Формирование государственного сектора в Италии происходило различными путями, что обусловило наличие многообразных форм государственной собственности. К важнейшим из них относятся: смешанные предприятия, входящие в министерство государственных участий, их капитал или целиком принадлежит государству, или частично — отдельным лицам; автономные предприятия, имеющие свой самостоятельный бюджет и управляемые соответствующими министерствами; публично-правовые предприятия, цель деятельности которых не состоит в извлечении прибыли; муниципальные предприятия, контролируемые местными органами власти.
В Италии не существует всеобъемлющей статистики государственной собственности, что создает большие трудности в анализе ее роли в экономике страны. Однако данные частичных оценок позволяют составить представление о масштабах огосударствления в хозяйстве страны. Государству принадлежат авиатранспорт, радио, телевидение, телефон, телеграф, почта. На контролируемые государством предприятия приходится почти вся добыча угля, нефти, газа, 94% производства чугуна, 58 — стали, 63 — проката, примерно 80 — электроэнергии, около 100 — судостроения, 50 — производства железнодорожного подвижного состава, 64% —морских пассажирских перевозок и т. д. Государство контролирует по существу все пассажирские и товарные перевозки по железным дорогам. Больших размеров достигло огосударствление в кредитной системе Италии. На государственный Национальный институт страхования приходится половина активов компаний по страхованию жизни и около трети активов страховых компаний. Рост государственной собственности обусловил увеличение роли государства и контролируемых им предприятий в инвестициях в экономику страны.
По данным Центрального института статистики, в 1972 г. в промышленности, торговле, транспорте и связи Италии насчитывалось 411 государственных предприятий с числом занятых более 20 человек каждое. Эта группа предприятий включает как предприятия, входящие в министерство государственных участий, так и автономные, публично-правовые и муниципальные.
По отношению к общенациональным показателям удельный вес этих предприятий составил по числу занятых 13,2%, по фонду заработной платы — 22,6, по объему инвестиций— 40, по добавленной стоимости — 13,8%. Доля государственных предприятий в добавленной стоимости и числе занятых на транспорте и связи составила соответственно 49,8 и 70%, в производстве электроэнергии и газа — 88,9 и 82,1, в металлургической промышленности - 44,5 и 38,1, в добывающей — 30,6 и 12,1, в производстве транспортных средств — 21,5 и 24,7%.
Государственные предприятия характеризуются высокой степенью концентрации: в общем объеме инвестиций 411 предприятий 74% было осуществлено 10 предприятиями, 73% добавленной стоимости было создано на 16 предприятиях и 78% персонала работало на 34 предприятиях. С 1967 по 1972 г. добавленная стоимость государственных предприятий, действующих в промышленности, возросла на 73% (на частных промышленных предприятиях также с числом занятых более 20 человек каждое — на 70%), численность персонала— на 34% (на 10%), фонд заработной платы — почти в три раза (на 79%), валовые инвестиции в основной капитал — почти в четыре раза (на 81%). В рассматриваемой группе государственных предприятий главную роль играют смешанные предприятия, на которые в 1972 г. приходилось 53,4% добавленной стоимости, доля публично-правовых предприятий (группа «ЭНЭЛ» и некоторые другие) составляла 22,4, автономных— 19, муниципальных — 5,2%.
Как правило, для монополий государство устанавливает низкие цены и тарифы на продукцию контролируемых им предприятий и предоставляемые ими услуги.
В то же время государственные предприятия закупают продукцию частных монополий по относительно высоким ценам. Таким образом, государство перераспределяет прибавочную стоимость, создаваемую трудящимися на его предприятиях, в интересах монополий. Например, электростанции, принадлежащие «ЭНЭЛ», продают крупным частным промышленным предприятиям электроэнергию по цене 8,56 лиры за 1 кВт-ч, а населению— 31,69 лиры. Частным компаниям предоставлены льготные тарифы при перевозке грузов по железным дорогам и т. д. Предприятия, контролируемые министерством государственных участий, продают свою продукцию (сталь, прокат и многие другие товары) частным компаниям по низким ценам. Такая политика подрывает финансы государственных предприятий, ведет к снижению их рентабельности и увеличению зависимости от рынка ссудных капиталов, иностранных займов и государственных субсидий.
О финансовой деятельности государственных предприятий можно судить по их балансам. С 1959 по 1971 г. общая сумма баланса смешанных предприятий возросла с 4341 млрд. до 18340 млрд. лир. В пассиве их баланса за этот период доля долгосрочных и краткосрочных банковских кредитов повысилась с 26,6 до 33,4%, облигационных займов — сократилась с 13,7 до
10.8, участия частных компаний и лиц во владении акциями смешанных предприятий — с 12,5 до 5,4, внутренних накоплений (амортизационные отчисления, фонд социального страхования и другие фонды) — с 28 до
24.9, коммерческого кредита (поставщиков и прочие кредиты) — возросла с 12,7 до 16,4, чистых вложений государства — с 6,5 до 9,1%. В активе главную роль играют вложения в основной капитал. В 1971 г. актив баланса смешанных предприятий распределялся следующим образом: основной капитал — 66,7%, оборотный капитал — 27, прочие статьи — 6,3%. В консолидированном балансе смешанных предприятий прибыли отдельной строкой не выделяются.
Прибыли смешанных предприятий идут прежде всего на оплату дивидендов акционерам, процентов по облигациям и другим кредитам, налогов, на покрытие административных расходов. Часть остающейся прибыли (чистой прибыли) выплачивается казначейству в погашение дотаций и субсидий. Законом предусмотрено следующее распределение чистой прибыли группы ИРИ: 65%—казначейству, 20 — в обычный резерв, 15%—в специальный фонд, средства которого используются для повышения профессионального уровня персонала и выплат по социальному страхованию.
Смешанным предприятиям предоставлен ряд льгот. Так, их прибыли облагаются налогом на юридические лица по ставке 6,25%, тогда как нормальная ставка составляет 35%, а облигации освобождены от государственных и местных налогов. Государство обычно выступает гарантом при эмиссии облигаций смешанными предприятиями.
За 1968—1972 гг. эти предприятия имели чистую прибыль только первые два года, но размеры ее были очень скромны — 33 млрд. лир в 1968 г., 27,5 млрд. лир в 1969 г. В 1970—1972 гг. общая сумма убытков смешанных предприятий составила 243 млрд. лир.
С 1963 по 1972 г. спрос смешанных предприятий на финансовые средства возрос с 892 млрд. до 2789 млрд. лир. Основная часть средств, аккумулированных смешанными предприятиями, предназначена для капиталовложений (94,6%—в 1963 г., 82,2%—в 1972 г.). Спрос смешанных предприятий на финансовые средства удовлетворяется как за счет внутренних источников, так и внешних. Внутренние источники представлены самофинансированием и доходами от продажи активов. Внешние— вложениями государства в виде дотационных фондов, субсидий и средствами, привлекаемыми с денежного рынка. Смешанные предприятия активно выступают на рынке среднесрочных и долгосрочных капиталов, обращаясь за кредитами в специальные кредитные институты или размещая облигации и акции. Коммерческие банки также предоставляют им средства.
Значение каждого из этих источников в покрытии потребностей смешанных предприятий в финансовых средствах сильно колеблется по годам. Но преобладающую роль играют внешние источники финансирования, в особенности рынок ссудных капиталов. В 1972 г. потребности смешанных предприятий в финансовых средствах покрывались за счет самофинансирования — 20,8%, поступлениями от продажи активов — 2,4, дотациями государства—19,2, среднесрочными и долгосрочными кредитами — 38,1, эмиссией облигаций — 4,3, продажей акций—1,4 и краткосрочными кредитами банков — 13,8%. Таким образом, внешние источники составляли 76,8% потребностей в финансовых средствах, внутренние—23,2%.
Группа «ЭНЭЛ», созданная в связи с законом от 6 декабря 1962 г. о национализации электроэнергетики, осуществляет свою деятельность «под наблюдением» министерства промышленности в соответствии с директивами специального комитета министров. С самого начала «ЭНЭЛ» оказалась в тяжелом финансовом положении. В качестве компенсации за имущество национализированных компаний группа должна была выплатить в десятилетний срок начиная с 1 июля 1963 г. бывшим владельцам огромную сумму в 1700 млрд. лир, которая с учетом процентов (5,5% годовых) составила 2276 млрд. лир. К тому же государство не выделило «ЭНЭЛ» дотационного фонда. Положение усложнялось и тем, что тарифы на электроэнергию в течение длительного времени были заблокированы на уровне 1959 г., несмотря на рост издержек производства. «ЭНЭЛ» было дано право покрывать свои потребности в финансовых ресурсах путем эмиссии облигаций на национальном и международном рынках ссудных капиталов, гарантированных государством, а также за счет кредитов банков. Деятельность «ЭНЭЛ» характеризуется хронической убыточностью. До 1973 г. убытки покрывались за счет амортизационного фонда. В 1973 г., когда эта практика прекратилась, убытки составили 268 млрд. лир.
Государственные автономные предприятия, не имеющие юридической самостоятельности и управляемые соответствующими министерствами, пользуются финансовой автономией — имеют отдельный бюджет. Итоги их деятельности фигурируют в бюджетах соответствующих министерств и в государственном бюджете своим конечным сальдо. Бюджет автономных предприятий подразделяется на текущие доходы и расходы и на бюджет движения капиталов. Общий объем расходов консолидированного бюджета автономных предприятий в 1974 г. составил 4414 млрд. лир. В консолидированном бюджете государственной администрации и автономных предприятий на бюджет автономных предприятий приходилось около 11%. Около половины объема консолидированного бюджета автономных предприятий приходится на Автономную администрацию государственных железных дорог. Вся прибыль этих предприятий должна вноситься в бюджет. Однако на практике только деятельность Автономной администрации почт и телеграфа и Государственного предприятия телефонной службы приносит прибыль. В целом автономные предприятия убыточны.
Хронический дефицит наблюдается также у муниципальных предприятий. В Италии насчитывается 377 муниципальных предприятий с общим числом занятых 109 тыс. человек, причем на крупных предприятиях (с числом занятых не менее 400 человек или стоимостью основного капитала в 4 млрд. лир и более) в 1973 г. работало 92,3 тыс. человек. Инвестиции крупных ллуници-пальных предприятий в 1973 г. составили 83 млрд. лир, в том числе в транспорт — 34 млрд. лир, в электроэнергетику—19 млрд. лир, в сооружение водопроводных сетей — 17 млрд. лир, в газовое хозяйство — 6 млрд. лир. Совокупный дефицит крупных муниципальных предприятий увеличился с 268 млрд. лир в 1969 г. до 414 млрд. лир в 1973 г. Он покрывается как за счет субсидий из местных бюджетов, так и путем роста задолженности на рынке ссудных капиталов.