"О творчестве Горького", сборник статей под ред. И.К.Кузьмичева Горьковское книжное издательство, 1956 г. OCR Biografia.Ru
продолжение книги...
А. В. СИГОРСКИЙ
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МУЗЕЙ А. М. ГОРЬКОГО
В 1927 году советская страна отмечала 35-летие литературной деятельности замечательного своего сына, великого пролетарского писателя Алексея Максимовича Горького. В Нижнем Новгороде (г. Горький) — родном городе писателя — этот юбилей был отмечен рабочими и интеллигенцией особенно широко. На многочисленных собраниях трудящихся выносились резолюции, приветствия великому земляку, писались коллективные письма в Италию, приглашения приехать на родину. В местных газетах и журналах печатались статьи о писателе, воспоминания о нем современников, в школах и вузах организовывались литературные кружки имени А. М. Горького, выпускались специальные «горьковские» рукописные журналы. Когда стало известно, что в 1928 году Алексей Максимович собирается возвратиться в Советский Союз, местная нижегородская общественность решила отметить это событие рядом крупных общественных мероприятий. Тем более, что приближалась другая юбилейная дата — исполняющееся в марте 1928 года 60-летие со дня его рождения. По инициативе руководящих партийных и советских организаций города был создан Общественный Комитет по проведению юбилея А. М. Горького, который и приступил к разработке плана и программы чествования любимого писателя. Имя Горького было присвоено нескольким предприятиям, клубам, школам. Нижегородское научное общество краеведения и его литературная секция 29 декабря 1927 года внесли в Общественный Комитет предложение отметить юбилейную дату А. М. Горького созданием в Нижнем Новгороде Литературного музея его имени. По проекту краеведческого общества, музей должен был отразить в разнообразных экспонатах жизненный и творческий путь А. М. Горького. Имелось в виду, что в музее будут экспонированы также материалы о писателях, связанных в прошлом с Нижним Новгородом: о Н. А. Добролюбове, В. И. Дале, М. Л. Михайлове, Т. Г. Шевченко, П. И. Мельникове-Печерском, В. Г. Короленко и о современных советских писателях-нижегородцах. Музей должен был в то же время явиться кабинетом углубленного изучения творчества А. М. Горького. Задачи музея были сформулированы авторами проекта так: «Литературный музей — школа читателя, мастерская писателя, лаборатория исследователя». Общественный Комитет принял предложение краеведческого общества и на своем заседании 14 марта 1928 года вынес решение о создании в Нижнем Новгороде Литературного музея имени А. М. Горького. Средства на первоначальную организацию музея были выделены местными общественными организациями — губисполкомом, губпрофсоветом, горсоветом, губоно, производственной и потребительской кооперацией и др. Фонды музея — материалы для его будущей экспозиции — также составились из пожертвований общественных организаций и отдельных лиц. Значительные и ценные материалы передали музею Кабинет местного края при педагогическом институте, библиотека имени В. И. Ленина, редакция газеты «Нижегородская Коммуна», губархив, историко-бытовой (краеведческий) музей и др. К моменту открытия музея в нем скопилось довольно значительное, для начала, количество фотографий, рукописей, документов, книг, иллюстраций. Помещение для музея было предоставлено библиотекой имени В. И. Ленина. Оно состояло из трех комнат. Большая из них была отведена под Горьковскую экспозицию, одна из малых — для экспонирования материалов о писателях-нижегородцах; третья комната в первое время служила рабочим кабинетом.
Музей, еще не имевший своего бюджета, временно был оформлен не как самостоятельное учреждение, а как отдел библиотеки.
22 мая 1928 года Литературный музей имени А. М. Горького в Нижнем Новгороде был открыт. В первый же год своей работы музей — еще не вполне оформленный и не укомплектованный экспонатами — привлек к себе большое внимание. Его ежедневно посещали организованные группы рабочих, красноармейцев, школьников, служащих, студентов, а также многочисленные одиночные посетители. За первые одиннадцать месяцев работы музея (1928—1929) его посетило более 4000 человек. Население города информировалось о новом музее через газеты, по радио. Одновременно руководство музея устанавливало связи с литературными организациями города и губернии, привлекая их к работе в помощь музею. Так, Литературная секция краеведческого общества обосновалась в помещении музея, увязывая свою работу с исследовательской работой музея. Музей стал также местом заседаний и широких собраний местной организации писателей. В 1929 году Нижегородская губерния была преобразована в Нижегородский край, в состав ее вошли три национальные области — Чувашская, Марийская и Удмуртская. В связи с этим в музее был создан особый отдел — национальных литератур края. С помощью руководящих писательских организаций национальных областей в музее удалось организовать довольно полный показ литературы этих областей в образцах национальных изданий (книг, журналов, газет), портретов писателей, их рукописей. Показано было литературное творчество не только чувашей, марийцев и удмуртов, но и татар, мордвы и других национальностей, живших на территории вновь организованного края. Фонды и экспозиция музея усиленно пополнялись. Значительно увеличился фонд документальных фотографий, было приобретено несколько художественных портретов A. М. Горького, В. Г. Короленко, Л. Н. Толстого. Музею были переданы подлинные письма А. М. Горького, B. Г. Короленко, П. И. Мельникова-Печерского, а также рукописи А. М. Горького, В. Г. Короленко, С. Г. Скитальца, рукописный архив зачинателя местной печати и основоположника краеведения в нашем крае А. С. Гациского. Местный архив передал музею подлинные дела: о секретном наблюдении за А. С. Пушкиным во время его проездов через Нижегородскую губернию (в село Болдино), о политическом надзоре за Алексеем Максимовичем Пешковым (Максимом Горьким) в 1898—1901 годах, губернаторскую переписку об организации в Нижнем Новгороде писателем Короленко прогрессивной газеты и др. Огромную помощь в пополнении музея ценными экспонатами оказал сам Алексей Максимович. Сохранились письма его к директору музея, которые говорят о чрезвычайной внимательности и исключительно заботливом отношении его к нуждам музея. Узнав об открытии в родном городе музея его имени, Горький быстро откликнулся на письмо музейных работников и предложил свою помощь в пополнении экспозиции молодого музея. 9 марта 1930 года он писал: «Посылаю две книги, четыре гравюры художника В. И. Соколова на тему рассказа «Дружки». «Наши достижения», «Литучеба» и «На стройке» (1) будут вам высланы. Нужны ли Вам иностранные издания моих книг? Могу выслать». В конце письма приписка: «Со временем я пришлю музею 18 подлинных рисунков Боклевского к роману Мельникова «В лесах»...» Получив письмо работников музея о том, что иностранные издания книг писателя будут весьма ценны для музея, Алексей Максимович начал высылать солидными посылками свои произведения, издававшиеся на многих языках мира. 31 марта 1930 года он писал: «Посылаю для музея французское издание «Артамоновых». Затем вышлю японское, голландское и мадьярское (венгерское)». 9 августа того же года: «Посылаю английский, изданный в Америке, перевод «Самгина» и «Детство», «В людях» на еврейском языке». В дальнейшем А. М. Горький в течение ряда лет передал музею более ста своих книг, изданных на французском, немецком, итальянском, шведском, финском, датском языках и многочисленные издания на языках народностей Советского Союза. Обещанные музею подлинные иллюстрации художника П. Боклевского к роману П. Мельникова-Печерского «В лесах» А. М. Горький выслал в марте того же года. Эти уникальные рисунки талантливого графика (известны его замечательные иллюстрации к «Мертвым душам» Гоголя) были найдены А. М. Горьким в Париже и приобретены. Выслав рисунки в Нижний Новгород, Алексей Ма- ---------------------------------------- 1. Журналы, редактировавшиеся А. М. Горьким. ---------------------------------------- ксимович заботливо предупреждал: «Рисунки Боклевского потребуют застекленной витрины, такой, которая стоит, и в ней 18 рамок на петлях. Закажите такую витрину за мой счет, когда получите рисунки. Они весьма ценны». И через несколько дней справлялся: «Получили вы деньги на витрину для рисунков к роману Печерского?». В одном из писем Горький спрашивал директора музея: «У меня есть две итальянские картины Кончаловского, куда их отправить? Вам или в общегородской музей?» И вскоре прислал целый транспорт оригинальных картин: два итальянских пейзажа П. Кончаловского, две картины Б. Кустодиева — «В монастырской гостинице» и «Русская Венера», две картины художника А. Рылова — «Медведица с медвежатами» и «Лесные обитатели» (1). Вскоре после смерти В. И. Ленина Алексей Максимович прислал музею несколько оригинальных фотографий, среди них: «Владимир Ильич на прогулке в Горках».
Среди подарков А. М. Горького были две замечательные работы палехских художников — «Горящее сердце Данко» (на крышке шкатулки) и «Буревестник» П. Вакурова (на доске). Поклонник изумительного искусства художников Палеха, Алексей Максимович, послав подарки музею, вскоре писал А. И. Елисееву: «Если это можно, если это вас не особенно затруднит, я вас прошу вот о чем: сфотографируйте обе палеховские картинки и пришлите мне фотографии». Получив в свою коллекцию эти фотографии, он тотчас прислал короткую записку: «Палеховские снимки получил, спасибо!». В 1933 году художник Б. Дехтерев сделал несколько иллюстраций к рассказу М. Горького «Хозяин». Иллюстрации понравились Алексею Максимовичу, и он написал художнику: «Среди Ваших рисунков меня удивили три: портрет бывшего моего хозяина В. С. Семенова, кормление свиней и плач хозяина над трупами отравленных свиней; удивили меня эти рисунки точностью воспроизведения Вами «натуры», с которой Вы ознакомились только по описанию. Мне хотелось бы передать рисунки эти в Нижегородский музей, и я очень прошу Вас продать их
------------------------------------------ 1. В Литературном музее экспонирован один пейзаж художника Кончаловского, остальные картины переданы Художественному музею, в обмен на ряд мемориальных горьковских вещей.
------------------------------------------ мне». Все три рисунка позднее были переданы А. М. Горьким музею и экспонируются в нем. Тогда же он подарил музею около 30 первых оттисков иллюстраций художников Кукрыниксы к роману «Жизнь Клима Самгина». В 1932 году советская страна отмечала сорокалетие литературной деятельности А. М. Горького. В родном городе великого писателя рабочие коллективы заводов и фабрик, общественные организации, ученые общества единодушно высказывали пожелание о переименовании города Нижнего Новгорода в город Горький, а Нижегородского края — в Горьковский край. Решением Советского правительства родной город А. М. Горького был переименован в город Горький. По решению Краевого Исполнительного Комитета имя Горького было присвоено — стеклозаводу, педагогическому институту и местной радиостанции. Литературный музей имени великого писателя с 1933 года был снят с бюджета областной библиотеки и переведен на положение самостоятельного учреждения в системе краевого отдела народного образования. Смета расходов музея была значительно увеличена. В дни юбилея А. М. Горькому со всех концов Советского Союза посылали приветствия, его избирали почетным членом различных общественных организаций; многочисленные предприятия, учреждения, клубы, воинские части передавали любимому писателю альбомы фотографий, в которых была отражена работа передовиков социалистической промышленности, сельского хозяйства, ученых обществ, культурно-просветительных организаций, боевых кораблей и т. д. Значительную часть этих альбомов (более 15), а также большое количество поднесенных ему почетных членских билетов профсоюзных организаций, производственных коллективов, спортивных, научных и других обществ и организаций А. М. Горький передал потом музею. Подарил он также вытканный искусными руками художественный ковер — подарок писателю от ЦИК Армении (1). Все последующие годы, до последних своих дней, Алексей Максимович Горький продолжал внимательно следить за работой музея, интересовался его нуждами и передавал музею книги, гравюры, фотографии. ---------------------------------------- 1. Ковер находится в музее А. М. Горького в Москве. ---------------------------------------- Рост популярности музея, расширение его деятельности, значительное увеличение музейных фондов ставили задачу срочного расширения помещения. Три комнатки при библиотеке уже не вмещали даже самых необходимых экспонатов, единственная рабочая комната была также целиком занята под экспонирование, а все больший приток посетителей затруднял ведение экскурсий по музею. Учитывая это, Горьковский крайком BKП (б) 15 апреля 1934 года принял решение: предоставить музею специальное большое помещение, в котором музей, как самостоятельное культурно-просветительное учреждение, смог бы широко развернуть массовую работу и обеспечить полноту, научность и наглядность экспозиции. Музею был предоставлен большой особняк на Университетской улице (теперь улица Минина, д. 26). Верхний этаж особняка, который решено было использовать для экспозиции музея, состоял из двух больших, четырех малых зал, двух рабочих комнат. К моменту переезда музея в новое помещение экспозиционные фонды его выросли, а новая смета по городскому бюджету была настолько солидно увеличена, что музею представлялась возможность развернуть экспозицию значительно полнее. Был приобретен ряд картин и скульптур, макетов, заказано новое оборудование (витрины, постаменты). Но когда составили новый тематико-экспозиционный план и наглядный график экспозиции, выяснилось, что огромная — по сравнению с прежними масштабами — экспозиционная площадь тем не менее сможет вместить только горьковские материалы. К осени 1934 года Литературный музей имени А. М. Горького был снова открыт — с значительно обогащенной и заново перестроенной экспозицией, которая освещала весь жизненный и творческий путь великого писателя, включая советский период (до 1933 года). Большое, светлое помещение, четко и красиво расположенные экспонаты, довольно большое количество живописных полотен (портретов и картин, главным образом, местных художников) и скульптур, художественно оформленные макеты театральных постановок горьковских пьес, диорамы, иллюстрирующие отдельные эпизоды из биографии А. М. Горького, — все это привлекало массу посетителей. Для еще большей популяризации музея дирекция организовала систематические выезды сотрудников на заводы, в школы отдельных районов и в отдельные учреждения для чтения лекций о Горьком и бесед о музее его имени и для заключения договоров на посещение музея организованными группами. Кроме изучения и пропаганды горьковского творчества, коллектив работников музея отмечал в различных формах литературные даты, связанные с писателями-классиками и советскими писателями. Вне музея читались лекции об этих писателях; на предприятиях, в клубах, в школах экспонировались выставки-передвижки, организовывались литературные вечера. В помещении музея было устроено несколько крупных стационарных выставок, посвященных разным писателям; выставки привлекли большое количество посетителей. * * * Советская страна с глубокой печалью встретила известие о смерти революционного писателя, великого сына русского народа А. М. Горького. Горьковский краевой комитет партии принял решение о ряде мероприятий по широкому распространению среди рабочих и колхозных масс произведений А. М. Горького и книг о его жизни и деятельности, об освещении в печати, по радио, в лекциях и беседах творчества великого писателя.
Литературный музей, носящий имя великого писателя, отмечая память А. М. Горького, организовал в отдаленных от центра рабочих районах, в клубах и школах лекции и беседы о Горьком. В траурные дни музей посетило огромное количество рабочих местных предприятий, студенческой молодежи, школьников. Многие из посетителей оставили в музейной книге свои записи, с выражением своей любви к Алексею Максимовичу Горькому. «Я много читал произведений М. Горького, и вот при посещении музея все вновь ожило, — записал инженер-механик Д. — Горький захватил всего меня. Музей еще раз напомнил мне, сколь велик и близок был Алексей Максимович для всего трудящегося человечества и какую большую утрату мы понесли в связи с его смертью». Школьница, отличница учебы Соня К., приехавшая из дальнего района области, написала в книге посетителей: «Я очень люблю Максима Горького. Я читала его «Детство», «Челкаш» и другие рассказы. Я знаю, как он любил детей, как он заботился о том, чтобы мы хорошо учились, были грамотными. В этом музее я узнала много нового об Алексее Максимовиче. Когда приеду домой — расскажу всем товарищам, что мы, дети, потеряли большого друга и хорошего учителя». * * *
За первое десятилетие существования музея (1928—1938) фонды его выросли со скромной цифры 118 единиц до 6400, а книжный состав музейной библиотеки — с 213 до 4300 томов. Рукописный фонд музея обогатился многочисленными письмами А. М. Горького, рукописями и автографами (более 100 единиц). Возникла необходимость увеличения штата научных работников музея (экскурсоводов),— в первые годы существования музея в нем работал, кроме директора, только один экскурсовод. Коллектив работников музея в дальнейшем был пополнен тремя научными сотрудниками и массовиком. Это дало возможность наладить в музее также и научно-исследовательскую работу. План исследовательской работы был построен на основе главной задачи музея — углубленного изучения жизненного и творческого пути А. М. Горького (особо детализованно — Нижегородского периода жизни писателя) и отражения результатов этой работы в экспозиции и в массовой внемузейной работе. Пять лет научно-исследовательской работы коллектива музея (к 1939 году) дали следующие результаты: В 1937 году был издан, под редакцией А. И. Елисеева, сборник воспоминаний об А. М. Горьком — «М. Горький на родине», освещающий нижегородские годы жизни писателя (1868—1904 гг.). Научная паспортизация Горьковских мест в значительной степени подготовила материал для изданного позднее «Путеводителя по Горьковским местам города» (автор — А. В. Сигорский). При изучении местной периодики 80—900 годов было выявлено и взято на учет: 459 нижегородских писателей и журналистов и около 8000 их произведений; раскрыто 248 псевдонимов 118 писателей; выявлено также 20 первопечатных текстов А. М. Горького и около 100 критических статей о нем, не учтенных библиографическим справочником по Горькому С. Д. Балухатого, изданным в 1934 году; составлена картотека псевдонимов писателей-нижегородцев и других писателей, печатавшихся в нижегородской периодике; составлен основной предварительный словник (перечень типов) для работы над «Словарем литературных типов». В местных газетах «Нижегородская коммуна» и «Ленинская смена» и в журналах «Горьковская область» и «Партработник» сотрудниками музея было напечатано более 25 статей биографического и критического характера о Горьком. В 1938 году в городе было открыт второй музей А. М. Горького — бытовой музей детства писателя «Домик Каширина». По решению областных директивных организаций Литературный музей был преобразован в «Областной музей М. Горького», а музей «Домик Каширина» влился в него в качестве филиала. Это объединение дало большой положительный эффект. Было обеспечено единое руководство обоими музеями, объединена и планово построена научная работа коллективов музеев. Вся работа музеев строилась по общему плану, причем различные по характеру экспозиции дополняли друг друга. Был введен единый билет для посещения обоих музеев. В ноябре 1941 года оба музея А. М. Горького, по решению областного Комитета обороны, были эвакуированы со всем своим имуществом в один из северных районов области (Тоншаевский). На месте эвакуации широко развернуть работу музея не удалось, — фонды и имущество музея были запакованы и сложены в небольшом помещении, не позволяющем производить упорядоченную распаковку и разборку экспонатов; эвакуированный штат работников состоял всего из трех человек — директора и двух сотрудников. При этих условиях музей вынужден был ограничить свою работу организацией небольших выставок-передвижек для окрестных селений и проведением литературных бесед со взрослым населением и школьниками. Музей «Домик Каширина» в городе Горьком, с остатками фондов и двумя работниками, с 1 января 1942 года был выделен в самостоятельную единицу и продолжал работать в течение всей войны. Через музей прошли десятки тысяч защитников родины. Его посетили в годы войны М. И. Калинин, К. Е. Ворошилов, Е. И. Ярославский. В июне 1943 года основной музей А. М. Горького (Литературный), возвратившись из эвакуации, вновь приступил к работе. Временно музей был размещен в здании Краеведческого музея (верхний этаж); экспозиционная площадь нового помещения была почти вдвое меньше прежнего. С июня по октябрь 1943 года производилась разборка, реставрация экспонатов, приведение их в систему; составлялся новый тематический и графический план экспозиции, применительно к новому помещению, которое состояло из трех залов и двух небольших рабочих комнат. К 1 ноября этого года работы по экспозиции были закончены,— и 7 ноября 1943 года Литературный музей был снова открыт для посетителей. Несмотря на малую площадь экспозиции и сокращенное количество экспонатов,— общая картина экспозиции получилась довольно компактная, наглядная, убедительная.
В годы войны — 1943, 1944, 1945 — музей особенно часто посещали военные: бойцы и офицеры, едущие на фронт и возвращающиеся с фронта, курсанты военных школ, больные из военных госпиталей. Многочисленные записи посетителей в книге отзывов отражали патриотические чувства и настроения, волю к победе, ожидание победы, обещания отдать жизнь за родину в борьбе против фашизма. Младший лейтенант Н. отметил в книге отзывов: «С волнением посетил музей великого писателя А. М. Горького. Какая великая душа! Вот у кого нужно учиться любить свою Родину, служить ее интересам! Ухожу, унося в сердце образ великого человека!» Особенно полно выразил свое чувство восхищения перед личностью великого патриота и пламенного борца с фашизмом А. М. Горького — в письме, присланном после посещения музея, — капитан К. Он писал: «Никто из писателей не выразил с такой силой чувство русского, советского патриотизма, как выразили его Горький и Маяковский. Люди прекрасной русской души, они безошибочно нашли путь к сердцам миллионов своих читателей, беспредельно любящих свою Родину, отдавших все свои силы беззаветному служению ей... У Горького нет плохих произведений. Все творчество Горького на вооружении наших воинов и помогает громить немецких захватчиков». В послевоенные годы состав посетителей музея заметно изменился. Музей стали посещать по преимуществу учащиеся — школьники, студенты, курсанты, а в летние месяцы — приезжие из столиц, с юга, из городов Поволжья,— учителя, пионеры, колхозники, научные работники и т. п. Посетители в своих отзывах высказывали пожелания о дальнейшем расширении музея, с тем, чтобы «музей еще больше учил тысячи советских патриотов жить и работать, быть такими, каким был незабвенный Алексей Максимович». В 1946 году музей получил свое прежнее помещение на улице Минина, и коллектив его тотчас принялся за развертывание экспозиции в полном объеме. Работа по реэкспозиции была закончена в марте 1947 года. * * * В мае 1953 года Литературный музей имени А. М. Горького — первый по времени создания музей великого писателя в нашей стране — отметил свое двадцатипятилетие. (1) Каковы же итоги двадцатипятилетней работы музея?
Музей вырос, превратился в значительный центр культурно-просветительной работы в городе и в научную лабораторию по изучению биографии и творчества А. М. Горького. Музей широко известен за пределами нашей области. За двадцать пять лет его посетило более двухсот пятидесяти тысяч граждан со всех концов страны. Вне музея коллективом его работников прочтено 2000 лекций и организовано в стенах музея, а также на предприятиях, в школах и клубах сотни выставок-передвижек на литературные темы.
------------------------------------------------ 1. Центральный музей А. М. Горького в Москве был открыт в 1937 г., позднее были организованы музеи А. М. Горького в Казани и Куйбышеве.
------------------------------------------------ В помещении музея были устроены, кроме указанных выше, большие стационарные выставки, посвященные Пушкину, Маяковскому, Короленко, Мельникову-Печерскому, Московскому художественному театру. В 1947—1948 годы экспозиция музея была снова значительно перестроена. В основу перестройки положена четкая историческая периодизация деятельности великого писателя, особенно в советские годы. Это потребовало значительного увеличения количества экспонатов и, следовательно, увеличения экспозиционной площади. С этой целью в один из больших экспозиционных залов был превращен бывший лекторий музея. В новой экспозиции было использовано много ценных, уникальных вещей, ранее не экспонировавшихся — фотографии, документы, книги, личные вещи А. М. Горького. В 1953 году в музее были открыты два новых раздела экспозиции: «Творческое наследие А. М. Горького» и «Слово Горького в Великой Отечественной войне Советского Союза», а также создан новый стенд «Горький и горьковчане». За последние 10 лет коллектив научных работников музея разработал ряд научных тем: «Нижегородский период жизни и творчества А. М. Горького», «Купеческий Нижний Новгород в изображении А. М. Горького», «Нижегородский период жизни и творчества В. Г. Короленко», «А. М. Горький в Нижнем Новгороде в 90 и 900-е гг.», «А. М. Горький и горьковчане», «А. М. Горький и молодежь», «П. И. Мельников-Печерский в оценке Белинского, Чернышевского и Горького», «А. С. Пушкин в оценке А. М. Горького», «Литературные и культурно-исторические места г. Горького». За это время сотрудниками опубликованы работы: Книга «По Горьковским местам» (А. В. Сигорский), второе дополненное издание, Горьковское книжное издательство, 1953 г. Статья «Муратовы, Каширины и Пешковы по документам» (Н. А. Забурдаев), «Волжский альманах», № 9, 1952 г. Статья «Дом, где родился А. М. Горький» (Н. А. Забурдаев), «Горьковская правда», № 271, 1952 г. Научные сотрудники музея принимали активное участие в работе постоянной Горьковской комиссии, организованной в 1943 г. На заседаниях комиссии ими было зачитано 12 научных докладов на горьковские и литературно-краеведческие темы. Научные сотрудники участвовали также в четырех поволжских научных горьковедческих конференциях в качестве докладчиков и консультантов. Значительно обогатилась экспозиция музея и его запасные фонды. Фонды насчитывают теперь 18 тысяч единиц, библиотека — около 10 тысяч томов. * * * Двери Литературного музея имени Алексея Максимовича Горького широко открыты для всех, кому дорого это имя, для кого оно звучит как призыв любить Родину и бороться за счастье человечества. Музей привлекает массы посетителей из города, области, всего Союза. Посетитель, входя в музей, поднимается по широкой мраморной лестнице с художественной баллюстрадой — во второй этаж. Со ступеней лестницы видна на стене большая картина, изображающая А. М. Горького в советские годы. Он стоит на палубе волжского парохода, в летнюю ветреную погоду и смотрит вдаль. Автор картины — художник А. Г. Варламов. Первый зал. Здесь начинается экспозиция, посвященная великому писателю,— страницы замечательной книги, повествующей о творческом и революционном пути А. М. Горького. Экспозиция открывается картиной «Юность Алеши» художника А. П. Никифорова. Бабушка и Алеша отдыхают в лесу после сбора грибов. Картину дополняют два больших акварельных рисунка художника Б. Дехтерева. Бабушка и пятилетний Алеша на палубе парохода, у Нижнего Новгорода. Алеша Пешков, уже подросток - у пристаней на Волге. В центре стенда — яркий рисунок художника И. А. Соколова (гуашь) — домик деда Каширина на Успенском съезде, памятно описанный А. М. Горьким в повести «Детство». Показан старый Нижний Новгород — купеческий город. Хорошо сохранившая яркость и светлый тон картина художника Верещагина изображает базарную площадь «у Скобы» в 70-х годах прошлого века; на стенда — ряд фотоснимков улиц и домов старого города, типы нижегородских грузчиков, безработных, «босяков». Жизнь Алеши Пешкова «в людях» показана в ряде документальных фотографий: магазин обуви Порхунова, иконописная мастерская, пароход «Добрый»; дан ряд иллюстраций Б. Дехтерева и Белухи к повести М. Горького «В людях». На стенде и в витринах — старые, почти столетней давности, издания книг, которые читал в юности Алеша. Далее — «университеты» Алексея Пешкова. Первое знакомство с революционерами и революционными идеями в Казани, общение с рабочими казанских заводов. Фотопортрет Н. Е. Федосеева — одного из первых пропагандистов марксизма в Поволжье. Карта хождения Алексея Пешкова по Руси — с целью узнать родную страну и ее людей. Признание М. Горького: «У меня еще в юности возникло сознание — вернее, чувство—органического родства с рабочим классом, и всегда была тревога за его судьбу — тревога араба за источник, оживляющий оазис его пустыни». О первом аресте Алексея Пешкова в Н. Новгороде, в связи с участием в революционных студенческих кружках в Казани, говорят фотографии дома, где произошел арест, и тюремной башни острога. На стенде два оригинальных рисунка углем художника Б. Дехтерева — иллюстрации к повести М. Горького «Хозяин» (подарок А. М. Горького музею). Привлекает внимание прекрасно выполненный макет дома в Тифлисе (худ. Мансветашвили), в маленькой комнатке которого в 1892 году началась литературная деятельность Максима Горького — был написан первый рассказ писателя «Макар Чудра». На стенах зала — ряд картин и портретов: «Молодой Горький у В. Г. Короленко» (худ. Ф. Кириллов), «Горький на Волге» (худ. Т. Гусева), «М. Горький 90-х годов» (худ. В. Иванов), фотопортрет В. Г. Короленко, выполненный на фарфоровой пластинке М. П. Дмитриевым. Бережно сохранены и экспонируются редкие издания: пожелтевшие от времени номера газет «Волгарь» и «Нижегородский листок» с первыми публикациями рассказов М. Горького — «Дед Архип и Ленька» и др.; корреспонденции с Всероссийской выставки 1896 года, книжка журнала «Русское богатство» за 1895 год, в которой напечатан рассказ М. Горького «Челкаш»; две книги первого издания «Очерков и рассказов» М. Горького, изданные в 1898 году.
Показан ряд иллюстраций к ранним рассказам М. Горького — писателя-новатора, произведения которого были созвучны нарастающему революционному сознанию русского рабочего класса; среди иллюстраций выделяется аппликация из шелка художника Чижовой на тему революционной аллегории М. Горького «Песня о Соколе», графическая иллюстрация художника А. П. Никифорова к сказке «Девушка и Смерть», мастерски сделанный макет острова Чечен — места действия рассказа М. Горького «Мальва».
Второй зал экспозиции посвящен творческой и революционной деятельности А. М. Горького конца 90-х — начала 900-х годов.
В 1898 году А. М. Горький знакомится с книгой В. И. Ленина «Развитие капитализма в России», которую он назвал «гениальным произведением». На стенде — номер журнала «Жизнь», где напечатано начало повести М. Горького «Фома Гордеев», художественно иллюстрирующей некоторые положения гениальной работы В. И. Ленина. Дан ряд иллюстраций к повести «Фома Гордеев». В витрине показаны номера журналов за 1897—1899 гг.— «Новое слово», «Русская мысль», «Северный вестник» и «Мир божий», — с публикациями ранних рассказов М. Горького. В некоторых из этих журналов публиковал свои работы и В. И. Ленин.
Второй арест А. М. Горького в 1898 году, по делу о революционной пропаганде в Тифлисе, отмечен в экспозиции фотографией дома на Ильинке в Н. Новгороде, где писатель жил в то время. Знакомство и дружба А. М. Горького с большими людьми русской литературы и искусства этих лет — Львом Толстым, Чеховым, Шаляпиным, Репиным — показаны в оригинальных экспонатах: большой бюст Л. Н. Толстого работы акад. Гинзбурга — собственность А. М. Горького (бюст находился в квартире Алексея Максимовича); фотопортрет А. П. Чехова, подаренный А. М. Горькому в 1899 году, с надписью: «М. Горькому — д-р Чехов»; большой портрет А. М. Горького работы И. Е. Репина (копия), фотопортреты А. М. Горького и Ф. И. Шаляпина, выполненные на фарфоровой пластинке. Отзыв Горького о знаменитом певце: «Шаляпин — это нечто огромное, изумительное и — русское».
Стенд «Девятисотые годы»: портрет В. И. Ленина, подлинный номер Ленинской газеты «Искра», фотогруппа - состав первого Нижегородского Комитета РСДРП, созданного в 1901 году; фотоснимок — А. М. Горький среди высланных в Н. Новгород студентов, участников революционных выступлений. В эти годы А. М. Горький тесно связывается с революционным студенчеством и руководителями местной социал-демократической организации и всемерно помогает партийной работе. «Песне о Буревестнике» — боевой песне революции - посвящен отдельный небольшой стенд. Здесь — аппликация из шелка (худ. Чижова) на мотив «Песни»; красочная художественная композиция «Буревестник» художника-палешанина Вакурова (подарок А. М. Горького музею); номер журнала «Жизнь» за 1901 год, в котором впервые была напечатана «Песня о Буревестнике» (этот номер был передан А. М. Горькому в тюрьму, куда он был заключен в 1901 году); художественный макет Нижегородского острога (худ. Рожков); подлинная врачебная справка врача В. Н. Золотницкого о состоянии здоровья А. М. Горького, послужившая одним из поводов освобождения А. М. Горького из тюрьмы. На следующем стенде отражены события, связанные с высылкой А. М. Горького в Арзамас: проводы писателя в Крым, политическая демонстрация в Н. Новгороде, о которой В. И. Ленин упоминает в своей статье в «Искре», называя А. М. Горького «европейски знаменитым писателем»; писатель в Арзамасской ссылке, где под окнами его квартиры постоянно дежурит полицейский. Над стендом большой раскрашенный фотопортрет А. М. Горького работы М. П. Дмитриева; у стенда - большая шкатулка с коллекцией эскизов замечательных фресок худ. Васнецова — подарок А. М. Горькому от учащихся Нижегородского механико-технического училища. Два стенда посвящены первым пьесам М. Горького -«Мещане» и «На дне», их постановкам в Московском Художественном театре и в Горьковском театре драмы. Пьесу «Мещане» иллюстрирует театральный макет декорации Горьковского театра, пьесу «На дне» — две удачные небольшие скульптуры художницы Паас: К. С. Станиславский в роли Сатина и В. И. Качалов в роли Барона. В витринах показаны первые издания пьес на иностранных языках (1901 — 1903 гг.) — это книги из личной библиотеки А. М. Горького тех лет. В особой нише в этом зале экспонирована подлинная обстановка рабочего кабинета А. М. Горького в его нижегородской квартире 1902—1904 годов. Обстановка была сохранена Екатериной Павловной Пешковой и передана в 1939 году музею. Вещи расположены примерно так, как они стояли в подлинном кабинете (в экспозиции имеется фотоснимок интерьера кабинета, сделанный в 1903 году). Здесь находятся: большая плюшевая тахта, письменный стол, стильное кресло, итальянский круглый столик, два стула, массивная настенная полка, а также сохранившиеся мелкие вещи, находившиеся на письменном столе и на полке, — три фотографии в рамках (Екатерины Павловны Пешковой и сына Максима), две хрустальные пирамидки, большая хрустальная чернильница, небольшая японская вазочка; на полке — книги из личной библиотеки Алексея Максимовича, изящная бронзовая статуэтка, изображающая К. С. Станиславского в роли доктора Штокмана (в пьесе Ибсена) - подарок писателю от артиста МХТ и талантливого скульптора С. Н. Судьбинина, и медный охотничий рог — также подарок от друзей-студентов. На круглом итальянском столике стоит большой майоликовый кувшин оригинальной формы и расцветки - одна из любимых вещей А. М. Горького. Особую ценность представляет подлинный письменный стол Алексея Максимовича, находившийся в 1900 — 1901 годах в его квартире в доме Лемке на Канатной улице. Стол — с потайными ящиками, сконструированными и мастерски замаскированными рабочим-революционером М. И. Лебедевым. В ящиках Горький хранил «Искру», которую получал регулярно, и другие нелегальные издания. За этим столом он писал свою знаменитую «Песню о Буревестнике», пьесу «Мещане», повесть «Трое». В особой витрине, помещенной в нише-кабинете, расположены книги из личной библиотеки А. М. Горького, с дарственными надписями писателей — авторов и переводчиков этих книг; экспонируется также один том рассказов А. М. Горького с дарственной надписью самого Алексея Максимовича. Заключительный стенд и витрины зала освещают деятельность А. М. Горького в последние годы его нижегородской жизни (1902—1904) — годы установления тесных связей с партией рабочего класса, с ленинской «Искрой». На стенде — копия письма представителя искровской организации в Москве Ю. Н. Лепешинской В. И. Ленину о встрече и беседе с А. М. Горьким в 1902 году; с этого года Алексей Максимович вошел в искровскую организацию и много помогал ее работе. Показан фотоснимок Народного дома в Н. Новгороде, в строительстве которого и в организации в нем подлинного народного театра А. М. Горький принимал деятельное участие; редкие любительские фотоснимки — группы организаторов и артистов театра, программа одной из постановок и специальная программа Шаляпинского концерта, сбор с которого поступил на достройку здания Народного дома. В особом футляре хранится искусно сделанный муляж изящного, но крепкого портсигара Горького, который спас жизнь писателю во время нападения на него вооруженного ножом бандита в Нижнем Новгороде зимой 1903 года. В витрине экспонированы: фотоснимок дома Киршбаума и кабинета А. М. Горького в нем, медная дверная дощечка и визитная карточка писателя. Пьесе А. М. Горького «Дачники», законченной в 1904 году, посвящены фотоснимки постановок, портрет артистки-новатора, чуткого художника В. Ф. Комиссаржевекой, в театре которой в Петербурге пьеса шла впервые. С первой постановкой пьесы связана находящаяся в зале бронзовая статуэтка А. М. Горького работы акад. Гинзбурга. Горький изображен в рост, со сжатыми губами, со сложенными на груди руками. Таким видел его скульптор, когда писатель — в ответ на шиканье и свист разоблаченных в пьесе либералов — вышел к рампе и своим презрительным молчанием «укротил» бесновавшихся «дачников». Статуэтка была подарена скульптором Алексею Максимовичу.
Всю экспозицию зала объединяет вокруг себя огромная скульптурная фигура А. М. Горького работы В. И. Мухиной - гипсовый эскиз памятника великому писателю-буревестнику в гор. Горьком. Этот эскиз был в свое время выставлен на общественный просмотр в Третьяковской галерее, а затем передан скульптором городу Горькому. Следующий, третий зал посвящен участию А. М. Горького в первой русской революции 1905—1907 годов. Экспозиция начинается ведущим текстом: «Без генеральной репетиции 1905 года победа Октябрьской революции 1917 года была бы невозможна» (Ленин). На первом стенде — картины: «9 января» (линогравюра И. Соколова) и «Московские баррикады» (рисунок A. Никифорова), портрет А. М. Горького работы В. Серова (копия); подлинные номера большевистских легальных газет 1905 года — петербургской «Новой жизни», созданной при деятельном участии А. М. Горького и редактировавшейся с № 6 В. И. Лениным, и московской «Борьбы»: № 1 студенческой социал-демократической газеты «Молодая Россия», в которой помещены статьи В. И. Ленина и А. М. Горького о вооруженном восстании в Москве; подлинный номер сатирического журнала «Пулемет», на обложке которого изображена кровавая пятерня генерала Трепова, наложенная на царский манифест о «свободах». Отдельно экспонированы — печатавшаяся в газете «Новая жизнь» статья В. И. Ленина «Партийная организация и партийная литература» и статьи М. Горького «Заметки о мещанстве», высоко оцененные B. И. Лениным. Показаны материалы об аресте А. М. Горького и заключении в Петропавловскую крепость в январе 1905 года, в связи с написанным им воззванием «ко всем русским гражданам» с призывом «к немедленной, упорной и дружной борьбе с самодержавием»; фотоснимки камеры Трубецкого бастиона, где был заключен писатель, его тюремные анкеты. Здесь же — текст договора, заключенного по инициативе А. М. Горького издательством «Знание» с Центральным Комитетом РСДРП (б) на массовый выпуск марксистской литературы. Отдельный стенд посвящен пьесе М. Горького «Дети солнца», написанной в Петропавловской крепости, и пьесе «Варвары». Здесь — первые заграничные издания пьес, фотоснимки постановок пьес, макет декораций к спектаклю «Дети солнца». Экспозицию 1905 года заключает текст А. М. Горького, дающий оценку писателем значения революционных боев: «Пролетариат не побежден, хотя и понес потери. Революция укреплена новыми надеждами, кадры ее увеличились колоссально... Русский рабочий класс подвигается вперед, к решительной победе». Большой стенд посвящен пребыванию А. М. Горького, по поручению партии, в 1906 году в Америке и созданию там замечательной повести «Мать», пьесы «Враги» и цикла острых памфлетов, разоблачающих лживую американскую «демократию», в которой царствует «желтый дьявол» — доллар. Уголок экспозиции музея, посвященный творчеству А. М. Горького 1905—1906 годов. Над стендом о повести «Мать» — текст из самой повести, выражающий мечту и уверенность борющегося рабочего класса: «Россия будет самой яркой демократией земли!». Небольшой стенд о сормовских событиях 1902 года, послуживших материалом для повести «Мать», возглавляется красочным портретом знаменосца демонстрации П. А. Заломова (худ. Храмов). На стенде — его фотопортрет, сделанный в 1902 году в Московской пересыльной тюрьме, фотопортрет его матери Анны Кирилловны («Ниловны»), портреты участников демонстрации; фотоснимок улицы Сормова, где произошло столкновение демонстрантов с войсками; книга воспоминаний П. А. Заломова. В витрине — многочисленные издания повести «Мать» — этой настольной книги каждого рабочего — на русском языке, языках многих народностей Советского Союза, на языках мира. Четвертый зал посвящен пребыванию А. М. Горького в Италии (Капри, Сорренто), куда он переехал из Америки. Этот творчески чрезвычайно богатый период жизни писателя отражен в экспозиции многочисленными произведениями А. М. Горького разнообразных жанров. Стенд Каприйского периода возглавляется портретом А. М. Горького работы художника Шлеина (авторская копия). В экспозиции отражено начало дружбы А. М. Горького с В. И. Лениным, глубокое влияние Владимира Ильича на писателя. Показан редкий фотоснимок: В. И. Ленин на Капри у Горького за игрой в шахматы, в окружении партийных товарищей. Репродукция с картины — Ленин и Горький на Пятом съезде РСДРП. Подлинные номера большевистских газет «Пролетарий», «Звезда», «Правда», в которых принимал участие Горький; копия писем В. И. Ленина А. М. Горькому. Творчество А. М. Горького Каприйского периода представлено в экспозиции изданиями книг писателя: «Лето», «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина», «Сказки об Италии», пьеса «Последние»; показаны созданные позднее первые две части автобиографической трилогии «Детство», «В людях». Отдельно экспонируются изданные по инициативе А. М. Горького и под его редакцией сборники национальных литератур — финской, латышской и армянской, а также лекции А. М. Горького «История русской литературы», прочитанные им в Каприйской партийной школе. В витрине стенда, посвященного годам первой империалистической войны, экспонируются номера антивоенного журнала «Летопись», созданного А. М. Горьким и боровшегося «за интересы интернациональной культуры, против национализма, империализма...». В журнале печатались повесть «В людях» и ряд рассказов А. М. Горького. Пятый и шестой залы экспозиции отражают многообразную деятельность А. М. Горького в годы после Великой Октябрьской социалистической революции, его помощь — пером публициста и художника — строительству Советского государства, его связь с советскими писателями и руководство их работой. Ведущие тексты экспозиции гласят: «Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, свершилась!» (Ленин). «В октябре 17 года у нас положено начало новой истории» (Горький). На стендах: фотоснимок, изображающий В. И. Ленина и А. М. Горького на Втором конгрессе Коминтерна; подарки А. М. Горького музею — оригинальные фотоснимки: В. И. Ленин на прогулке в Горках, комната в квартире Е. П. Пешковой в Москве, где в 1920 году Алексей Максимович встретился и беседовал с В. И. Лениным. Привлекает внимание монтаж из брошюр издания 1920—1921 годов, — рассказы М. Горького, выпущенные первым советским издательством. Следующий стенд посвящен откликам А. М. Горького на смерть В. И. Ленина. Здесь отдельное издание воспоминаний А. М. Горького «В. И. Ленин», фотоснимок венка от Горького на гроб вождя, с надписью: «Прощай, друг!», письма Н. К. Крупской — А. М. Горькому о Владимире Ильиче и его отношении к Алексею Максимовичу. А. М. Горький в Сорренто. Деятельная переписка с советскими людьми — писателями, учеными, рабочими, колхозниками, пионерами; картограмма письменной связи писателя представляет собой густой пучок лучей, с основанием в Сорренто и многочисленными лучами, направленными во все концы страны. Над стендом живописное полотно художника Кончаловского «Море у Сорренто» (подарок Горького музею). Алексей Максимович Горький — автор монументальных художественных произведений: «Дело Артамоновых», «Жизнь Клима Самгина». Первые публикации «Клима Самгина», многочисленные иллюстрации художников Кукрыниксы к эпопее (подарок Алексея Максимовича музею). Приезд А. М. Горького в 1928 году в Советский Союз, путешествие по стране, посещение родного города — Нижнего Новгорода. Восторженное восприятие писателем советской действительности: «...Страна помолодела... Среди старого, в окружении старого — растет новое, молодое. Дома старые, а люди новые. Вот что я вижу. Молодую страну я вижу». На стенде — карта путешествий А. М. Горького по стране; большой фотопортрет, изображающий писателя в Нижегородской радиолаборатории слушающим радиопередачу (Алексей Максимович — с наушниками). В витрине — первые номера журнала «Наши достижения» с очерками А. М. Горького «По Союзу Советов». А. М. Горький — деятельный помощник Коммунистической партии в трудной работе преобразования страны на социалистических началах. Многочисленные выступления и статьи писателя — советского публициста. Сорокалетие литературной деятельности А. М. Горького. На стенде большая фотографическая копия картины: М. И. Калинин вручает великому писателю орден Ленина. Приветствие А. М. Горькому от Центрального Комитета ВКП (б), письма ему со всех концов страны. Седьмой зал экспозиции освещает многообразную, упорную, неустанную — партийную по характеру и направленности — деятельность Алексея Максимовича Горького в 30-е годы — творческую, публицистическую, общественную. Горький — основоположник литературы социалистического реализма, воспитатель писательских кадров, друг начинающих писателей, организатор и участник Первого Всесоюзного съезда советских писателей. Горький — инициатор издания ряда журналов, серии биографий замечательных людей, цикла исторических романов, истории фабрик и заводов, истории гражданской войны. На стендах — многочисленные фотографии: Горький среди писателей, летчиков, рабочих, колхозников, молодежи, краснофлотцев. Коллекция почетных членских билетов, поднесенных А. М. Горькому различными советскими, общественными, культурными, профсоюзными организациями. Подарки любимому писателю — альбомы коллективов предприятий, общественных организаций, экипажа линкора «Парижская коммуна», слета пионеров и др. В особой витрине показана книга Р. Роллана «Гете и Бетховен», подаренная писателем А. М. Горькому с дружеской надписью. Фотоматериалы первых постановок пьес А. М. Горького «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие». Экспозицию украшают три больших портрета А. М. Горького — художников Бродского, Балаболкина и Левицкой, И. Соколова, а также сюита красочных линогравюр художника И. Соколова — интерьеры дома на Малой Никитской в Москве, где А. М. Горький жил в советские годы: кабинет писателя, библиотека и вид дома со стороны сада. В небольшой витрине бережно хранится несколько личных вещичек Алексея Максимовича, взятых с его письменного стола из московской квартиры, — ручка с пером, зачиненный красный карандаш, мундштук с недокуренной сигареткой, коробочка сигарет... Это — подарок музею Надежды Алексеевны Пешковой. Особый стенд занимают материалы о приезде А. М. Горького в родной город: в 1928 году в Нижний Новгород и в 1935 году — уже в город Горький. Показаны фотографии Алексея Максимовича: в группах с А. А. Ждановым и А. С. Щербаковым, на Балахнинском Бумкомбинате, на Нигрэсе, на пароходе «Клара Цеткин», на заводе «Красное Сормово». Показаны также вырезки из газет того времени, в которых рассказывается о выступлениях А. М. Горького на митингах и предприятиях города и Сормова, приведены его отзывы о новостройках, об автомобильном гиганте и его соцгороде. В экспозиции выделяются мастерски сделанные учениками Павловского художественного училища гравюры на стали — несколько портретов А. М. Горького и прекрасно выполненные гравюры-иллюстрации на темы произведений Горького на шкатулке из нержавеющей стали. Это — подарок музею Горьковского обкома комсомола (вещи с фестиваля молодежи). Экспозиция зала заканчивается траурным стендом - смерть и похороны великого писателя. Фотоснимки: руководители партии и правительства, писатели, рабочие, пионеры, делегаты со всего Советского Союза — у гроба А. М. Горького. В траурной нише, под склоненными знаменами - посмертная маска писателя и слепок с его правой — трудовой, писательской — руки. Текст из «Песни о Соколе»: «Пускай ты умер, но в песне смелых и бодрых духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, свету!». На отдельном стенде показаны фотоснимки происходившего 2-го ноября 1952 года в гор. Горьком открытия памятника писателю-буревестнику Алексею Максимовичу Горькому. Дополнительный восьмой зал посвящен литературному наследию Алексея Максимовича Горького и теме «Слово Горького в Великой Отечественной войне советского народа». На развернутом стенде — сатирический плакат художников Кукрыниксы, изданный в первые дни войны, — Гитлер под советским штыком, фотоснимок — Горьковская героическая дивизия отправляется в бой, картины «Взятие рейхстага» и «Воин-победитель». Об огромной роли слова Горького, его любви к родине и народу, о его авторитете в народе говорит газета «Комсомольская правда», правильно отражающая настроения советской молодежи в годы войны: «Сердце Данко пылает в груди у красных воинов, штурмующих сегодня вражеские укрепления. Крылья Сокола поддерживают в полете храбрых сталинских летчиков. Непоколебимая отвага Павла Власова ведет вперед нашу пехоту, шагающую под пулями врага».
В разделе «Литературное наследие Горького» — на стендах, в витринах, шкафах — книги А. М. Горького на языках мира: книги, изданные в капиталистических государствах, в странах народной демократии, в далеких странах Азии, в многонациональном Советском Союзе — на многих языках, в том числе и на языках народов, получивших свою азбуку и свою национальную печать только после Великого Октября. Над стендом — слова народного поэта Джамбула: Ты, солнечный Горький, бессмертен в веках, во всех поколеньях, на всех языках! * * * В фондовом сейфе музея хранятся ценнейшие экспонаты, ждущие показа в экспозиционных залах. В специальном шкафе бережно хранится часть личной нижегородской библиотеки А. М. Горького начала 900-х годов; на полях некоторых книг имеются пометки, сделанные рукою Алексея Максимовича. На отдельных полках шкафа — книги-подарки, поднесенные ему от писателей, с их автографами. Имеется несколько книг с автографами самого А. М. Горького.
Значительно обогатился за последние годы негативный фонд музея — база для намечаемых в экспозицию документальных фотографий. Приобретены оригинальные негативы фотоснимков приезда А. М. Горького в Нижний Новгород в 1928 году и его выступлений в Сормове, несколько фотопортретов А. А. Жданова, фотопортреты Анри Барбюса, сделанные в том же 1928 году, во время пребывания писателя-антифашиста в Нижнем Новгороде. Художник Государственного драматического театра имени Горького К. И. Иванов принес в дар музею большое количество негативов фотоснимков первых постановок горьковских пьес на сцене театра («Мещане», «На дне», «Егор Булычев и другие»). Среди уникальных книг, хранящихся в музее,— первое издание «Дум» К. Ф. Рылеева 1825 года, «Полярная звезда» 1825 года, первое издание собрания сочинений Н. М. Карамзина, альманахи и сборники начала XIX века с первопечатными текстами произведений А. С. Пушкина, В. А. Жуковского, И. А. Крылова; первые издания «Пугачева» А. С. Пушкина, «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, романов «В лесах» и «На горах» П. Мельникова-Печерского, редкое издание «Тарантаса» В. Сологуба, а также книги с дарственными надписями Т. Г. Шевченко, П. И. Мельникова-Печерского, В. Г. Короленко, И. А. Бунина, Л. Н. Андреева, В. В. Маяковского и др. В особых папках хранятся рукописные архивы - А. С. Гациского, врача-общественника В. Н. Золотницкого, А. П. Мельникова (сына писателя), А. Д. Гриневицкой, А. Н. Свободова, И. И. Вишневского, В. Я. Кокосова, В. Авдеева. Сохранились две рукописных «книги» — это сочинения воспитанников Нижегородской Духовной семинарии за 1850—51 и 1854 годы, среди них — рукописи трех сочинений Н. А. Добролюбова. Здесь же хранится полувыцветший экземпляр подпольного рукописного (гектографированного) журнала студенческого кружка 1901 года, в котором воспроизведен полный текст революционной аллегории А. М. Горького «Весенние мелодии» и многочисленные записи воспоминаний современников Алексея Максимовича Горького о встречах с великим земляком.
Музеем приобретены в последнее время редкие мемориальные вещи местных писателей и общественных деятелей: большой портрет историка А. С. Гациского, акварельный портрет поэта Л. Г. Граве, кресло-каталка, сидя в котором больной писатель П. И. Мельников-Печерский писал свой роман «На горах», гусли поэта и певца Скитальца (С. Г. Петрова). Лауреат Сталинской премии В. И. Костылев подарил в свое время музею ряд изданий трилогии «Иван Грозный» и других романов с своими автографами, а также рукопись и корректурные гранки первой части трилогии. Фотоархив музея в настоящее время разросся очень солидно. Пополнению его усиленно помогали и продолжают помогать Екатерина Павловна и Надежда Алексеевна Пешковы, передавшие музею около двухсот оригинальных фотопортретов А. М. Горького (в группах и одиночных) нижегородских лет, а также каприйского и соррентийского периодов жизни писателя. Центральный музей А. М. Горького передал нашему музею большое количество фотокопий своих материалов для пополнения экспозиции музея. Ценным пополнением фотофондов послужило приобретение у наследников нижегородского фотографа М. П. Дмитриева, близкого знакомого А. М. Горького, ценных оригинальных фотопортретов писателя и его близких, среди них — замечательно сделанные на фарфоре фотопортреты Горького, Короленко и Шаляпина.
Недавно в фонды поступили несколько редких фотографий: А. М. Горький в группе организаторов Народного дома в Н. Новгороде (1903 г.); Алексей Максимович в 1928 году в группе делегатов съезда по охране материнства и младенчества; уникальная фотография — А. М. Горький и Ф. И. Шаляпин, с автографами писателя и певца (дар семьи Л. А. Мукоссева) и др.
Приобретены также две большие коллекции оригинальных фотографий — виды Волги, поволжских городов, улиц Нижнего Новгорода.
В настоящее время коллектив музея работает над значительной перестройкой экспозиции, стремясь глубоко и всесторонне показать творчество Горького и его связи с Коммунистической партией, а также добиваясь более выпуклого отражения в экспозиции местного, Нижегородского биографического материала.