Специальные фонды


вернуться в оглавление книги...

Финансовые возможности частного сектора в первые послевоенные годы были ограничены высокими налоговыми ставками, установленными Контрольным советом в соответствии с Потсдамским договором. В этих условиях создание государством специальных правительственных фондов являлось существенной формой оказания помощи частному сектору. Особое место принадлежит Фонду европейской программы восстановления («план Маршалла»). «План Маршалла» не был бескорыстной помощью Западной Европе со стороны США. В конце второй мировой войны США обладали крупным экономическим потенциалом и были заинтересованы сохранить частнокапиталистический рынок сбыта для своих товаров в Западной Европе. Средства от реализованных американских товаров в Западной Германии и других странах, связанных «планом Маршалла», зачислялись на так называемые эквивалентные счета, находившиеся под контролем представителей США. Впоследствии они были переданы в распоряжение властей Западной Германии. По сумме «помощи» ФРГ находилась на втором месте после Великобритании. «Помощь» поступала большей частью на восстановление Рура как базы для возрождения военно-промышленного потенциала ФРГ. Следует иметь в виду и особый вид помощи Западной Германии со стороны США, выражавшейся в разрешении оставлять определенные виды оборудования, которые должны были вывозиться в качестве репараций. Средства фонда использовались для среднесрочных и долгосрочных кредитов по льготному проценту. Из него же предоставлялись и гарантии по займам.
В первые послевоенные годы средства фонда поступали в добывающие отрасли, энергетику, обрабатывающую промышленность, на жилищное строительство и сельское хозяйство. Для выделения средств Фонда восстановления в виде кредитов в ноябре 1948 г. был создан Банк восстановления, являющийся специальным государственным кредитным учреждением. Банк выдавал кредиты на 8, 12, 17 лет из 4—7,5% годовых. В задачи Фонда восстановления входило также стимулирование экспортных отраслей, а с середины 50-х годов — модернизация и рационализация производства.
В 1949 г. на территории Западной Германии был создан при посредничестве западных держав Фонд немедленной помощи. Средства этого фонда состояли из взносов предпринимателей в размере 2—3% оценочной стоимости имущества. Он предназначался для оказания финансовой помощи лицам, пострадавшим от войны. Средства фонда аккумулировались в федеральном бюджете и через него распределялись. В 1952 г. взамен этого фонда был образован Фонд выравнивания бремени. Круг лиц, обязанных вносить в фонд определенные отчисления, расширился за счет того, что обложению подлежали доходы от ипотек и ссудного капитала. Кроме этого, фонд пополнялся дотациями из федерального бюджета, бюджетов земель и общин, а также выручкой от эмиссии займов самим фондом. Средства фонда распределялись Банком выравнивания бремени, созданным в 1954 г. Большая часть активов фонда использовалась для кредитования капиталовложений предприятий, хотя в начале предусматривалось преимущественное оказание помощи населению, пострадавшему во время второй мировой войны. Инвестиционные кредиты выдавались по льготной ставке — 3% в год. Таким образом, фактически фонд служил восстановлению монополистического капитала, ибо на социальную помощь населению было использовано всего около 20% средств фонда.
Правительственным фондом, созданным для оказания помощи тяжелой промышленности и энергетике, является Инвестиционный фонд, возникший на основе «Закона об инвестиционной помощи» в 1952 г. Средства фонда были образованы из отчислений от прибыли промышленных предприятий. Они поступали в Промыш-ленно-кредитный банк и направлялись им главным образом в угольную промышленность, черную металлургию и энергетику. Предприятия этих отраслей получали ссуды под облигации, владельцами которых становились фирмы-кредиторы. Кредиты были распределены между 187 крупными предприятиями. После выполнения задач по восстановлению металлургии и энергетики фонд был ликвидирован.
В 60—70-е годы государство прибегает к созданию фондов для регулирования экономического развития. Примером может служить Фонд конъюнктурного выравнивания, образованный в 1970 г. из взносов федерации, земель и общин. Средства фонда пополняются в периоды подъемов и расходуются в периоды спадов. Его основное назначение — оказывать поддержку частномо-нополистическому капиталу в периоды экономических трудностей.
Таким образом, все созданные государством фонды служили целям восстановления и укрепления позиций монополистического капитала, они оказывали воздействие и на рост самофинансирования, получившего особенно широкое распространение с 50-х годов, когда ощущалось недостаточное развитие рынка капиталов.
Если в довоенной Германии на самофинансирование приходилось лишь 40% валовых капиталовложений в экономику в целом и 50%—в промышленность, то в ФРГ в 50-е годы его доля поднялась соответственно до 60 и 70%. В период с 1960 по 1970 г. доля самофинансирования в среднем для всех предприятий ФРГ составляла 62,2%. Поскольку с середины 60-х годов наметилась тенденция к ее сокращению, то в 1971 г. на самофинансирование падало уже 56,1%. По прогнозам профсоюзов и министерства экономики самофинансирование стабилизируется на этом уровне до конца 70-х годов. С восстановлением рынка ссудных капиталов доля самофинансирования не растет, но и не показывает резкого сокращения, в чем находит свое отражение государственная финансовая политика и прежде всего субсидии, налоговые и амортизационные льготы, финансирование инфраструктуры, создание специальных фондов и т. п.