УСЛУГИ — результат непроизводственной деятельности предприятия (организация) или отдельного лица, направленной на удовлетворение определенной потребности человека. Отдельные услуги носят производственный характер. Услуги предоставляются, как правило, на основе договора с их потребителями.
Услуги в сочетании с удовлетворением потребностей в продовольственных и непродовольственных товарах способствуют всестороннему развитию личности, служат средством повышения уровня жизни народа. По содержанию удовлетворяемых потребностей услуги подразделяются на: бытовые (ремонт и техническое обслуживание предметов домашнего обихода и культурного назначения, бытовой техники, ремонт и строительство жилищ и других строений по заказам населения, пошив одежды и обуви и др); жилищно-коммунальные (эксплуатация жилищного фонда, предоставление жилья в гостиницах и общежитиях, водо-, газо-, электро- и теплоснабжение жилых помещений, уборка улиц и других меет общественного пользования и др.); транспортные (междугородные и внутригородские перевозки пассажиров и грузов различными видами транспорта, а также связанная с этим деятельность по продаже билетов, информационно-справочному и экспедиционному обслуживанию); услуги связи (прием и доставка различной корреспонденции, периодических изданий и др.); услуги учреждений культуры; туристско-экскурсионные услуги; услуги учреждений, физкультуры и спорта; услуги санаторно-курортных и оздоровительных учреждений; услуги учреждений здравоохранения и социального обеспечения; услуги детских учреждений; услуги правового характера (юридических консультаций и нотариальных контор); услуги учреждений государственного страхования и сберегательных касс (различные виды личного и имущественного страхования, прием вкладов и др.).
Услуги подразделяются на платные, которые оплачиваются гражданами за счет собственных средств, и бесплатные, затраты по оказанию которых принимает на себя государство. Части населения отдельные виды платных услуг предоставляются бесплатно или с неполной оплатой их стоимости. Соответствующие затраты принимает на себя государственный бюджет (бюджет социального страхования) либо предприятия и организации за счет средств фондов экономического стимулирования.
Объем платных услуг, оказываемых населению, растет как за счет увеличения масштабов существующих видов услуг, так и на основе расширения номенклатуры, появления новых их видов. В соответствии с Комплексной программой развития производства товаров народною потребления и сферы услуг на 1986—2000 годы реализация платных услуг должна возрасти к 2000 г. в 2,1—2,3 раза (см. также Сфера непроизводственная).