Критика Чернышевским крепостничества и отношение его к реформе 1861 г
Вопросами политической экономии Чернышевский стал заниматься еще в университете. В 1848 г. в дневнике он говорил о своей большой тяге к политико-экономическим вопросам. На протяжении всей своей жизни он не прекращал заниматься ими. Важнейшими экономическими работами Чернышевского являются «Критика философских предубеждений против общинного владения», «О поземельной собственности», серия статей под общим названием «Устройство быта помещичьих крестьян», «Капитал и труд», «Очерки из политической экономии (по Миллю)», «О земле как элементе богатства» и др.
Критика Чернышевским крепостного строя в России имела большое политическое значение. Она дала могучее оружие в руки революционной демократии в их борьбе с помещиками и самодержавием.
Критический анализ крепостного хозяйства пронизывает все работы Чернышевского. В своих работах он прежде всего показывал, что господствующая в России крепостная система является разновидностью феодального строя и исторически необходимой ступенью общественного развития. Этим он подчеркивал исторически преходящий характер крепостничества. Основу крепостничества Чернышевский видел в монопольной собственности помещиков на землю и в их праве собственности на крестьян, населяющих эти земли. Крепостное право, по мнению Чернышевского, состоит в том, что владельцы земли присвоили себе власть принуждать живущих на этой земле крестьян к земледельческой работе в свою пользу. Он считал его противоречащим экономическим и политическим интересам народа и государства.
Раскрывая отрицательные стороны экономического и политического строя России, Чернышевский заявлял: «Много говорили мы о наших недостатках и множество всевозможных недостатков находили в себе, но общий, главнейший источник всех их — крепостное право; с уничтожением этого основного зла нашей жизни каждое другое зло ее потеряет девять десятых своей силы».
В крепостном праве Чернышевский видел причину всех зол тогдашней России. «Крепостное право,—говорил он,— это гнусная, тлетворная трясина». Оно - «истинное подобие решета, в прорехи которого вытекает решительно всякая ценность, находящаяся в нем». Чернышевский доказывал, что труд свободного наемного рабочего в три раза производительнее труда крепостного, что стихийный ход экономического развития обостряет противоречия крепостной экономики и ведет к устранению крепостничества.
Но Чернышевский понимал, что отношения личной зависимости не могут быть преодолены стихийно, они должны быть насильственно устранены. Путь к этому он видел в крестьянской революции, которая должна ликвидировать крепостничество и его оплот — самодержавие в России. Чернышевский уже в период подготовки крестьянской реформы 1861 г. сумел правильно оценить ее буржуазный характер, т. е. понять, что она несет замену одной формы эксплуатации другой. «Нужна была именно гениальность Чернышевского, — говорил В. И. Ленин, — чтобы тогда, в эпоху самого совершения крестьянской реформы (когда еще не была достаточно освещена она даже на Западе), понимать с такой ясностью ее основной буржуазный характер».
Он прекрасно понимал, что до тех пор пока решение вопроса о крепостничестве будет находиться в руках помещиков, система эксплуатации и угнетения не будет уничтожена в России, рабское положение трудового народа не изменится. Уничтожение крепостного права в интересах крестьянства может произойти только в результате революции самих крестьян.
Чернышевский ясно видел грабительский характер подготовляемой реформы. Это заставило его развернуть активную деятельность против реформы. Он организовал в «Современнике» отдел «Устройство быта помещичьих крестьян», в котором изложил свою революционно-демократическую программу освобождения крестьянства. Она сводилась к требованию немедленной отмены крепостного права и передачи всей земли крестьянам без всякого выкупа. Когда деятельность дворянских губернских комитетов окончательно убедила Чернышевского в том, что реформа будет представлять собою «мерзость», что она окончательно разорит крестьянство, он поставил себе задачей добиться провала реформы и взял курс на подготовку крестьянской революции.
После опубликования царского манифеста, вызвавшего массовые восстания крестьян, Чернышевский создал нелегальный политический центр для руководства революцией и написал прокламацию «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон», в которой просто и ясно разоблачал грабительский характер реформы и призывал крестьян к революции.