Кооперативная торговля


КООПЕРАТИВНАЯ ТОРГОВЛЯ — одна из форм советской торговли, основанная на колхозно-кооперативной собственности и осуществляемая потребительской кооперацией. Обслуживает в основном сельское население.

Выполняет экономические и социальные функции, присущие всей социалистической торговле. Особенность кооперативной торговли обусловлена спецификой сельскохозяйственного производства, расселения, условий труда и быта сельского населения. Наряду с крупными универмагами, специализированными магазинами и торговыми комплексами широко развита сеть магазинов по продаже товаров повседневного спроса и развозная торговля. Автомагазины доставляют товары на рабочие места сельских тружеников: животноводческие фермы и полевые станы, отгонные пастбища, рыбакам и охотникам, а также жителям малых и отдаленных населенных пунктов, в которых строить стационарные магазины экономически нецелесообразно.

Практикуются и такие формы торгового обслуживания, как создание магазинов на дому, ларьков без продавцов в местах сельскохозяйственных работ и др. Большинство товаров народного потребления продается по государственным розничным ценам. В торговой сети, расположенной в глубинных населенных пунктах, на розничные цены начисляются накидки для возмещения повышенных расходов по доставке товаров (см. Торговые скидки (накидки, наценки). Кооперативные магазины, расположенные в сельской местности, закупают излишки сельхозпродуктов и сырья у населения.

Разновидностью кооперативной торговли является специализированная торговля сельхозпродуктами, закупаемыми у населения, в колхозах и совхозах по ценам согласно договоренности. Эта продукция в свежем или переработанном виде реализуется, как правило, в городах и промышленных центрах по ценам, утверждаемым правлениями кооперативных организаций.

Задача городской кооперативной торговли сельхозпродуктами — обеспечить горожан теми продуктами питания, которых недостаточно в государственной торговле, и воздействовать на уровень цен колхозного рынка. В этих целях колхозные рынки переданы в ведение организаций потребительской кооперации (см. Колхозная торговля). В розничном товарообороте страны доля кооперативной торговли равна 28 % (1986г.).

Этот показатель меньше фактического объема материальных благ, потребляемых сельским населением, которое частично удовлетворяет свои нужды за счет личного подсобного хозяйства и покупок товаров в городах.

Хорошо налаженная кооперативная торговля — важное условие социального переустройства села. Перед потребительской кооперацией поставлена задача существенно улучшить удовлетворение спроса сельского населения на товары и услуги, совершенствовать структуру розничного товарооборота, в том числе путем дальнейшего сокращения реализации алкогольных напитков, увеличения продажи непродовольственных товаров, в первую очередь культурно-бытового и хозяйственного назначения, строительных и лесных материалов, полностью обеспечить сельских тружеников услугами общественного питания по месту работы, расширять в городах и промышленных центрах продажу сельскохозяйственных продуктов, закупаемых по договорным ценам. Перестройка хозяйственного механизма в потребительской кооперации окажет существенное влияние на качество и культуру обслуживания сельского населения.

Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987