В настоящее время создается множество компаний и фирм, которые на первоначальном этапе существования пытаются провести максимально возможную автоматизацию бизнеса. При организации оказания услуг населению, которые имеют определенные тарификации, используется биллинговая система. Наиболее часто к такому типу автоматизации прибегают компании с предоставлением услуг телефонной и сотовой связи, доступов в сеть Интернет, коммунальных и иных услуг.
Разработанная система автоматизации на предприятии, которая позволяет вычислить стоимость услуг для определенного клиента, хранит всю информацию о существующих тарифах, стоимостных характеристиках, выставлении счетов на оплату, получила наименование биллинговой системы. Такая организация позволяет значительно сократить время на получение требуемой информации по запросу каждого клиента, как для работников компании, так и для самих клиентов.
Однако в понятие биллинга включается не только процесс тарификации услуг, но и процесс оплаты определенных тарифицированных счетов по безналичному расчету. В понятии биллинга определяются тарификационные признаки определенного объекта счета, персонифицированные предоставлением счетов за использованные услуги по существующим тарифам.
Существующая система автоматизации проводит постоянный контроль и управление все форм (наличной и безналичной) оплаты при поступлении средств на специальные персонифицированные счета, а на основании существующих средств предоставляет клиентам возможность пользования определенным набором услуг (трафика, сетевых ресурсов, телефонной связи и пр.), с информацией о продаже продукции.
Биллинговые системы по своей функциональности подразделяются на три больших класса: предназначенные для операторов транснациональной связи, компании национального масштаба и системы для региональных сетей. Продукты и услуги в рамках первого класса биллинговых систем должны предоставлять взаимодействие между субъектами на межнациональном уровне независимо от временных зон. Они отличаются многоязычным интерфейсом и многовалютным режимом. Применительно к определенной стране такие системы обладают определенной системой налогообложения. Биллинговые системы такого класса отличаются тесной интеграцией с существующими бухгалтерскими продуктами.
Биллинговые системы второго класса организуются в случае наличия определенных и специфических требований компаний – операторов. Выбор интерфейса и особенностей сети осуществляется в зависимости с выбранной расчетной системой. Такие продукты обладают высокой стоимостью разработки и последующего сопровождения. Продукты третьего класса отличаются классическими требованиями к ведению биллинга. Организация таких систем осуществляется на основе архитектуры сетей клиент-сервер.