"Очерки истории СССР. ХVIII век", под ред. Б. Б. Кафенгауза Москва, 1962 г. OCR Biografia.Ru
продолжение книги...
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА В 1775-1790 годах
Крестьянская война привела к реформе местного управления. Реформа подготавливалась непосредственно после восстания. Правительство считало необходимым усилить административные органы, приблизить их к населению и привлечь выборных от дворянства в местные учреждения. В наказах дворянским депутатам Уложенной комиссии наряду с жалобами на медлительность, волокиту и взяточничество, содержались пожелания о передаче местных органов в руки дворянства. Екатерина II шла в этом отношении навстречу дворянству. «Учреждение» о губерниях было издано 7 ноября 1775 г. Оно вводило двухчленное деление местных учреждений — на губернские и уездные (провинции были ликвидированы), для городов вводилось свое управление. Губерния должна была включать 300—400 тыс., уезды 30—40 тыс. жителей. В результате реформы страна была разделена на 50 губерний вместо прежних 23. Надо отметить не только дворянский характер местных учреждений, особенно уездных, но и соединение в них судебных и административных функций. Генерал-губернатор, наместник или губернатор назначался верховной властью. Он должен был надзирать за выполнением законов, являлся начальником всей полиции, осуществлял надзор за сбором податей, выполнением рекрутской повинности, утверждал судебные приговоры со смертной казнью, мог приостановить судебное дело. Приезжая в столицу, он имел право присутствовать в Сенате, когда слушались дела его губернии. Под его председательством действовало губернское правление, которое стояло во главе всего местного управления в губернии, жалобы на губернатора могли идти только в Сенат. Следующим по своему значению учреждением после губернского правления была казенная палата под председательством вице-губернатора. Она ведала финансовыми делами, поступлением казенных сборов и расходами денежных средств, являлась местным отделением центральных органов — Камер-коллегии и Ревизионной коллегии. Новым учреждением являлся приказ общественного призрения, его задачей был надзор за школами, больницами, богадельнями и сиротскими домами. Для устройства их, где они еще не имелись, приказу отпускалось по 15 тыс. руб. Во главе судебных учреждений в губернии стояли две палаты — уголовного и гражданского суда. Кроме того, были три судебных учреждения сословного характера: для дворян — Верховный земский суд, для городского населения — губернский магистрат н для крестьян (кроме помещичьих крепостных) — Верхняя земская расправа. В них участвовали выборные от населения по сословиям. Сверх того, был создан совестный суд, являвшийся мировым судом; он выполнял роль посредника, должен был склонять тяжущихся к примирению, имел право контролировать аресты и освобождать от заключения. В уезде низший земский суд, несмотря на свое название, являлся административным, а не судебным учреждением. Во главе его стоял капитан-исправник, избиравшийся дворянством. Задачей его был надзор за выполнением правительственных распоряжений, преследование беглых и т. п. Но вместе с административными функциями капитан-исправник наделялся судебной властью: производил следствие, допрашивал свидетелей и т. п. Уездный суд состоял из уездного судьи и двух заседателей, избиравшихся дворянами. Он ведал судом по уголовным и гражданским делам. При нем состояла дворянская опека, ведавшая опекой над вдовами и сиротами. Кроме того, в уезде была нижняя расправа, предназначенная для крестьян (незакрепощенных). Местное управление отличалось многочисленностью учреждений, участием в них выборных от дворянства, были введены должности губернского и уездного предводителей дворянства. В городе, являвшемся самостоятельной административной единицей, во главе администрации стоял городничий. Кроме того, имелись городовой магистрат и городской сиротский суд, возглавлявшийся выборным городским головой. В столицах, Петербурге и Москве, имелись два надворных суда, верхний и нижний. Прокурорский надзор осуществлялся губернским прокурором, прокурорами в судах и уездными стряпчими. Дворянский характер реформы выразился не только в участии выборных от дворянства в судах и администрации. Губернаторы, прокуроры и другие власти, назначаемые верховной властью, были также дворянами. Постепенно перестраивалось и центральное управление. Сенат потерял свое прежнее значение, он был лишен права издавать законы, стал «хранилищем законов», т. е. органом суда и надзора. Коллегии как центральные коллегиальные учреждения постепенно заменялись единоличными органами министерского характера. Особенно усилилась власть генерал-прокурора, который сосредоточил в своих руках управление финансами, юстицией и должность государственного казначея. Функции прежних коллегий были отчасти переданы местным учреждениям. Были закрыты Камер-коллегия, ведавшая прежде финансами, Мануфактур-коллегия, Берг-коллегия, а также Юстиц-коллегия и Вотчинная коллегия, ликвидирован Главный магистрат, позднее была закрыта Коллегия экономии, созданная в связи с ликвидацией церковных имуществ и земель. Из новых учреждений следует отметить Экспедицию о государственных доходах и Тайную экспедицию, заменившую прежнюю Тайную канцелярию, ведавшую преследованием политических преступлений. Сохранились и увеличили свое влияние Коллегия иностранных дел, Военная и Адмиралтейская коллегии. Высшим постоянным учреждением явился «Совет при высочайшем дворе», или императорский совет, функции которого постепенно расширились. Первоначально он рассматривал вопросы внешней политики, но затем в его компетенцию входили и важнейшие вопросы внутреннего управления, как борьба с восстанием Пугачева. Верховная власть осуществлялась Екатериной II с помощью генерал-прокурора, президентов трех важнейших коллегий, а также при содействии статс-секретарей, ее непосредственных помощников.
Для укрепления господства дворянства имела значение жалованная грамота дворянству 21 апреля 1785 г. («Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства»). Она явилась сводом дворянских привилегий. Без суда дворянин не мог лишиться дворянского звания и имения. Судить дворянина мог только сословный дворянский суд. Дворяне освобождались от телесного наказания. Жалованная грамота подтвердила основное положение манифеста 1762 г. о вольности дворянства, свободу его от обязательной службы. В жалованной грамоте подтверждалось исключительное право дворян владеть крестьянами, передавать их по наследству, покупать деревни. Новой привилегией явилось запрещение конфискации имений у дворян, совершивших уголовное преступление, имение должно в таком случае переходить к законным наследникам. Дворяне освобождались от постойной повинности, т. е. от пребывания в их домах войск. Также подтверждалась свобода дворянства от податей. Была установлена запись дворян в родословные книги, чем подтверждалось формальное различие дворянства от других сословий. По каждой губернии в первую часть книги вносились дворяне, пожалованные верховной властью, во вторую часть книги — лица, получившие дворянское звание на службе. В жалованной грамоте утверждались органы дворянского самоуправления. В основу этой части грамоты была положена практика выборов в Уложенную комиссию, когда избирали дворянских предводителей, которые председательствовали в собраниях дворян для выборов депутата в Комиссию. Согласно жалованной грамоте дворяне каждой губернии составляют «дворянское общество». Органом дворянского общества являлось «дворянское собрание», как губернское, так и уездное. Они собирались раз в три года, их основной задачей являлись выборы должностных лиц. Дворянское собрание могло иметь свой дом, архив, печать, казну и секретаря. Дворянское общество получило дисциплинарную власть над своими членами, имело право исключать отдельных лиц из своей среды и осуществляло контроль над выборными дворянскими органами. Для участия в выборах были определены условия, или ценз. Для активного права дворянин должен обладать имением, а также иметь 25-летний возраст и обер-офицерский чин, таким образом, были исключены из собрания нижние чины. Пассивный ценз, т. е. право быть выбранным в различные должности, обусловливался требованием иметь доход от имения не менее 100 руб.. условием также являлся возраст — не менее 25 лет — и обер-офицерский чин. Дворянство избирало дворянских предводителей — губернского и уездного, также выбирало на должности, установленные учреждением о губерниях, капитан-исправника, заседателя и др. Вместе с тем деятельность дворянского общества проходила под контролем коренных властей — наместников и генерал-губернаторов, которые имели право собирать дворянские собрания и утверждали выборы. В дальнейшем усилилось значение дворянских предводителей, на которых возлагались административные функции как межевание, рекрутские наборы и т. п.
Тогда же, 21 апреля 1785 г., была издана жалованная грамота городам. По сравнению с предшествующими законодательными актами жалованная грамота расширяла доступ в городское сословие. В городском самоуправлении, кроме горожан, принимали также участие дворяне, имевшие дома в городе, иностранные купцы и т. д. Но жившие в городах крестьяне не могли входить в состав городского общества.
Горожане были разделены на шесть разрядов. В первый разряд входили домовладельцы, даже если это были чиновники, дворяне или духовенство. Второй разряд составляли купцы трех гильдий. Третий разряд составляли ремесленники, записанные в цехи. В четвертый разряд вошли иностранные и иногородние купцы, поселившиеся в данном городе. К пятому разряду отнесены крупнейшие купцы с объявленным капиталом от 50 тыс. руб. и больше, банкиры, богатейшие оптовые торговцы. Они получили название «именитых граждан». К этому разряду отошли также те, кто пробыл два срока в должностях городского головы, бурмистров и заседателей, а также ученые с «академическим или университетским аттестатом». Шестой разряд составляли «посадские», родившиеся в городе, или старожилы. Вместе с третьим разрядом, куда входили ремесленники, записанные в цехи, они получили название «мещан». Купечество, составлявшее второй рязряд, делилось на три гильдии. В первую гильдию входили купцы, объявившие за собой капитал в 10—50 тыс. руб., во вторую гильдию — с капиталом в 5—10 тыс. руб., в третью — 1—5 тыс. руб. Жалованная грамота освободила купечество от старинных служб, которые они несли в виде участия в казенной продаже вина, соли, при сборе таможенных пошлин и т. п. В жалованную грамоту городам вошло также Ремесленное положение. Оно установило обязательность записи в цехи городских ремесленников; лицам, не записанным в цехи, занятие ремеслом было запрещено. Каждый цех выбирал старшин, все цехи в городе избирали ремесленного голову. Ученичество должно было продолжаться от 3 до 5 лет. Подмастерье после трехлетнего стажа мог стать мастером, если ему было не менее 24 лет. Была определена продолжительность рабочего дня — с 6 часов утра до 6 часов вечера, с двумя перерывами в течение двух часов. Все горожане, удовлетворявшие требованиям имущественного и возрастного характера, указанным выше, т. е. всех разрядов, составляли «собрание градского общества». Оно собиралось раз в три года для выборов, приема и исключения из состава городовых обывателей и т. п. Активное и пассивное избирательное право в «собрании» имели лица, достигшие 25 лет и владевшие капиталом, с которого платился сбор не менее 50 руб. Этим условием исключались купцы третьей гильдии. «Собрание градского общества» выбирало городского голову и ряд других должностных лиц. Следующим городским органом была Общая городская дума. Выборы в нее проводились по всем шести разрядам горожан, однако на деле она являлась органом купечества. Общая городская дума избирала шестигласную Думу. Последняя являлась постоянно действующим учреждением и состояла из городского головы и шести гласных разрядов городского населения. Она должна была заботиться о городских улицах и площадях, поощрять торговлю, наблюдать за пристанями, амбарами и т. п. Но самостоятельность ее была весьма мала, так как шестигласная дума находилась в полном подчинении администрации — губернаторов, городничих и т. п. Жалованная грамота сохранила в городах магистраты, осуществлявшие суд по делам горожан. Органы городского управления не были всесословными. Из участия в них исключены были крестьяне, составлявшие значительную часть городского населения, а дворяне-домовладельцы, получившие право выборов в городах, мало интересовались городскими делами. В городских органах господствовало богатое купечество, но действительную власть в городах осуществляла коронная администрация, в своей основе дворянская. Екатерина II и ее советники разработали проект жалованной грамоты, предназначенной для государственных крестьян. Проект этот был обнаружен после смерти Екатерины II среди бумаг ее кабинета. Проект способствовал дальнейшему расслоению крестьянства и должен был закрепить за государственными крестьянами определенные права, а также регулировал общинное крестьянское устройство. Согласно проекту государственные крестьяне делились на шесть разрядов, в особый разряд были выделены богатые крестьяне, обладатели денежного капитала от 500 до 10 тыс. руб., крестьяне, ремесленники и т. п. В проекте признавалось за крестьянами право иметь рукодельные станы, т. е. заниматься ремеслом, торговать земледельческими продуктами, право владения и распоряжения имуществом и т. п. Государственные крестьяне не могли по этому проекту быть отданы в частные руки, т. е. не могли быть превращены в крепостных. Однако проект этот шел вразрез с интересами дворянства, которое надеялось на раздачу государственных крестьян в частные руки. С другой стороны, проект казался правительству опасным, так как мог взволновать и помещичьих крестьян, на которых он не распространялся. Этот проект не был осуществлен. Французская буржуазная революция взволновала правящие круги России. С первых же дней революции во Франции Екатерина II со страхом говорила об «ужасах царства народа... царства самого ужасного из тиранов... царства черни». Ее тревожило опасение, как бы «эта французская мода не превратилась в эпидемию». Секретарь Екатерины А. Храповицкий записал в своем дневнике в январе 1793 г.: «С получением известия о злодейском умерщвлении короля французского ее величество (Екатерина II) слегла в постель, и больна и печальна». Русский двор оделся в траур. Дипломатические сношения с Французской республикой были прерваны еще ранее, в 1792 г. Реакционный курс царского правительства не только проявился во внешней политике, в участии России в коалиции держав против революционной Франции, но и в усилении репрессий против передовой интеллигенции. Усиление реакции привело к преследованию Н. И. Новикова и А. Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева было издано в мае 1790г. Екатерина II, прочитав книгу Радищева, после первых же страниц сказала, что автор ее — «бунтовщик хуже Пугачева». Книга Радищева была направлена против крепостного права и самодержавия, он с сочувствием изобразил убийство помещика своими крестьянами, призывал к крестьянской революции. Книга Радищева была конфискована, а сам он был посажен в Петропавловскую крепость. Палата петербургского уголовного суда вынесла Радищеву смертный приговор. Он был утвержден Сенатом и Императорским советом. Екатерина II заменила смертную казнь ссылкой в Сибирь на 10 лет. Только после ее смерти Радищев приказом Павла I был возвращен из ссылки.
Книгоиздательская и просветительская деятельность Н. И. Новикова давно уже беспокоила правительство. Преследование его началось в 1784 г. В следующем году Екатерина приказала составить роспись его изданий и дать ее на рассмотрение духовным властям. В 1787 г. последовало запрещение светским издателям выпускать книги церковные или вообще относящиеся к религиозным вопросам. На этом основании были отобраны издания Новикова, как духовные, так и учебные. Арендный договор Новикова на типографию Московского университета не был продлен. Наконец, в апреле 1792 г. Екатерина подписала указ об аресте Новикова. Он был заключен в Шлиссельбургскую крепость на 15 лет. Только при воцарении Павла он был освобожден.