Конкуренция в банковском деле


вернуться в оглавление книги...

Монополия не уничтожает конкуренции, она существует рядом с ней. Рост банковских монополий, появление специализированных институтов, расширение кредитных отношений в экономике капитализма — все это сопровождается усилением конкуренции на рынке ссудного капитала. Особенно острые формы конкуренция приобрела после второй мировой войны, когда в капиталистических странах периодически возникала нехватка ссудного капитала, а банковские монополии пытались подавить конкурентов. Различается конкуренция между однотипными и разными видами кредитных учреждений. Первый вид конкуренции принимает форму борьбы монополистических учреждений друг с другом (например, коммерческих банков или страховых компаний) или соперничества монополий и немонополистических кредитных учреждений.
Борьба между банковскими монополиями носит ожесточенный характер. На рынке ссудных капиталов крупные компании могут легко получить кредиты любого размера. Чтобы постоянно держать предприятия в сфере своего влияния, банки применяют различные методы: открытие постоянным клиентам кредитных лимитов с правом многократного получения кредита, предоставление различных льгот и услуг. Современные банки стремятся не конкурировать в области цен на банковские услуги, сохраняя высокие тарифы и процентные ставки. Поэтому конкуренция все более принимает неценовой характер; она сосредоточивается на других условиях предоставления кредитов (сроках, размерах, условиях погашения), дополнительных услугах (перевод денег на счета служащих компании, круглосуточная инкассация платежных документов, консультации по инвестированию капиталов и т. д.).
С ростом специальных кредитно-финансовых институтов конкуренция между ними также усиливается.
Наиболее острая борьба по привлечению вкладов ведется между коммерческими банками и сберегательными учреждениями. При размещении банковских ресурсов основное соперничество сосредоточено в области кредитования предприятий и населения.