ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ — присущая социализму форма распределения материальных благ и услуг, обеспечивающая вместе с распределением по труду справедливое формирование личных доходов и их реализацию в соответствии с целями социалистического строительства.
За счет общественных фондов потребления обеспечивается бесплатность просвещения, образования, здравоохранения, культурного обслуживания, льготность санаторно-курортного обслуживания, детских дошкольных учреждений, оплаты жилищ, выплачиваются пенсии, пособия, стипендии, оплачиваются ежегодные отпуска. Отличительная особенность распределения через общественные фонды потребления — конкретно-целевая направленность поступающих населению средств, строгое определение потребностей, на удовлетворение которых они расходуются. Общественные фонды потребления дают реальную возможность представителю любой социальной группы получить образование, включая высшее, иметь доступ ко всем культурным ценностям, развивать свои способности, проявляя их в труде, и занять любое положение в производстве и в обществе.
Общественные фонды потребления облегчают внедрение прогрессивных форм удовлетворения потребностей, распространение экономичных форм совместного потребления. За период 1986—2000 гг. объем общественных фондов потребления удвоится. Поступления из общественных фондов потребления имеют форму денежных выплат (в 1985 г.—более половины общественных фондов потребления) и бесплатного (полностью или частично) предоставления материальных благ и услуг. Почти четыре пятых всего объема общественных фондов потребления распределяется централизованно: через государственный бюджет, бюджет социального страхования, централизованные союзные фонды социального обеспечения и социального страхования колхозников. 15—20 % средств поступает в виде децентрализованных расходов из поощрительных фондов предприятий, колхозных фондов и средств общественных организаций.
Направления и порядок децентрализованного распределения общественных фондов потребления устанавливаются государством, благодаря чему обеспечивается единая направленность как централизованного, так и децентрализованного распределения общественных фондов потребления. В совокупных доходах семей рабочих промышленности выплаты и льготы из общественных фондов потребления составляли в 1985 г. 25 %, в совокупных доходах семей колхозников — 19%. Вместе с тем возрастает роль профсоюзов и трудовых коллективов в распределении общественных фондов потребления. Начиная с 50-х годов общественные фонды потребления в сравнении с фондом оплаты по труду растут опережающими темпами.
В настоящее время на долю общественных фондов потребления приходится около трети потребляемых материальных благ и услуг. На XXVII съезде подчеркивалось, что партия наметила и проводит линию на дальнейший рост и более эффективное использование общественных фондов потребления. Они должны лучше использоваться как средство поощрения, стимулирования квалифицированного, добросовестного труда. В Программе КПСС указывается, что общественные фонды потребления «призваны играть все большую роль в развитии общегосударственных систем бесплатного народного образования, здравоохранения и социального обеспечения, в улучшении условий отдыха трудящихся, смягчать объективно неизбежные при социализме различия в материальном положении отдельных граждан, семей, социальных групп, выравнивать социально-экономические и культурные условия для воспитания детей, способствовать ликвидации малообес-печенности отдельных групп населения» (Материалы XXVII съезда КПСС, с. 152).
В современных условиях наряду с ростом общего объема общественных фондов потребления особо важное значение приобрели задачи рационального и эффективного использования средств этих фондов и более справедливого их распределения, что связано с повышением роли человеческого фактора и усилением социальной политики КПСС.