И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах
.
Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей
Из истории Москвы и Московской области
А.И.Казанский, А.К.Казанская, Н.А.Сундуков. "Из истории Москвы и Московской области" Пособие по краеведению. Издательство "Просвещение", Москва, 1964 г. OCR Biografia.Ru
ОТ АВТОРОВ
Воспитание патриотизма... начинается с углубленного познания своей родины. М. И. Калинин
Дорогие учащиеся! Знаете ли вы, кто в древние времена, давным-давно, жил и трудился на земле, где находятся Москва и Московская область? Знаете ли вы, когда основана Москва? В каком году на территории Московской области русский народ показал монголо-татарам свою возросшую силу? Что вы знаете о памятниках, поставленных на Бородинском поле? В каких районах Москвы шли особенно упорные бои в революционные дни 1905 года? Когда в вашем районе, городе, селе установилась Советская власть? Когда и за что погибла Люся Лисинова? Знают ли учащиеся школ города Рузы Московской области кому, когда и за что воздвигнут памятник на крутом берегу подмосковной речки Рузы? Кому поставлен памятник около Кратовской школы под Москвой? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в настоящем краеведческом пособии. Оно содержит основной материал из истории города Москвы и Московской
области и дополняет учебные пособия по истории СССР для восьмилетней школы. На ряд вопросов, например когда и как возникли ваш районный центр, город, село, где вы живете, школа, в которой вы учитесь, ответы вам надо искать самим. Краеведческое пособие состоит из 9 разделов,
16 глав и 47 параграфов. Написано оно в виде статей, рассказов, стихотворений, содержит исторические документы, иллюстрации. По указанию учителя весь этот материал изучается в классе на уроке или дома, а также на занятиях историко-краеведческого кружка. В конце параграфов имеются вопросы и задания. По ним вы будете повторять изученный материал, углублять свои знания. Для выполнения некоторых заданий потребуется длительное время, даже летние каникулы, когда
вы выезжаете в пионерские или туристские лагеря. Чтобы выполнить некоторые задания, надо:
1. Пригласить в школу участников исторических событий: революции 1905 года, Великой Октябрьской
социалистической революции, гражданской войны, Великой Отечественной войны, героев-партизан, а также новаторов производства, Героев Советского Союза, Героев Социалистического Труда и других знатных ваших земляков. Попросить их рассказать о знаменательных событиях, участниками которых они были. Рассказы эти надо записать. 2. Если вам потребуется материал от партийных,
советских, комсомольских организаций, от местного краеведческого музея, от областного архивного управления, вы направляете просьбу в соответствующее учреждение или организацию, чтобы вам выслали этот материал. 3. Краеведческий материал по изучаемой теме вы оформляете в виде карт, планов (района, колхоза, села), таблиц (рост школ, больниц, клубов в районе, колхозе
по годам), схем, диаграмм, картин, фото, открыток, рассказов, стихотворений, докладов и пр. Весь собранный вами материал вы сдаете в школьный краеведческий музей. 4. Для учета и показа итогов вашей работы вы организуете с учителем истории и классным руководителем исторический вечер. На этот вечер вы приглашаете родителей, рабочих шефствующего над школой предприятия и трудящихся вашей местности. Чтобы вечер прошел интересно, надо к нему приготовить и открыть выставку, подготовить докладчиков и художественные выступления. Вы почувствуете, какая это увлекательная работа. Вы увидите, какое место в истории нашей Родины занимает ваш край, кто из ваших земляков и какой вклад внес в нашу чудесную жизнь. Никита Сергеевич Хрущев говорит: «Молодые люди не знают ужасов и бедствий дореволюционного времени и лишь по книгам могут иметь представление об
эксплуатации трудящихся. Весьма важно поэтому, чтобы наше молодое поколение знало историю страны,
борьбы трудящихся за свое освобождение, героическую историю Коммунистической партии, воспитывалось на революционных традициях нашей партии, нашего рабочего класса». Принимайтесь за работу! Изучайте свой край! Трудностей не бойтесь!
МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ В ДРЕВНОСТИ
Глава I
ПЕРВОБЫТНООБЩИННЫЙ СТРОЙ И ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ НА ТЕРРИТОРИИ НАШЕЙ ОБЛАСТИ
§ 1. Первобытнообщинный строй на территории Московской области
Московская область была заселена в глубокой древности. На ее территории человек жил еще в III—II тысячелетиях до нашей эры. Основное занятие населения этого периода — рыболовство и охота. Вот почему стоянки древних людей обычно располагались на берегах рек и озер. Из стоянок этого периода можно назвать Льяловскую на Клязьме, у деревни Льялово Солнечногорского района. В конце III тысячелетия до нашей эры на территорию теперешней Московской области со среднего течения реки Днепра пришли кочевники-скотоводы. Они оставили после себя интересные могильники. В них обычно находят каменные просверленные топоры, шлифованные топоры-клинья, кремневые наконечники копий и стрел, изделия из кости, глиняные сосуды. Эти могильники называются фатьяновскими, так как
впервые они были обнаружены около села Фатьяново Ярославской области. В Московской области фатьяновские могильники обнаружены у деревни Колодези, близ станции Икша Северной железной дороги, около села Карино, недалеко от станции Истра Калининской железной дороги, у сел
Большое Буньково и Ямкино и др. Очень интересны древние археологические памятники, так называемые Дьяковские городища. Относятся они к VII веку до нашей эры и к VI веку нашей эры.
В Дьяковских городищах при раскопках находят железные серпы, зернотерки и большое количество
костей домашних животных. Это говорит о том, что древние обитатели этих мест Подмосковья занимались земледелием и скотоводством. Дьяковские городища расположены обычно на высоких берегах рек, между естественными оврагами и искусственно насыпанными валами. Земляные укрепления с деревянным тыном на верху вала служили для защиты от врагов. Жили здесь предки племен мери, мурома, веси, чуди и др. Они вошли потом в состав восточных славян. Дьяковские городища в нашей области обнаружены у села Дьяково, близ Коломенского, около села Бородино Можайского района, селений Тарусово и Вотря (в районе города Талдома) и др. Примером дьяковской культуры являются Кунцевское и Андреевское городища. Густые, уходящие на сотни километров леса — сосновые, еловые, дубовые... В непроходимой чаще высится береговой мыс Москвы-реки. Три грозных вала с деревянным тыном, глубокие, заполненные водой рвы защищают его с суши. Так выглядело одно из первых поселений около Москвы — Кунцевское городище. Оно находилось на правом,
высоком берегу Москвы-реки, между нынешним Кунцевом и селом Крылатским. До сих пор в старинном заповедном парке Кунцева сохранились холм, вал и рвы. Произведенные в этом месте раскопки подтвердили, что еще в начале новой эры здесь появились люди. В городище жило несколько десятков человек. Они занимались скотоводством. На высоком холме близ села Андреевское (бывший
Красногорский район) расположено другое городище дьяковского типа. Сохранились рвы и валы. При раскопках были обнаружены следы жилищ-землянок. Одна из них большого размера. В ней хранились общие продовольственные запасы.
§ 2. Восточные славяне на территории
Московской области
К северу от Москвы-реки жило славянское племя кривичи, а к югу — вятичи. Племенная граница вятичей проходила примерно в 40 км от Москвы. Интересными и многочисленными памятниками наших предков — славян Х—XIV веков являются курганы. Расположены они обычно в бассейнах рек, невдалеке от древних поселений. Курганы бывают двух типов: , могильные и сторожевые. В окрестностях Истры находятся несколько курганных могильников. При раскопках курганов у сел Сычевка и Филатовo были найдены только предметы быта кривичей. Юго-восточнее Истры в курганах обнаружены украшения вятичей и кривичей. Группы славянских курганов расположены к северу от Москвы — в Тушине, Никольском, Болшеве, Пушкине, к западу — в Чернове, Немчиновке, к югу — в Дьякове, Царицыне, к востоку — в Косино, Троицком. Довольно много вятичских курганов на окраинах и в пределах современной Москвы. Самая ранняя из этих групп
курганов — в Черемушках. Все они относятся к XII веку. Сторожевые, или дозорные, курганы имели военное значение, были наблюдательными пунктами. Эти курганы находят главным образом по берегам Оки.
II
МОСКВА В ПЕРИОД ФЕОДАЛИЗМА
Глава II
ВОЗВЫШЕНИЕ МОСКВЫ
§ 3. Основание Москвы
Весенняя ночь течет над русской землей. На холме, что высится над Москвой-рекой и устьем реки Неглинки, у княжеской усадьбы, сложенной из толстых бревен, горят костры. Суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий позвал к себе союзника и
друга князя Святослава Новгород-Северского с дружиной: «Приди ко мне, брате, в Москов».
Так древняя русская летопись впервые упоминает о Москве. Это было в 1147 году. В 1147 году Москва являлась важным населенным пунктом на юго-западной окраине Суздальского княжества, на границе с землей вятичей. Крутой холм с двух сторон был защищен Москвой-рекой и впадающей в нее речкой Неглинной. Вокруг Москвы были села и деревни, росли густые леса. Боровицкие ворота Кремля получили свое название от слова «бор». Леса покрывали Замоскворечье и район теперешней улицы Чернышевского (бывшей Покровки). Свой лесистый характер Московский край сохранял вплоть до
конца XVIII века. Остатками этих лесных массивов являются до сих пор Сокольники, Лосиный остров, Серебряный бор.
§ 4. Постройка Кремля
В 1156 году Юрий Долгорукий решил
построить на границе своего княжества город-крепость. Летописец записал: «Князь Юрий взошел на гору и осмотрел с нее своими глазами туда и сюда, по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною.
Полюбилось ему то место». Юрий Долгорукий привел суздальских, владимирских, псковских мастеров и велел «сделати город мал древян», то есть возвести деревянные стены крепости — скромный прообраз стен Московского Кремля. Не думали, не гадали призванные Долгоруким плотники и ремесленники, что Кремль, Москва соберут потом вокруг себя всю Русскую землю, что затерявшееся
в сосновых лесах маленькое укрепление превратится в большой и славный город, столицу государства Российского! ДОКУМЕНТ (Из Ипатьевской летописи) В лето 6655 (1147)... И прислав Гюрги, и рече: „Приди ко мне, брате, в Москов". Святослав же еха к нему с детятем своим Олегом, в мале дружине, пойма с собою Володимира Святославича; Олег же еха наперед к Гюргеви...И приеха по нем отец его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток... и тако быша весели. На утрий же день повеле Гюрги устроити обед силен, и сотвори честь велику им, и да Святославу дары многи с любовию.
Глава III
МОСКВА И МОСКОВСКОЕ КНЯЖЕСТВО В ГЕРОИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ ПРОТИВ МОНГОЛО-ТАТАРСКИХ ЗАХВАТЧИКОВ
§ 5. Разорение Москвы
Наступил грозный 1237 год. На Русь двинулась монголо-татарская рать хана Батыя. Взяв и разрушив Рязань 21 декабря 1237 года, войска Батыя направились к Коломне. Разорив Коломну, «татарове идоша к Москве». В Москве в
это время находился сын владимиро-суздальского князя Владимир. Воеводой был Филипп Нянка. В январе
1238 года монголо-татары подошли к Москве. Москвичи закрылись в крепости. Они предпочли плену смерть с оружием в руках. Моcковcкая деревянная крепость не смогла сдержать татарских полчищ. На месте Москвы остались лишь груды пепла, на снегу чернели головни, и стаи ворон кружились над трупами изрубленных москвичей. После разорения Москвы татары за один месяц сожгли много русских городов и сел, «посекая людей, как траву». Они убивали взрослых мужчин и стариков, гнали в плен женщин и детей. С 1240 года над Русью нависло жестокое, безжалостное монголо-татарское иго.
ДОКУМЕНТ (ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ РУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ. ГОД 1238) ... А татарове поидоша к Москве и взяша Москву и воеводу убиша Филипа Нянка... и князя Владимера, сына Юрьева, руками яша, а люди убиша от старцев и до младенець, и много имения вземше отъидоша... ... Посланы быта численцы на всю Московскую землю иже изочтожа всех душ в земле Московской дани ради и поставиша всюду своих татар: тысячники, сотники, десятники...
§ 6. Возрождение и рост МосквыДо середины XIII века Москва не имела своего князя. Ею управляли наместники владимиро-суздальских князей. С 1272 года сын Александра Невского Даниил Александрович стал в Москве самостоятельным князем, а Москва — столицей удельного княжества. Она являлась одним из самых незначительных уделов: Москва сначала была единственным городом княжества. В 1300 году Даниил Александрович захватил Коломну. Он же строит за Москвой-рекой Данилов монастырь — передовую крепость на татарской дороге.
В 1303 году к Московскому княжеству были присоединены город Можайск и весь бассейн верховья
Москвы-реки. Таким образом, московский князь овладел всем течением Москвы-реки.. Казалось, не возродиться Московской земле после Батыева нашествия. Но на пепелище приходят новые русские люди.
Они распахивают заросшие травой поля, вырубают леса, выкорчевывают пни, строят дома. Появляются новые села, в Москву стекается ремесленный люд. И опять поднимается город — вырастают крепостные стены, развиваются ремесла и промыслы. На территории всего Московского княжества растут
новые поселения, развиваются сельское хозяйство и различные ремесла. Нет на Руси другого княжества, которое было бы так выгодно расположено среди других княжеств, как Московское.
Страшно жить на окраинах Русской земли: каждый час можно ждать набегов, пожара, смерти. На западе
Русь беспокоит литовский князь, на юго-востоке — Золотая Орда. А забираться далеко на северо-восток опасно: неприютен там суровый край.. Охотнее всего переселенцы остаются в центре Русской земли, на берегах Москвы-реки: лес, болота и соседние русские княжества, кольцом окружавшие Москву, охраняют ее от вражьих нашествий. Тянутся к Москве торговые люди. Москва — узел торговых дорог из Новгорода, Смоленска, Ростова и Суздаля. Нельзя миновать новгородским купцам Московское княжество и город Москву. Новгородцы везут на восток кожи, сукна, меха, мечи, копья, шлемы, кольчуги. На обратном пути купцы берут в Рязанской земле хлеб, мед и воск. Из Пскова и Новгорода мед и воск отправляют в Западную Европу. Москва устанавливает в своих владениях ряд мытных, то есть таможенных, дворов. Здесь берут пошлины с торговых караванов. Об этих таможнях до сих пор напоминают некоторые названия. Так, в самой Москве существует Мытный переулок в Зарядье, у Москворецкого моста, а в Замоскворечье — Мытная улица, под самой Москвой — Большие Мытищи, под городом Рузой, на реке Озерни, — селение Мытники. Большое значение в деле собирания Руси и установления в ней тишины и порядка имела деятельность князя Ивана Данииловича Калиты (1325—1341). Большими партиями выкупал он в Орде русских полонянников (пленных) и селил их целыми слободами под Москвой, за нынешним Москворецким мостом. Память об этих слободах «ордынцев», как называли тогда выкупленных пленников, до наших дней сохранилась в названиях улиц — Большой и Малой Ордынок. Территорию Московского княжества Калита расширил путем приобретения не только больших сел, но и целых городов. Так, он «примыслил» к своему уделу Звенигород, Серпухов, Рузу, Радонеж, а также Углич, Белоозеро. Иван Даниилович по мере возможности избегал
вооруженных столкновений. В особенности осторожен он был в отношении Орды. Внешне смиряясь, Иван Даниилович исполнял все требования хана. К. Маркс говорил, что Иван Даниилович, играя роль союзника и слуги хана, в то же время постепенно превращает хана в послушное орудие в своих руках и незаметным образом поворачивает власть татар-завоевателей на служение его собственным интересам. В 1328 году Калита получает от хана Узбека ярлык (грамоту) на великое княжение. Но он не переехал во Владимир-на-Клязьме. Калита остался в Москве. Москва и становится с тех пор стольным городом сперва северо-восточной, а с течением времени всей Руси. Калита убедил хана не посылать ханских баскаков (сборщиков дани) на Русь, а передать сбор дани в его руки. Баскаки издевались над русскими людьми. Поэтому иногда то там, то здесь вспыхивали народные возмущения. Они жестоко подавлялись татарами. Калита сам собирал дань и исправно платил ее хану. Народ
вздохнул свободнее. Со всех сторон еще больше потянулись к Москве крестьяне, ремесленные и торговые люди. В их сознании город на берегах Москвы-реки защищал Русскую землю. Летописец красочно передает это: «Сяде Иван Даниилович на великом княжении всея Руси, и бысть тишина велика... и престаше поганые воевати Русскую землю... и отдохнуша христиане от великая истомы и многия тягости и от насилия татарского». Московский Кремль при Иване Калите начал перестраиваться. Старый Кремль сгорел в 1331 году. Новый строился с ноября 1339 года по апрель 1340 года. На этот раз кремлевские стены были сложены из прочных дубовых бревен. В августе 1326 года была заложена «первая церковь камена на Москве на площади, Успенский собор». Это была сравнительно небольшая каменная постройка, тем не менее она выделялась на фоне деревянной
Москвы. При Калите же был построен каменный Архангельский собор. Сплачиваясь вокруг Москвы, Русь поднимала голову. Русский народ стремился собрать воедино родную землю, бросить вызов Золотой Орде и освободить Русь от ненавистного монголо-татарского ига. В 1365 году стояла великая засуха на Руси. Реки обмелели, ручьи пересохли. Земля стала твердой как камень. В один из душных дней начался в Москве пожар. Ветер подхватил пламя и бросил его на деревянные строения. Сухое дерево вспыхнуло как порох. Ураган ревел над городом, швыряя горящие головни на крыши соседних домов, и гнал пламя все дальше и дальше. Через два часа не стало Москвы. Огонь разрушил дубовые стены Кремля, возведенные при Калите. Внук Ивана Калиты, князь Дмитрий Иванович,
укрепляет Московский Кремль каменной стеной. Он расширяет при этом площадь самого Кремля.
§ 7. Усиление Москвы
Росли сила и могущество Москвы. Грозные каменные стены и башни Кремля казались неприступными. Москве покорились Нижний Новгород, смоленский город Медынь, Галич с Дмитровом. Русские князья один за другим признали над собой верховную власть Москвы. А тех, кто упорствовал, Дмитрий подчинял силой. Москва решилась на великое дело: освободить родную землю от позорного монголо-татарского ига, пойти в поход на татар. Москва теперь не одинока: на ее призыв откликнулись Переяславль, Кострома, Владимир и другие города. Хан Золотой Орды, Мамай, с опасением и злобой смотрел на усиление Москвы. Он видел, как растет на Руси мощь и значение московского князя. Мамай решил послать на Русь сильное войско. Во главе полчищ хан поставил мурзу Бегича. Татары двинулись на Москву. Русские вышли им навстречу. Оба войска 11 августа 1378 года сошлись на реке Воже, впадающей в Оку. Русские оставались на левом берегу Вожи, татары — на правом. Надеясь на свою многочисленность, татары переправились через реку и с громкими криками устремились на русских. Русские воины выдержали удар, а в это время к ним подоспели новые отряды. Началась сеча. Татары не устояли и обратились в бегство, бросая свое оружие. Русские преследовали их, кололи копьями, секли мечами. Наступил вечер, стало темнеть. Ночь прошла спокойно. Утром земля была покрыта туманом, и нельзя было преследовать врага. К полудню, когда туман рассеялся, русские воины увидели неприятельский лагерь пустым и безлюдным. С торжеством вошли в него русские воины. Здесь им досталась богатая добыча. Битва на Воже, а потом и Куликовская битва показали татарам, что русские достаточно сильны, чтобы бороться за свою независимость. Теперь русские люди боролись против татар не в одиночку, а все вместе.