.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




Тема жизни колхозной деревни


вернуться в оглавление работы...

В.А.Ковалев и др. "Очерк истории русской советской литературы"
Часть вторая
Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1955 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение работы...

(отсутствует начало параграфа)
(...) Груня Васильцова, ставшая во время войны самостоятельным работником, научилась мыслить широко, по-государственному; поэтому она и является инициатором движения за «большой хлеб», т. е. за высокий урожай на больших площадях. Ее горячность и целеустремленность сказываются как в отношении к делам своего колхоза, так и в понимании интересов всего края и государства. Интересен конфликт Груни с председателем колхоза Красноперовым, который защищает местнические интересы, «действует, как единоличник», забывая во имя интересов своего колхоза о более широких общегосударственных задачах развития сельского хозяйства.
В конфликте между Груней и ее мужем, Родионом, раскрывается противоречие между чувством Груни, горячо любящей мужа, и ее общественными взглядами, не позволяющими ей простить индивидуализм Родиона. Здесь автор ставит важную проблему борьбы с пережитками капитализма в сознании советского человека. Надо признать, что эти проблемы не получили в романе глубокой разработки: конфликты разрешены в нем облегченно, трудности преодолеваются слишком быстро, без той упорной борьбы, которая имеет место в действительности.
В 1947—1948 гг. был опубликован роман С. Бабаевского «Кавалер Золотой Звезды».
В центре романа - образ демобилизованного офицера, Героя Советского Союза Сергея Тутаринова. Это человек, кровно связанный с колхозным селом, живущий интересами родных станиц, вооруженный политическим и организационным опытом, приобретенным в рядах Советской Армии. В его лице автор стремился отразить типические явления послевоенной жизни. Интересно задуманы и образы окружающих Сергея Тутаринова людей: его отца, старого крестьянина, прошедшего длинный и тяжелый жизненный путь, и ряда колхозных руководителей.
В романе показаны те трудности, которые приходится на первых порах преодолевать Сергею Тутаринову в его борьбе за подъем хозяйства родного края. Он сталкивается с председателем райисполкома Хохлаковым, человеком, потерявшим чувство нового и неспособным возглавить дальнейшее движение деревни к коммунизму, с бюрократом Хворостянкиным, образ которого дан в сатирических тонах.
Творчеству С. Бабаевского присущи существенные недостатки, особенно сказавшиеся в двухтомном романе «Свет над землей» (1949—1950). Здесь многие герои превращаются в схематические фигуры, призванные иллюстрировать мысли автора. Так, например, образ секретаря райкома партии Кондратьева, намеченный в «Кавалере Золотой Звезды» и удачно развитый в первой части «Света над землей», во второй части романа выполняет лишь «служебные» функции. Образ Сергея Тутаринова в первой части «Света над землей» раскрывается в своих внутренних противоречиях. Его увлечение перспективами роста района, борьба за пятилетний план развития колхозов оборачиваются здесь отрицательной стороной: Сергей Тутаринов отрывается от конкретных задач и строит отвлеченные, не опирающиеся на реальные возможности, утопические планы. В этом забвении практических дел первоочередной важности писатель подметил один из существенных недостатков некоторых руководителей сельского хозяйства. Однако Бабаевский не сумел обобщить свои жизненные наблюдения, не показал причины ошибок Тутаринова. Пытаясь поставить многочисленные вопросы послевоенного сельского хозяйства и не подвергая материал достаточно строгому отбору, писатель пошел по линии внешнего описания фактов и не смог глубоко раскрыть остроту борьбы нового со старым, развернувшейся в колхозной деревне.
Трудности колхозного строительства и преодоление их тружениками советской деревни рисует Ю. Лаптев в повести «Заря» (1948). Укрепление колхозного хозяйства после засухи и неурожая 1946 года показано здесь в острой борьбе нового, передового с отживающим, отсталым.
Творческим достижением писателя является образ парторга Ивана Торопчина. Лаптев показал парторга как истинного вожака масс, который не только учит, советует, но и сам учится у народа. Характер Торопчина раскрывается в действии, в борьбе с председателем колхоза Бубенцовым, который, вернувшись из армии и пытаясь поднять запущенное хозяйство, применяет неправильные методы руководства, нарушает принципы коллективности, не умеет подойти к людям, опереться на них.
Хотя в повести Лаптева колхозники иногда наделены архаическими чертами, характерными для дореволюционного крестьянства, в целом повесть правдиво и поэтично рисует жизнь колхозного села — жизнь «трудную пока», но богатую большими возможностями, на реализацию которых направлены помыслы колхозников, руководимых партией.
Одним из значительных произведений послевоенной литературы является pоман «Жатва» Г. Николаевой (1950).
В сложных жизненных ситуациях и столкновениях раскрывает писательница характеры своих героев.
Действие романа происходит в отсталом колхозе, который потерял во время войны многих лучших работников. Восстановление и развитие колхозного хозяйства изображены писательницей в прямой зависимости от организаторской деятельности коммунистов: успехи колхоза зависели не только от помощи райкома, но в первую очередь от работы первичной сельской парторганизации. В Крутогорской парторганизации всего три коммуниста, впервые встретившиеся на совместной работе. Это — молодой агроном Валентина, техник электростанции Буянов и вернувшийся с фронта Василий Бортников, избранный председателем колхоза. В главе, изображающей первое партсобрание, Г. Николаева показала, как эти три почти незнакомых между собой человека ощутили свою ответственность за жизнь всего колхоза и обнаружили высокую требовательность к самим себе.
Образ Василия Бортникова является одним из центральных в романе. Колхозный строй развил в Бортникове организаторские способности, умение вести дела большого и сложного хозяйства. Но в первый период своей деятельности на посту председателя колхоза, после возвращения из госпиталя, он действует административными методами и терпит неудачи. Недооценка партийных методов руководства, злоупотребление принудительными мерами в отношении колхозников приводят Василия к конфликту с ними. Он не жалеет ни сил, ни времени для того, чтобы укрепить колхоз, все его действия подчинены этой задаче. Но в итоге он не приближается к цели, а отдаляется от нее, потому что отрывается от масс. И если бы не критика коммунистов, не помощь парторганизации, разрыв Василия с народом, с колхозниками был бы неизбежен.
На партийном собрании Василий «слышал как раз тот партийный разговор, который был нужен ему, как воздух». Этот «партийный разговор» помогает Василию Бортникову понять, что главная задача председателя не в том, чтобы «силом повернуть» людей, а в том, чтобы пробудить инициативу народа и повести его за собой.
Таким образом, деятельность партийной организации играет существенную роль в развитии сюжета и в обрисовке одного из главных героев — Василия Бортникова.
Гораздо менее удачна попытка Г. Николаевой показать деятельность райкома партии. Секретарь райкома Андрей Стрельцов лишен той полнокровной жизненности, которая отличает Вортникова и многих других персонажей. Налет жертвенности, отказ от собственного счастья придает надуманность изображению личной жизни Андрея и его жены, агронома Валентины. Практическая деятельность Андрея не получила в романе глубокого отражения.
Наиболее полно и многосторонне в романе показана колхозница Авдотья Бортникова. Писательница смело поставила сложные вопросы семейных отношений, начав роман с острой, казалось бы, неразрешимой ситуации. Авдотья, долго ждавшая возвращения мужа и, наконец, поверившая в его гибель, полюбила другого человека — тракториста Степана. Неожиданное возвращение Василия и радует и потрясает ее. Сложность положения состоит в том, что Авдотья не может удовлетвориться той скудной личной жизнью, которую она прежде вела с Василием, видевшим в ней только жену и хозяйку; он не ценил в ней самостоятельно работающего человека и друга. Прежние отношения с мужем уже не могут составить счастье духовно выросшей женщины. Разрешение этой семейной драмы становится возможным только в результате того, что между Василием и Авдотьей складываются новые, более прочные отношения, основанные на общности взглядов и интересов.
Значительное внимание уделено в романе изображению путей перевоспитания людей, обремененных пережитками прошлого. Индивидуализм, забвение колхозных интересов во имя собственной выгоды характеризуют образы Конопатовых, Ксенофонтовны, Фроси и Степаниды. По-разному разрешаются эти противоречия. Если Фрося, увлеченная новыми методами работы, новой техникой, преодолевает свои недостатки и становится одной из передовых колхозниц, то для некоторых других персонажей этот путь более долог и труден.
Рассказывая о юношах и девушках современной советской деревни, активно участвующих в строительстве новой жизни, Г. Николаева особое место отводит овеянному романтикой образу Алеши Березова, в котором воплощены лучшие черты характера молодого человека нашего времени.
Г. Николаева остановила свое внимание на отстающем колхозе. Показывая рост этого колхоза, постепенное выдвижение его в число передовых, писательница хотя и не затушевывает трудностей, но несколько упрощенно рисует борьбу с ними. Следует отметить, что в романе остро поставлен вопрос о значении работы МТС для поднятия колхозного хозяйства.
Несмотря на ряд недостатков, «Жатва» является одним из лучших произведений о послевоенной деревне.
В литературе 1953—1954 гг., посвященной проблемам современной деревни, наметился сдвиг, связанный с теми мероприятиями огромного политического и народнохозяйственного значения, которые проводятся в колхозной деревне партией и правительством.
Необходимость существенных изменений в организации руководства колхозами, подъема сельского хозяйства, повышения роли МТС в жизни деревни была своевременно понята рядом писателей. Решения сентябрьского пленума ЦК КПСС (1953) и последующих пленумов помогли писателям правильно ставить и решать эти вопросы.
Появление очерков В. Овечкина, А. Калинина и других (1952—1954) имело большое значение. В них остро и правдиво вскрывались недостатки в жизни колхозов.
В произведениях молодого писателя Т. Журавлева «Комбайнеры» (1953) и Г. Николаевой "Повесть о директоре МТС и главном агрономе" (1954) была изображена деятельность работников машинно-тракторных станций, борьба передовых людей МТС за новые методы работы.
Галина Николаева посвятила свою повесть людям одной МТС, острым проблемам перестройки их работы в соответствии с новыми задачами, которые перед ними поставлены партией.
В центре повести писательница поставила молодого агронома Настю Ковшову; только что окончившая институт, впервые приступившая к работе, Настя отличается необыкновенной требовательностью к людям и принципиальностью. Она глубоко убеждена в том, что достижения науки, новые методы ведения сельского хозяйства должны быть не вообще одобрены, а еюг именно ею претворены в жизнь. Она не мирится с установившимися привычными порядками, которые поддерживает молодой директор МТС, не проявляющий стремления работать по-новому, и главный инженер Фарзанов, относящийся к делу равнодушно, не как кровно заинтересованный хозяин, а как «подрядчик».
Острое столкновение между двумя стилями работы перерастает в столкновение двух разных отношений к жизни и труду и разрешается в двух планах: директор МТС Алексей Чаликов решительно пересматривает свое поведение и становится союзником Насти, в то время как Фарзанов, неспособный перестроиться, обнаруживает свое истинное лицо «подрядчика».
Агроном Воронежской области Г. Троепольский опубликовал в эти годы ряд рассказов о деревне и сатирический цикл «Из записок агронома», в котором даны острые портреты отрицательных персонажей, разоблачены пережитки индивидуализма в сознании людей.
Большой интерес вызвали произведения молодого писателя В. Тендрякова — повести «Падение Ивана Чупрова» (1953) и «Не ко двору» (1954) и ряд рассказов, особенно «Ненастье» (1954).
В повести «Падение Ивана Чупрова» рассказывается о председателе колхоза, который думал, что укрепление хозяйства можно осуществлять любыми способами. Автору удалось хорошо показать вредность подобного, чуждого духу советской морали, взгляда на колхозную жизнь. Уменье писателя глубоко раскрыть психологию человека с особенной силой проявилось в рассказе «Ненастье» и в повести «Не ко двору».
Направленный против шаблона в руководстве колхозами, рассказ «Ненастье» посвящен одному небольшому эпизоду. Секретарь райкома, стремясь во что бы то ни стало своевременно рапортовать об окончании весеннего сева, требует, чтобы сев продолжался, несмотря на непрерывные дожди, грозящие размыть поля и погубить семена. Игнорируя практический опыт и деловые предложения колхозников, секретарь райкома добивается своего и... губит дело, а с ним и себя. Тяжелые переживания человека, убедившегося в порочности своих методов работы, вскрыты глубоко и убедительно, что придает рассказу большую действенность.
В повести "Не ко двору" характеристикой семейства Ряшкиных писатель обличает пережитки старого, частнособственнического уклада, еще кое-где сохранившиеся в деревне, и показывает, что передовой человек, каким является комсомолец Федор Соловейкин, не может, несмотря на любовь к Стеше Ряшкиной, мириться с этими пережитками. Острота и сложность психологического конфликта, глубокая правдивость в изображении быта и характеров привлекли к повести широкое внимание и вызвали горячие споры.
Широкую популярность получили за последние годы произведения В. Овечкина, особенно цикл очерков "В одном районе". Эти очерки, оставаясь достоверным изображением жизни одного из сельских районов средней полосы России, вместе с тем явно переросли обычный жанр очерка, приближаясь к повести. В изображении двух секретарей райкома, двух стилей работы, двух отношений к жизни, людям, труду В. Овечкин поднимается до широких обобщений и создает образы глубоко типические. Образ Борзова, нарисованный с беспощадной правдивостью, с большой обличительной силой, выражает собою целое явление — «борзовщииу», против которого борется положительный герой, Мартынов. Резкое столкновение положительного героя с отрицательным, острая и принципиальная борьба, которую ведет Мартынов против Борзова, отражают подлинные процессы, происходящие в действительности. Активностью положительного героя в его борьбе с отрицательными явлениями в значительной степени определяется общественная острота и воспитательная действенность произведений В. Овечкина.

продолжение книги...