.

И это сильный пол? Яркие афоризмы и цитаты знаменитых людей о мужчинах


.

Вся правда о женщинах: гениальные афоризмы и цитаты мировых знаменитостей




К. Маркс и Ф. Энгельс о русском пролетариате как передовой революционной силе и участие их в распространении марксизма в России


вернуться в оглавление работы...

В.Н.Котов. "К.Маркс и Ф.Энгельс о России и русском народе"
Изд. "Знание", Москва, 1953 г.
OCR Biografia.Ru

продолжение работы...

Лекция вторая
К. Маркс и Ф. Энгельс о русском пролетариате как передовой революционной силе и участие их в распространении марксизма в России


Реформа 1861 года расчистила почву для утверждения капитализма в России.
«...После 61-го года,— указывал В. И. Ленин,— развитие капитализма в России пошло с такой быстротой, что в несколько десятилетий совершались превращения, занявшие в некоторых старых странах Европы целые века» (1).
После отмены крепостного права и особенно после выхода в свет «Капитала» К. Маркса в русской социалистической литературе встал, как первостепенный и главный, вопрос о перспективах экономического и политического развития России, «о судь-
---------------------------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 17, стр. 95—96.
---------------------------------------------------
бах капитализма» в России. «..Около этого вопроса,— писал В. И. Ленин,— сосредоточивались самые жгучие прения, в зависимости от него решались самые важные программные положения» (1).
Ломка феодально-крепостнических отношений, развитие капитализма и формирование новых общественных классов в пореформенной России привлекли внимание Маркса и Энгельса. В 70-х годах К. Маркс предпринял специальное изучение огромной экономической литературы и статистических исследований о России.
В письме в редакцию русского журнала «Отечественные записки» К. Маркс в 1877 году заметил: «Чтобы иметь возможность со знанием дела судить об экономическом развитии России, я изучил русский язык и затем в течение долгих лет изучал официальные и другие издания, имеющие отношение к этому предмету» (2).
В переписке с русскими корреспондентами Маркс неоднократно указывал на свои занятия по изучению экономической жизни России. В руках Маркса находились официальные материалы, которые систематически доставлялись ему из России. Это были исследования-выпуски «Военно-статистического сборника» о землевладении и сельском хозяйстве, «Статистика поземельной собственности и населенных мест Европейской России», «Сборники материалов для изучения сельской поземельной общины», многотонные труды специальной правительственной комиссии по пересмотру системы податей и сборов, книги со «Сводом отзывов губернских присутствий по крестьянским делам по проекту преобразования подушной системы сборов» и другие материалы.
К. Маркс внимательно изучал работы русских экономистов и делал из них обширные выписки. Среди книг, из которых Маркс делал выписки, а также книг, прочитанных им и имеющих на себе следы его пометок и отдельных замечаний, следует прежде всего назвать работы Н. Г. Чернышевского «Письма без адреса», Н. Флеровского «Положение рабочего класса в России», К. Кошелева «Наше положение», К. Кавелина «Чем нам быть?», Ю. Самарина и Ф. Дмитрова «Революционный консерватизм», В. Скалдина «В захолустьи и в столице», Ю. Янсона «Опыт статистического исследования о крестьянских наделах и платежах» и др.
К. Маркс собрал ценнейшую библиотеку, по вопросам экономического развития России.
Ф. Энгельс в письме к Лаврову от 28 января 1884 года отмечает богатство русской библиотеки Маркса, которая «содержит очень ценные материалы о современном социальном поло-
-----------------------------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 1, стр. 249.
2. Переписка К.. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 221.
-----------------------------------------------------
жении России. Там собрано почти все, что вышло по этому вопросу» (1). В письме к Зорге от 29 июня 1883 года Энгельс указывал, что у Маркса было «по одной только русской статистике более 2 кубических метров книг...» (2).
Русские политические деятели не раз обращались к Марксу и Энгельсу за разрешением вопросов о характере экономического развития России, о развитии капитализма, о судьбе крестьянской поземельной общины. В своих ответах основоположники марксизма освещали эти вопросы и дали блестящий прогноз дальнейшего экономического и политического развития России.
К. Маркс и Ф. Энгельс уделяли большое внимание процессу развития крупной капиталистической промышленности. Они подчеркивали ее решающее значение в капиталистическом преобразовании страны и формировании новых классов — буржуазии и пролетариата. «В России,— указывал Энгельс еще в 1848 году,— промышленность развивается колоссальными шагами и превращает даже русских бояр все более и более в буржуа» (3). Яркое представление о развитии русской промышленности дает Маркс в «Капитале», где он писал, что на «русской почве, столь обильной всяческими безобразиями, находятся в полном расцвете старые ужасы младенческого периода английской фабричной системы» (4). Подчеркивая развитие в России домашней промышленности, Маркс указывает, что «эта домашняя промышленность все более и более вынуждается служить капиталистическому производству...» (5).
Началом новой, промышленной эры для России К. Маркс и Ф. Энгельс считали реформу 1861 года. «С 1861 г. в России,— указывал Энгельс, — начинается развитие современной промышленности в масштабе, достойном великого народа» (6).
Реформа 1861 года создала все необходимые предпосылки для развития крупной промышленности и завершения промышленного переворота. Говоря о быстром развитии крупной промышленности в России во второй половине XIX века, Энгельс подчеркивал, что «эта промышленная революция была сама по себе неизбежна» (7). В другом месте Энгельс указывал, что предварительным условием для возникновения такой промышленности «явилось так называемое освобождение крестьян; вместе с ним наступила для России капиталистическая эра...» (8). Промышленная революция получила свое заверше-
-------------------------------------------------------
1. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 269.
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXVII, стр. 323.
3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. V, стр. 247.
4. К. Маркс. Капитал, т. I, стр. 564. Госполитиздат. 1949.
5. К. Маркс. Капитал, т. II, стр. 238. Госполитиздат. 1949.
6. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 153.
7. Там же, стр. 162.
8. Там же, стр. 292.
--------------------------------------------------------
ние в пореформенный период. «...В короткое время,— отмечает Энгельс,— в России были заложены все основы капиталистического способа производства» (1).
С развитием крупной капиталистической промышленности увеличивалась численность городского населения за счет земледельческого, резко углублялся процесс отделения непосредственного производителя от средств производства, шел неуклонный рост современного промышленного пролетариата, условия жизни которого становились все более нищенскими. «Если Россия,— писал Энгельс,— нуждалась после Крымской войны в отечественной крупной промышленности, то она могла получить ее лишь в одной форме: в капиталистической форме. Ну, а вместе с этой формой она должна была принять и все те последствия, которые сопровождают капиталистическую крупную промышленность во всех других странах.
Но я не вижу, чтобы результаты промышленной революции, совершающейся на наших глазах в России, отличались в чем-нибудь от того, что мы видим или видели в Англии, Германии, Америке» (2).
Развитие крупной промышленности в России создало все необходимые объективные условия для роста современного промышленного пролетариата. Связанный с наиболее передовой формой хозяйства — крупным производством, пролетариат, России рос количественно и качественно и превращался в величайшую силу революционного освободительного движения, способную возглавить движение народных масс за торжество социалистической революции. «Капиталистическое производство,— писал Энгельс Даниельсону,— готовит свою собственную гибель, и Вы можете быть уверены, что так будет и в России» (3).
История революционной борьбы русского рабочего класса против царизма и капитализма, завершившаяся установлением диктатуры пролетариата, уничтожением эксплуататорских классов, построением социалистического общества в нашей стране, подтвердила этот великий прогноз Ф. Энгельса. Переплетение гнета капиталистического с гнетом феодальным и национальным, высокая концентрация русской промышленности, союз пролетариата с крестьянством при руководящей роли пролетариата в этом союзе, наличие боевой ленинско-сталинской партии необычайно быстро превратили «рабочий класс России в величайшую силу политической жизни страны» (4). Свое выступление русский пролетариат уже в 70-х годах XIX столетия
---------------------------------------------------------
1. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 295.
2. Там же, стр. 166.
3. Там же, стр. 168.
4. И. В. Сталин. Соч., т. 6, стр. 128.
--------------------------------------------------------
ознаменовал стачками и созданием классовых рабочих союзов. Из среды русского рабочего класса выдвинулись способные организаторы и руководители рабочего движения, среди которых наиболее видными были Петр Алексеев, Степан Халтурин и многие другие. С зарождением и развитием пролетариата в России появилась и развилась та сила, которая выросла в гегемона революции, могильщика капитализма, творца нового, коммунистического строя. В лице рабочего класса крестьянство и все демократические силы России обрели своего руководителя, который возглавил величайшую в мире народную революцию, ставшую прологом социалистической революции.
Рабочее движение стало одним из основных факторов общественно-политической жизни России в пореформенный период. «Кто искренно интересуется судьбами освободительного движения в нашей стране, — писал В. И. Ленин, — тот не может не интересоваться прежде всего нашим рабочим движением» (1).
Решающее значение революционной борьбы пролетариата в истории освободительного движения отмечал И. В. Сталин: «В России и вообще везде только революционный пролетариат призван историей освободить человечество и дать миру счастье» (2).
Идеологи рабочего класса К. Маркс и Ф. Энгельс с особенным интересом следили за революционным движением русского рабочего класса, который от экономических стачек стал переходить к политической борьбе против русского самодержавия и русской буржуазии. Энгельс в 1875 году писал о России как о стране, «где рабочее движение, как известно, так гигантски развито» (3).
К. Маркс и Ф. Энгельс внимательно изучали выходившие в свет русские книги, посвященные формированию нового общественного класса — промышленного пролетариата. Одной из таких наиболее популярных книг русской литературы была работа Н. Флеровского «Положение рабочего класса в России», увидевшая свет в 1869 году. Участник революционного движения 60-х годов, Флеровский обрисовал экономическое положение России после отмены крепостного права и с исключительной силой показал нищету и страдания трудящихся масс. Книга Н. Флеровского в год ее выхода была прислана из России Марксу. Своей правдивостью и жгучей ненавистью к эксплуататорам книга произвела огромное впечатление на Маркса. В феврале 1870 года он писал Энгельсу: «...Это — самая значительная книга, какая только появилась
---------------------------------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 18, стр. 486.
2. В. Сталин. Соч., т. 1, стр. 8.
3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XV, стр. 232.
---------------------------------------------------------
после твоего произведения о «Положении рабочего класса в Англии» (1).
В своем письме членам Русской секции I Интернационала К. Маркс также с уважением отозвался о книге Н. Флеровского: «Это — труд серьезного наблюдателя, бесстрашного труженика, беспристрастного критика, мощного художника и прежде всего человека, возмущенного против гнета во всех его видах, не терпящего всевозможных национальных гимнов и страстно делящего все страдания и все стремления производительного класса. Такие труды, как Флеровского и как вашего учителя Чернышевского, делают действительную честь России и доказывают, что ваша страна тоже начинает участвовать в общем движении нашего века» (2).
К. Маркс и Ф. Энгельс опровергли утверждение народников о том, что Россия не будет иметь пролетариата, что капитализм для России является якобы случайным явлением, регрессом, уклонением от пути, определенного всем ходом исторического развития страны. Высказывания Маркса и Энгельса о капиталистическом характере экономического развития России, об обострении в ней феодальных и капиталистических противоречий, о перспективах общественного развития страны имели огромное значение для русских марксистов в их борьбе против реакционных доктрин народников.
Основоположники марксизма не только изучали положение рабочего класса в России, формы и методы его революционной борьбы,— они следили также за распространением в России революционной идеологии рабочего класса — марксизма и сами активно содействовали распространению этой идеологии в среде русских революционеров.
К. Маркс и Ф. Энгельс первые разработали научный метод познания и изменения как природы, так и общественной жизни. Созданная К. Марксом и Ф. Энгельсом новая, революционная философия явилась научным выражением потребностей развития материальной жизни общества, выражением коренных интересов рабочего класса. Марксистская философия определила всемирно-историческую роль пролетариата, дала ответы на вопросы, поставленные освободительной борьбой последнего.
Идеи научного социализма, разработанные Марксом и Энгельсом, духовно вооружили рабочий класс всех стран и в том числе русский рабочий класс, который стал в авангарде борьбы трудящихся России и всего мира за социальное и национальное освобождение.
«Маркс и Энгельс учили, — указывается в «Кратком курсе
------------------------------------------------------------
1 К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XXIV, стр. 287.
2. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 39.
------------------------------------------------------------
истории ВКП(б)»,— что промышленный пролетариат является самым революционным и потому — самым передовым классом капиталистического общества, что только такой класс, как пролетариат, может собрать вокруг себя все недовольные капитализмом силы и повести их на штурм капитализма» (1).
Великое учение научного социализма, созданное Марксом и Энгельсом и развитое в новой исторической обстановке Лениным и Сталиным, нашло в России благоприятную почву. Еще при жизни Маркса и Энгельса на русский язык была переведена большая часть их произведений.
Русские революционеры, ведя самоотверженную борьбу против феодально-крепостнического абсолютизма, обращались к произведениям Маркса и Энгельса, которые становились известными в России почти тотчас же после выхода их из печати.
Передовые русские общественные деятели познакомились с некоторыми произведениями Маркса и Энгельса еще в 40-х годах XIX века. Наиболее ранним известным откликом на произведения Маркса и Энгельса в России является статья «Германская литература», напечатанная в 1843 году в журнале «Отечественные записки» и содержащая местами почти буквальный перевод юношеской брошюры Ф. Энгельса «Шеллинг и откровение». Данная Энгельсом в этой его работе критика реакционного мистицизма Шеллинга и реакционной направленности идеалистической философии Гегеля нашли сочувствие у В. Г. Белинского, который отметил умный и дельный характер статьи, а следовательно, и брошюры Энгельса.
Особенно сильное впечатление произвела на В. Г. Белинского статья К. Маркса «К критике гегелевской философии права», напечатанная в «Немецко-французском ежегоднике». В письме к Герцену Белинский писал о том бодром настроении, которое вызвало у него чтение статьи Маркса. В 60-х годах в России получила известность книга К. Маркса «К критике политической экономии», о которой студентам читалась лекция в Московском университете. В 1860 году Маркс писал: «В России моя книга вызвала большой шум, и один профессор прочел о ней в Москве лекцию. Кроме того, я получил от русских множество дружеских писем по поводу нее...» (2). Имена Маркса и Энгельса были в России более популярны, чем в какой-либо другой стране. Произведения их находили здесь широкое распространение.
«Мое сочинение против Прудона (1847) (3),—писал Маркс,— и то, что издал Дункер (1859) (4), нигде не нашли такого сбыта, как в России» (5).
--------------------------------------------------------
1. История ВКП(б). Краткий курс, стр. 11.
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXV, стр. 371.
3. «Нищета философии».
4. «К критике политической экономии».
5. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXV, стр. 534.
--------------------------------------------------------
После падения крепостного права в русских журналах все чаще и чаще появляются статьи о работах Маркса и Энгельса. Вокруг книги Ф. Энгельса «Положение рабочего класса в Англии» развернулась дискуссия, в которой против книги Энгельса активно выступила русская реакционная печать. Защиту Энгельса и его книги взял на себя орган революционной демократии в России — журнал «Современник», редактировавшийся Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым. В 1861 году в «Современнике» была напечатана статья Шелгунова «Рабочий пролетариат в Англии и Франции», в которой было дано сокращенное изложение, а местами дословный перевод книги Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». Статья Шелгунова читалась передовыми рабочими. В 1869 году в Женеве появился первый русский перевод «Манифеста Коммунистической партии». Это издание в России оставалось пока мало известным. В 1870 году была предпринята попытка популяризации в России произведений К. Маркса и Ф. Энгельса учениками Чернышевского, русскими революционными эмигрантами, образовавшими в Женеве Русскую секцию I Интернационала. Члены секции лично были знакомы с Марксом, активно поддерживали его в борьбе против дезорганизаторской деятельности анархиста Бакунина в I Интернационале.
Члены Русской секции обратились к Марксу с просьбой быть ее представителем в Генеральном совете I Интернационала.
В своем ответе членам Русской секции Маркс сообщил, что программа и устав Русской секции согласны с общими уставами Интернационала и что Генеральный совет единодушно принял Русскую секцию в состав Интернационала. «Я с удовольствием,— писал К. Маркс,— принимаю почетную обязанность, которую вы мне предлагаете, быть вашим представителем при Главном совете» (1).
В 1867 году в Германии на немецком языке вышел в свет первый том гениального труда Маркса «Капитал» — произведения, составившего эпоху в истории человечества. К. Маркс дал в этом произведении классическое исследование капиталистического общества и научно обосновал неизбежность социалистической революции и торжества коммунизма. Это был, по словам Маркса, «...самый страшный снаряд, который когда-либо был пущен в голову буржуа (включая и земельных собственников)» (2). Ленин называл «Капитал» величайшим политико- экономическим произведением, в котором с замечательной глубиной вскрыта закономерность возникновения, развития и ги-
---------------------------------------------------------
1. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 38.
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXV, стр. 484.
---------------------------------------------------------
бели капитализма, неизбежность революционного превращения капиталистического общества в коммунистическое.
«Капитал» Маркса вызвал к себе огромный интерес в России со стороны представителей самых разнообразных течений общественной мысли. В то время как в странах Западной Европы и Америки выход в свет «Капитала» был встречен своеобразным «заговором молчания», в России, как сообщал русский корреспондент Марксу, спрос на книгу «очень велик» (1).
Огромное значение и популярность изданного на немецком языке труда Маркса «Капитал» побудили в 1868 году одного из передовых издателей, Н. П. Полякова, близкого к Н. Г. Чернышевскому, предпринять перевод этой работы на русский язык. Русскими переводчиками первого тома «Капитала» были друг Маркса и Энгельса Г. Л. Лопатин и Н. Ф. Даниельсон, снабжавший Маркса и впоследствии Энгельса книгами и материалами о России.
К. Маркс и Ф. Энгельс были обрадованы известием о предпринимаемом переводе «Капитала» на русский язык. В письме к Энгельсу от 4 октября 1868 года К. Маркс писал: «Меня, разумеется, чрезвычайно обрадовало известие о том, что моя книга появится в Петербурге в русском переводе» (2). В письме к Марксу от 8 октября 1868 года Ф. Энгельс отмечал: «Русский перевод — весьма отрадное явление; лишь только дело несколько подвинется вперед, надо будет сообщить о нем в газетах» (3). В письме от 12 октября 1868 года К. Маркс писал Кугельману: «Несколько дней тому назад один петербургский издатель поразил меня известием, что печатается русский перевод «Капитала» (4).
Маркс внимательно следил за изданием его книги в России. Выход в свет русского перевода «Капитала» в марте 1872 года доставил К. Марксу огромную радость. Друг Маркса, рабочий Ф. Леснер вспоминает по этому поводу: «В начале октября 1868 г. Маркс сообщил мне с большой радостью, что первый том «Капитала» переведен на русский язык и находится в печати... Когда готовый экземпляр русского «Капитала» дошел, наконец, из Петербурга, то это событие, как важное знамение времени, превратилось для него, его семьи и для его друзей в настоящее торжество».
Россия была первой страной, на языке которой появился перевод «Капитала» с немецкого языка. Маркс в письме к Кугельману отметил, что «...первым переводом «Капитала» на иностранный язык оказывается перевод на русский» (5).
-----------------------------------------------------------
1. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 72.
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXIV, стр. 110.
3. Там же, стр. 112.
4. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXV, стр. 534.
5. Там же.
-----------------------------------------------------------
Экземпляр русского перевода "Капитала" был послан К. Марксу в Лондон. В письме к Даниельсону Маркс писал: «Прежде всего большое спасибо за прекрасно переплетенный экземпляр. Перевод сделан мастерски» (1).
Маркс живо интересовался тем приемом, который был оказан «Капиталу» в России. В письме к Даниельсону от 12 декабря 1872 года Маркс писал: «С нетерпением ожидаю обещанной критики (рукописной), а также всякого печатного материала, имеющегося у Вас по этому вопросу. Дело в том, что один из моих друзей хочет в ближайшее время написать статейку о приеме, оказанном моей книге в России (2). В 1880 году в письме к Зорге Маркс отметил, что «Капитал» в России «больше читают и ценят, чем где бы то ни было...» (3).
Революционные идеи марксизма, распространявшиеся в России при помощи вождей и учителей мирового пролетариата, накладывали свой отпечаток на деятельность первых организаций русского рабочего класса. Так, на устав «Южнороссийского союза рабочих» (1875 г.) определенное влияние оказал, в частности, устав I Интернационала, написанный К. Марксом и помещенный в приложении к книге Бехера «Рабочий вопрос», очень популярной среди членов Союза. На программу «Северного союза русских рабочих» (1878 г.) известное влияние оказали программные документы I Интернационала, с деятельностью которого был знаком один из организаторов Союза (В. Обнорский). Своей конечной целью «Северный союз русских рабочих» ставил в программе «ниспровержение существующего политического и экономического строя государства, как строя крайне несправедливого».
В 80-х годах XIX века активною деятельность по распространению в России взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса развернуло нелегальное «Общество переводчиков и издателей», возникшее в среде московского студенчества. Члены «Общества» выпустили в собственных переводах ряд произведений Маркса и Энгельса: «Развитие социализма от утопии к науке», «Наемный труд и капитал», «Гражданская война во Франции» и др. Деятели «Общества» имели связь с группой «Освобождение труда». Представитель «Общества» Евгения Паприц установила связь с Энгельсом. В 1884 году в письме к Энгельсу Паприц сообщила ему о своем переводе его труда «Очерки критики политической экономии» н просила помочь ей достать книгу «Анти-Дюринг». Энгельс скоро откликнулся на письмо Паприц: «...Наши идеи и экономическая наука, — писал он,— корен-
-------------------------------------------------
1. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 79. 2. Там же, стр. 87.
3. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма, стр. 339. Госполитиздат. 1947.
-------------------------------------------------
ным образом переработанная Марксом, всегда встречали понимание и симпатию. Вы, наверное, знаете, что в самое последнее время были переведены и изданы по-русски многие из наших работ, а вскоре будут переведены н напечатаны еще некоторые в частности «Нищета философии» Маркса. Его небольшая работа, написанная до 1848 г., «Наемный труд и капитал» тоже принадлежит к этой серии и напечатана под этим заглавием.
Я чрезвычайно польщен тем, что Вы считаете полезным перевести мои «Очерки [критики политической экономии]»... Посылаю Вам по почте экземпляр "Анти-Дюринга" (1).
К. Маркс и Ф. Энгельс были обрадованы появлением в 1882 году русского перевода «Манифеста Коммунистической партии», сделанного Г. В. Плехановым. К русскому изданию текста «Манифеста» Маркс и Энгельс написали предисловие.
Формирование современного промышленного пролетариата, рост рабочего движения создавали в пореформенный период широкую и прочную основу для распространения в России идей марксизма, соединения стихийного рабочего диижевия с социализмом, образования революционной партии рабочего класса. Огромную роль в распространении идей марксизма сыграла возникшая за границей, в Женеве, в 1883 году первая русская марксистская группа «Освобождение труда». Честь создания этой группы принадлежит выдающемуся пропагандисту и популяризатору марксизма в России Г. В. Плеханову.
«Группа «Освобождение труда»,— указывается в «Кратком курсе истории ВКП(б)»,— проделала большую работу по распространению марксизма в России. Она перевела на русский язык работы Маркса и Энгельса: «Манифест коммунистической партии», «Наемный труд и капитал», «Развитие социализма от утопии к науке» и другие, напечатала их за границей и стала тайно распространять в России» (2).
Свою деятельность по распространению и популяризации идей марксизма в России, связанную с борьбой против ошибочных взглядов народников, группа «Освобождение труда» развертывала при содействии Энгельса, оказывавшего ей большую помощь.
В письме к В. Засулич Ф. Энгельс в 1885 г. писал: «...Я горжусь тем, что среди русской молодежи существует партия, которая искренне и без оговорок приняла великие экономические и исторические теории Маркса и решительно порвала со всеми анархическими и несколько славянофильскими традициями своих предшественников. Сам Маркс был бы так же горд этим, если бы прожил немного дольше. Это прогресс, который будет иметь огромное значение для развития револю-
-------------------------------------------------
1. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 277.
2. История ВКП (б). Краткий курс, стр. 10—11.
-------------------------------------------------
ционного движения в России» (1). Энгельс сам рекомендовал группе «Освобождение труда» произведения для перевода, давал советы переводчикам, читал все издания группы Г. В. Плеханова, являвшейся единственной заграничной русской марксистской группой, которой Энгельс доверял издание своих и Маркса произведений.
Ф. Энгельс высоко ценил новые переводы группы «Освобождение труда» и предавал большое значение их изданию и распространению в России. В 1884 году в письме к Лаврову Энгельс отметил: «Женевские русские издания — «Манифеста» (2) и т. д.— доставили мне большое удовольствие» (3). Ф. Энгельс считал русский перевод «Манифеста» наилучшим из всех существовавших тогда иностранных переводов. «Переводить «Манифест»,— писал Энгельс,— дьявольски трудно; русские переводы, пожалуй, лучшие из всех, которые я встречал» (4).
В 1883 году В. Засулич сообщила Энгельсу о том, что в ее переводе печатается его сочинение «Развитие социализма от утопии к науке». В ответном письме Энгельс писал: «Мне доставило большое удовольствие Ваше сообщение, что именно Вы взяли на себя перевод моего «Развития [социализма] и т. д.». Жду с нетерпением появления Вашего труда и вполне оцениваю честь, которую Вы мне оказываете» (5). Ф. Энгельс высоко отозвался о качестве перевода В. Засулич, когда получил от нее экземпляр русского издания упомянутой книги. «Ваш перевод моей брошюры, — писал он Засулич,— я нахожу превосходным» (6).
В марте 1884 года группа «Освобождение труда» попросила Энгельса разрешить напечатать русский перевод книги К. Маркса «Нищета философии», прислать текст написанного Энгельсом предисловия к немецкому изданию, просмотреть корректурные листы русского издания и сделать, если понадобится, замечания. Энгельс немедленно ответил на эту просьбу: «Для меня и для дочерей Маркса будет праздником тот день, когда появится в свет «Нищета философии» в русском переводе. Само собой разумеется, что я с удовольствием предоставлю в Ваше распоряжение весь материал, который может Вам быть полезен» (7).
В ответ иа сообщение группы о широком распространении в России идей марксизма и ее просьбу указать, какие марксист-
-----------------------------------------------
1. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма, стр. 387—388.
2. «Манифест Коммунистической партии».
3. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 270.
4. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXVII, стр. 322.
5. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 303.
6. Там же, стр. 307.
7. Там же, стр. 305.
-----------------------------------------------
ские произведения следует еще переводить, Энгельс писал: «То, что Вы мне сообщаете о росте в России интереса к изучению книг по теории социализма, доставило мне большое удовольствие... Вы просите меня указать Вам книги для перевода. Но ведь Вы уже перевели или обещали перевести почти все произведения Маркса; из моих Вы уже взяли лучшие...» (1).
Произведения К. Маркса и Ф. Энгельса популяризировались группой «Освобождение труда» не только в русских переводах, но и в собственных сочинениях членов группы и прежде всего в таких работах Г. В. Плеханова, как «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия», «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и др., в которых систематически и со всеми практическими выводами излагались идеи марксизма и критиковались взгляды народников.
Ф. Энгельса чрезвычайно радовали и воодушевляли успехи рабочего движения в России и создание русской революционной группы, которая направила свою деятельность на пропаганду идей марксизма, на борьбу против самодержавия и капиталистического гнета.
В одном из своих писем группе «Освобождение труда» Ф. Энгельс указал русским марксистам на необходимость творчески развивать марксизм, самостоятельно разрабатывать марксистскую теорию и тактику в зависимости от конкретных условий русской действительности. «Для меня, — писал Энгельс, — историческая теория Маркса — основное условие всякой выдержанной и последовательной революционной тактики; чтобы найти эту тактику, нужно только приложить теорию к экономическим и политическим условиям данной страны» (3).
Произведения членов группы «Освобождение труда» получили широкое распространение не только в России, но и в других странах, особенно в Болгарии, где социал-демократы переводили сочинения русских марксистов на болгарский язык.
«...Мы на Западе,— писал Энгельс болгарским социал-демократам,— от души радуемся этим нашим юго-восточным форпостам на границе Азии, которые несут к берегам Черного и Эгейского морей поднятое Марксом знамя современного пролетариата (если бы Маркс сам дожил до этого!) и которые на приманки и угрозы русского царизма отвечают тем, что царским прокламациям противопоставляют социалистические труды передовых борцов русского пролетариата. Я очень рад был видеть перевод работ Плеханова на болгарский язык» (3).
В 80—90-х годах XIX века на русский язык были переведены II и III тома «Капитала». Русский перевод II тома вышел в свет в конце 1885 года, почти тотчас же после появления
-------------------------------------------------
1. Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями, стр. 305.
2. К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные письма, стр. 388. Там же, стр. 461.
-------------------------------------------------
подготовленного Энгельсом к печати немецкого издания Ф. Энгельс, несмотря на чрезвычайную свою загруженность работой по разбору и публикации рукописей К. Маркса, регулярно пересылал правленные им корректурные листы II тома русскому переводчику в Петербурге, III том «Капитала» вышел в свет в русском переводе в 1896 году, уже после смерти Энгельса. Труд Маркса, написанный на основе изучения огромного исторического материала, научно обосновал необходимость борьбы пролетариата за свою диктатуру, против тех общественных классов, тех политических учреждений и теорий, которые тормозят общественное развитие.
«Потому-то «Капитал» и имел такой гигантский успех...»,— писал в 1894 году В. И. Ленин. Книга эта «показала читателю всю капиталистическую общественную формацию как живую — с ее бытовыми сторонами, с фактическим социальным проявлением присущего производственным отношениям антагонизма классов, с буржуазной политической надстройкой, охраняющей господство класса капиталистов, с буржуазными идеями свободы, равенства и т. п., с буржуазными семейными отношениями» (1).
В. И. Ленин и И. В. Сталин с самого начала своей революционной деятельности по руководству борьбой рабочего класса и крестьян России за освобождение их от феодального и капиталистического гнета опирались на опыт К. Маркса и Ф. Энгельса, на основные принципы марксизма, отстояли чистоту учения основоположников научного социализма от опошления его оппортунистами всех мастей, развили это учение дальше, применительно к новым историческим условиям.
Распространение марксизма в России с 90-х годов и соединение его с рабочим движением неразрывно связаны с именами В. И. Ленина и И. В. Сталина.
В. И. Ленин начал знакомиться с произведениями Маркса и Энгельса уже в ранней юности. Его старший брат Александр, приезжая летом 1885 и 1886 годов в Симбирск на каникулы из Петербурга, привозил с собой «Капитал» Маркса, который тогда же изучался Лениным.
Книга Маркса произвела на Владимира Ильича неизгладимое впечатление. «Он с большим жаром и воодушевлением, — вспоминает А. И. Ульянова-Елизарова, — рассказывал мне об основах теории Маркса и тех новых горизонтах, которые она открывала... От него так и веяло бодрой верой, которая передавалась и собеседникам. Он и тогда уже умел убеждать и увлекать своим словом».
В. И. Ленин изучал произведения К. Маркса и Ф. Энгельса, овладевал теорией марксизма в казанском марксистском кружке, организованной Н. Е. Федосеевым. В Самаре в 1889 году Ленин пропагандировал марксизм в нелегальных кружках ре-
-----------------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 1, стр. 124.
-----------------------------------------
волюционной молодежи, читал реферат о книге Маркса «Нищета философии» и выступал с критикой народничества. Он сам перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии» Маркса и Энгельса. «Эта небольшая книжечка, — писал в 1895 году В. И. Ленин, — стоит целых томов: духом ее живет и движется до сих пор весь организованный и борющийся пролетариат цивилизованного мира» (1).
В 1893 году Ленин, уже вполне сложившийся, беззаветно преданный рабочему классу революционер-марксист, переехал в Петербург, который являлся не только политическим центром страны, но и одним из самых крупных промышленных городов России. «Когда в 1893 году он приехал в Питер,— рассказывает Н. К. Крупская о Ленине, — он поразил всех нас, тогдашних марксистов, тем, как много он знал из произведений Маркса и Энгельса».
Для В. И. Ленина марксизм всегда был не догмой, а руководством к действию. Глубоко изучая экономическое и политическое развитие России, Ленин воплощал идеи марксизма в революционную практику российского пролетариата.
«Необыкновенно глубокое знание Маркса, — указывает И. В. Сталин в «Кратком курсе истории ВКП(б),— умение применять марксизм в экономической и политической обстановке России того времени, горячая, несокрушимая вера в победу рабочего дела, выдающийся организационный талант — все это сделало Ленина признанным руководителем петербургских марксистов» (2).
В своих первых больших работах: «По поводу так называемого вопроса о рынках», «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве» и др., В. И. Ленин ссылается на большое число произведений Маркса и Энгельса, в частности на «Манифест Коммунистической партии», «Критику политической экономии», «Нищету философии», «Немецкую идеологию», «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «18-е брюмера Луи Бонапарта», «Гражданскую войну во Франции», «Критику Готской программы», на все тома «Капитала», на письма Маркса и Энгельса. Наиболее важные места из произведений основоположников научного социализма Ленин переводил для себя на русский язык.
В 1895 году В. И. Ленин четыре месяца находился за границей, куда он был послан петербургскими социал-демократами для установления связи с группой «Освобождение труда» и ознакомления с западноевропейским рабочим движением. В Швейцарии Ленин пробыл примерно полтора месяца и более
---------------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 2, стр. 10.
2. История ВКП(б). Краткий курс, стр. 17—18.
---------------------------------------
двух месяцев — в Париже и Берлине. Пребывание за границей В. И. Ленин использовал также для того, чтобы изучить те произведения Маркса и Энгельса, которых нельзя было достать в России. Например, он посещал Прусскую библиотеку, чтобы прочитать «Святое семейство».
Несмотря на страстное желание, В. И. Ленину не пришлось увидеться с Ф. Энгельсом, который был в это время тяжело болен. В Париже Ленин познакомился с французскими социалистами, в том числе с зятем Маркса — Полем Лафаргом.
К концу пребывания Ленина за границей в августе 1895 года умер Ф. Энгельс. В. И. Ленин написал статью-некролог «Фридрих Энгельс», которая до сих пор остается в мировой литературе лучшим жизнеописанием одного из основоположников революционного марксизма.
В некрологе В. И. Ленин осветил роль и место учения и деятельности Маркса и Энгельса в развитии мирового революционного движения, указал на личную и письменную связь Энгельса с русскими политическими деятелями и на его огромный интерес к борьбе русского народа против самодержавия и крепостничества.
«Русские революционеры, — заключал свою статью В. И. Ленин, — потеряли в нем своего лучшего друга» (1).
В 1914 году В. И. Ленин написал статью «Карл Маркс», в которой наряду с блестящим биографическим очерком жизни и деятельности Маркса дал замечательно цельное и глубокое изложение содержания марксизма как идеологии рабочего класса, как системы взглядов и учения К. Маркса. Статья эта — ценнейший вклад в сокровищницу марксизма-ленинизма.
И. В. Сталин начал изучать марксистскую литературу с пятнадцатилетнего возраста. «В революционное движение, — говорит И. В. Сталин, — я вступил с 15-летнего возраста, когда я связался с подпольными группами русских марксистов, проживавших тогда в Закавказье. Эти группы имели на меня большое влияние и привили мне вкус к подпольной марксистской литературе» (2).
Семнадцатилетним юношей Сталин в семинарии изучает по рукописи, переписанной с единственного оказавшегося в библиотеке экземпляра первого русского издания, «Капитал» Маркса, «Манифест Коммунистической партии» и другие произведения основоположников марксизма. В Тифлисской духовной семинарии Сталин создал марксистский кружок, в котором читал отрывки из произведений Маркса и Энгельса. Интенсивную пропагандистскую работу Сталин ведет в рабочих круж-
-----------------------------------------
1. В. И. Ленин. Соч., т. 2, стр. 13.
2. Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография, стр. 8. Госполитиздат, 1947.
-----------------------------------------
ках. 29 мая 1899 года правление духовной семинарии за активную революционную деятельность, за пропаганду марксизма исключило его из семинарии.
И В. Сталин, ведя широкую пропаганду идеи марксизма соеди рабочих, сочетал пропаганду революционного марксизма с руководством забастовочным движением и политической борьбой пролетариата крупнейших промышленных центров Закавказья — Тифлиса и Баку.
Под руководством Ленина и Сталина марксистские кружки в России впервые стали на путь соединения научного социализма с рабочим движением. Эту историческую задачу внесения социалистического сознания в рабочее движение стал осуществлять созданный В. И. Лениным «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».
«Образование Лениным петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» (1895 год), который повел массовую агитацию среди рабочих и руководил массовыми стачками, означало новый этап — переход на массовую агитацию среди рабочих и соединение марксизма с рабочим движением. Петербургский «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» явился первым зачатком революционной пролетарской партии в России. Вслед за петербургским «Союзом борьбы» создались организации марксистов во всех главных промышленных центрах, равно как и на окраинах» (1).
В средине 90-х годов возникла марксистская организация в Закавказье, где под руководством И. В. Сталина большой размах приняла революционная борьба рабочих. Подобно Ленину, который объединил марксистские рабочие кружки в Петербурге, И. В. Сталин объединил марксистские рабочие кружки в Тифлисе и возглавил Тифлисскую центральную социал-демократическую группу.
Широкое развертывание рабочего движения, глубокое распространение марксизма, соединение социализма с рабочим движением открыло новый период в истории революционного движения в России — пролетарский период, который начался с 1895 года и привел к победе социалистической революции в нашей стране.
«Русский марксизм, — указывал Ленин, — родился в начале 80-х годов прошлого века в трудах группы эмигрантов (группа «Освобождение труда»).
Но течением русской общественной мысли и составной частью рабочего движения марксизм в России стал лишь с половины 90-х годов прошлого века, когда началась «волна» марксистской литературы в России и социал-демократического рабочего движения» (2).
-------------------------------------
1. История ВКП(б). Краткий курс, стр. 26.
2. В. И. Ленин. Соч., т. 15, стр. 363.

продолжение работы...