и в настоящее время. Коммунистическая партия учит беречь дружбу народов, как зеницу ока, и постоянно укреплять ее, неуклонно повышать бдительность к проискам империализма. Вражеские расчеты на подрыв и ослабление Советского государства терпят крах именно потому, что советские народы тесно сплочены вокруг своей партии, единой дружной семьей строят коммунизм.
Большое внимание Ленин уделял укреплению дружбы русского и украинского народов. В «Письме к рабочим и крестьянам Украины по поводу побед над Деникиным» он указывал, что теснейший союз между трудящимися Центральной России и Украины является одним из залогов прочности и несокрушимости Советской власти. Кто нарушает единство и теснейший союз великорусских и украинских рабочих и крестьян, писал Ленин, тот помогает колчакам, деникиным, капиталистам-хищникам всех стран. Ленин призывал коммунистов России и Украины показать пример действительно прочного союза рабочих и крестьян разных наций в борьбе за Советскую власть, за уничтожение гнета помещиков и капиталистов, за социализм.
Коммунисты России, Украины и других советских республик выполнили указания своего вождя. Созданное под руководством партии многонациональное социалистическое государство превратилось в единую семью свободных народов, достигших подлинного расцвета своих материальных и духовных сил. Дружба двух братских славянских народов — русского и украинского, дружба всех народов СССР — вдохновляющий пример для трудящихся земного шара.

продолжение работы...






Добавлена книга известного в прошлом географа Ю. Г. Саушкина «Москва», под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н. Н. Баранского, изданная в 1955 г.


Добавлена книга М. Д. Каммари, Г. Е. Глезермана и др. авторов «Роль народных масс и личности в истории», изданная Гос. изд-м политической литературы в 1957 г.


Добавлена книга «На заре книгопечатания» В. С. Люблинского, изданная "Учпедгизом" в 1959 г. и повествующая о первых книгопечатниках.


Добавлена книга «Я. М. Свердлов. Избранные статьи и речи», изданная в 1939 г. и содержащая речи и статьи известного политического и государственного деятеля.


Добавлена книга «Таежные походы. Сборник эпизодов из истории гражданской войны на Дальнем Востоке», под редакцией М. Горького и др., изданная в 1935 г.


Добавлена брошюра М. Моршанской «Иустин Жук», напечатанная издательством "Прибой" в 1927 г. и рассказывающая о деятельности революционера.


Добавлена книга М. А. Новоселова «Иван Васильевич Бабушкин» о жизни Бабушкина, напечатанная издательством "Молодая Гвардия" в 1954 г.