К ним относятся разнообразные операции с ценными бумагами: покупка ценных бумаг для собственного портфеля (инвестиции); первичное размещение вновь выпущенных ценных бумаг среди держателей; покупка и продажа ценных бумаг на рынке по поручению клиента (обслуживание вторичного оборота ценных бумаг); ссуды под ценные бумаги. Портфель ценных бумаг у банков в эпоху империализма служит средством получения дополнительной прибыли в виде дивидендов и процентов, орудием финансово-монополистического контроля, а также одним из методов финансирования расходов буржуазного государства. В США, Англии, Франции и ряде других стран установленный в 30-е годы запрет использовать ресурсы банка для спекулятивных вложений повлиял на состав портфеля ценных бумаг: из него исчезли акции и облигации торгово-промышленных компаний и главное место заняли инвестиции в обязательства государства и местных органов власти. Однако этот запрет не соблюдается: коммерческие банки приобретают акции на доверительной основе и, кроме того, предоставляют кредиты инвестиционным банкам и посредникам фондовой биржи под залог ценных бумаг.
Крупные монополистические банки широко практикуют выдачу ссуд под биржевые ценные бумаги. По подсчетам нью-йоркской фондовой биржи свыше 50% оборота по спекулятивной купле-продаже ценных бумаг осуществляется за счет кредитов коммерческих банков. Ссуды нью-йоркского банка «Морган гаранта траст компани» брокерским фирмам и инвестиционным банкам в отдельные периоды высокой активности на фондовой бирже в 50-х годах достигали 1/4 — 1/3 всей суммы кредитов этого банка.
Исключительно велика роль банковской системы в размещении государственных займов. Банки покупают государственные облигации за собственный счет. В отдельные периоды, особенно во время войны, их участие в государственном долге достигает огромных размеров.
В годы второй мировой войны банковская система капиталистических стран превратилась в своеобразный резервуар, поглощавший значительную часть государственного долга. Так, в США в феврале 1946 г. на долю коммерческих банков приходилось 40% всех обязательств федерального правительства, размещенных среди частных держателей. После войны портфель облигаций казначейства у американских банков поддерживается стабильно на уровне 53—65 млрд. долл., но удельный вес их вложений в общей сумме государственного долга сократился в связи с быстрым ростом последнего.
Банки обслуживают операции по подписке на государственные облигации, участвуют в первичном и вторичном размещении этих ценных бумаг на рынке. Без банков деятельность казначейства в области государственного кредита была бы парализована.
Сумма новых выпусков государственных облигаций в США за 1953—1960 гг. составила 250 млрд. долл.; 65% всей подписки были приобретены коммерческими банками для последующей перепродажи. Банки систематически скупали краткосрочные (до одного года) казначейские векселя и сертификаты, которые в тот период выпускались на сумму 130—150 млрд. долл. в год.
Помимо подписки, банки организуют вторичный рынок государственных облигаций, выступая посредниками при перепродаже облигаций одними владельцами другим. Операции на этом рынке монополизированы узкой группой крупнейших банков (в США — 6 коммерческих банков и 13 инвестиционных банков), которые получают большую прибыль на разнице в курсах покупки и продажи.