Хронический дефицит государственного бюджета вынуждает правительство прибегать к займам. Абсолютные размеры внутреннего долга постоянно растут (см. табл. на с. 25). Однако если в 1939 г. официальный внутренний государственный долг составлял 103,4% национального дохода, то в 1950 г. — 35,1, в 1970 г. — 17,4%. Вследствие роста дефицита бюджета в последние годы и увеличения задолженности государства для покрытия бюджетного дефицита отношение суммы государственного долга к национальному доходу возросло до 38,1 % в 1975 г. Быстро растет и внешний государственный долг Италии: если с 1957 до 1969 г. он увеличился с 366 млрд. до 505 млрд. лир, то в 1975 г. внешний долг достиг 1610 млрд. лир.
В структуре госдолга в послевоенное время произошли значительные изменения. В общем его объеме доля среднесрочных и долгосрочных займов сократилась с 68,2% в 1939 г. до 24,6% в 1950 г., возросла до 51,7% в 1970 г. и затем резко упала — до 27,3% в 1975 г.
В группе среднесрочных и долгосрочных займов имеется 5%-ная рента, выпущенная в 1935 г. В 1975 г. в обращении находились облигации этой ренты на общую сумму 42,2 млрд. лир. Среди государственных займов большую роль играют среднесрочные казначейские боны, которые начиная с 1950 г. выпускаются почти каждый год на срок в девять или семь лет по ставке 5%.
Краткосрочный долг представлен в основном казначейскими векселями, выпускаемыми на 3, 6 и 12 месяцев, а также задолженностью Банку Италии и Депозитно-заемной кассе (государственному учреждению, возглавляющему деятельность почтовых касс).
Кредиторами правительства внутри страны выступают преимущественно Банк Италии, коммерческие банки, сберегательные и почтовые кассы.
Следует отметить, что выше шла речь только об официальном внутреннем долге центрального правительства. Однако государство прибегает при малейшей возможности к различным скрытым формам задолженности. Так, например, итальянское казначейство широко использует займы, предоставляемые крупными государственными специальными институтами долгосрочного кредита, которые в свою очередь изыскивают средства путем размещения собственных облигаций на денежном рынке. Ни эти займы, ни облигации не отражаются в официальном внутреннем государственном долге. Известна практика заимствования казначейством средств в Банке Италии, причем часть этих операций не показывается в официальном государственном долге. Нередко государственные автономные предприятия и институты социального обеспечения размещают на денежном рынке собственные облигации, которые также не отражаются в официальном государственном долге. Согласно исследованиям «Медиобанка» общий объем задолженности государства, государственных автономных предприятий и институтов социального обеспечения увеличился с 24,3 тыс. млрд. лир в 1967 г. (55% ВНП) до 52,7 тыс. млрд. лир в 1972 г. (77% ВНП). С учетом задолженности местных органов власти отношение государственного долга к ВНП за это время возросло с 86 до 115%. Авторы исследования подчеркивают, что «эти проценты являются самыми высокими, которые когда-либо встречались в Италии в нормальные периоды со времени объединения страны»2. По официальным данным, государственный долг с 1967 по 1972 г. увеличился только с 6,2 тыс. млрд. до 13,9 тыс. млрд. лир.
По данным Банка Италии, с 1971 по 1975 г. общий объем задолженности центрального правительства и государственных автономных предприятий вырос с 27,6 тыс. млрд. до 66,7 тыс. млрд. лир (за это же время официальный внутренний государственный долг увеличился с 11,3 тыс. млрд. до 38,5 тыс. млрд. лир), в том числе (к общему объему) центральному банку — с 28,7 до 44,7%, по краткосрочным казначейским векселям, размещенным вне центрального банка, — с 10,9 до 12,3%, тогда как по среднесрочным и долгосрочным облигациям (также размещенным вне центрального банка) сократился с 31,4 до 21%, по почтовым сберегательным кассам — с 25,4 до 20,1 %, по прочим долгам — с 3,6 до 1,9%. Резкое увеличение в последние годы государственного долга является одним из факторов ускоренного развития инфляционного процесса в Италии.