ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ социалистического общества — совокупность организационно-экономических форм и методов, с помощью которых осуществляется экономическая реализация общественной собственности и планомерное регулирование процесса воспроизводства. Хозяйственный механизм опосредует взаимодействие между системой производственных отношений и производительными силами, а также надстройкой общества.
Одной из важнейших и сложнейших задач социалистического строительства В. И. Ленин считал создание условий, необходимых для того, чтобы «хозяйственный механизм работал действительно так, как работают часы» (Полн. собр. соч., т. 36, с. 156). Опираясь на общие, единые для социалистического общества принципы, хозяйственный механизм может существенно видоизменяться под воздействием достигнутого уровня производительных сил, зрелости производственных отношений, специфических особенностей той или иной страны. В процессе его совершенствования обеспечивается динамичное соответствие между непрерывно растущим уровнем производительных сил и конкретными формами производственных отношений, согласование в системе экономических интересов, использование экономических законов.
Хозяйственный механизм обладает сложной внутренней структурой, в состав которой входят планирование как его важнейшее, центральное звено, структурные звенья и методы управления экономикой, многообразные хозрасчетные рычаги стимулирования производства, включая цены, финансово-кредитные инструменты, формы оплаты труда и материального поощрения. Единая направленность всех звеньев хозяйственного механизма, отвечающая объективным запросам соответствующего этапа в развитии социалистического общества, их согласованность между собой — важнейшая предпосылка его активного воздействия на повышение эффективности производства и решение социальных задач.
Динамизм социалистического общества и его производства делают необходимым постоянное совершенствование хозяйственного механизма. Вместе с тем на переломных этапах общественного развития, когда происходят глубокие качественные изменения в самой экономике, возникает потребность в его перестройке. Именно такая ситуация сложилась в настоящее время, что и требует, как указал XXVII съезд КПСС, осуществления радикальной реформы хозяйственного механизма. Предстоит преодолеть его затратный характер, полнее нацелить все его звенья на ускорение научно-технического прогресса, интенсификацию народного хозяйства, достижение высоких конечных результатов.
В процессе радикальной реформы хозяйственного механизма предстоит: усилить централизованные начала в решении стратегических задач развития народного хозяйства, существенно расширить права и самостоятельность производственных предприятий и объединений при одновременном усилении их ответственности за эффективность и конечные результаты хозяйственной деятельности, придавать структуре управления современные формы, активизировать экопомические методы руководства, осуществить всестороннюю демократи-вацию управления. Крупные реформы хозяйственного механизма, как показывает опыт, не могут осуществляться в виде единовременного акта. Они требуют большой подготовительной работы, экспериментальной проверки новых подходов и методов, поэтапного осуществления.
С учетом этого в СССР на основе широкомасштабного эксперимента, проведенного в 1984—1986 гг., в 1987 г. осуществлен перевод промышленности на новые методы хозяйствования, перестроен экономический механизм в отраслях агропромышленного комплекса, в горговле и в строительстве. Все это позволило в соответствии с решениями апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС и XXVII съезда партии разработать целостную систему управления экономикой, которая включает: резкое расширение границ самостоятельности предприятий, перевод их на полный хозрасчет и самофинансирование; коренную перестройку централизованного руководства экономикой, сосредоточение его на главных процессах, определяющих стратегию, темпы и пропорции развития народного хозяйства, его сбалансированность и одновременно решительное освобождение центра от вмешательства в оперативную деятельность нижестоящих хозяйственных звеньев; кардинальную реформу планирования, ценообразования, финансово-кредитного механизма, переход к оптовой торговле средствами производства, перестройку управления научно-техническим прогрессом, внешнеэкономическими связями, трудом и социальными процессами; создание новых организационных структур, обеспечивающих непосредственное включение науки в производство, и на этой основе — прорыв к мировому уровню качества, переход от чрезмерно централизованной системы управления к демократической, развитие самоуправления, создание механизма активизации потенциала человеческой личности.
Энергичная работа по перестройке или совершенствованию хозяйственного механизма осуществляется и в других социалистических странах с учетом их национальных особенностей и специфики стоящих задач (см. также Хозяйственный расчет).