Нет экономической проблемы, которая бы так близко и болезненно затрагивала интересы рабочего класса, как проблема дороговизны. Дороговизна уже давно постоянно растет. Мы хотели бы исследовать эту проблему в связи с вопросом о деньгах.
Дороговизна, точнее говоря - вздорожание, означает, что на деньги одинаковой нарицательной стоимости можно купить товаров меньше, чем вчера. Но беда не столько в этом, сколько в том, что отмеченное явление не распространяется в одинаковой мере на все товары: цена товара, представляющего для рабочего класса непосредственный интерес, цена рабочей силы, не увеличивается пропорционально росту цен на товары первой необходимости (хлеб, мясо, жилища и т. д.).
Буржуазные ученые и журналисты, говоря о дороговизне, обычно объясняют ее падением покупательной способности денег. Но то всего лишь констатация того же факта: дороговизна и падение покупательной способности - одно и то же. Встречается и более серьезное объяснение, согласно которому дороговизна связана с падением покупательной способности денег, вызванным изменением условий производства золота. Развивая это положение, мы приходим к выводу, что причина дороговизны - рост количества золота или удешевление производства. По нашему мнению, причины сегодняшней дороговизны следует искать не в условиях производства золота и вообще не в денежных отношениях. Если уж на то пошло, их влияние может быть лишь незначительным.
Легко доказать, что развитие производства золота, которое достигло в 1912 г. наивысшего уровня, не служит причиной дороговизны. В первую очередь отметим, что в осуществлении оборота участвует не только вновь произведенное золото, а все золото, которое накопилось за тысячелетия. Следовательно, количество вновь произведенного золота нужно сравнивать не с количеством золота, произведенного за прошедшие несколько лет, а со всем наличным золотом. Если воспользоваться нашими подробными расчетами 17, то можно увидеть, что количество золота, находившегося в обращении за 1901 - 1910гг., увеличилось на 39,4%. Однако это не могло вызвать понижения покупательной способности, поскольку за тот же период мировой товарооборот возрос гораздо больше. Увеличение количества золота не вызвало бы дороговизны и потому, что лишь небольшая часть оборота совершается наличными деньгами: в основном оборот совершается с помощью представляющих деньги ценных бумаг.
Правда, удешевление производства золота еще может в какой-то степени вызвать дороговизну. Между производителями золота нет конкуренции, потому что, каким бы дешевым ни было их производство, эмиссионные банки купят все золото по той фиксированной цене, которая соответствует высокому уровню затрат производства. Это положение изменилось бы только в том случае, если бы на рынок поступило в результате удешевления производства такое большое количество золота, что какая-то его часть стала бы излишней и эмиссионные банки отказались бы ее покупать. Подобное, однако, до сих пор не случилось, и трудно представить, чтобы случилось впредь.
Сегодня голод на золото ощущается так же остро, как и в прошлом.
Следовательно, если золото производится с меньшими затратами труда, то цена его, выраженная в других товарах, не понижается, но золотопроизводители сверх нормальной прибыли получают значительную ренту с рудников (дифференциальную ренту).
Однако удешевление производства золота и связанное с этим увеличение получаемой в золотодобывающей промышленности прибыли и ренты все же могут способствовать возникновению дороговизны. Действительно, если в золотодобывающей промышленности можно получить прибыль выше средней, то относительно большая часть вновь накопляемого капитала устремится в эту отрасль производства, в отрасли же производства других товаров будет поступать меньшая, чем требуется, доля капитала, и нарушится баланс, необходимый для нормального хода производства. Вследствие этого предложение товаров будет отставать от спроса, что повлечет за собой увеличение цен. Это, в свою очередь, вызовет улучшение конъюнктуры, стремление увеличить производство, результатом чего будут значительные закупки средств производства. Это опять повлечет за собой прилив большего, чем необходимо, капитала в отрасли, производящие средства производства, и меньшего, чем нужно, в отрасли, производящие товары потребления. Итогом будет новое подорожание потребительских товаров. Вот таким образом удешевление производства золота и вместе с ним непропорциональное увеличение его производства могут (во всяком случае, теоретически) вызвать дороговизну.
Однако практически значение этих факторов ничтожно. Золотодобывающая промышленность - очень важная отрасль производства, в ней занято приблизительно 300-400 тыс. рабочих. Но по сравнению со всем капиталистическим мировым производством ее значение, в конце концов, невелико. С точки зрения вложенного в нее капитала, производимой за год стоимости, числа занятых в ной рабочих доля золотодобывающей промышленности в совокупном мировом производстве составляет всего 1 -1,5% и отстает не только от доли промышленности в целом, не только от доли сельского хозяйства, но и от доли других отраслей горнодобывающей промышленности, таких, как угольная или железодобывающая. Ясно, что некоторое изменение, увеличение доли золотодобывающей промышленности не может существенно изменить положение дела на мировом рынке.
Следовательно, подлинная причина дороговизны не те изменения, которые произошли в производстве золота, не падение покупательной способности денег, а искусственное взвинчивание цен картелями, земельными монополиями, искусственное взвинчивание цен с помощью налогов и таможенных пошлин. Причины нарушения эквивалентных отношений между деньгами и товарами нужно искать не в производстве золота, а в изменениях, происходящих в товарном производстве. Лучшее доказательство этого - стремительное падение покупательной способности денег во время войны.