РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ — направление прибыли на формирование доходов государственного бюджета, создание отраслевых, региональных, внутрихозяйственных фондов денежных средств, удовлетворение других потребностей хозрасчетных объединений, предприятий и организаций. В основе распределения прибыли — сочетание интересов общества в целом с интересами трудовых коллективов, создание у них заинтересованности в совершенствовании своей деятельности, росте прибыли и ее рациональном использовании на расширение производства, социальное развитие, материальное поощрение работников.
Плановое распределение прибыли предполагает прежде всего выделение из общей ее суммы определенной части, имеющей целевое назначение и используемой в особом порядке, а также установленных платежей в государственный бюджет и процентов за пользование банковским кредитом. Полученная после указанных вычетов расчетная прибыль распределяется между хозяйством и государственным бюджетом по нормативу: устанавливается ее доля (в процентах), подлежащая взносу в бюджет, а оставшаяся часть поступает в распоряжение хозяйства. Целевое назначение имеет: прибыль подсобных сельских хозяйств; прибыль от реализации товаров народного потребления и изделий производственно-технического назначения, изготовленных из отходов производства и местного сырья, отчисляемая в фонд ширпотреба; прибыль от реализации новых товаров бытовой химии; дополнительная прибыль от реализации первых опытных партий товаров и особо модных изделий по договорным розничным ценам и т. д.
Первоочередными платежами в государственный бюджет являются: плата за основные производственные фонды (см. Плата за фонды) и нормируемые оборотные средства, а также плата за трудовые ресурсы и природные ресурсы. Важнейшее хозрасчетное значение имеет нормативное распределение прибыли. Нормативы платежей в бюджет устанавливаются в годовых или пятилетних планах объединений и предприятий, они увязывают размеры оставляемых в распоряжении объединений и предприятий средств с результатами их работы. Нормативное распределение прибыли является неотъемлемой частью системы самофинансирования.
Поступающая в распоряжение предприятий прибыль направляется: на формирование фондов экономического стимулирования; финансирование капиталовложений и прироста собственных оборотных средств; погашение долгосрочного кредита на капитальные вложения; образование в министерстве (ведомства) резерва для оказания финансовой помощи и единого фонда развития науки и техники; отчисления дорожным организациям на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание местных автомобильных дорог; на возмещение расходов по хозяйственному содержанию зданий, помещений, сооружений, культурно-просветительных учреждений, садов, парков, пионерских лагерей, переданных в бесплатное пользование профсоюзным организациям; на покрытие убытков от эксплуатации жилищно-коммунального хозяйства и другие потребности предприятия.
Фактическая расчетная прибыль до ее распределения по нормативу уменьшается на сумму изымаемых в бюджет: дополнительной выручки в результате завышения установленных цен и нарушения порядка ценообразования, прибыли от выпуска продукции с отступлением от стандартов и технических условий, других взносов, связанных с применением экономических санкций. Из фактической распределяемой прибыли исключаются также оставляемые в распоряжении предприятий суммы прибыли: от проведения организационно-технических мероприятий, направляемых на восполнение недостатка собственных оборотных средств или погашение кредита на эту цель; от надбавок к оптовой цене на новую высокоэффективную продукцию производственно-технического назначения и продукцию, которой присвоен государственный Знак качества, и надбавок за комплектную поставку оборудования.
Нормативное распределение прибыли касается не только платежей в государственный бюджет, оно относится и к внутриотраслевым отношениям — отчислениям предприятий на образование предусмотренных законодательными актами фондов министерств (ведомств). Вместе с тем, исходя из решений XXVII съезда КПСС, преодолевается негодная практика, когда убытки отстающих объединений и предприятий покрывались за счет доходов рентабельно работающих хозяйств отрасли. В распределение прибыли наряду с общими принципами существует ряд особенностей, обусловленных спецификой отраслей народного хозяйства. Государственные сельскохозяйственные предприятия, торговые, снабженческо-сбытовые и заготовительные организации не вносят в бюджет плату за фонды, иначе определяются у них отчисления от прибыли в бюджет, а также в фонды предприятий и министерств (ведомств). Введена плата за трудовые ресурсы в отдельных отраслях.
Фиксированные (рентные) платежи применяются преимущественно в некоторых отраслях добывающей промышленности. В жилищном хозяйстве прибыль полностью направляется на содержание и благоустройство жилого фонда. В системе потребительской кооперации особенности распределение прибыли вытекают из характера кооперативной собственности; в бюджет вносится подоходный налог, а остальная часть используется на формирование внутрисистемных фондов в установленном размере и на другие цели, определяемые решением общего собрания (собрания уполномоченных) членов потребительских обществ (потребсоюзов).