В.А.Ковалев и др. "Очерк истории русской советской литературы" Часть вторая Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1955 г. OCR Biografia.Ru
продолжение работы...
1
Во второй половине 30-х годов наша страна вступила в новую полосу развития, в полосу завершения строительства социалистического общества и постепенного перехода к коммунизму. В корне изменилась экономика СССР. Социалистическая система победила во всех областях народного хозяйства. Капиталистические элементы были ликвидированы, навсегда была уничтожена эксплуатация человека человеком. Социализм проник во все поры нашего строя, социалистический идеал воплотился в жизнь, стал явью. На базе победы социализма создавалось «невиданное раньше внутреннее моральное и политическое единство народа, моральное и политическое единство социалистического общества» (1).
В то время как капиталистические страны, не успев еще оправиться от недавнего экономического кризиса, очутились перед лицом нового кризиса, промышленность Советского Союза переживала гигантский подъем. Наша Родина к этому времени «превратилась из отсталой аграрной страны в могущественную индустриально-колхозную социалистическую державу» (2). Народный доход в 1936 г. увеличился в 5 раз по сравнению с довоенным временем. Изменилось лицо деревни, в которой окончательно укрепился колхозный строй. К концу второй пятилетки в колхозах было объединено 93 % всех крестьянских дворов. Широкий культурно-технический подъем рабочего класса, овладевшего передовой техникой, рост творческой инициативы трудящихся, трудовой энтузиазм народных масс привели к новому этапу социалистического соревнования, к движению новаторов производства, получившему по имени зачинателя этого движения название стахановского. Оно родилось в 1935 г.
-------------------------------------------------
1. В. M. Молотов. К двадцатилетию Октябрьской революции. Партиздат, 1937, стр. 36—37.
2. Пятьдесят лет Коммунистической партии Советского Союза (1903—1953). М., Госполитиздат, 1953, стр. 20.
-------------------------------------------------
в Донбассе, в угольной промышленности, и с невиданной быстротою разнеслось по всему Союзу, перекинулось на ряд других отраслей промышленности и сельское хозяйство. В этом творческом соревновании вырастали многочисленные кадры новаторов, смелых, активных людей, выявлявших скрытые возможности техники, свободных от консерватизма, застоя, самоуспокоенности, охваченных пафосом дерзания.
Творческая энергия народа находила свое воплощение в трудовых подвигах, в новаторской смелости человеческой мысли, научном изобретательстве, в овладении тайнами природы, в подчинении ее возросшим требованиям людей социалистического общества. Подъем стратонавтов на высоту 22 тысячи метров, освоение нашими моряками Северного морского пути, дальние перелеты летчиков, в том числе беспосадочные перелеты Валерия Чкалова, зимовка советских исследователей на Северном полюсе, дрейф ледокола «Седов», экспедиция на высочайшие вершины нашей страны в районе Памира — все это говорило о самоотверженном служении советских людей своей Родине. «Правда» в новогоднем номере за 1936 г. отмечала «массовое рождение нового человека, потребовавшее особенно чуткого и внимательного отношения к человеку...» (1) Выращивание кадров, людей, овладевающих техникой, становится первостепенной задачей времени. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР, законодательно закрепившая величайшие завоевания советского народа, победу социализма в СССР. Все теснее становились культурные связи братских национальностей Союза. В этом отношении большую роль сыграл I Всесоюзный съезд писателей. Одной из форм проявления дружбы народов, взаимно обогащающихся в области культуры, были юбилейные празднества, которыми вся страна отмечала важнейшие события культурной жизни отдельных национальностей. Таковы были: юбилей Пушкина в 1937 г., 750-летний юбилей поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» в том же году, 750-летие «Слова о полку Игореве» в 1938 г., 100-летие карело-финского народного эпоса «Калевала» в 1935 г., юбилей Шевченко, осетинского классика Коста Хетагурова, празднование тысячелетия армянского народного эпоса «Давид Сосунский» в 1939 г., юбилей латышского поэта и драматурга Я. Райниса в 1940 г. и др. В атмосфере всеобщего подъема подлинными праздниками советской культуры, своеобразными смотрами ее и одновременно творческими соревнованиями явились декады национального искусства в Москве (украинского, казахского, грузинского, азер-
--------------------------------------------
1. «Правда», 1936, 1 января.
--------------------------------------------
байджанского, армянского, киргизского, бурят-монгольского и др.). В тридцатые годы возникает ряд альманахов и сборников, посвященных творчеству писателей братских народов: «Поэты Советского Дагестана» (1936), «Поэты Татарии» (1937), «Поэзия Советской Украины» (1939), «Мордовские поэты» (1940) и др. Сотрудничество народов СССР, вовлечение их в культурное строительство вызвало широкий приток в литературу творцов устной поэзии — сказителей, ашугов, акынов. К двадцатилетию Октября, по инициативе Горького, редакция «Правды» выпустила обширный сборник «Творчество народов СССР», в который включены были песни, сказки, частушки, легенды тридцати пяти народов Советского Союза. Огромного размаха достигает распространение литературы. Книги в Советском Союзе выходят более чем на ста языках. Произведения Горького, А. Толстого, Шолохова, Островского издаются миллионными тиражами. В такой же мере вырастает и распространение классической литературы. Если с 1888 по 1917 г. в России вышло около 11 миллионов экземпляров книг Пушкина на 14 языках народов, населяющих Россию, то с 1919 по 1940 г. их вышло около 30 миллионов на 70 языках. На 17 языков народов СССР был переведен Шекспир, на 14 — Диккенс, на 11 — Сервантес и на 13 — Шиллер. «Правда» в одной из редакционных статей писала: «Великие художники прошлого принадлежат трудовому народу, унаследовавшему все культурные ценности предыдущих классов... Великие художники живы для нас. Их труды не пропали даром: лучшие их произведения будили умы и помогали народу двигаться вперед и тем самым найти путь к освобождению. Художественные произведения классиков, живые дыханием жизни и биением горячего человеческого сердца, могут помочь нашей молодежи понять не только прошедшее, но и настоящее» (1). Празднование Пушкинского юбилея в 1937 г., превратившееся во всенародное торжество, явилось также одним из факторов пропаганды классического наследия. Большое количество работ, статей в партийной печати, появившихся в связи с юбилейной датой, не только определило значение великого русского поэта для развития литературы, но и сыграло известную роль в раскрытии проблемы народности искусства. Массовый, всенародный характер приобретает советский театр. Значительно возрастает количество профессиональных театральных коллективов.
----------------------------------------
1. «Правда», 1936, 8 августа.
----------------------------------------
«У нас в Советском государстве,— говорил М. И. Калинин,— театр является могучим фактором просвещения масс... Вот почему правительство и партия так серьезно относятся к театру» (1). Процесс овладения культурой миллионными массами приобретает необычайно широкий размах. Период между XVII в XVIII съездами партии был, по выражению И. В. Сталина, «поистине периодом культурной революции» (2).
Введение всеобщего обязательного начального образования, значительное увеличение числа школ — начальных и средних, количества специалистов, выпускаемых высшей школой, и, наконец, создание и творческий рост новой, советской интеллигенции — такова была общая картина культурной жизни страны. Под воздействием этого культурного подъема в органической связи с развитием всей советской литературы создавалась большая литература для маленького читателя. Широко известными становятся как авторы книг для детей и юношества В. Катаев, М. Пришвин, А. Гайдар, С. Маршак, М. Ильин, Б. Житков, К. Паустовский и др. Пишет в эти годы для детей и А. Толстой. Приобретает популярность и ряд молодых писателей — Л. Кассиль, В. Беляев, С. Михалков, Е. Благинина и др. В январе 1936 г. ЦК ВЛКСМ было созвано совещание по детской литературе. В нем приняли широкое участие писатели, художники, педагоги, работающие над созданием книги для детей. Это совещание, на котором выступали видные деятели партии — А. А. Андреев и А. С. Щербаков, наметило, в свете задач, поставленных I Всесоюзным съездом писателей, путь дальнейшего развития детской литературы. Детская художественная книга становилась глубже по содержанию, разнообразнее по тематике и жанрам. Особое место в литературе для детей в эти годы заняло творчество А. Гайдара («Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Тимур и его команда»). Ряд его произведений и в особенности «Тимур и его команда» становятся заметным явлением всей советской литературы. Значительно обогащается в эти годы жанр научно-фантастической повести для детей (А. Толстой, В. Беляев), появляется ряд талантливых научно-популярных произведений: повесть о преобразовании природы М. Ильина «Горы и люди», продолжающая «Рассказ о великом плане»; Н. Михайлова «Лицо страны меняется»; К. Паустовского «Мещорская сторона» и др.
---------------------------------------------
1. М. Калинин. О вопросах социалистической культуры. М., Госполитиздат, 1938, стр. 30.
2. И. Сталин. Вопросы ленинизма, изд. 11-е, стр. 587.
---------------------------------------------
В предвоенные годы широко развертывается работа по ознакомлению детей с произведениями писателей братских народов, собиранию, переводу и художественной обработке фольклора народов СССР («Русские сказки» А. Толстого, «Сказки народов Севера», «Казахские сказки» и др.). Вышедшая в 1935 г. статья Горького «О сказках», в которой писатель вспоминает о влиянии сказки на его творческую биографию, активизировала интерес советских писателей к этому жанру. Газета «Пионерская правда» в течение нескольких месяцев печатала на своих страницах народные сказки, в сборе и записи которых большое участие приняли пионеры всей страны. А. Толстой творчески переработал итальянскую сказку «Золотой ключик или приключения Буратино». Сказки писали в это время также В. Катаев, А. Гайдар, Л. Кассиль и др.
Широкие перспективы, открывавшиеся перед литературой для детей, были связаны с общим развитием всего советского искусства, культурной жизни страны. Партия оказывала большую помощь народу в подъеме его материального благосостояния и культуры, воспитывала советских людей в духе коммунизма. Выпуск «Краткого курса истории ВКП(б)» в 1938 г. явился большим событием в идейной жизни нашего народа. Книга эта помогла решать задачи идеологической подготовки кадров, овладения миллионами людей основами марксистско-ленинской науки о законах развития общества. Выход этого труда способствовал правильному освещению литературного процесса в тесной связи с историей страны. Во второй половине тридцатых годов с деятелями искусства неоднократно встречались руководители Партии и Правительства.
17 декабря 1935 г. в передовой статье «Правды» было опубликовано высказывание И. В. Сталина о Маяковском, как о лучшем, талантливейшем поэте нашей советской эпохи, подчеркнувшее живое, актуальное значение традиций боевой, партийной поэзии Маяковского для советской литературы. Партия всемерно подчеркивала значение наследия Горького и Маяковского для дальнейшего развития советской культуры.
Основные задачи, которые были поставлены I Всесоюзным съездом писателей перед советской литературой,— тесная связь с актуальными вопросами современности, с политикой партии, активное вмешательство в жизнь, совершенствование формы — плодотворно решались художниками социалистического реализма. Успехи советской литературы достигались в борьбе с буржуазными влияниями, в процессе разгрома и преодоления разного рода вульгаризаторских «теорий». Борьба партии против чуждых влияний в области искусства, острая принципиальная критика партийной печатью недостатков и ошибок в творчестве отдельных советских писателей способствовали их идейному росту, совершенствованию художественного мастерства и культуры языка. Ряд статей в «Правде» нанес сокрушительный удар по формализму в искусстве, приводившему к лженоваторству. Эти статьи (1) вооружали советскую критику против нездоровых явлений в музыке, живописи, архитектуре и тем самым звали на борьбу с аналогичными явлениями в художественной литературе. «Мелкобуржуазное «новаторство» ведет к отрыву от подлинного искусства, от подлинной науки, от подлинной литературы» (2) — такова была основная мысль всех этих статей, направленных против формализма в искусстве. Особую роль сыграла в этом плане статья «Сумбур вместо музыки». Резко критикуя оперу Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», «Правда» писала: «Это музыка, которая построена по тому же принципу отрицания оперы, по какому левацкое искусство вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова» (3).
Но формализм в искусстве тесно смыкается с натурализмом. И статья «Правды», направленная против проявлений безидейности, аполитичности, наносила сокрушительный удар и по натуралистическим тенденциям, сказавшимся в опере Шостаковича. Эти статьи, горячо поддержанные советской общественностью, вызвали широкий отклик и на литературном фронте. К апрелю 1936 г. относится статья А. М. Горького «О формализме», опубликованная также на страницах «Правды». «Некоторые авторы,— писал Горький,— пользуются формализмом как средством одеть свои мысли так, чтоб не сразу было ясно их уродливо враждебное отношение к действительности, их намерение исказить смысл фактов и явлений» (4). В ряде статей этих лет, в частности в заметках об учебнике
---------------------------------------------------
1 «Сумбур вместо музыки». — «Правда», 1936, 28 января; «Балетная фальшь». — «Правда», 1936, 6 февраля; «Какофония в архитектуре».— «Правда», 1936, 20 февраля; «О художниках пачкунах». — «Правда», 1936, 1 марта.
2. «Правда», 1936, 28 января.
3. Там же.
4. М. Горький. Полн. собр. соч. в тридцати томах, т. 27. М., 1953, стр. 524.
---------------------------------------------------
по литературе (1), Горький разоблачил антимарксистскую сущность вульгарного социологизма, боролся за подлинное понимание народности искусства, за творческое освоение классического наследия. Вредную путаницу внесли в литературоведение, например в вопрос о методе и мировоззрении писателя, о народности искусства, некоторые эстетствующие литераторы, сгруппировавшиеся вокруг журнала «Литературный критик», журнала, сугубо замкнутого, оторвавшегося от актуальных проблем советской литературы и в ряде случаев защищавшего ошибочные концепции. Учитывая трудные задачи, которые выдвигались перед советской критикой, ее отставание, неразработанность ряда теоретических проблем, Центральный Комитет партии принял в 1940 г. специальное постановление «О литературной критике и библиографии».
Отметив крайне запущенное состояние литературной критики и библиографии, являющихся «серьезным орудием пропаганды и коммунистического воспитания», и подчеркнув, что большинство критиков не занимается вопросами советской литературы, не влияет на ее формирование и, вопреки традициям русской литературы, не работает в литературно-художественных журналах, Центральный Комитет наметил ряд мер для коренного улучшения этого участка работы (2). Преодолевая ряд ошибок, советская литература и литературная критика развивались в острой борьбе с отжившими и чуждыми влияниями (вульгарным социологизмом, формализмом, компаративизмом и т. д.). Оружие критики и самокритики помогало движению вперед, росту всей литературы. Народ и партия высоко оценили значение художественного слова в жизни страны. Во время первых выборов в Советы депутатов трудящихся лучшие писатели были удостоены избрания народом в Верховный Совет СССР (А. Толстой, М. Шолохов), в Верховные Советы республик, в местные Советы. В 1939 г. правительство наградило орденами 172 писателя. В феврале 1940 г. было принято решение об учреждении премий за выдающиеся произведения прозы, поэзии, драматургии и критики. Под руководством партии, в атмосфере большой заботы и одновременно требовательной взыскательности, в борьбе против тенденций, враждебных социализму, продолжала развиваться и крепнуть советская социалистическая литература.
---------------------------------------------------
1. «Правда», 1936, 8 августа, стр. 3.
2. О партийной и советской печати. Сборник документов. М., 1954, стр. 487—488.