Современная финансовая система ФРГ включает в себя бюджет федерации, бюджеты земель, общин, специальные правительственные и внебюджетные фонды. Сюда же входят бюджеты государственных предприятий. Согласно конституции в составе Западной Германии 10 земель и 25000 общин. Расходные и доходные части государственного бюджета предусматривают законодательную процедуру, носящую название бюджетный процесс, включающий в себя следующие стадии: составление проекта, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета. Составление бюджета начинается за шесть месяцев до начала нового бюджетного года. На этой стадии министерства и ведомства обязаны направлять в министерство финансов сметы расходов по установленной тарификации. В свою очередь управление доходов, таможенное и акцизное управления обязаны прислать сметы предстоящих доходов. Министерство финансов уточняет полученные сметы и подготавливает проект бюджета, который передается на утверждение федеральному правительству. После рассмотрения и одобрения кабинетом министров проект бюджета направляется в бундесрат (верхнюю палату парламента). Бундесрат рассматривает его в течение трех недель и высказывает свое мнение. Он также уполномочен внести в проект бюджета некоторые поправки, не касающиеся основных статей доходов и расходов. Если такая поправка внесена, то проект бюджета опять поступает в кабинет министров. После утверждения поправок советом министров проект бюджета возвращается в бундесрат. После троекратного чтения он утверждается бундестагом (нижней палатой парламента). Формально проект является утвержденным после подписания его главой правительства. В случае несогласия с принятым и утвержденным бюджетом бундесрат в течение двух недель имеет право требовать созыва так называемого согласительного или арбитражного комитета, в который входят представители бундестага и бундесрата. Если арбитражный комитет предлагает изменить статьи бюджета, то бундестаг вновь рассматривает и принимает решение по бюджету. И в этом случае бундесрат в течение недели после одобрения бюджета бундестагом может наложить вето. Срок вето начинается со дня действия вновь принятого бундестагом решения. Если бундесрат накладывает вето большинством голосов, то оно может быть отменено лишь большинством голосов в бундестаге. После всей перечисленной процедуры утвержденный бундестагом бюджет принимается к исполнению. Контроль за исполнением федерального бюджета осуществляет министр финансов через начальников управлений. Бундестаг и бундесрат могут пойти на превышение запланированных расходов только с разрешения правительства и при условии указания источников покрытия. Кроме того, не предусмотренные ранее расходы подлежат утверждению и министром финансов. Сложная и длительная процедура утверждения федерального бюджета на практике приводит к тому, что его фактическое исполнение значительную часть года (иногда более половины) осуществляется органами правительства без утверждения парламентом и последний принимает то, что уже свершилось. Таким образом, в ФРГ, как и в других капиталистических странах, реальные полномочия парламента оказываются урезанными в пользу исполнительной власти. Иллюстрацией падения бюджетных прав парламента является утверждение бундесратом бюджета на 1977 г. лишь в июле текущего года. Такая же последовательность утверждения характерна для бюджетов земель и общин. Федерация не имеет права контролировать бюджеты земель; земли, напротив, обязаны контролировать бюджеты общин и следить за их бездефицитностью. Проекты бюджетов в землях утверждаются ландтагами, в общинах — собранием представителей общин. Со второй половины 60-х годов в ФРГ составляются пятилетние финансовые планы, которые пересматриваются каждый год, например на 1971—1975 гг., 1972—1976 гг. Современная буржуазная финансовая теория и практика выступают за прямое вмешательство государства в процесс воспроизводства как со стороны доходной, так и расходной частей государственного бюджета. В Западной Германии, как и в большинстве крупных капиталистических стран, непрерывно растет доля государства в валовом национальном продукте (ВНП). Это ведет к выдвижению финансовой политики на первый план в регулировании экономического роста по сравнению с денежно-кредитной. Однако государство зачастую координирует эти методы при проведении как рестрикционной политики, так и политики экономической экспансии. Государственные финансы служат средством стимулирования роста экономики и перераспределения национального дохода. Эти функции государственных финансов тесно переплетаются и затрагивают как расходную, так и доходную части государственного бюджета. Немаловажное значение при рассмотрении функционирования государственных финансов имеет вопрос о координации деятельности всех звеньев государственного бюджета. Достаточно подчеркнуть, что в общей сумме расходов государственного бюджета на долю федерации приходится около 40%, тогда как оставшиеся 60% падают на земли и общины. Особенно это относится к координации инвестиционной деятельности. Инвестиции являются важнейшим орудием воздействия государства на конъюнктуру и общеэкономическое развитие страны. В соответствии с конституцией бюджеты земель и общин имеют относительную самостоятельность, и на практике часто возникают противоречия в финансовой политике федерации, земельных и общинных органов власти. Поэтому координация всех звеньев государственного бюджета является одним из важнейших вопросов экономической политики западногерманского государства.