"О творчестве Горького", сборник статей под ред. И.К.Кузьмичева Горьковское книжное издательство, 1956 г. OCR Biografia.Ru
продолжение книги...
В. Л. МОРОХИН. УЧАСТИЕ ГОРЬКОГО В ПЕРВОЙ РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
Первая русская революция, пятидесятилетие которой отмечают в этом году народы Советского Союза и все прогрессивное человечество, имела огромное историческое значение. В 1905 году, как отмечал В. И. Ленин, «...рабочий класс России нанес первый могучий удар царскому самодержавию. Пролетариат поднял в те великие дни миллионы трудящихся на борьбу с их угнетателями». (1) Являясь поистине первой народной революцией эпохи империализма, русская революция 1905—1907 годов «открыла новую страницу во всемирной истории — эпоху глубочайших политических потрясений и революционных бурь, положила начало подъему рабочего движения в Европе и национально-освободительного движения угнетенных народов Азии. Первая русская революция до основания потрясла строй царского самодержавия и нанесла серьезный удар по господству помещиков и капиталистов». (2) Обнажив политическую сущность всех партий и групп, наглядно показав народным массам подлинное лицо не только царизма, но и господствовавших в стране классов, революция 1905 — 1907 годов явилась боевой школой политического воспитания трудящихся. Эту школу политического воспитания великий русский писатель А. М. Горький прошел в рядах революционного пролетариата и его авангарда — большевиков, ленинцев. ------------------------------------
1. В. И. Ленин, Соч., т. 16, стр. 270. 2. «Пятьдесят лет первой русской революции (тезисы)», «Правда», 22 января 1955 г. ------------------------------------- Еще задолго до первой русской революции Горький выступил как страстный обличитель существующего строя, как художник, в бессмертных произведениях которого нашло яркое отражение начало третьего этапа освободительного движения в России. Уже тогда его литературная и общественная деятельность была неразрывно связана с освободительной борьбой трудового народа. На рубеже двух столетий Горький сблизился с Нижегородской организацией РСДРП, с кружками самообразования учащейся молодежи города, с сормовскими рабочими-революционерами. В обстановке нарастания революции Горький, как художник и публицист, помогал партии в деле организации народных масс и пробуждения их политического самосознания. К этим годам относятся первые оценки литературно-общественной деятельности Горького, данные В. И. Лениным и газетой «Искра». В 1902 году пролетарский писатель еще теснее сближается с революционной социал-демократией, с членами Московской организации РСДРП и представителями группы «Искра». Уже в советские годы, вспоминая о том, как он в канун первой русской революции примкнул к большевикам, Горький писал: «Подлинную революционность я почувствовал именно в большевиках, в статьях Ленина, в речах и в работе интеллигентов, которые шли за ним» (1). Незадолго до начала революции, 4 или 5 января 1905 года, Горький переезжает из Нижнего Новгорода в Петербург. Здесь он развертывает борьбу за демократическую литературу, за пропаганду реалистического искусства среди широких слоев трудового народа. Большую роль в деле приобщения массового читателя к литературе накануне революции сыграло возглавляемое А. М. Горьким и К. П. Пятницким издательство «Знание» и организованный в 1904 году, по инициативе великого пролетарского писателя, выпуск литературно-художественных сборников товарищества «Знание». Объединяя всех наиболее талантливых и демократически настроенных писателей, эти сборники помогали партии воспитывать кадры революционных борцов. В. И. Ленин с большим ----------------------------------
1. М. Горький, Собр. соч. в 30 томах, т. 24, ГИХЛ, М. 1953, стр. 439 (в дальнейшем ссылки на произведения М. Горького, опубликованные в этом издании, будут даваться в самом тексте с обозначением тома и страницы).
---------------------------------- удовлетворением отмечал успехи сборников «Знание», стремившихся, по его словам, концентрировать лучшие силы художественной литературы. Популярность этих сборников была настолько широка, что в отдельные годы тираж их достигал невиданной в то время цифры — 65 тысяч экземпляров. Кроме сборников, издательство «Знание» организовало выпуск собраний сочинений прогрессивных писателей России и зарубежных стран. Для широкого круга читателей «Знание» издавало в те годы «Дешевую библиотеку», общественно-политический цикл которой, согласно договору с Центральным Комитетом РСДРП (б), включал в себя около шестидесяти названий книг партийной литературы, в том числе «Манифест Коммунистической партии», «Анти-Дюринг» и другие труды классиков марксизма. Огромную работу по собиранию сил партии и подготовке масс к приближавшейся революции выполняла нелегальная большевистская газета «Вперед», выходившая с 22 декабря 1904 (4 января 1905) года по 5 (18) мая 1905 года. Она была истинным детищем В. И. Ленина и справедливо считалась газетой, блестяще продолжавшей традиции и линию «Искры». Хорошо понимая роль газеты «Вперед», Горький не замедлил оказать ей крупную финансовую помощь. С первых же дней революции Горький становится активным участником борьбы трудового народа. Находясь в Петербурге, он был свидетелем зверского расстрела рабочих 9 января. Для предотвращения этого кровавого злодейства самодержавия Горький сделал все, что было в его силах. Известно, что он являлся одним из участников группы петербургских литераторов и общественных деятелей, которая накануне «Кровавого воскресенья» посетила председателя комитета министров и помощника министра внутренних дел, чтобы убедить царских чиновников в мирных целях демонстрации и предотвратить готовящуюся бойню. До глубины души потрясенный событиями «Кровавого воскресенья», Горький пишет воззвание ко «Всем русским гражданам и общественному мнению европейских государств». Гневно обличая виновников убийства мирных людей, он подчеркивал в этом воззвании, что министр внутренних дел, зная о мирной манифестации рабочих, приказал войскам стрелять по безоружным толпам народа и нещадно избивать их. Горький смело называл имена убийц народа, и первыми из главных виновников этого злодейского преступления он считал царя Николая II и министра внутренних дел Святополк-Мирского. Он писал: «...перед лицом всех русских граждан и перед лицом европейского общественного мнения обвиняем министра внутренних дел Святополк-Мирского в предумышленном, не вызванном положением дела и бессмысленном убийстве множества русских граждан. А так как Николай Второй был осведомлен о характере рабочего движения и о миролюбивых намерениях его бывших подданных, безвинно убитых солдатами, и, зная это, допустил избиение их,— мы и его обвиняем в убийстве мирных людей, ничем не вызвавших такой меры против них. Вместе с тем мы заявляем, что далее подобный порядок не должен быть терпим, и приглашаем всех граждан России к немедленной, упорной и дружной борьбе с самодержавием» (т. 23, стр. 335—336). Правильно оценив политический смысл событий 9 января, Горький открыто звал к борьбе с ненавистным царским строем и капиталистическими порядками в стране. Его оценка «Кровавого воскресенья» совпадала с оценкой этих событий, данной партией и ее вождем. В. И. Ленин писал из-за границы: «Русский пролетариат не забудет этого урока. Самые неподготовленные, самые отсталые слои рабочего класса, наивно верившие в царя и искренно желавшие мирно передать «самому царю» просьбы измученного народа, все они получили урок от военной силы, руководимой царем... Рабочий класс получил великий урок гражданской войны; революционное воспитание пролетариата за один день шагнуло вперед так, как оно не могло бы шагнуть в месяцы и годы серой, будничной, забитой жизни... Немедленное низвержение правительства — вот лозунг, которым ответили на бойню 9-го января даже верившие в царя петербургские рабочие...» (1). «Кровавое воскресенье» вызвало массовое революционное движение, охватившее, вслед за столицей, всю страну. В январских стачках, по официальным сведениям, участвовало свыше 440 тысяч человек, что значительно пре- ---------------------------------------- 1. В. И. Ленин, Соч., т. 8, стр. 77—78.
---------------------------------------- вышало количество стачечников за все предшествующее десятилетие.
Революционному выступлению пролетариата царское правительство противопоставило невиданные репрессии, направленные против руководителей стачечного движения и большевиков-пропагандистов. В это время, как отмечал В. И. Ленин, аресты посыпались как из рога изобилия. Гонениям подвергся и Горький. Текст воззвания, попавший в руки полиции, явился одним из поводов для ареста писателя и заключения его в отдельную камеру Трубецкого бастиона Петропавловской крепости. Горькому было предъявлено обвинение в том, что он «...9 января 1905 года в С.-Петербурге составил с целью распространения воззвание, возбуждающее к ниспровержению существующего в государстве общественного строя...» (1). В Петропавловской крепости, где сорок лет тому назад работал Чернышевский над романом «Что делать?», а Писарев создавал свои замечательные критические статьи, Горький в короткий срок написал пьесу «Дети солнца». В это время по всей России поднималась и росла волна протеста против произвола царского самодержавия над знаменитым писателем. В защиту Горького выступили и прогрессивные деятели зарубежных стран. «За границей,— писал В. И. Ленин в статье «Трепов хозяйничает»,— началась энергичная кампания среди образованного буржуазного общества в пользу Горького, и ходатайство пред царем об его освобождении было подписано многими выдающимися германскими учеными и писателями. Теперь к ним присоединились ученые и литераторы Австрии, Франции и Италии» (2).
Под давлением русского и мирового общественного мнения царское правительство вынуждено было 14 февраля 1905 года освободить Горького под большой денежный залог. Однако царские сатрапы не теряли надежды, что в скором времени им вновь удастся привлечь Горького к судебной ответственности. Зная о предстоящем суде, писатель предполагал, подобно своему будущему герою Павлу Власову, использовать судебный процесс для разоблачения ненавистного самодержавия. В письме из Майоренгофа он писал К. П. Пятницкому 27 февраля --------------------------------------------- 1. «Революционный путь Горького», Центрархив, ГИХЛ, М,—Л. 1933, стр. 99. 2. В. И. Ленин, Соч., т. 8, стр. 112.
-------------------------------------------- 1905 года: «...добьюсь суда для себя — позора для семейства гг. Романовых и иже с ними. Если же будет суд и я буду осужден — это даст мне превосходное основание объяснить Европе, почему именно я «революционер» и каковы мотивы моего «преступления против существующего порядка» избиения мирных и безоружных жителей России, включая и детей (т 28, стр. 353—354). Выйдя на свободу, Горький вновь отдался делу революционной борьбы. Он устанавливает связь с ведущими деятелями нашей партии, ведет большую редакционно-издательскую работу. Стремясь запечатлеть памятный всему человечеству день «Кровавого воскресенья», Горький, как он сообщал позднее в письме к нижегородскому поэту А. Белозерову, готовился в это время к изданию сборника о событиях 9 января и усиленно собирал для него фактический материал. Теме «Кровавого воскресенья» пролетарский писатель посвятил ряд своих художественных произведений, созданных как в грозные годы первой русской революции, так и в последующий период творчества. Так, в 1906 году он написал для историко-революционного календаря очерк «9-е января», а спустя более чем двадцать лет показал эти события в эпопее «Жизнь Клима Самгина». Описанию и оценке событий, происшедших 9 января, Горький посвятил немало страниц в своей обширной переписке. Он пишет о «Кровавом воскресенье» в письмах к Е. Пешковой, В. Анучину, Л. Анисимову и многим другим. Так, в письме к этнографу В. И. Анучину, избитому в дни январских событий царскими наймитами, Горький писал: «Сейчас из «Биржовки» узнал, что подлые опричники Вас тяжело избили и изувечили. Мое сердце с Вами. Я верю, что здесь начало конца кровавого царя. Грядут события, которые вознаградят Вас за ссылки и муки» (т. 28, стр. 349—350).
Находясь в это время за границей, В. И. Ленин неослабно следил за развитием революционных событий в России. Он неизменно отмечал все, что появлялось в печати в связи с именем А. М. Горького. Готовя материалы для статьи «Политические стачки и уличная борьба», Ленин делает выписки из русских и иностранных газет об аресте пролетарского писателя и заключении его в Петропавловскую крепость. Кроме того, В. И. Ленин отражает этот факт в «Обращении к офицерам». После освобождения Горького он выписывает из газетной заметки сообщение о запрещении собрания у Пржевальского, где писатель должен был читать свою новую пьесу «Дети солнца». Ленин не ограничивался теми скудными газетными информациями о Горьком, которые доходили до него. Он с большим интересом расспрашивал о его деятельности приезжавших из России. В апреле 1905 года В. И. Ленина посетил в Женеве большевик-нижегородец В. А. Десницкий (Строев). Вспоминая об этой встрече, Десницкий писал, что В. И. Ленин подробно расспрашивал его о событиях в стране, о работе партийных организаций, о росте революционного движения, и что «одним из первых вопросов Ильича был вопрос о Горьком: «Что делает? Какое отношение к партии? Участвует ли в литературной деятельности местных организаций?». Говорил, что нужно беречь его, не расходовать на частные, мелкие местные дела, что не нужно, в частности, привлекать к писанию прокламаций, так как стиль Горького, стиль большого художника, обратит на него подозрение любого грамотного жандарма... - Это очень, очень хорошо,— неоднократно повторял Ильич,— что Горький с нами. Горький — настоящий революционный писатель, у него громадный талант...» (1). В обстановке нараставшей в стране революции шло дальнейшее формирование мировоззрения и творческого метода Горького. События 9 января, политические стачки и демонстрации рабочих, небывалый рост массовых волнений крестьян, восстание на броненосце «Потемкин», жестокие репрессии царского правительства по отношению ко всем недовольным и, наконец, арест и заключение в Петропавловскую крепость сыграли огромную роль в процессе выработки правильных политических взглядов Горького. Большое значение в формировании миросозерцания Горького имели исторические решения III съезда РСДРП, который осудил меньшевиков, как отколовшуюся часть партии и разработал тактическую линию большевиков в первой русской революции. Еще задолго до открытия съезда газета «Вперед», постоянным читателем которой ----------------------------------- 1. В. Десницкий, М. Горький, Гослитиздат, Л. 1940, стр. 97—98. ------------------------------------ был Горький, опубликовала на своих страницах «Извещение о созыве III партийного съезда», где отмечалось: «Пролетарии Петербурга подали сигнал, дело идет к развязке. Волна всеобщих политических стачек и массовых демонстраций проходит теперь по всем крупным центрам России. Вероятно, волна эта отхлынет, но она глубоко встряхнет народное сознание, она даст массам первоначальное революционное воспитание. За нею вскоре последует другая, и та должна решить дело. Эта другая волна неизбежна, потому что те условия, которые вызвали первую, не только продолжают существовать, но все более усиливаются» (1). С решениями III съезда партии Горький познакомился летом 1905 года, читая «Пролетарий» (выходивший после закрытия газеты «Вперед»). Многие подробности о работе III съезда партии и его решениях пролетарский писатель узнал из бесед с секретарем Петербургского комитета РСДРП Е.Д. Стасовой, с которой он в то время нередко встречался. Решения съезда давали Горькому возможность не только правильно понять планы партии и значение В. И. Ленина на данном историческом этапе, но и сыграли большую направляющую роль в его творческой и общественно-политической деятельности. Он включился в работу, проводимую партией в связи с подготовкой к вооруженному восстанию, чутко и внимательно прислушивался к революционным событиям в центре и на местах, активно выступал с боевыми, злободневными статьями. Так, летом 1905 года он пишет статью «О кавказских событиях», в которой с партийной позиции оценивает политическую обстановку, характеризуя ее как канун духовного обновления. Горький смело указывает на тех, кто является прямым врагом всех народов России и решительно призывает к непримиримой борьбе с кучкой «жалких людей», именующих себя «хозяевами всей жизни». Наряду с творческой деятельностью, Горький принимает непосредственное участие в подготовке открытой революционной борьбы. Живя вдали от родного города, он продолжает интересоваться нижегородскими событиями. В начале 1905 года он посылает деньги для организации побега из ссылки нижегородского большевика Петра Заломова.
----------------------------------------- 1. «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», изд. 7-е, Госполитиздат 1953, ч, 1, стр. 68—69. ---------------------------------------
Активное участие в подготовке к вооруженному восстанию Горький сочетал с большой редакционно-издательской работой. Летом 1905 года он организует заграничное издательство русских писателей демократического направления — «Demos». Весь доход от этого издательства поступал в распоряжение большевистской партии. В начале октября того же года, по рекомендации Центрального Комитета РСДРП, Горький создает в руководимом им издательстве «Знание» специальный общественно-политический отдел, который должен был издавать марксистскую литературу. В качестве постоянных сотрудников этого отдела выступают В. И. Ленин, В. В. Боровский, A. В. Луначарский, И. И. Скворцов-Степанов, Я. М. Свердлов. Тем временем стачечное движение, перекинувшись из Петербурга и Москвы в провинцию, широкой и все нарастающей волной захватывало центральную часть России, Украину, Кавказ и Сибирь. Вскоре стачки крупных городов страны становятся всеобщими, а к 17 октября стачка, распространившись повсеместно, превращется во всероссийскую. Об этих днях B. И. Ленин писал в статье «Всероссийская политическая стачка», опубликованной в октябре 1905 года в большевистской газете «Пролетарий»: «Барометр показывает бурю!... все и вся сорвано уже с места гигантским вихрем солидарного пролетарского натиска. Революция идет вперед с поразительной быстротой... Перед нами захватывающие сцены одной из величайших гражданских войн, войн за свободу, которые когда-либо переживало человечество...» (1) В дни подготовки к вооруженному восстанию Горький принимал непосредственное участие в работе военно-боевой группы большевиков. Он, как сообщала московская охранка, помогал партии в изыскании денежных средств для вооруженного восстания. В условиях начавшейся революции, как никогда раньше, со всей остротой, встал вопрос о политическом воспитании народных масс. В этом большом и важном деле неоценимую помощь партии могла оказать хорошо организованная большевистская газета. «Теперь, — писал В. И. Ленин в конце октября 1905 года,— самой широкой
---------------------------------------- 1. В. И. Ленин, Соч., т. 9, стр. 361.
---------------------------------------- трибуной для нашего воздействия на пролетариат является ежедневная питерская газета...» (1) Такой политической трибуной партии стала первая легальная газета большевиков «Новая жизнь», начавшая выходить в Петербурге с 27 октября 1905 года. В ее создании принял активное участие А. М. Горький, который не только поддержал газету в материальном отношении, но и опубликовал на ее страницах ряд своих статей. Он был, вместе с Лениным, Ольминским, Воровским и Луначарским, в числе постоянных сотрудников "Новой жизни". Выход первого номера газеты «Новая жизнь», с приложением программы РСДРП, по воспоминаниям современников, был знаменательным явлением и произвел впечатление взорвавшейся бомбы. Вернувшись из эмиграции в начале ноября 1905 года, В. И. Ленин берет на себя непосредственное руководство «Новой жизнью». Он созывает расширенное заседание редакции газеты, на котором ставит вопрос об освобождении ее от чуждых партии лиц. В весьма короткий срок Ленину удается создать руководящее большевистское ядро редакции, и газета фактически становится Центральным органом РСДРП. «Новая жизнь» являлась самой популярной газетой в стране, она установила прочные связи не только с петербургским пролетариатом, но и с рабочими других городов. В ее редакцию шли трудящиеся за советом, приносили сообщения с мест, информировали о происходящих событиях. Строго следуя своему программному положению, высказанному в первом номере,— уделять особое внимание «научным, эстетическим и философским вопросам» — газета «Новая жизнь» часто выступала со статьями на эти темы. В «Новой жизни» опубликовано 30 ленинских статей и 6 статей Горького. Сотрудничество в «Новой жизни», участие в заседаниях редакции, постоянное общение с большевиками-ленинцами — все это сыграло неоценимо важную роль в процессе формирования марксистского мировоззрения пролетарского писателя. Работая в большевистском органе, он учится правильно оценивать происходящие события, делать из их анализа партийные выводы. Статьи и замет- ------------------------------------- 1. В. И. Ленин, Соч., т. 34, стр. 316.
-------------------------------------- ки В. И. Ленина, печатавшиеся в «Новой жизни», помогали Горькому во всей глубине понять политическое значение революционных событий, раскрывали сущность и задачи социалистического искусства.
В период совместного участия в издании «Новой жизни» произошла первая встреча Горького с Лениным. Еще задолго до этой встречи Горький понял гениальность и глубину ленинских работ, увидел в В. И. Ленине замечательные качества политического руководителя народных масс. Вспоминая о своих встречах и беседах с Горьким в канун первой русской революции, старейший работник большевистской партии Р. С. Землячка писала В. И. Ленину и Н. К. Крупской 26 декабря 1904 года: Алексей Максимович «...окончательно перешел к нам... Он заявил мне, что относится к нему (В. И. Ленину - Ред.) как к единственному политическому вождю» (т. 17, стр. 474). Известно, что первая встреча Ленина и Горького произошла в Петербурге в конце ноября 1905 года на нелегальном совещании большевиков — членов ЦК РСДРП. Не останавливаясь на описании подробностей этой встречи, уже неоднократно освещенной в ряде исследований и в воспоминаниях В. Десницкого, приведем выдержку из еще не опубликованной беседы М. Ф. Андреевой с экскурсоводами музея А. М. Горького в г. Москве. «В 1905 году,— рассказывала М. Ф. Андреева,— Алексей Максимович вместе со мной приехал из Москвы. Это было в середине ноября. Я только недавно видела Ленина и страшно гордилась, что буду показывать Горькому Ленина и Горького Ленину. Пошли мы с Алексеем Максимовичем в редакцию «Новой жизни». Туда посторонних не пускали, но когда меня узнали, то впустили. Узнав, что пришел Горький, все вышли к нему навстречу, и вот тут-то первый раз встретились они — Владимир Ильич и Алексей Максимович. Владимир Ильич быстрыми шагами подошел к нам, взял Алексея Максимовича за руку и — «Ну, говорит — очень рад, очень рад». Алексей Максимович сконфузился и пробормотал: «И я рад». Это было в редакции «Новой жизни». Потом виделись на квартире у Пятницкого, когда они вышибали Минского из редакторов» (1). Как видно из этого отрывка, М. Ф. Андреева не только уточняет факт первого знакомства Ленина и Горького, ----------------------------------------- 1. Архив А. М. Горького, фонд: кн. п. 221, шифр: MOГ 1—8. ----------------------------------------- происшедшего в переполненные событиями революционные дни 1905 года, но и отмечает факт заседания большевистского ЦК, на котором «они (Ленин и Горький.— В. М.) вышибали Минского из редакторов».
Вспоминая о своей первой встрече с В. И. Лениным, Горький рассказывал в июне 1934 года в письме в Институт Маркса—Энгельса—Ленина: «...я и В. А. Десницкий были вызваны из Москвы Л. Б. Красиным и рассказывали Вл. (адимиру) Ильичу (Ленину. — В. М.), П. П. Румянцеву, Красину о настроении московских рабочих. Но я приехал с высокой температурой и, вследствие этого, настолько смутно помню происходившее, что даже не решился рассказать об этом в моих воспоминаниях о Вл. Ильиче» (т. 17, стр. 475). Позднее, в один из последних дней своей жизни, А. М, Горький вновь возвращается к воспоминаниям об этой знаменательной встрече с Лениным. С трудом преодолевая тяжелый недуг, Горький рассказывал: «Увиделись мы в Петербурге, не помню где. Он маленький, лысый, с лукавым взглядом, а я большой, нелепый, с лицом и ухватками мордвина. Сначала как-то всё не шло у нас. А поток посмотрели мы друг на друга повнимательней и сразу обоим стало легко говорить...»(1). А «говорить» при их первой встрече на заседании Центрального Комитета в то время было о чем! Кроме обсуждения вопросов, связанных с подготовкой вооруженного восстания и дел редакции «Новой жизни», члены ЦК очень интересовались тем, что происходило в дни подготовки к восстанию в Москве. И здесь пролетарский писатель, как и при обсуждении предыдущих вопросов, мог оказать большую помощь, ибо, по воспоминаниям Десницкого, он «...был весь пропитан московскими впечатлениями, настроениями кануна декабрьских дней. Горький собирал деньги на оружие, оружие волокли в его квартиру и уносили из нее; одна из студенческих боевых дружин, кавказская, в целях «охраны» писателя, дневала и ночевала в его квартире, пугая своей веселой «учебной» стрельбой благонамеренных буржуазных соседей Горького» (2). На заседании Центрального Комитета Горький подробно рассказывал о московских событиях и настроениях, --------------------------------- 1. «Правда», 20 июня 1936 г. 2. В. Десницкий, М. Горький, Гослитиздат, Л. 1940, стр. 99. --------------------------------- трудового народа, обстоятельно информировал о состоянии вооружения рабочих и студентов, о действиях черной сотни и похоронах Баумана. В. И. Ленин слушал рассказы писателя с большим вниманием, его особенно интересовали конкретные детали и факты, которые позволяли глубже и ярче представить происходившее. Во время этой встречи Ленин впервые узнал Горького как замечательного рассказчика и сразу же «...оценил громадное значение его наблюдений и заключений о людях и событиях. — Учиться у него нужно, как смотреть и слушать! — нередко говорил о Горьком Владимир Ильич...» (1) А. М. Горький был, по рекомендации В. И. Ленина, включен в состав редакции московской газеты большевиков «Борьба». Для первого номера этой газеты, вышедшего 27 ноября 1905 года, Горький написал рассказ «И еще о чорте». Уже самый факт приглашения Горького на заседание ЦК и участия его в обсуждении острейших вопросов революционного движения в стране является еще одним свидетельством исключительного доверия и уважения к нему В. И. Ленина и его соратников. Встреча Ленина и Горького в канун Московского вооруженного восстания, в период наивысшего накала первой русской революции, весьма знаменательна. Она имела большое значение не только для формирования идейно-политических взглядов Горького, но и являлась важным событием, символизирующим связь литературного дела с социал-демократической партийной работой. Неоценимо важную роль в идейном и творческом развитии Горького сыграла опубликованная за две недели до этой встречи в № 12 газеты «Новая жизнь» статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература». В ней были четко определены принципы партийности литературы, заложен фундамент новой социалистической эстетики и до конца разоблачены буржуазные теории надклассовости и беспартийности искусства. Статья «Партийная организация и партийная литература» была воспринята Горьким как боевая программа всей его дальнейшей творческой деятельности. Ленинские выступления в печати, как и все материалы большевиков, публиковавшиеся в «Новой жизни», имели для дальнейшего творчества и общественно-политической деятельно- ---------------------------------- 1. В. Десницкий, М. Горький, Гослитиздат. Л. 1940, стр. 100. ------------------------------------ сти Горького чрезвычайно большое значение. Благодаря им пролетарский писатель глубже понимал исторический смысл происходивших в стране событий, овладевал принципом партийности литературы, который и стал идейным фундаментом его творчества. Уже «Заметки о мещанстве», опубликованные в четырех номерах «Новой жизни», с полной очевидностью свидетельствовали о глубоком идейном воздействии на Горького работ В. И. Ленина и прежде всего статьи «Партийная организция и партийная литература». Цикл «Заметок о мещанстве» проникнут духом большевистской партийности и непримиримости к буржуазной реакции, к проповеди пассивности и непротивления, к мистике, пессимизму и упадничеству в искусстве. Признавая художественный гений Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского, Горький решительно отвергает их теорию рабского смирения и непротивления злу насилием. С присущей ему прямотой и откровенностью Горький критикует Толстого и Достоевского за то, что «они хотят примирить мучителя и мученика и хотят оправдать себя за близость к мучителям, за бесстрастие свое к страданиям мира. Они учат мучеников терпению, они убеждают их не противиться насилию, они всегда ищут доказательств невозможности изменить порядок отношений имущего к неимущему, они обещают народу вознаграждение за труд и муки на небесах...» (т. 23, стр. 354). Известно, что эти мысли, переклит кающиеся с высказываниями Ленина о Л. Толстом, Горький повторяет несколькими годами позже в статьях о «карамазовщине» и в других выступлениях, связанных с именами Толстого и Достоевского. В публицистических статьях, очерках и рассказах Горького, которые печатались в ноябре—декабре 1905 года в газетах «Новая жизнь» и «Борьба», пролетарский писатель выступает и как вдохновенный пропагандист идеи революционной борьбы, и как обличитель буржуазных теоретиков «беспартийности» идеологии. Он живо откликается на события революционного движения, вскрывает антинародную сущность философии мещанского непротивления и пассивности. Так, в одной из статей («По поводу») Горький, отвечая на многочисленные письма, полученные им в связи с развернувшимися революционными событиями, дает уничтожающую отповедь жалким идеологам реакции и мещанства. Он пишет, что у народа лопнуло терпение и теперь наступили дни возмездия, дни расплаты за преступное невнимание правящих классов к жизни трудящихся масс. Писатель революционного пролетариата открыто заявляет далее, что в стране, кроме бездарного правительства и темных сил реакции, есть другая, «светлая сила, озаренная великой мыслью, охваченная яркой мечтой о царстве справедливости, свободы, красоты...» (т. 23, стр. 371), сила, которая будет бороться с эксплуататорами до полной победы. В рассказе «И еще о чорте» Горький, рисуя сатирический образ буржуазного либерала Ивана Ивановича Иванова, убедительно доказывает, что подлинным хозяином страны является революционный народ, который «конфискует фабрики, объявит их собственностью нации...» (т. 5, стр. 455). В другом рассказе «О Сером» Горький зло высмеивает лицемерие и трусость мещан-либералов, которые «суетливо и робко» мечутся между «жестоким, жадным и злым» представителем гнета — Черным и «свободным, разумным и красивым» борцом за счастье — Красным. В сценке «С натуры», написанной в годы революции, пролетарский писатель рассказывает о пробуждении сознания у крестьян. Заключительные слова сценки, произнесенные только что выпоротым мужиком: «— Ну вот... Я так и думал, что, покуда он останется, — будут нас пороть...» (т. 5, стр. 448), ясно говорят, что деревня уже потеряла веру в царя,— эта вера расстреляна 9 января 1905 года.
Публицистические и художественные произведения, созданные Горьким в период первой русской революции, вместе с боевыми статьями В. И. Ленина и его соратников, сыграли огромную роль в деле воспитания трудового народа, поднимающегося на освободительную борьбу. В момент подготовки и проведения вооруженного восстания в Москве Горький активно помогал большевикам. Он был тесно связан с ведущими работниками партии и штабами готовящегося восстания. Горький превратил свою московскую квартиру на Воздвиженке не только в арсенал оружия и место, где создавались боевые дружины рабочих, но и в настоящий штаб по подготовке к вооруженной борьбе. Как рассказывала М. Ф. Андреева, квартира Горького была в это время «центром, штабом», где собирались боевые отряды и «жила тройка от ЦК» . По воспоминаниям Ф. И. Драбкиной, которая в дни декабрьского вооруженного восстания поддерживала связь между ЦК и Московской партийной организацией, в этот период «...в квартире А. М. (Горького.— В. М.) была невообразимая толчея. Тут были люди разных профессий, рабочие, студенты, трудовая интеллигенция. Люди шли сюда со всех концов Москвы, сообщали, что делается у них в районе, на предприятиях, в учебных заведениях. Приходили сюда по всяким делам: и узнать последние новости — газеты ведь не выходили,— и встретиться с нужным человеком, и передать Марии Федоровне (Андреевой.— В. М.) поручения МК... ...Большой кабинет А. М. и столовая были полны народом. Кто сидел, кто стоял, кто в одиночку, кто группами. Одни приходили, другие уходили. А. М., одетый в черную суконную куртку, застегнутую сбоку, со стоячим воротничком и в такие же брюки, заправленные в сапоги, всё время был окружен людьми. Он еще не оправился от только что перенесенного плеврита, и его не выпускали из дому. В дни революционных выступлений А. М. Горький всегда был на улице. Не обращая внимания на стрельбу, он ходил по городу, ко всему присматривался, прислушивался к разговорам, разговаривал с народом, знакомился с его мыслями и настроениями. Он сам хотел всё видеть и слышать. Теперь ему приходилось сидеть взаперти, и это было очень тяжело ему. Улучив как-то минуту, он выскользнул на улицу, но его быстро водворили обратно и подвергли неослабному наблюдению. Легко понять, с какой жадностью он набрасывался на каждого вновь приходившего. Он весь горел, слушая подробности о том, что делается в городе. Если вести были хорошие, он радостно потирал руки, если плохие,— он отпускал ругательство по адресу правительства». Об этом же рассказала в беседе с экскурсоводами музея А. М. Горького и М. Ф. Андреева, которая отметила: «Сам Алексей Максимович в уличной демонстрации принять участия не мог — у него был плеврит. Но однажды, несмотря на запрещение, он встал с кровати, вышел на улицу и пошел к Арбату. В это время стреляют со всех сторон, а он такой высокий, прямо каланча. Он же продолжает спокойно идти, как будто дело его не касается. Мы с Десницким старались быть около него. Пули свистят, а он уверяет, что это холостые заряды. Петом все-таки нам удалось уговорить его идти домой и доктор не дозволил ему больше выходить». (1)
Свои впечатления от бурных событий в Москве Горький изложил в письме к Пятницкому, посланном в декабре 1905 года: «...Сейчас пришел с улицы. У Сандунов(ских) бань, у Никол (аевского) вокзала, на Смоленском рынке, в Кудрине — идет бой. Хороший бой! Гремят пушки — это началось вчера с 2-х часов дня, продолжалось всю ночь и непрерывно гудит весь день сегодня... Рабочие ведут себя изумительно! Судите сами: на Садовой-Каретной за ночь возведено 8 баррикад, великолепные проволочные заграждения — артиллерия действовала шрапнелью. Баррикады за ночь были устроены на Бронных, на Неглинном, Садовой, Смоленском, в районе Грузин — 20 баррикад!.. Победит, разумеется, начальство, но — это не надолго, и какой оно превосходный дает урок публике! И не дешево это будет стоить ему...» (т. 28. стр. 399—401). Накануне баррикадных боев на Пресне, являвшейся главной крепостью восстания, Горький написал статью «По поводу московских событий», которая была опубликована в легальном органе студентов социал-демократов «Молодая Россия». В этой статье писатель с партийных позиций оценивает всё то, что происходило на его глазах в восставшей Москве. Он отмечает невиданную массовость декабрьских событий, героизм рабочих, сражавшихся на баррикадах. Горький клеймит позором действия генерал-губернатора Дубасова, применившего против рабочих артиллерию и приказавшего стрелять даже в санитаров. Заканчивая свою статью о московских событиях, он с сарказмом писал о «мудрой деятельности» царских сатрапов, доказавших своими действиями не что иное, как возможность в стране вооруженного восстания. ----------------------------------- 1. Архив А. М. Горького, фонд: кн. п. 221, шифр: МОГ 1—8, стр. 9. ------------------------------------ Пронизанная духом большевистской партийности эта статья Горького была во многом созвучна с ленинской статьей «Рабочая партия и ее задачи при современном положении», опубликованной в том же номере «Молодой России» в качестве передовой. Оценивая декабрьское вооруженное восстание, В. И. Ленин писал в этой статье, что «геройский пролетариат Москвы показал возможность активной борьбы и втянул в нее массу таких слоев городского населения, которые до сих пор считались политически равнодушными, если не реакционными». И далее, касаясь жестокостей, с которыми Дубасов расправлялся с восставшими, В. И. Ленин подчеркивал, что «дубасовские пушки революционизировали в невиданных размерах новые массы народа». (1) Написанные почти в одно время и на одну тему, статьи Ленина и Горького свидетельствовали об идейной близости их авторов и являлись ярким показателем партийности взглядов пролетарского писателя.
В дни декабрьского вооруженного восстания Горький не только принимает деятельное участие в издании большевистских газет «Новая жизнь» и «Борьба», но и выступает в качестве партийного агитатора-трибуна. Он всеми силами поддерживает восставших, попрежнему помогает партии в финансовом отношении. И не случайно департамент полиции, характеризуя его революционную деятельность, сообщал в 1905 году, что Горький «способствовал увеличению средств для вооруженного восстания, выступая в качестве лектора на платных вечерах, часть сборов с коих отчислялась на заведомо революционные цели», что «на чтении драмы Горького «Дети солнца» у Комиссарова с каждого присутствовавшего брали по 25 рублей на оружие». (2) Выступления Горького в партийной прессе, его активное участие в организации Московского вооруженного восстания и близость к руководителям большевистского ЦК вызвали новые преследования со стороны полиции. В дни, когда правительство начало жестокую расправу с восставшими, пребывание Горького в Москве стало небезопасно, и он, как вспоминает М. Ф. Андреева, по распоряжению «тройки от ЦК» 19 декабря 1905 года выехал --------------------------------- 1. В. И. Ленин, Соч., т. 10, стр. 76. 2. «Революционный путь Горького», Центрархив, ГИХЛ, М.—Л 1933, стр. 136. --------------------------------
в Петербург. «...Буквально через несколько часов после его отъезда из Москвы,— рассказывает уже упоминаемая выше Ф. И. Драбкина,— к нему на квартиру нагрянула полиция. Произвели тщательный обыск, искали оружие. Через несколько дней снова обыск, допросы домашних о связях с революционерами...» (1) Покидая Москву, один из главных центров борьбы русского пролетариата в 1905 году, Горький был убежден, что революция не разбита, что она будет расти. В своем воззвании к рабочим всех стран, написанном 4 января 1906 года, он уверенно заявлял: «пролетариат не побежден, хотя и понес потери. Революция укреплена новыми надеждами, кадры ее увеличились колоссально... Русское правительство одержало победу Пирра благодаря недостатку понимания людей; своей беспомощностью и зверствами оно толкнуло налево умеренные элементы, и я уверен, что оно будет толкать и дальше в этом направлении. Русский пролетариат подвигается вперед к решительной победе, потому что это единственный класс, морально сильный, сознательный и верящий в свое будущее в России» (т. 23, стр. 379). Прибыв в Петербург, Горький вновь отдается делу революции. Он выступает в большевистской печати, помогает партии в приобретении оружия. Однако после произведенного полицией обыска его квартиры он был вынужден в начале января 1906 года переехать в Финляндию. Оставляя центральную Россию, Горький твердо верил, что не за горами новый подъем освободительной борьбы, новые упорные бои за свободу и счастье трудового народа. В Финляндии он организует сбор средств для нужд партии и революции, выступает на митингах и вечерах, страстно призывает к поддержке революционной борьбы российского пролетариата. Здесь же, как утверждают некоторые из современников — и в частности,— М. Ф. Андреева и В. М. Смирнов,— незадолго до отъезда за границу состоялась встреча В. И. Ленина и А. М. Горького. «В феврале 1906 г.,— пишет в своих воспоминаниях В. М. Смирнов,— у меня на квартире в Гельсингфорсе состоялось одно из первых, если только не самое первое, этого времени деловое свидание В. И. Ленина с Горьким и М. Ф. Андреевой. За Горьким тогда, как и всегда, в цар- ----------------------------------
1. Архив А. М. Горького, фонд: кн. п. 1100, шифр: МОГ 4-21-1, стр. 6—7. ---------------------------------- ское время, по пятам ходили и ездили сыщики. Долго после ухода их от меня, еще ночью, по противоположному тротуару разгуливали сыщики» (1). Предупрежденный о готовящемся аресте и имея задание В. И. Ленина и ЦК РСДРП, Горький в марте 1906 г. уезжает за границу, сначала — в Европу, а затем — в Америку. «...Он, — рассказывала М. Ф. Андреева в беседе с экскурсоводами музея А. М. Горького в Москве, — поехал в Америку по поручению ЦК партии, предварительно повидавшись с Владимиром Ильичем (Лениным. — В. М.), с «папашей» В. Швецовым, с Красиным и др.» (2). Горький ехал туда как представитель революционного народа с тем, чтобы рассказать о русском рабочем классе, о его героической борьбе и помешать займу царского правительства у буржуазных государств Запада на подавление революции. Он пересек Германию и Францию, посетил Париж и приехал в Америку. Призывая к всемерной поддержке первой русской революции, Горький в своих очерках и памфлетах разоблачал мировую реакцию. Очерки и памфлеты «Прекрасная Франция», «В Америке» и «Мои интервью», смело вскрывавшие гнилость и распад капиталистического мира, могли быть созданы Горьким только благодаря его идейной близости к партии и В. И. Ленину, только в результате его знакомства с теоретическими работами классиков марксизма-ленинизма. Эти работы, вместе с богатейшими жизненными наблюдениями, помогли писателю разобраться в сложнейшей политической обстановке тех лет и правильно оценить значение общественных групп и течений как в России, так и в зарубежных странах. Они сыграли большую роль в деле формирования подлинно партийных взглядов Горького на американский образ жизни. Созданные в Америке, вслед за очерками и памфлетами, пьеса «Враги» и повесть «Мать» явились замечательными произведениями, показывающими борьбу рабочих и крестьян России за свое социальное и национальное освобождение. Эти произведения с неотразимой убедительностью говорили о том, что центр мирового революционного движения переместился с запада на восток, а русский рабочий класс по праву занял авангардное место в борьбе народов всех стран за свое освобождение. ------------------------------------- 1. Архив А. М. Горького, фонд: кн. п. 845, шифр: МОГ 12-7-1, стр. 7. 2. Архив А. М. Горького, фонд: кн. п. 221, шифр: МОГ 1-8, стр.1.
---------------------------------------- Таким образом, бурные события первой русской революции имели для Горького исключительно важное значение. В этот период он проходит боевую школу идейного воспитания. Анализируя деятельность разных политических партий и групп России, Горький в эти годы наглядно убеждается, что только руководимые В. И. Лениным большевики настойчиво и последовательно борются за дело трудового народа. И писатель с первых дней революции выступил на стороне большевиков-ленинцев. Активно включившись в революционную борьбу, он оказывал материальную помощь партийной прессе, выступал в печати с боевыми, злободневными статьями, участвовал в подготовке Московского вооруженного восстания, сотрудничал в большевистских изданиях. Первая русская революция подтвердила правильность пути, избранного Горьким. Она идейно закалила пролетарского писателя, сблизила его с Коммунистической партией и В. И. Лениным. Близость с Лениным и знакомство с его теоретическими работами позволили Горькому глубже понять сущность ленинской идеи партийности литературы, которая легла в основу метода социалистического реализма. Революция 1905—1907 годов сделала великого пролетарского писателя страстным борцом против мировой реакции, неизмеримо расширила его политический кругозор, способствовала дальнейшему формированию его мировоззрения и творческого метода. Благодаря активному участию в борьбе вместе с трудовым народом России, Горький уже в те годы обнаруживает глубокое понимание задач, которые ставили большевики перед пролетариатом. В «Открытом письме господину А. Олару», опубликованном в период спада революции, Горький уверенно заявлял: «Русская революция будет развиваться медленно и долго, но она кончится победой народа. Следуя примеру старой Франции, мы отрубим головы гидре паразитизма, но далее мы постараемся не подражать даже и великой Франции» (т. 23, стр. 407). В этих словах выражено не только правильное понимание Горьким целей и задач дня, но и глубокое знакомство с практикой революционной борьбы, с теоретическими работами В. И. Ленина. В них отражены неизмеримо возросшие в годы первой русской революции идейные взгляды великого пролетарского писателя.