Государственно-монополистический капитализм характеризуется усилением роли государства как в сфере производства, так и в обращении. Это находит отражение в проведении государством с помощью центрального банка рестрикционной и экспансионистской политики. В настоящее время наибольшее внимание уделяется государственным финансам. Однако государство не может бороться с цикличностью экономического роста одними финансовыми мерами. По силе воздействия на экономический цикл денежно-кредитная политика во многом уступает финансовой, но имеет и преимущества, связанные прежде всего с быстротой реакции денежно-кредитных методов регулирования на изменения экономической конъюнктуры. Непосредственным проводником государственной денежно-кредитной политики является Немецкий федеральный банк. Он осуществляет ее в трех основных формах: манипулирование учетной ставкой, операции на открытом рынке, регулирование норм обязательных резервов кредитных учреждений. Эти формы регулирования экономического развития дополняют друг друга. Применяя их, государство воздействует на кредитную систему, а через нее — на процесс общественного воспроизводства в целом. Действенность кредитной политики определяется как спросом на ссудный капитал со стороны экономических субъектов, так и возможностью банков удовлетворить возникающую потребность в ссудном капитале, т. е. состоянием ликвидности кредитных учреждений. Учетная политика. Одним из наиболее распространенных методов воздействия на спрос и предложение ссудного капитала является учетная политика. Центральный эмиссионный банк изменяет процентную ставку для переучета у него векселей, находящихся в распоряжении коммерческих банков. Учетная ставка является «ценой» кредита, предоставляемого центральным банком кредитным учреждениям. Кроме учетной ставки, по которой центральный банк осуществляет преждевременную оплату векселей и фактически приобретает их до истечения срока, существует ломбардная ставка, взимаемая за ссуды под залог долговых обязательств. Ломбардная ставка обычно выше дисконтной на 1%. Операции по переучету играли в Западной Германии незначительную роль. Закон о кредитной системе 1962 г. усилил действенность учетной политики с помощью увязки уровня процентных ставок коммерческих банков с дисконтом центрального банка. Речь идет об автоматическом изменении уровня процентных ставок кредитных институтов по активным операциям вслед за изменением центральным эмиссионным банком дисконта. Существует также и определенная взаимосвязь дисконта с процентными ставками по пассивным операциям кредитных институтов. Повышение или снижение учетной ставки происходит соответственно при политике «дорогих» или «дешевых» денег. Политика «дорогих» денег применяется при проведении рестрикций, связанных с необходимостью сдерживания перегрева конъюнктуры в фазе подъема; политика «дешевых» денег — для взбадривания конъюнктуры в фазах кризиса и депрессии. Для усиления воздействия дисконтной политики на ликвидность кредитных учреждений, а через нее на ход экономического цикла Немецкий федеральный банк применяет также систему изменения лимитов переучета векселей.
По мнению правительственных кругов, политика «дешевых» денег должна вызвать повышенный спрос на кредит. Однако для частного сектора удешевление кредита само по себе не является достаточным стимулом для увеличения объема производства, так как последнее зависит от многих других факторов. Изменение учетной ставки отражается на уровне процентных ставок по пассивным операциям кредитных институтов. Это делает невыгодным держать деньги на счетах в банке. Ссудный капитал с целью получения более выгодной сферы приложения устремляется за границу, что приводит к отливу из страны крупных средств, оказывает отрицательное влияние на предложение ссудного капитала внутри страны и вызывает удорожание кредита. Тем самым сводится на нет эффективность политики «дешевых» денег. Отлив краткосрочных капиталов отрицательно сказывается и на состоянии платежного баланса, денежной системе, вызывает падение доверия к валюте, спекуляцию. Иное происходит при проведении рестрикционного курса. Повышение дисконта влечет за собой увеличение процентных ставок как по активным, так и по пассивным операциям. В таком случае обычно происходит приток спекулятивных капиталов в страну, что стимулирует кредитную экспансию банков. В свою очередь кредитная экспансия расширяет предложение ссудного капитала. Приток иностранной валюты обусловливает актив платежного баланса, что усиливает наплыз капиталов извне с целью получить дополнительную прибыль от повышающегося курса марки. Таким образом, действенность учетной политики противоречива по своей сущности. До 1965 г. Немецкий федеральный банк проводил рестрикционную политику только в периоды подъема. Начиная с 1965—1966 гг. рестрикционные меры были направлены главным образом на борьбу с усилившейся инфляцией. Эта политика в 1965 г. ухудшила экономическое положение и ускорила вступление Западной Германии в циклический кризис общего перепроизводства 1966—1967 гг. «Перегрев» конъюнктуры вынудил правительство начиная с 27 мая 1966 г. до 12 мая 1967г. понижать учетную ставку (с 5 до 3%). С выходом из кризиса и вступлением в фазу экономического подъема низкая ставка способствовала усилению инфляционного процесса, что заставило центральный банк четыре раза повышать учетную ставку в целях ограничения роста массы кредитных денег. В результате 9 марта 1970 г. она достигла 7,5%, т. е. самого высокого уровня за послевоенный период. В дальнейшем в результате снижения деловой активности был взят курс на взбадривание конъюнктуры. Но в феврале 1972 г. дисконт вновь был снижен до 3%. Снижение учетной ставки обусловливалось и внешнеэкономическими факторами, в частности снижением уровня процентных ставок в других капиталистических странах. Это стимулировало приток в ФРГ краткосрочных спекулятивных капиталов.
Хотя в 1973 г. был использован весь комплекс ре-стрикционных мер, инфляция продолжала прогрессировать. Рестрикционные меры, а также внешнеэкономические факторы — мировой сырьевой и энергетический кризис, падение внешнеторгового оборота — способствовали начавшемуся в Западней Германии в 1974 г. второму циклическому кризису общего перепроизводства. В этих условиях правительство переходит к стимулированию экономического роста; борьба с инфляцией отходит на второй план. К началу 1976 г. учетная ставка была вновь снижена до 3%. Таким образом, можно сделать вывод, что цикличность экономического роста заставляет правительство прибегать к повышению или понижению уровня дисконта, т. е. экономическая конъюнктура определяет уровень учетной ставки, а не наоборот, и что влияние этой формы денежно-кредитной политики на процесс общественного воспроизводства относительно невелико. Операции на открытом рынке. Сюда относятся операции с краткосрочными казначейскими векселями, среднесрочными беспроцентными казначейскими свидетельствами (до двух лет), а также импортно-складскими свидетельствами. В ФРГ, как и в других странах континентальной Европы, они получили развитие лишь в послевоенный период. Бундесбанк, покупая или продавая государственные долговые обязательства, воздействует на ликвидность кредитных институтов. Эта форма государственно-монополистического регулирования тесно связана с учетной политикой и проводится либо одновременно, либо опережая ее. Операции на открытом рынке быстрее реагируют на краткосрочные конъюнктурные колебания, чем учетная политика вследствие того, что проценты по продаваемым (или покупаемым) государственным бумагам скорее воздействуют на ликвидность банков, чем дисконт. В первые послевоенные годы из-за слабости денежного рынка и рынка ссудных капиталов эта форма кредитной политики не имела большого значения. Развитие получили лишь операции с компенсационными требованиями. Немецкий федеральный банк, а раньше Банк немецких земель имел право продавать их государству или обменивать на другие государственные обязательства — казначейские векселя и беспроцентные казначейские свидетельства, находившиеся в активах коммерческих банков. Продажа компенсационных требований государству применялась до 1957 г. Она была выгодна государству, так как в случае выкупа государство прекращало платить по ним проценты Банку немецких земель (3% годовых). Начиная с 1957 г. государство не прибегает к выкупу компенсационных требований. Компенсационные требования могли обмениваться на другие государственные обязательства, которые центральный банк реализовывал на денежном рынке. На практике эта операция выглядит следующим образом: центральный банк закладывает находящиеся в его распоряжении компенсационные требования, получая от государства эквивалентную сумму казначейских векселей и беспроцентных казначейских свидетельств. Последние он продает кредитным институтам, сокращая тем самым находящиеся в их распоряжении ликвидные средства. Особенно крупные размеры приобрели операции на открытом рынке начиная с 70-х годов. Учетная ставка была поднята до 7,5%, а сумма реализованных на рынке капиталов государственных долговых бумаг выросла с 2 млрд. марок в 1969 г. до 7,5 млрд. марок в 1970 г. Это было связано с проведением правительством ФРГ рестрикционных мероприятий в связи с начавшимся в 1969 г. резким увеличением темпов экономического роста и быстрым ростом цен. Сокращая ликвидность банков, правительство добивалось этим самым сдерживания их кредитной экспансии. В 1972 г. в связи с изменившейся конъюнктурой понадобились мероприятия по стимулированию темпов экономического роста. Реализация государственных долговых обязательств сократилась в 1,5 раза.
В 1973 г. начинается быстрый экономический рост и центральный банк вновь широко практикует операции на открытом рынке. Объем реализации ценных бумаг по сравнению с 1972 г. достиг небывалой величины — 9,8 млрд. марок по сравнению с 4,4 млрд. марок в 1971 г., т. е. увеличился более чем в два раза. И все же сокращения предложения ссудного капитала не произошло. Объем кредитов, предоставленных кредитной системой в 1973 г., по сравнению с 1972 г. вырос более чем на 110 млрд. марок.
Кризисные 1974—1975 гг. характеризуются переходом правительства к политике взбадривания конъюнктуры. Об этом свидетельствует и сокращение объема операций Немецкого федерального банка с государственными долговыми обязательствами (с 8,8 млрд. марок в 1974 г. до 4,2 млрд. марок в 1975 г.). Необходимо отметить, что объем операций с государственными долговыми обязательствами зависит от процентной ставки по ним. Величину процентной ставки устанавливает центральный банк. Повышая ставку, он делает приобретение долговых обязательств для кредитных институтов более прибыльным и наоборот. Наряду с этим ликвидность коммерческих банков сокращается, и они обращаются к центральному банку за переучетом. Таким образом, учетная политика и политика на открытом рынке взаимно дополняют друг друга. Например, во время экономического кризиса 1974— 1975 гг. дисконт был снижен до 3%, а процент по государственным долговым обязательствам — до 3 1/8. Со времени введения обратимости валют все большее значение для ФРГ приобретают операции на международном денежном рынке. Основной валютой, в которой ведутся эти операции, являются доллары США. Значительные размеры инвалютных резервов обусловлены тем, что у западногерманских экспортеров образовались солидные валютные резервы в связи с хронической активностью торгового баланса. До отмены валютных ограничений коммерческие банки были полностью лишены права распоряжаться инвалютными ресурсами своих клиентов. Все находившиеся у них инвалютные резервы они были обязаны сдавать центральному эмиссионному банку. В настоящее время банки ФРГ полностью распоряжаются иностранными девизами. Наибольшую выгоду при этом получают гроссбанки, так как они являются основными корреспондентами крупнейших экспортных монополий. В 70-е годы происходит рост объема операций кредитных институтов с краткосрочными требованиями и обязательствами загранице. Объем краткосрочных обязательств коммерческих банков загранице с 1970 по 1975 г. вырос с 29,8 млрд. марок до 46,8 млрд, марок, т. е. в 1,5 раза. За это же время приблизительно в три раза вырос объем требований кредитных институтов ФРГ к загранице. В краткосрочных требованиях к иностранным дебиторам наибольший удельный вес приходится на срочные требования (40,1 млрд. марок из 50,2 млрд. марок). С 1974 по 1976 г. сальдо краткосрочных требований и обязательств кредитных учреждений ФРГ к загранице стало активным. Если с 1970 по 1973 г. западногерманские кредитные институты были чистыми дебиторами по отношению к загранице, то начиная с 1974 г. они становятся чистыми кредиторами. Активы западногерманских кредитных институтов (краткосрочные кредиты на сумму в 50 млрд. марок) относятся к ликвидным средствам. Поэтому центральный банк для усиления воздействия своей политики на открытом рынке проводит операции и с иностранными девизами коммерческих банков. К таким операциям относятся, в частности, операции «своп», состоящие из «слот» (покупка или продажа иностранных валют с немедленной оплатой) и «форвард» (продажа или покупка этих валют через определенный срок, обычно три или шесть месяцев). Объем и характер этих операций зависят от многочисленных факторов: расходов по страхованию валютного курса, разницы в процентных ставках на внутреннем и внешнем денежных рынках, состояния экономической конъюнктуры, политических условий и т. п. Операции с иностранной валютой, проводимые Немецким федеральным банком на внутреннем денежном рынке, заключаются в покупке и продаже иностранных девиз коммерческими банками. При проведении рестрикционной политики Бундесбанк продает коммерческим банкам иностранные девизы с целью сокращения их кредитных возможностей. Иные результаты пытается получить центральный банк, покупая у коммерческих банков иностранные девизы. Регулирование норм обязательных резервов. Эта форма кредитно-денежной политики является наиболее действенным инструментом государственно-монополистического регулирования. Введению норм обязательных минимальных резервов в ФРГ предшествовала дискуссия по поводу целесообразности применения такой меры воздействия на ликвидность кредитной системы. До сих пор некоторые западногерманские экономисты выступают против этой формы кредитной политики, считая ее, во-первых, неэластичной в силу ее административного характера, во-вторых, наносящей ущерб кредитным институтам в связи с замораживанием банковских ликвидных средств, а также беспроцентностью счетов обязательных резервов. Впервые регулирование норм обязательных резервов было введено в Германии согласно закону о кредитной системе 1934 г., но практического применения оно не имело. После второй мировой войны банковский закон от 20 июня 1948 г. предоставил Банку немецких земель право регулирования норм обязательных резервов. Для текущих счетов установлена норма в 30%, для срочных вкладов — 20 и для сберегательных—10%. Нормы обязательных резервов определяются дифференцированно в зависимости от вида резервных классов. В настоящее время существуют четыре класса. До 1959 г. минимальная норма резервов применялась для вкладов в 1 млн. марок, а с 1968 г.— к сумме в 10 млн. марок. Максимальная норма резервов в 1959 г. устанавливалась для вкладов в 0,1 млрд, марок, с 1968 г.— для вкладов в 1 млрд. марок. Таким образом, крупный банковский капитал получил значительные выгоды. В ФРГ минимальные резервы рассчитываются в течение месяца, что позволяет банкам в этот период маневрировать суммой минимальных резервов. Кредитные учреждения ФРГ, как правило, располагают резервами, превышающими необходимый уровень. Сумма минимальных резервов на конец 1975 г. была определена в 39,8 млрд. марок, или 7,9% всех вкладов кредитных институтов (501,7 млрд. марок). Применение норм обязательных резервов непосредственно затрагивает кредитную деятельность коммерческих банков путем ухудшения или улучшения их ликвидности. Регулирование норм обязательных резервов является наиболее действенной мерой не только по отношению к внутреннему рынку капиталов. Оно оказывает влияние и на внешнеэкономические отношения, в особенности на приток в страну краткосрочных спекулятивных капиталов. Для вкладов нерезидентов в ФРГ введены наибольшие нормы обязательных минимальных резервов. Например, для вкладов до востребования наивысшая ставка минимальных резервов равна 40%, для срочных — 35, для сберегательных — 30%. Для них так же, как и для резидентов, существует дифференциация норм обязательных резервов. Воздействие политики норм обязательных резервов этим не ограничивается. В случае необходимости при проведении рестрикционных мероприятий центральный банк вводит дополнительные нормы обязательных резервов. На прирост пассивов коммерческих банков в инвалюте эмиссионный банк в особых случаях устанавливает нормы обязательных резервов на всю сумму прироста, т. е. добивается полного замораживания этих средств. Бундесбанк применял такие санкции с 1 декабря 1968 г. по 31 октября 1969 г., что было вызвано внешними факторами. Такие же санкции применяются и к резидентам. Так, дополнительные нормы обязательных резервов для резидентов были введены с 1 сентября по 1 декабря 1970 г. На дополнительный, сверх средней величины, прирост средств для срочных и бессрочных вкладов резидентов была установлена норма в 40%, для сберегательных вкладов — 20%. Начатое в 1970 г. снижение учетной ставки, объяснявшееся мерами по ограничению притока в страну спекулятивных краткосрочных капиталов, не означало прекращения борьбы с «перегревом» конъюнктуры. К этому же времени были повышены нормы обязательных минимальных резервов. С июля по декабрь 1970 г. они повысились более чем на 32%, что в целом уменьшило ликвидные средства коммерческих банков почти на 10 млрд. марок; 1971—1972 гг. характеризовались снижением уровня учетной ставки с 7,5% в марте 1970 г. до 3% в феврале 1972 г. Затем последовало некоторое ее повышение до 4,5%. Нормы обязательных резервов постоянно повышались; исключение составляло первое полугодие 1972 г. С начала 1971 г. по конец 1972 г. благодаря этому были сокращены ликвидные средства банков на 18 млрд. марок. Поскольку в эти годы наблюдался усиленный приток средств из-за границы, Бундесбанк повысил и нормы обязательных резервов по кредитам, получаемым за границей. Это явилось контрмерой правительства на мероприятия коммерческих банков, пытавшихся обойти рестрикционные мероприятия центрального банка путем привлечения средств с евродолларового рынка. Наиболее резкое повышение норм наблюдалось в июне 1971 г. Они были увеличены более чем в три раза и достигли 31,7%, а к июню 1972 г. были доведены до 40%. К этому времени были введены и дополнительные нормы для резидентов на прирост резервов сверх среднего уровня. Если в июне 1971 г. они были установлены в 30%, то в июне 1972 г.— до 60%. Таким образом, регулирование норм обязательных минимальных резервов стало часто применяться центральным эмиссионным банком. В течение всего 1973 г. нормы обязательных резервов по отношению к иностранным кредиторам не изменялись. Эти нормы для резидентов к ноябрю 1973 г. повысились до 20,1%. Наметившееся с середины 1974 г. ухудшение экономического положения ФРГ вынудило правительство перейти от рестрикций к политике экспансий. Ставка минимальных обязательных резервов была понижена с января 1974 г. по август 1975 г. более чем в три раза, отменены для резидентов особые проценты наприрост сверх среднего уровня. То же самое происходило и в отношении нерезидентов. Все эти меры не дали желаемых результатов. ФРГ не избежала второго экономического кризиса общего перепроизводства. Необходимо подчеркнуть, что все формы кредитной политики Немецкого федерального банка чаще всего применяются в совокупности, так как только тогда они оказывают определенное влияние на ход экономического развития, однако эти меры не могут устранить его цикличного характера развития, обусловленного противоречиями капиталистического процесса воспроизводства. Анализ развития финансовой и денежно-кредитной системы ФРГ на современном этапе свидетельствует о значительном усилении государственно-монополистического регулирования экономики с помощью денежно-кредитных и финансовых рычагов. В настоящее время финансовая, денежная и кредитная политика тесно взаимосвязаны. Так, рассмотренная выше финансовая политика включала как мероприятия по государственному долгу, так и предоставление самим государством огромных сумм из бюджета в качестве ссуд хозяйству. Эти мероприятия являются одновременно и финансовыми и кредитными. То же самое относится к финансовым мероприятиям, имеющим непосредственное отношение к денежному обращению. Например, финансовая политика дефицитного финансирования является одновременно денежной политикой, ибо здесь налицо прямая связь бюджета с инфляционным процессом. Аналогичным образом прослеживается связь между денежной и кредитной политикой, поскольку господствующим видом денег в ФРГ, как и в других капиталистических странах, являются кредитные деньги. Однако все орудия государственной политики имеют существенные различия и обладают относительной самостоятельностью. Прежде всего не вся финансовая политика и не в равной мере связана с денежно-кредитной политикой. В свою очередь денежно-кредитная политика не ограничивается финансами. В проведении денежно-кредитной политики главную роль играет центральный эмиссионный банк. Несмотря на существенное усиление орудий и методов государственно-монополистического регулирования с конца 1960-х годов, в целом их эффективность ограничена рядом объективных обстоятельств: во-первых, характером производственных отношений при капитализме, в основе которых лежит частная собственность и частнокапиталистическое присвоение результатов производства; во-вторых, внутренними противоречиями капитализма; в-третьих, межимпериалистическими противоречиями. Ограниченность действия не означает, что усиление государственно-монополистического регулирования не дает никакого результата. Оно расширяет возможности накопления капитала. Однако циклический кризис 1974—1975 гг., многочисленные структурные кризисы и стагфляция вновь продемонстрировали уязвимость государственно-монополистического регулирования, не способного ликвидировать стихийности капиталистического хозяйства. Действенность государственных мероприятий ослабляется, особенно в периоды кризисов, сопротивлением монополий. Лишь ликвидация частной собственности на средства производства даст возможность демократизировать финансовую и денежно-кредитную систему Федеративной Республики Германии.