Затраты на рубль товарной продукции


ЗАТРАТЫ НА РУБЛЬ ТОВАРНОЙ ПРОДУКЦИИ — один из показателей эффективности производства; представляет собой отношение полной себестоимости товарной продукции предприятия к стоимости ее в оптовых ценах (без налога с оборота).

Если товарная продукция предприятия, например, составила 110 млн руб., а ее полная себестоимость — 98 млн руб., то показатель затрат на рубль товарной продукции равен 89,1 коп. (98:110), а прибыль —10,9 коп.
Снижение затрат на рубль товарной продукции достигается повышением производительности труда и качества продукции, улучшением использования производственных ресурсов, опережающим ростом товарной продукции по сравнению с затратами.

В ряде отраслей промышленности затраты на рубль товарной продукции являются фондообразующим показателем: при снижении его по сравнению с предельным уровнем прошлого года на 1 % отчисления в фонд материального поощрения увеличиваются на 5 %.

В планах предприятий и объединений снижение затрат на рубль товарной продукции рассчитывается по следующим технико-экономическим факторам: повышение технического уровня производства (внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производства и др.); улучшение организации производства и труда; изменение объема и структуры производства; улучшение использования природных ресурсов; развитие производства (ввод в действие нозых объектов и производств, освоение выпуска новых изделий и прочие факторы).

Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987