Организационная структура банка


вернуться в оглавление книги...

Современные банки организованы в форме акционерного предприятия. Высшим органом управления по уставу является годовое собрание акционеров. Но этот орган лишь формально управляет банком: обычно он фиксирует решения группы крупнейших акционеров, финансовых дельцов, контролирующих его деятельность. Общее собрание утверждает годовой отчет о работе банка и выбирает совет директоров, который руководит его работой в течение всего года.
Совет директоров имеет несколько совещательных органов — комитетов, которые дают заключения и рекомендации по конкретным вопросам операционной деятельности. Важное место занимает учетно-ссудный комитет, подготавливающий заключение по всем крупным кредитам, выдаваемым банком.
Практической деятельностью банка руководят высшие служащие.
В США к ним относятся: 1) президент (и вице-президенты, число которых в крупных банках доходит до 200; 2) кассир (и помощники кассира); 3) контролер-ревизор. Президент и вице-президенты осуществляют общий надзор за оперативной деятельностью банка и его различных отделов. Кассир в американском банке выполняет функции управляющего. Он руководит всеми практическими операциями: разрешает покупку и продажу векселей, акцептует, заверяет передаточные надписи на денежных документах, руководит работой по приему вкладов и выплате наличных денег и т. д. Кассиру непосредственно подчинены начальники всех оперативных отделов. Контролер-ревизор следит за правильностью ведения книг и финансовой отчетности. Он ведает работой бухгалтерии и ревизионного отдела.
Деятельность банка сосредоточена в различных управлениях (департаментах) и отделах.
Типовая схема организации крупного американского банка включает следующие управления:
1) сберегательных вкладов (прием и выплата сберегательных вкладов);
2) депозитных и кассовых операций (приходная и расходная кассы, ведение текущих счетов, операции с чеками, инкассовые и клиринговые операции, денежные переводы).
3) учетно-ссудных операций (проверка кредитоспособности и выдача кредитов, учет векселей);
4) инвестиций и ценных бумаг (покупка и продажа акций, облигаций и т. п.);
5) иностранных операций (покупка и обмен валюты, расчеты по внешней торговле, выдача аккредитивов и дорожных чеков);
6) рекламы и внешних связей (привлечение новой клиентуры);
7) доверительных операций (прием имущества в управление по доверенности);
8) учета, контроля и ревизии (бухгалтерия, ревизионный отдел). Внутри этой базовой структуры работа строится по территориальному или отраслевому принципу. Во многих банках имеются управления, отвечающие за обслуживание какого-либо крупного географического региона. Иногда создаются отделы по кредитованию определенных отраслей промышленности и т. д.
Операции банка делятся на три крупные группы: пассивные (привлечение средств), активные (размещение средств) и комиссионно-посреднические (выполнение операций по поручению клиента на комиссионных началах).