"Великая Отечественная война." Вопросы и ответы. П.Н.Бобылев и др., издательство "Политиздат", Москва, 1985 г. OCR Biografia.Ru
продолжение работы...
Как жили и боролись с врагом ленинградцы
во время блокады в 1942 г.?
— Первая военная зима принесла защитникам осажденного города и его жителям неимоверные трудности и лишения. Жестокий голод и зимние холода усугубили страдания ленинградцев: в январе вышли из строя водопровод и канализация, прекратилась подача электроэнергии и тепла, остановились трамваи и троллейбусы. В таких условиях даже некоторое увеличение нормы выдачи хлеба (во второй декаде февраля она была доведена для рабочих — до 500 г, служащих — 400 г, для детей и иждивенцев — до 300 г) не остановило возрастание смертности среди населения. Во время блокады погибло от голода 641 803 человека. Центральный Комитет ВКП(б), Советское правительство непрерывно держали Ленинград в поле зрения, делали все возможное в трудный для страны 1942 г., чтобы облегчить страдания ленинградцев. Значительно увеличились перевозки по ледовой дороге через Ладогу, поскольку лед достиг такой толщины, которая допускала транспортировку грузов любого веса. Если в январе по Дороге жизни было перевезено около 53 тыс. т различных грузов, то в феврале — свыше 86 тыс. т, а в марте — более 118 тыс. т. Всего же по ледяной дороге до 24 апреля (последнего дня ее существования) Ленинград принял более 360 тыс. т грузов, в основном продовольствия и фуража. За это же время для фронта и флота по дороге поступило около 32 тыс. т боеприпасов и почти 35 тыс. т горюче-смазочных материалов. По решению ГКО проводилась эвакуация населения Ленинграда и промышленного оборудования. Для выполнения этого решения 19 января в Ленинград был направлен уполномоченный ГКО А. Н. Косыгин с группой ответственных работников СНК СССР и Московского комитета партии. По ледовой дороге удалось переправить в тыловые районы страны более 500 тыс. ленинградцев, свыше 15 тыс. станков, более 7 тыс. т цветных металлов. Не прекращался в городе и выпуск оборонной продукции, хотя возможности Ленинграда в связи с блокадой были весьма ограниченны. И все же здесь ремонтировались танки, самолеты, орудия, корабли и другая боевая техника. По предложению Ленинградского горкома ВКП(б), одобренному ГКО, в городе решили оставить действующие предприятия и население в строгом соответствии с потребностями обороны. В результате к концу 1942 г. в Ленинграде насчитывалось всего около 669 тыс. человек, 80 процентов из них работали. Значительная часть промышленных предприятий была законсервирована, осталось лишь 200 работающих предприятий союзного и республиканского значения. Всего за 1942 г. ленинградцы дали фронту около 1700 тыс. снарядов и мин всех калибров, свыше 22 тыс. авиабомб, 1260 тыс. ручных гранат, а также большое количество минометов, пулеметов и автоматов. Активизировалась работа ленинградцев по строительству оборонительных рубежей: в апреле лишь 2 тыс. человек выполняло эту работу, а в июле их число увеличилось до 45 тыс. человек. 22 мая на Ладоге началась навигация, продолжавшаяся 194 дня. За это время в Ленинград было перевезено вдвое больше грузов, чем по ледовой дороге,— более 790 тыс. т. Половину грузов составляли продовольствие и фураж, кроме них по Ладоге в Ленинград переправили около 300 тыс. человек пополнения для фронта, 631 орудие, 202 танка. Большую роль в обеспечении города и фронта основными видами горючего сыграл сооруженный по постановлению ГКО трубопровод длиной 29 км. Значительная его часть — 21 км — проходила по
дну Ладоги. Построенный менее чем за 2 месяца и сданный в эксплуатацию 18 июня 1942 г., он позволял перекачивать в город ежесуточно 300—350 т горючего. Не меньшее значение для обеспечения жизнедеятельности предприятий и населения города имела прокладка по дну Ладожского озера электрокабеля, по которому к концу года в Ленинград стала поступать электроэнергия Волховской ГЭС. Весной 1942 г. была проведена большая работа по наведению санитарного порядка в городе, благодаря которой удалось предотвратить угрозу эпидемий. Восстанавливалось городское хозяйство, налаживалась работа водопровода, транспорта. Конечно, жизнь в осажденном городе по-прежнему оставалась трудной и даже опасной. Но любовь к Родине, ощущение ее постоянной заботы, помощь всего советского народа, руководство Коммунистической партии придавали ленинградцам дополнительные силы для жизни и борьбы, поддерживали у них горячую веру в грядущее освобождение от блокады и победу над фашистами.