ОПТОВАЯ ТОРГОВЛЯ — одна из форм товарного обращения, посредством которой осуществляются экономические связи между социалистическими хозяйственными предприятиями.
Существует три вида оптовой торговли: средствами производства, сельскохозяйственной продукцией и товарами народного потребления. Оптовая торговля средствами производства осуществляет союзно-республиканский Государственный комитет Совета Министров СССР по материально-техническому снабжению (Госснаб).
Решительный переход от централизованного фондирования материальных ресурсов и прикрепления потребителей к поставщикам к оптовой торговле средствами производства — одно из важных направлений радикальной экономической реформы.
«Оптовую торговлю,— отмечается в решениях июньского (1987 г.) Пленума ЦК КПСС,— следует использовать как средство, позволяющее усилить воздействие потребителя на производителя, добиться динамичного соответствия между спросом и предложением, преодолеть дефицит материальных ресурсов...» Оптовой торговлей сельскохозяйственной продукцией занимается союзно-республиканское Министерство заготовок.
По мере развития сельскохозяйственного производства централизованное распределение фондов здесь также будет заменяться оптовой торговлей на основе договоров между социалистическими предприятиями. Ооптовая торговля товарами народного потребления в основном выполняется специализированными объединениями министерств торговли союзных республик, которым подчиняются областные оптовые базы.
Потребительская кооперация имеет свою сеть оптовых баз. Основные функции оптовой торговли товарами народного потребления — снабжение розничной торговой сети с наименьшими затратами средств; организация планомерного завоза по районам страны; активное воздействие на промышленность с целью производства товаров в необходимом населению объеме, ассортименте и качестве; хранение товарных запасов, изучение спроса населения и определение емкости рынка. Хозяйственная деятельность оптовых баз. осуществляется на основе договоров с производственными предприятиями и розничными торговыми организациями.
В договорах определяются объем, ассортимент и сроки поставки товаров. Все большее значение в заключении договоров играют оптовые межреспубликанские и межобластные ярмарки. Главным показателем деятельности оптовой торговли является оптовый товарооборот.
Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года предусмотрено «обеспечить коренное улучшение работы и рационализацию размещения оптовых организаций в целях бесперебойной поставки товаров в розничную торговлю» (Материалы XXVII съезда КПСС, с. 305).