Маркетинг


МАРКЕТИНГ — система управления производственной и сбытовой деятельностью капиталистических предприятий, основанная на комплексном анализе рынка и нацеленная на решение проблемы реализации произведенной продукции и максимизацию прибылей.

Важнейшей задачей маркетинга является целенаправленное формирование потребительского спроса и подчинение его интересам фирмы. Свои первые шаги маркетинг сделал в США в начале XX в.

Широко внедряться в практику капиталистических фирм маркетинг стал в 60-е годы, что было связано е ростом концентрации производства и капитала, усилением монополизации рынков сбыта, обострением проблемы реализации и конкурентной борьбы между крупнейшими монополиями. Современный маркетинг рассматривает в качестве начального этапа производственной деятельности, предшествующего разработке программы выпуска продукции, рыночные исследования.

В настоящее время 90 % компаний промышленности, торговли и сферы услуг в США и три четверти компаний различных отраслей в ФРГ и Великобритании в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования. Но всестороннее и комплексное исследование рынка доступно только монополиям. Поэтому маркетинг, по существу, является орудием конкурентной борьбы большого бизнеса.

Рост потребностей капиталистических фирм в квалифицированных рыночных исследованиях привел к возникновению и развитию специализированных исследовательских компаний, которые на коммерческих условиях предоставляют свои услуги. Важное место в системе маркетинга занимают вопросы, связанные с производством товара, организацией научно-исследовательской деятельности компании по созданию новых образцов продукции, установлением цен, координацией планирования и финансирования, а также с регулированием всей деятельности фирмы, включая транспортировку, упаковку, техническое обслуживание и сбыт.

Для стимулирования продаж используются также реклама, потребительский кредит, личные контакты фирмы с покупателями и т. п. Маркетинг обостряет конкурентную борьбу монополий, усиливает нестабильность капиталистической экономики, ведет к навязыванию населению выгодного монополиям стандарта потребления. В условиях капитализма маркетинг не способен разрешить глубинные противоречия этой системы. Вместе с тем он включает определенные конструктивные технико-организационные элементы (некоторые способы согласования производства и сбыта, методы исследования покупательского спроса, использование достижений науки и техники для обновления ассортимента продукции).

Все эти моменты могут использоваться в интересах повышения эффективности социалистического хозяйствования. Применение рациональных элементов маркетинг содействует совершенствованию внутренней торговли, экспортной деятельности, лучшему удовлетворению покупательского спроса.

Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987